Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
19 № 76/26360 / 25 ИЮНЯ 2021 Липецкая газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение. Начало на 17-й стр. 1.5. Индекс роста МСП Липецкой области по итогам 3 кв. 2020 года Благодаря развитию технологий сбора, обработки и хранения информации, большинство развитых и развивающихся стран переходят к активному использова- нию в государственном управлении «больших данных», которые дополняют класси- ческую систему статистики и опросные методы, и с учётом которых, сегодня прини- маются основные решения в денежно-кредитной, налогово-бюджетной, тарифной, регуляторной, территориально-отраслевой политике. Сегодня мы можем создать новую среду доверия, основанную на максимально оперативных и достоверных цифрах – больших данных ФНС, ФТС, банковской систе- мы, социальных фондов, коммерческих платформ и пр. Особенно важно, что данные максимально оперативны, могут предоставляться практически в режиме «онлайн», что в огромной степени отличает их от данных Рос- стата, который предоставляет данные с различной задержкой в зависимости от по- казателя от месяцев до года. Для расчета значений Индекса используются следующие показатели: • Данные банковской статистики о состоянии сектора МСП (изменение средних объемов поступлений на р/c одного субъекта МСП, изменение числа рабочих мест на 1 субъект МСП, изменение объема ФОТ по МСП на 1 занятого) • Опросные показатели (опрос предпринимателей относительно изменений фак- торов, влияющих на ведение бизнеса). • Статистические показатели по данным реестра МСП ФНС России (изменение количества субъектов МСП, изменение количества занятых у субъектов МСП, изме- нение количества вновь зарегистрированных микропредприятий) – применяется справочно. • Данные о отраслевой структуре сектора МСП Росстата России — применяют- ся справочно. Статистические показатели, используемые в расчете значений Индекса: 1. Изменение поступлений на расчетные счета МСП в пересчете на один субъект МСП, с весом 0,2. Средний объем поступлений на расчетные счета одного субъекта МСП рассчиты- вается как отношение суммарного объема поступлений на расчетные счета субъек- тов МСП по исполненным платежным поручениям за отчетный период к количеству субъектов МСП с хотя бы одним аналогичным поступлением за отчетный период. 2. Изменение объема фонда оплаты труда МСП на 1 занятого, с весом 0,4. Объем ФОТ МСП на 1 занятого рассчитывается как отношение суммарного объема ФОТ по всем субъектам МСП за отчетный период к количеству уникальных физических лиц с зарплатными начислениями от субъектов МСП за отчетный период. 3.Изменение численности физических лиц с зарплатными начислениями на 1 субъект МСП, с весом 0,4. Численность физических лиц с зарплатными начислениями на 1 субъ- ект МСП рассчитывается как отношение количества уникальных физических лиц с зар- платными начислениями от субъектов МСП за отчетный период к количеству субъектов МСП с хотя бы одним аналогичным поступлением за отчетный период. Ключевые факторы роста Индекса в III квартале по отношению ко II кварта- лу 2020: • Рост выручки в среднем на 1 МСП составил (+2,3 % относительно II квартала) — в результате отложенного спроса и снятия ограничений, вызванных пандемией коро- навирусной инфекции. Относительно аналогичного периода прошлого года выручка на 1 МСП выросла на 19,1 п. • Рост среднего объема ФОТ на 1 занятого (+2,9% относительно II квартала) — связан со снижением налоговой нагрузки на ФОТ с 30% до 15%. При этом в целом ФОТ по итогам 3 квартала относительно 3 кв .2019 г. вырос на 5,2 п. • Среднее число рабочих мест на 1 предприятие на протяжении 2020 года посте- пенно росло (от — 4,4 п. до -0,9 п.), но все еще ниже уровня 2019 г. По итогам III квар- тала относительно II квартала 2020 г число занятых на 1 МСП изменилось незначи- тельно (+1,5%). Удержание Индекса Роста МСП по итогам III кв. в зоне «умеренного роста», близ- кого к стагнации обусловлено падение выручки и числа занятых на 1 среднее пред- приятие в регионе. В 13 из 21, представленных в регионе видов деятельности МСП, наблюдаются поло- жительные значения Индекса Роста МСП. Лидеры –производители прочей неметалличе- ской минеральной продукции (стекло, стройматериалы и пр.), разработка компьютерно- го программного обеспечения и деятельность в области здравоохранения. По размеру предприятий в III кв. 2020 г. максимальный вклад в рост значений по выручке на 1 МСП и числу занятых на 1 МСП внесли малые предприятия. Прирост ФОТ на 1 занятого обеспечили средние предприятия, несмотря на падение выручки и числа занятых. МСП Выручка на 1 МСП (индекс, 3 кв. 2020) ФОТ на 1 занятого (индекс, 3 кв. 2020) Число занятых на 1 МСП (индекс, 3 кв. 2020) Данные о выручке на 1 МСП, за 3 квартал, руб. (прирост, % к 2 кв. 2020) Данные о ФОТ на 1 МСП, за период в мес., руб. (прирост, % к 2 кв. 2020) Данные о числе занятых на 1 МСП, чел (прирост, % к 2 кв. 2020) Микропред- приятия +14,9 п. +7,4 п. +2,1 п. +10,6% +1,5% +0,3% Малые предприятия +50,0 п. +14,4 п. +29,5 п. -6,4% +8,6% +2,6% Средние предприятия -44,6 п. +29,7 п. -18,6 п. -3,0% +6,0% -3,1% В целом, по итогам III кв. 2020 г. значения Индекса Роста МСП в Липецкой обла- сти приблизились к средним значениям по группе регионов и по России. Значения выручки на 1 МСП внесли наибольший вклад в формирование значений Индекса Ро- ста МСП в регионе. -50 ≤ Индекс < -40 -40 ≤ Индекс < -20 -20 ≤ Индекс < 5 -5 ≤ Индекс ≤ 5 5 < Индекс ≤ 20 20 < Индекс ≤ 40 40 < Индекс ≤ 50 Кризис Депрессия Спад Стагнация Умеренный рост Расцвет Взрывной рост Раздел 2. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области 2.1. Структура института Уполномоченного в Липецкой области Организационная инфраструктура деятельности регионального института вклю- чает в себя Уполномоченного и его аппарат как самостоятельный государственный орган Липецкой области, общественных представителей и экспертов, оказывающих юридическую помощь по системе pro bono publicо. С 2020 года функционирует общественная приемная Уполномоченного при Пре- зиденте РФ по защите прав предпринимателей. Правовые основы работы института уполномоченного по защите прав предпри- нимателей закреплены в Федеральном законе «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 № 78-ФЗ, Законе Ли- пецкой области № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимате- лей в Липецкой области», который, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Рос- сийской Федерации», определяет правовое положение, основные задачи, компе- тенцию, порядок назначения на должность и порядок досрочного прекращения пол- номочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области. В рамках регионального законодательства должность Уполномоченного являет- ся государственной должностью Липецкой области. Уполномоченный назначается на должность Липецким областным Советом депутатов по согласованию с Уполномо- ченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28.03.2020 №1107- пс Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Липецкой области назна- чен Бабанов Александр Александрович. В соответствии с Законом Липецкой области от 6 апреля 2007 г. № 46-ОЗ «О Ре- естре должностей государственной гражданской службы Липецкой области» (раздел 9 Приложения) в перечень должностей в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области входят должности категории специалисты, относящиеся к ведущей группе должностей. Аппарат Уполномоченного осуществляет правовое, организационное, научно- аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполно- моченного. Информация о деятельности Уполномоченного размещается на официаль- ном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В 2020 году аппарат Уполномоченного не претерпел структурных изменений. В настоящее время, помимо Уполномоченного, в аппарате работают три сотрудника, замещающие должности государственной гражданской службы Липецкой области категории «специалисты» (два главных консультанта и один консультант). Основными формами работы аппарата Уполномоченного являются: — прием, учет, рассмотрение жалоб и обращений субъектов предприниматель- ской деятельности, поступивших на имя Уполномоченного; — правовая экспертиза жалоб и обращений, сбор и анализ необходимых для их рассмотрения документов, подготовка заключений, формирование правовой пози- ции по результатам рассмотрения, подготовка итоговых ответов; — подготовка и направление информации в органы государственной власти Липец- кой области, органы местного самоуправления, в правоохранительные и иные органы; — подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов, затрагиваю- щих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности; — взаимодействие с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, предоставление запрашиваемой ин- формации, отчетов, материалов и сведений; — взаимодействие с государственными органами Липецкой области, органами местного самоуправления, правоохранительными органами власти, их должностны- ми лицами, предпринимательским сообществом, федеральными, областными и рай- онными средствами массовой информации; — выезды в муниципальные образования области для консультирования субъек- тов предпринимательской деятельности по существующим у них проблемам; — организация совещаний, заседаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Липец- кой области; — подготовка официальных сообщений, информационно-аналитических матери- алов, относящихся к деятельности Уполномоченного; — планирование и подготовка проведения рабочих встреч, поездок и телефон- ных переговоров Уполномоченного. 2.2. Общественные представители Уполномоченного В целях содействия в осуществлении деятельности Уполномоченного на терри- тории муниципальных образований Уполномоченный вправе назначать обществен- ных представителей. Общественные представители по поручению Уполномоченного имеют право: а) принимать и передавать Уполномоченному адресованные ему письменные об- ращения и материалы; б) присутствовать при проведении компетентными органами, учреждениями и должностными лицами проверок по фактам нарушения или несоблюдения прав, сво- бод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности по согла- сованию с данными органами, учреждениями, должностными лицами; в) готовить проекты документов, связанных с деятельностью Уполномоченного; г) вносить Уполномоченному предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Липецкой области; д) оказывать помощь в подготовке ежегодного и специальных докладов Уполно- моченного о состоянии прав, свобод и законных интересов субъектов предпринима- тельской деятельности; е) осуществлять правовое просвещение населения по вопросам реализации прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения и защиты; ж) принимать участие в конференциях, совещаниях и семинарах, «круглых сто- лах», касающихся защиты прав, свобод и законных интересов субъектов предприни- мательской деятельности; з) получать консультацию по вопросам, касающимся защиты прав, свобод и за- конных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и методическую литературу. 4.2. Общественные представители обязаны: а) незамедлительно информировать Уполномоченного обо всех ставших извест- ными им фактах нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов предпри- нимательской деятельности; б) соблюдать конфиденциальность информации о коммерческой тайне, персо- нальных данных граждан, ставшей им известной в связи с осуществлением своей де- ятельности. Закреплено, что общественные представители осуществляют свою деятельность добровольно на общественных началах без выплаты вознаграждения и оплаты их де- ятельности. Срок их полномочий ограничен сроком полномочий Уполномоченного. В 2020 году были привлечены 6 человек и на 31 декабря 2020 года Уполномочен- ным были согласованы и назначены следующие общественные представители Упол- номоченного: 1) Иголкин Виталий Викторович — по защите прав предпринимателей в сфере промышленности (генеральный директор ООО «Импульс); 2) Сысолятин Артём Игоревич — по защите малого и среднего предприниматель- ства (генеральный директор ООО «Ай Ти Сервис);; 3) Редькина Мария Дмитриевна — по защите прав предпринимателей в сфере ту- ризма (ИП Редькин М.Ю. турагентство «Слетать. ру). 4) Соколов Дмитрий Викторович — по вопросам защиты прав предпринимателей в налогообложения (юр. фирма «Соколов и партнеры»). 5) Ефанова Ира Викторовна – по вопросам, связанным с уголовным преследова- нием предпринимателей (пенсионер). 6) Воронов Сергей Викторович — по защите прав предпринимателей в сфере частной охранной деятельности (директор ООО «Зубр»). 7) Осипов Игорь Алексеевич — по защите прав предпринимателей в сфере част- ной охранной деятельности (директор ООО «Зубр-Юстиция»). Общественные представители являются важным элементом в системе защиты и под- держки предпринимателей на местах, способствуют оперативному мониторингу состо- яния бизнес — климата в муниципальных образованиях, расположенных на территории Липецкой области, и обеспечивают необходимое взаимодействие с Уполномоченным предпринимателей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов. В настоящее время продолжается работа по подбору кандидатур для назначения общественных представителей Уполномоченного, а также по открытию обществен- ных приемных на территории муниципальных образований Липецкой области. 2.3. Эксперты pro bo№o publicо Важным элементом института Уполномоченного является взаимодействие Упол- номоченного с ведущими в своей сфере специалистами и экспертами на условиях «pro bono» (от лат. «pro bono publico» — ради общественного блага). Форма Pro bono берет свое начало в Америке, где частные юрфирмы начали бес- платно помогать бедным еще в конце XIX века. Такая форма благотворительности, как Pro bono набрала обороты в 60-х годах прошлого века и развивалась главным об- разом в англо-саксонском правовом мире. Американская ассоциация юристов реко- мендует проводить за благотворительной работой не меньше 50 часов в год, а в Ан- глии с 2002 года отмечается неделя Pro bo№o, которая поощряет и популяризирует бесплатную юридическую помощь. Для России, понятие «pro bo№o» сравнительно новое, применяется для описания деятельности по оказанию профессиональными специалистами (юристами, аудитора- ми, экспертами и т.п.) помощи на добровольной и безвозмездной основе ради обще- ственного блага благотворительным, общественным и иным некоммерческим органи- зациям, а также частным лицам. Помощь предоставляется на том же профессиональ- ном уровне, на котором осуществляется оказание платной юридической помощи. Взаимодействие с экспертами и специалистами на принципах «pro bono» осу- ществляется на основе соглашений о безвозмездной экспертной правовой помощи, в рамках которых эксперты на добровольной общественной основе оказывают со- действие Уполномоченному в подготовке правовой позиции по жалобам и обраще- ниям предпринимателей, способов защиты и восстановления нарушенных прав и за- конных интересов субъектов предпринимательской деятельности. В свою очередь, Уполномоченный обеспечивает распространение информации об Эксперте и его деятельности на публичных официальных тематических меропри- ятиях и публикациях, посвященных обращениям, над которыми работает Эксперт. Распространение информации направлено на информирование общественности об оказываемой Экспертом помощи в целях формирования и поддержания положитель- ной репутации Эксперта в профессиональной и общественной среде. В 2020 году продолжилось дальнейшее привлечение экспертов pro bo№o и на настоящий момент заключено 8 соглашений о безвозмездной правовой помощи со следующими экспертами: 1. Крылов Александр Юрьевич – эксперт в сфере земельно – имущественных от- ношений (ООО «Юридическое агентство «ДЕ-ФАКТО»); 2. Шайденко Андрей Яковлевич – эксперт в сфере налоговых споров, оспарива- нии неправомерных действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления, проверки СМП при осуществлении государ- ственного контроля (надзора) и муниципального контроля, уголовного преследова- ния субъектов предпринимательской деятельности (адвокат Адвокатской палаты Ли- пецкой области); 3. Соколов Дмитрий Викторович – эксперт в сфере налоговых споров, оспарива- нии неправомерных действий (бездействия) органов государственной власти или ор- ганов местного самоуправления, проверки СМП при осуществлении государственно- го контроля (надзора) и муниципального контроля, оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов (юридическая компания «Соколов и партнеры). 4. Втюрин Александр Николаевич – эксперт в сфере сельского хозяйства и зе- мельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды (адвокат Ад- вокатской палаты Липецкой области); 5. Дубровских Валерий Николаевич – эксперт в рамках гражданских и уголовных правоотношений с осуществляющими на территории Липецкой области органами государственной власти и местного самоуправления, Прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ на предмет законности их действий (бездействия) (адвокат Адвокат- ской палаты Липецкой области)); 6. Лобеев Максим Сергеевич – эксперт по направлению оценки действий (бездей- ствия) осуществляющих на территории Липецкой области структурных подразделений МВД РФ, прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, органов власти и местного са- моуправления (адвокат ННО «Коллегия адвокатов «Адвокатское партнерство»). 7. Ефанова Ира Викторовна – эксперт в сфере уголовного преследования пред- принимателей. 8. Сурский Сергей Юрьевич – эксперт в сфере энергетики и естественных моно- полий, по вопросам договорных отношений регулируемых ГК РФ, по вопросам «Гос- заказа» (адвокат Адвокатской палаты Липецкой области). В условиях ограниченности собственных штатных ресурсов, привлечение Упол- номоченным экспертов из различных отраслей права позволило осуществлять защи- ту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятель- ности на высоком профессиональном уровне. По итогам 2020 года эксперты Уполномоченного содействовали рассмотрению жалоб предпринимателей, направив свои правовые заключения в рамках соглаше- ний о безвозмездной экспертной правовой помощи. Помимо этого, эксперты pro bono Уполномоченного оказали содействие при под- готовке замечаний и предложений по публичным консультациям областных и муни- ципальных проектов НПА в рамках проведения оценки регулирующего воздействия в целях выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникнове- нию необоснованных расходов вышеуказанных субъектов и бюджетов субъектов РФ, а также действующих НПА. Среди наиболее значимых примеров взаимодействия с экспертами pro bo№o можно отметить следующие: 1) В рамках рассмотрения обращения учредителя ООО «17 ПРАВИЛ» Д.В. Сали- мова Уполномоченным был направлен запрос о предоставлении экспертного мнения в адрес адвоката Адвокатской палаты Липецкой области М.С. Лобеева. Уполномоченный попросил эксперта подготовить заключение на предмет обосно- ванности привлечения Д.В. Салимова к уголовной ответственности ч. 3 ст. 159 УК РФ. Подготовленное экспертом заключение легло в основу обращения Уполномочен- ного в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимате- лей Б.Ю. Титова с просьбой оказать поддержку в прекращении уголовного преследо- вания предпринимателя. 2) В рамках рассмотрения обращения ООО «Архипелаг» Уполномоченным был направлен запрос о предоставлении экспертного мнения в адрес адвоката Адвокат- ской палаты Липецкой области А.Я. Шайденко. Уполномоченный попросил эксперта подготовить заключение на предмет обо- снованности составленного налоговым органом акта налоговой проверки. Подготовленное экспертом заключение легло в основу позиции Уполномоченно- го, высказанной им в рамках рассмотрения материалов выездной налоговой провер- ки в отношении заявителя. 3) В рамках рассмотрения коллективного обращения предпринимателей (арен- додателей) из различных торговых центров об отказах арендодателей от снижения арендной платы по действующим договорам, в связи с введением ограничительных мероприятий из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Упол- номоченным был направлен запрос о предоставлении экспертных мнений в адрес адвокатов Адвокатской палаты Липецкой области Максима Лобеева и Андрея Шай- денко, а также юриста Дмитрия Соколова, учредителя Юридической компании «Со- колов и Партнеры». Уполномоченный попросил экспертов подготовить заключения на предмет воз- можности расторжения договоров аренды, а также уменьшения задолженности по арендной плате за периоды «неработы» торговых точек. Подготовленные экспертами заключения легли в основу мнения Уполномочен- ного, в результате которого в свою пользу предприниматели разрешили имеющиеся споры с арендодателями. 4) В рамках рассмотрения законопроекта был направлен запрос о предоставле- нии экспертного мнения юриста Дмитрия Соколова, учредителя Юридической ком- пании «Соколов и Партнеры» на проект внесения изменений в решение Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019г. № 1019 «О Правилах благоустройства территории города Липецка». Уполномоченный попросил эксперта подготовить заключение на предмет нали- чия в проекте норм, положения которых могут нести избыточную административную нагрузку для субъектов предпринимательской деятельности и приводить к их необо- снованным расходам. Подготовленное экспертом заключение легло в основу позиции Уполномоченно- го, по результатам рассмотрения которого принятие законопроекта было приоста- новлено. По итогам 2020 года Аппарат Уполномоченного выражает благодарность всем экспертам pro bono за оказанную в рамках соглашений помощь. Аппарат Уполномоченного продолжает работу по расширению круга профессио- нальных экспертов рro bono Уполномоченного и открыт для сотрудничества с квали- фицированными специалистами из различных сфер деятельности. 2.4. Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по за- щите прав предпринимателей в Липецкой области С целью поддержки субъектов предпринимательской деятельности в период восста- новления их деятельности от пандемии по Covid-19, а также во исполнение приказа Упол- номоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей № 12-Пр от 8 мая 2014 года, 23 июня 2020 года состоялось открытие Общественной приемной Упол- номоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей на базе Центра Липецкой области «Мой бизнес». Уполномоченным и директорм АНО «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Липецкой об- ласти» было подписано соответствующее соглашение о взаимодействии. Рассмотрение жалоб и обращений предпринимателей по различным вопросам, включая пострадавших от ограничений в период пандемии по новой коронавирусной инфекции, сопровождалось их совместным рассмотрением с адвокатами Адвокат- ской палаты Липецкой области и коллегами Центра «Мой бизнес». Взаимодействие через адвокатов региона было выбрано как наиболее действен- ный способ по вопросам защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, о чем с Президентом Адвокатской палаты Липецкой области Валенти- ной Артемовой было подписано соглашение о сотрудничестве. Финансирование мероприятий осуществлялось на основании приказа Министер- ства экономического развития РФ от 14.09.2019 года № 125 «Об утверждении Требо- ваний к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федера- ции, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечива- ющих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входя- щих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и под- держка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к органи- зациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего пред- принимательства» и заключенного соглашения о взаимодействии Уполномоченно- го с директором Центра «Мой Бизнес» за счет средств субсидии, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства в регионе. Она включила в себя консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности субъек- тов предпринимательской деятельности и их представительства в судах. За бесплатными юридическими консультациями обратились 46 предпринимателей региона. О желании представить свои интересы с помощью бесплатных адвокатов в су- дах заявили 11 предпринимателей, 5 из них уже восстановили свои права по решени- ям судов. Основные вопросы, по которым оказывались консультации — урегулирование арендных отношений, оспаривание кадастровой стоимости недвижимости и др. Раздел 3. Защита и восстановление нарушенных прав предпринимателей 3.1. Количественные и качественные показатели работы с обращениями Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на терри- тории Липецкой области. Для этих целей Уполномоченный использует комплекс мер, предоставленных действующим законодательством. Осуществление данной работы происходит в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорными и пра- воохранительными органами, институтами гражданского общества. Основным источником информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности являются обращения и жалобы, по- ступающие в адрес Уполномоченного. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Липецкой области от 05.06.2014 г. №290- ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» Упол- номоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, за- регистрированных на территории Липецкой области, и жалобы субъектов предпринима- тельской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на террито- рии Липецкой области, на решения или действия (бездействие) органов государствен- ной власти Липецкой области, территориальных органов федеральных органов испол- нительной власти в Липецкой области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные ин- тересы субъектов предпринимательской деятельности. В 2020 году к Уполномоченному поступило 282 жалоб и обращений, в том числе: — 102 письменных жалоб и обращений, что составляет 35% от общего количества жалоб и обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, из них: 3 предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, 5 заявлений об оказании содействия в получении беспроцентных кредитов, а также безвозмездной государственной помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также 1 заявление каса- ющееся возможности участия Уполномоченного в проверках проводимых в отношении охранных агентств. 4 жалобы были получены от Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и от Уполномоченных других регионов; — 180 устных обращений (65%); Кроме того, в 2020 году Уполномоченным продолжена работа по 7 письменным жалобам и обращениям, которые поступили в 2019 году. Для сравнения – по итогам 2019 года всего поступило 104 жалоб и обращений, из них 27 письменных жалоб и обращений (26% от общего числа), из них 5 жалоб были направлены Уполномоченным по защите прав предпринимателей при Президенте РФ и уполномоченными других регионов. Устные обращения в основном, касались вопросов получения мер государствен- ной поддержки малого и среднего бизнеса, отсрочек/снижения арендных платежей, разъяснения действующего законодательства в связи с распространением новой ко- ронавирусной инфекции. По всем устным обращениям даны рекомендации и разъяс- нения о способах и путях разрешения обозначенных вопросов. Письменные жалобы и обращения, поступившие к Уполномоченному в 2020 году, носили как административный, так и уголовный характер (всего за год поступило 7 «уголовных жалоб») По итогам 2020 года все жалобы и обращения, поступившие к Уполномоченному, можно классифицировать по категориям заявителей: — от индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских фермерских хо- зяйств поступило 69 жалоб и обращений (в том числе коллективные – 6 обращений), что составляет 66% от общего количества жалоб и обращений, поступивших к Упол- номоченному в 2020 году; — от юридических лиц – 30 жалоб и обращений или 29% от общего количества жалоб и обращений; —от общественных организаций предпринимателей области – 3 обращения или 3%; — от заявителей, не являющихся субъектами предпринимательской деятельно- сти – 2 письменных обращений, или 2% . Конечно же, история каждой жалобы уникальна, но, в целом, все жалобы и обра- щения можно классифицировать по тематике (Таблица 1). Таблица 1. Классификация письменных жалоб и обращений, поступивших к Уполномоченному в 2019-2020 гг. № п/п Тематика обращений Доля письменных обращений 2020 г. 2019 г. 1. В сфере арендных отношений 34% 0% 2. Получение мер поддержки (covid) 12% 0% 3. На действия правоохранительных органов 9% 19% 4. В сфере земельно-имущественных отношений (в т.ч. НТО, строительство, ЖКХ, природопользование) 8% 26% 5. В сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд 8% 14% 6. На действия контрольно-надзорных органов, ОИВ (Роспотребнадзор. Управление потреб. рынка 4% 11% 7. На действия ИФНС 5% 8% 8. В сфере взаимоотношений с субъектами естественных монополий, (в 2020 году на действия ЛГЭК, ЛЭСК, Новитэн по отключению/признанию безучтенным потребление электроэнергии 3% 15% 9. Другое (споры хоз. субъектов, внесение изменений в НПА, по делам о банкротстве, получение лицензий и др.) 17% 3% В 2020 году наибольшее количество обращений было связано со взаимоотноше- ниями между арендатором и арендодателем крупных торговых центров города Ли- пецка (ТЦ «Европа», ТЦ «Армада», ТЦ «Ривьера»), а также получения мер поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По отраслевому принципу все жалобы и обращения можно классифицировать следующим образом: — торговля – 61% (в 2019 году – 42%); — услуги, ремонт, сервисное обслуживание – 21% (в 2019 году – 21%); — сельское хозяйство – 3% (в 2019 году – 10%); — строительство, проектирование, недвижимость – 4% (в 2019 году – 15%); — туризм, гостиницы, общественное питание – 2% (в 2019 году – 10%); — промышленность (производство) – 6% (в 2019 году – 1%); — искусство, культура, развлечения – 3% (в 2019 году – (1%). По сравнению с 2020 годом в 2019 году наблюдается увеличение на 19 % жалоб и об- ращений в сфере торговли и увеличение на 5 %жалоб и обращений в сфере промышлен- ности. Процентное соотношение жалоб в сфере услуг осталось на том же уровне. В зависимости от уровня полномочий и принимаемых решений жалобы и обра- щения можно классифицировать по следующим группам: — меж(внутри)хозяйственные споры – 56% (в 2019 году – 29 %) — на действия (бездействие) органов власти Липецкой области и их должност- ных лиц — 14% (в 2019 году – 25 %); — на действия (бездействие) и решения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Липецкой области и их должностных лиц – 12% (в 2019 году – 13%); — на действия прокуратуры и правоохранительных органов Липецкой области — 11% (в 2019 году – 25 %); — на действия (бездействие) органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и их должностных лиц – 7 % (в 2019 году – 8 %). Существенное влияние на график оказала динамика внутрихозяйственных спо- ров (+ 27% по сравнению с 2019 годом), рост произошел за счет увеличения коли- чества жалоб, касающихся взаимоотношений арендаторов и арендодателей в пери- од пандемии. Рассмотрение обращений и жалоб проводится в соответствии с требования- ми федерального и регионального законодательства об уполномоченных по защите прав предпринимателей. По состоянию на 31.12.2020 года результаты рассмотрения 102 поступивших к Уполномоченному письменных жалоб и обращений следующие: по 76 жалобам и об- ращениям (75% от общего количества) работа завершена, даны мотивированные от- веты, разъяснения и рекомендации по использованию надлежащих способов защи- ты нарушенных прав и законных интересов. По 26 жалобам и обращениям, поступив- шим в 2020 году (25%), работа продолжена в 2021 году. Кроме того, в 2020 году завершена работа по 7 жалобам и обращениям, посту- пивших в 2019 году. По всем обращениям и жалобам был проведен большой объем работ: истребова- ны дополнительные материалы, проведена экспертная оценка ситуации, направлены обращения по улучшению условий ведения бизнеса. Результаты рассмотрения обращений показывают, что, в большинстве случаев, проблемы, в связи с которыми предприниматели обратились к Уполномоченному, были успешно разрешены. Всем обратившимся специалистами аппарата Уполномоченного подготовлены и даны подробные устные и письменные консультации с разъяснением предусмотрен- ных законодательством вариантов разрешения возникшей проблемы. Работа с жалобами и обращениями предпринимателей за отчетный период по- казала, что институт Уполномоченного актуален и востребован. Зачастую к Уполно- моченному обращаются как к последней инстанции. Большинство обращений после рассмотрения по существу не снимаются с контроля. В случае выявления новых об- стоятельств работа над ними возобновляется. 3.3. Проведение мероприятий по предотвращению нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановлению их нарушенных прав 3.3.1. Взаимодействие с прокуратурой Липецкой области 06.08.2020 года Уполномоченным Александром Бабановым было подписано Согла- шение о сотрудничестве с прокурором Липецкой области Геннадием Анисимовым. Стороны Соглашения определили целью своего взаимодействия защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в целях преду- преждения, выявления и устранения их нарушений. Кроме этого, в 2020 году Уполномоченным и Прокуратурой было проведе- но 3 совместных приема предпринимателей — 04.08.2020 года, 06.10.2020 года и 01.12.2020 года. Пришедшие на прием предприниматели делились своими пробле- мами как в гражданской, так и в уголовной сфере. Все обращения были взяты Уполномоченным и Прокуратурой в работу, по резуль- татам которой в интересах субъектов предпринимательской деятельности принима- лись исчерпывающие меры реагирования. Кроме этого, не прекращалась на протяжении года и регулярная совместная ра- бота Уполномоченного и Прокуратуры в рамках поступающих к Уполномоченному об- ращений субъектов предпринимательской деятельности, требующих вмешательства Прокуратуры. Так, по вопросам, связанным с уголовным преследованием предпринимателей, Уполномоченным в интересах заявителей в Прокуратуру было направлено 5 обраще- ний, по результатам рассмотрения которых Прокуратурой в адрес руководства след- ственных органов было внесено 1 представление и 3 требования об устранении на- рушений федерального законодательства. Кроме этого, 3 следователя были привле- чены к дисциплинарной ответственности. Продолжение на 20-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz