Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№ 7 (26291) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 Круг чтения О ЛЮБВИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ван Есаулов часто бы- вал в нашем городе. Он участвовал в конферен- ции «Толстой и Солженицын: диалоги в непрошедшем време- ни» и других научных форумах, проходивших в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанско- го. Его доклады всегда собирали большую аудиторию, вызывали живой отклик у слушателей. Ломая стереотипы Особенно запомнились лек- ции Есаулова, с которыми он выступал перед студентами педа- гогического университета. Они поразили слушателей глубоким знанием творчества Пушкина, Достоевского, Блока, Горького. Общаясь с аудиторией, ученый мастерски ломал стереотипы, сложившиеся еще в то время, когда в литературоведении го- сподствовал поверхностный со- циологический подход. Во время лекции студенты заново откры- ли для себя творчество великих писателей, в ином свете увидели героев известных произведений. Неслучайно и в публичных выступлениях, и в научных ра- ботах Иван Есаулов так часто говорит о понимании. Согласи- тесь, современники Пушкина воспринимали роман «Евгений Онегин» иначе. Они живее ощу- щали бытовые детали, тогда как нам нужно включать вообра- жение, чтобы представить, на- пример, лорнет. В то же время понять всю глубину этого про- изведения можно только на рас- стоянии, взглянув на него сквозь временной пласт, который отде- ляет сегодняшнего читателя от эпохи Пушкина. По мнениюИвана Есаулова, русскую литературу невозможно понять вне библейских корней. На этом положении основы- вается методика филологиче- ского анализа, которую ученый последовательно применяет в своих книгах. Потому Есаулов и говорит о «новом понимании русской классики», которое он противопоставляет старому под- ходу, игнорировавшему еван- гельский контекст в творчестве писателей. Внимание к деталям Новые книги Ивана Есулова продолжают огромную работу, которую он вел на протяжении нескольких десятилетий. Первая из них—«Олюбви. Радикальные интерпретацiи» — опирается на мысль академика СтепанаШевы- рева, сказавшего, что «без любви и знать ничего невозможно», а уж тем более понимать. Именно с этих позиций автор пытается понять известные произведения русских классиков, проникнув в глубину авторского замысла. В поле зрения Есаулова попали такие произведения, как «Бед- ная Лиза» Николая Карамзина, «Тарас Бульба» Николая Гого- ля, «Станционный смотритель» Александра Пушкина, «После бала» Льва Толстого. Ученый с присущим ему пристальным вниманием к ху- дожественным деталям после- довательно проводит мысль об укорененности этих произведе- ний в духовной традиции отече- ственной культуры. В трагиче- ском исходе согрешившей Лизы, не совладавшей с охватив- шим ее страстным порывом, нет ничьей вины. Эраст и не помышлял соблазнить дове- рившуюся ему наивную кре- стьянку. Напротив, Андрий, из гоголевской повести «Тарас Бульба», в отличие от героя по- вестиКарамзина, сампринима- ет решение остаться с очаровав- шей его прекрасной полячкой, а затем и строит планы на се- мейную жизнь в любви и согла- сии. Тем самым он совершает предательство по отношению к запорожцам, с которыми пришел под город Дубно. Используя фи- лигранно настроеннуюдуховную оптику, Иван Есаулов выдвигает положения, неожиданные для читателей, педагогов и иссле- дователей, но концептуально обоснованные в контексте цен- ностных представлений науки об искусстве слова. Любовь — это не столько развлечения истомив- шейся от нерастраченных чув- ственных сил натуры, сколько нравственная ответственность каждого за свой выбор. Чудо из чудес Затем автор переходит к рас- смотрениювоплощенной в пере- ложении Ипполита Богдановича древней повести о Душеньке, прошедшей через множество не- счастий и прощенной Венерой. Раздел главы о произведениях на тему любви в литературе XVIII века назван весьма емко «Чудо из чудес». В книге делается вывод, что человек того времени и пред- ставитель «железного» XIX века по-разному относились к любви. Самсон Вырин из пушкинско- го «Станционного смотрителя» так и не смог поверить в «чудо из чудес» — в счастье своей до- чери с Минским. Он не нашел в себе сил войти в мир челове- ка, выстроенный по совершенно иным, нежели его скромненькое пристанище, параметрам. Воз- вращение отнюдь не «блудной» дочери пронизывает светом фи- нал повести. Это произведение Пушкина существенно расши- ряет представления о духовной природе человека, не подлежа- щей исчислениюв каких бы то ни было координатах. Сколько поколений школь- ников читали толстовский рас- сказ «После бала», причем он подавался как наглядный при- мер критико-обличительной направленности позднего твор- чества писателя. Но Есаулов убе- дительно показывает духовную немощь Ивана Васильевича, не удержавшего всколыхнувшееся в Прощенное воскресенье чув- ство к Вареньке. Представшее его взору наказание виновного в нарушении воинского устава солдата мало что значит. Оно только подтверждает силу ма- териального начала, получив- шего безграничную власть над человеком. Герой этого расска- за буквально измельчает свой внутренний мир, отрешается от любви. Пасхальность русской словесности В книге «Пасхальность рус- ской словесности» (первое из- дание) Есаулов последовательно отстаивет главную свою идею. Русская классика, по его мне- нию, вписана в контекст «боль- шого времени», неразрывно связана с духовной традицией Восточной Церкви. Автор пред- ложил новый взгляд на творче- ство Толстого и Достоевского и других писателей, чье наследие долгие годы искажалось в угоду идеологии. Но второе издание «Пас- хальности русской словесности» будет интересно даже тем чита- телям, кто уже держал в руках прежнюю книгу. Дело в том, что Иван Есаулов дополнил свою работу новыми материалами. В книге, например, появился раздел «Мимесис, катарсис, па- рафразис в последнем пушкин- ском цикле». Это, по сути, новый взгляд на творчество великого поэта, чьи произведения явились откровением о тайнах духовной природы человека. Если же современная наука о литературе сосредоточена на понимании христианских доми- нант в наследии русских класси- ков, то необходимо и обновление теоретической базыфилологиче- ского исследования. Это главная задача, которую решает в своей книге знаменитый ученый. Иван Есаулов, шагнувший к академическим высотам миро- вой науки с Ачинского глино- земного комбината, где работал перед поступлением в Кеме- ровский университет, осознает непреложную ответственность литературной науки за духовную безопасность русского народа и прилагает огромные усилия, что- бы сохранить культурную тради- цию Отечества. Фото из архива автора Русскую литературу невозможно понять вне библейского контекста. На этом положении основывается методика филологического анализа, которую Иван Есаулов последовательно применяет в своих книгах. Книги изданы в дореформенной орфографии НАША СПРАВКА Иван Есаулов в 1983 году закончил Кемеровский государственный университет, в 1989 году защитил кандидатскую в МГУ, а в 1996 — докторскую в МПГУ; ● профессор Литературного института имени Горького, член Русской Академической Группы в США, Международ- ного общества Достоевского и Союза писателей России; ● автор 11 монографий, более 300 статей по истории русской литературы и методологии гуманитарных исследований; ● награжден Золотой Пушкинской медалью за вклад в развитие русской филологии. В ушедшем году вышли в свет сразу две книги известного литературоведа Ивана Есаулова — «О любви. Радикальные интерпретацiи» и «Пасхальность русской словесности», изданные в дореформенной орфографии. Они, безусловно, стали знаковым событием в гуманитарной сфере. Александр Кондратьев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz