Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 14/ 07/ 21 Персона 21 Фильм «Москва слезам не верит» обвиняли в лакировке: такой карьеры, какую сделала героиня, в СССР сделать нельзя. Ф ильм Алексея Сахарова «Человек на своем ме- сте» в 70-х прозвучал как взрыв бомбы: в нем замшелых партийных «доверенцев» теснила дерзкая молодежь, и задача тако- го кино была провокационная— побудить новые поколения к са- мостоятельным решениям. Как режиссер Меньшов де- бютировал фильмом тоже более чем впечатляющим. Его «Розы- грыш» долго не сходил с экранов и до сих пор не потерял своей актуальности, даже злободнев- ности. Его «Москва слезам не ве- рит» удостоена «Оскара» и стала визитной карточкой тогдашней России. «Любовь и голуби» стали любимейшимфильмом россиян, а «Ширли-мырли» заставил сме- яться сквозь слезы. «Зависть бо- гов» полнее всех отразила пере- ломный момент в жизни страны. Фильмы очень многое гово- рят о режиссере, но что в дей- ствительности он думал, о чем мечтал, что хотел бы изменить. На эти вопросы Владимир Меньшов не раз отвечал в ин- тервью «Российской газете». Мы собрали самые важные высказы- вания режиссера о его фильмах, нашей жизни и будущем россий- ского кино. Любить не по уставу — Вы как-то сказали: возвра- щается сословное мышление. Но при советах тоже были сословия, да еще какие! Вас не пустили даже «Оскара» получить, а поехал кто- то другой, из того сословия, кото- рому ездить было положено. Кто, кстати, это был? — Наш атташе по культуре Дюжев. На мировые премьеры картиныменя тоже не пускали. Я спрашивал: что же я натворил? И после уклончивых ответов типа «меньше надо трепаться» удалось выйти на КГБ в лице Филиппа Денисовича Бобкова. Он и рас- сказал, что на меня лежат доносы от коллег, на которые «органы» обязаны реагировать. Доносы примитивные: мол, я восторгал- ся тем, как все хорошо в загра- ничных магазинах. Этого было достаточно, чтобы стать «невы- ездным». А фильм шел по миру как визитная карточка совет- ского образа жизни. Поверьте, нет у меня личных счетов: мол, сволочи, испортили мне жизнь! Но этот инцидент остается при- мером бреда, до которого систе- ма себя довела. А о сословности я говорю как о привычке делить людей по крови и рождению. — Невозможно не заметить сарказм, с которым в ваших филь- мах поданы советские нравы, где человек не имеет права любить не по уставу. — Критический взгляд был и в фильме «Москва слезам не верит», и в «Розыгрыше». «Ро- зыгрыш» — это противостояние прагматика Комаровского и мальчика, который романтичен и открыт миру. Комаровский, по фильму, был неправ, и я по- лучил ощутимый удар от крити- ков, которых такая позиция не устраивала. В фильме «Москва слезам не верит» общество уже было четко разделено на «народ» и «элиту». И «элита» фильм не приняла. Его обвиняли в лаки- ровке: мол, такой карьеры, ка- кую сделала героиня, в СССР сделать нельзя. Я это слушал и понимал: сложилась концепция, по которой честный человек здесь выжить не может. И если в центре фильма баба, то надо по- казать, под кого она легла, чтобы стать директором завода, с кем договорилась и как по блату про- лезла в руководство. Снимая для миллионов —Работая над фильмом, вы, в принципе, думаете над тем, как его воспримет зритель? — Всегда об этом думал и ду- маю. В свое время я всерьез уве- ровал в посыл, с которым к нам, будущим актерам и режиссерам, обращались педагоги. Вам дается трибуна для обращения к мил- лионам, говорили они, вы долж- ны найти для этих миллионов нужные слова, вы должны ощу- щать ответственность. Я принял эту позицию как свою и долго не понимал, как можно снимать картины, явно не предназначен- ные для широкого круга зрите- лей, и еще гордиться этим. Меня, конечно, тоже тянуло к кино ин- теллектуальному, авторскому, но так счастливо складывались обстоятельства, что в руках вдруг оказывался сценарий, скажем, «Москва слезам не верит», и я думал: а почему нет? Это же о моей юности. Я пробовал — и получалось. —Сегодня в кинотеатры, даже на популярнейшие блокбастеры, ходит на порядок меньше людей, чем 30 лет назад. — Думаю, даже на два по- рядка. Зачем сегодня идти в ки- нотеатр, если кино можно и по телефону посмотреть, на улице, на ходу? Да и фильмов выходит столько, что ситуацию времен моей юности, да и зрелости, когда выход фильма становился общественным событием, ког- да не посмотреть новое кино, не поддержать разговор о нем было неприличным, и не пред- ставишь. Удержать зрителя — Можно ли сделать россий- ское кино коммерчески успеш- ным? Чего ждет от кино зритель — доброты, любви, экшна? — Нет человека, не начинав- шего кино с расчетом на успех. Даже Тарковский считал, что если бы ему дали шанс, он по- бил бы все рекорды. У «Горько!» был большой кассовый успех, они потратили полтора миллио- на, а собрали чуть ли не двадцать пять. Оригинальный сценарий, не обычная наша калька с амери- канских молодежных лент. Кста- ти, по-моему, рьяный интерес к американскому кино в обществе, мне кажется, поутих. Согласи- тесь, видно же, как это сделано. Да, есть кино достойное, но на- шим-то людям нужна наша куль- тура, наши герои, актеры, режис- серы, наше понимание мира... —Наши темы... —Я в этом уверен. Мы долж- ныименно тут искать себя, и ког- да мы нащупаем свои точки со- прикосновения с современным зрителем, мы поймем, как его вытащить в кинотеатр, удержать два часа в зрительском кресле. Найти ориентиры — Какие традиции советского прошлого мы должны были про- должить? — Все, чему меня учили в школе, было правильно: нас воспитывали гражданами, па- триотами, хорошими людьми. Для этого существовала масса организаций — пионерия, ком- сомол, молодежные клубы, нас учила прекрасная литература. Сейчас потеряны ориентиры, и общество не понимает, что движется к катастрофе. Точно так же в свое время Николай II не понимал, что страна идет к краху, хотя в массах уже вовсю полоскали имя царя. КПСС не понимала. Теперь не хотим по- нять мы. Не хотим учиться на собственном опыте. А этот шанс упущен: все тупо ненавидят со- ветское время. Вот это неумение отделить в прошлом преступное от того, что действительно было завоеванием системы, и привело к той России, которую мы те- перь имеем: она превращается в государство седьмого сорта. Как-то в телепередаче я спросил школьников: кто хочет жить в России? Треть сказала, что хочет уехать! Если у родителей появ- ляется возможность, они валят отсюда. И я серьезно опасаюсь, что XXI век Россия не пережи- вет —превратится в территорию, куски которой будут постепенно отпадать. —На что же надежда? —Моя надежда и мое чувство говорят мне, что такое произой- ти не может. По отношению к нашему сегодняшнему знанию это чувство ирреально. Но жизнь неожиданнее, смешнее, талант- ливее наших придумок. Не знаю, куда нас вывезет и когда в нашем сознании может случиться пере- ворот. Мы рассчитываем только на ту парадигму, в которой сей- час существуем. Фото: Евгения Смолянская/РГ Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» В СВОЕ ВРЕМЯ Я ВСЕРЬЕЗ УВЕРОВАЛ В ПОСЫЛ, С КОТОРЫМ К НАМ, БУДУЩИМ АКТЕРАМ И РЕЖИССЕРАМ, ОБРАЩАЛИСЬ ПЕДАГОГИ. ВАМ ДАЕТСЯ ТРИБУНА ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ К МИЛЛИОНАМ, ВЫ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ДЛЯ ЭТИХ МИЛЛИОНОВ НУЖНЫЕ СЛОВА, ВЫ ДОЛЖНЫ ОЩУЩАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Я ПРИНЯЛ ЭТУ ПОЗИЦИЮ КАК СВОЮ И ДОЛГО НЕ ПОНИМАЛ, КАК МОЖНО СНИМАТЬ КАРТИНЫ, ЯВНО НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЗРИТЕЛЕЙ, И ЕЩЕ ГОРДИТЬСЯ ЭТИМ Владимир Меньшов Есть американское кино достойное, но нашим людям нужна наша культура, наши герои, актеры, режиссеры, наше понимание мира... СЛОВА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ Владимир Меньшов, по словам тех, кто его знал, был человеком чести, откровенным, прямолинейным и всегда честным с другими и самим собой. Его первая большая роль в кино — молодого механизатора, который сам себя предлагал в председатели колхоза, — тоже была прежде всего поступком. Наталья Лебедева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz