Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№ 76/26360/ 25 ИЮНЯ 2021 Липецкая газета 18 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение на 19-й стр. Введение В соответствии со статьей 3 Закона Липецкой области от 5 июня 2014 года№290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» основны- ми задачами Уполномоченного являются: 1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятель- ности на территории Липецкой области; 2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъек- тов предпринимательской деятельности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной вла- сти Липецкой области, органами местного самоуправления; 3) взаимодействие с предпринимательским сообществом, в том числе по вопро- сам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской дея- тельности на территории Липецкой области, форм и методов их защиты; 4) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем не менее, деятельность института уполномоченного по защите прав пред- принимателей ориентирована не только на восстановление нарушенных прав и за- конных интересов субъектов бизнеса, выявление причин и условий возникновения нарушений прав предпринимателей, пресечение данных нарушений и недопущение их возникновения в дальнейшем, но и оказание содействия в обеспечении благопри- ятных условий для ведения бизнеса и устранении административных барьеров. В условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, выстраивание диалога между бизнесом и властью при участии Уполно- моченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области – оказалось осо- бенно актуально в непростом для многих субъектов малого и среднего предпринима- тельства в 2020 году. Часть1. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в условиях пандемии 1.1. Динамика кол-ва субъектов МСП, численность По итогам 2020 года в области насчитывается около 38 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), из них около 25 тыс. индивидуальных пред- принимателей. На малых и средних предприятиях занято 126,9 тыс. граждан, из них 5,7 тыс. физических лиц — плательщиков налога на профессиональный доход (по данным Единого реестра субъектов МСП и Управления федеральной налоговой службы по Липецкой области). Численность занятых в МСП с учетом «самозанятых» увеличилась на 3,5 тыс. чел. (102,8 %). В Липецкой области снижение числа субъектов МСП составило 4,8 % (10 место из 17 среди регионов ЦФО). Всего на 10.01.2019 Всего на 10.01.2020 Рост/ снижение Всего на 10.01.2021 Рост/ снижение РФ 6 041 195 5 916 906 97,9% 5 684 561 96,1% ЦФО 1 866 670 1 821 752 97,6% 1 764 883 96,9% Белгородская область 64 660 62 362 96,4% 58 938 94,5% Брянская область 41 621 39 590 95,1% 36 681 92,7% Владимирская область 53 280 52 424 98,4% 49 046 93,6% Воронежская область 88 815 87 627 98,7% 84 043 95,9% Ивановская область 43 520 42 528 97,7% 40 505 95,2% Калужская область 43 798 42 860 97,9% 41 024 95,7% Костромская область 23 794 23 152 97,3% 22 063 95,3% Курская область 36 613 35 990 98,3% 34 576 96,1% Липецкая область 40 268 39 881 99,0% 37 958 95,2% Московская область 337 272 354 974 105,2% 354 611 99,9% Орловская область 26 836 25 869 96,4% 24 575 95,0% Рязанская область 42 997 42 544 98,9% 40 240 94,6% Смоленская область 39 160 38 654 98,7% 36 823 95,3% Тамбовская область 32 023 31 434 98,2% 30 079 95,7% Тверская область 47 627 47 390 99,5% 44 894 94,7% Тульская область 56 476 55 668 98,6% 51 903 93,2% Ярославская область 54 527 50 451 92,5% 48 673 96,5% г. Москва 793 383 748 354 94,3% 728 251 97,3% Северо-Западный ФО 707 495 692 465 97,9% 661 265 95,5% Южный ФО 709 427 694 492 97,9% 665 412 95,8% Северо-Кавказский ФО 201 326 200 256 99,5% 192 451 96,1% Приволжский ФО 1 080 648 1 058 398 97,9% 1 008 260 95,3% Уральский ФО 517 901 510 075 98,5% 487 874 95,6% Сибирский ФО 642 811 628 271 97,7% 601 227 95,7% Дальневосточный ФО 314 917 311 197 98,8% 303 189 97,4% В большинстве районов Липецкой области сохранилась положительная динамика по среднесписочной численности субъектов МСП (по данным ГУ — Липецкого регионально- го отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления фе- деральной налоговой службы по Липецкой области). В Лебедянском районе численность увеличилась на 30 % по сравнению с 2019 годом, в Грязинском — на 10 %, Становлян- ском—на 7,7%, Липецком—на 5,5%, г. Ельце—на 4,5%, г. Липецке—на 2,6%. В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» осуществляется деятельность центра «Мой бизнес», реали- зуются мероприятия по поддержке экспортно-ориентированных субъектов МСП, а также оказывается поддержка субъектов МСП, осуществляющих деятельность в мо- ногороде Лебедянь. По соглашению между Уполномоченным и центром «Мой бизнес» Аппаратом бизнес-омбудсмена оказывалась юридическая помощь предпринимателям по во- просам работы в период пандемии, основная часть из которых касалась взаимоот- ношений между арендатором и арендодателем, а также получения мер поддержки (проблема ОКВЭД). 1.2. Региональные меры поддержки МСП Финансовая поддержка С целью охвата льготными микрозаймами субъектов МСП на 201 млн руб. (за счет средств федерального и регионального бюджетов) увеличена капитализация НМКК «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», расширен перечень приоритетных видов деятельности для оказания поддержки. В 2020 году Фонд выдал 510 микрозаймов субъектам МСП на сумму 654,5 млн руб. Объем выданных кредитов (под поручительство Фонда) составил 505,4 млн руб. С целью поддержки бизнеса, наиболее пострадавшего в период введения огра- ничительных мероприятий и снижения деловой активности разработана линейка ан- тикризисных займов: — «Антикризисная поддержка» с пониженной процентной ставкой (от 0,1%) на выплату заработной платы, отчислений от фонда оплаты труда, оплаты налогов и сборов, арендной платы; — «Антикризисный оборотный» до 1 млн руб. в размере от % ключевой ставки ЦБ РФ; — «Антикризисный — Старт» (от 0,1%) в размере до 300 тыс руб. для начинающих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность сроком до 6 месяцев и обеспечивающих разви- тие отраслей, пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году; — «Антикризисный ЭКСПРЕСС» до 50 тыс руб. с платой за пользование от 100 руб. Предоставлено 73 антикризисных микрозайма на общую сумму 68,3 млн руб. Фондом предоставлялись поручительства «Антикризисная поддержка» по при- влекаемым кредитным средствам у финансовых организаций на льготных условиях, а также в случае отсутствия залогового обеспечения. Антикризисная поддержка В рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции был утвержден региональный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчи- вого развития экономики Липецкой области, включающий поддержку субъектов МСП. В рамках Плана: — адресную поддержку получили 189 предпринимателей, осуществляющие тор- говую деятельность непродовольственными товарами на рынках и ТЦ площадью свыше 5 000 кв.м на компенсацию части затрат на оплату труда. На эти цели было выделено 30 млн руб.; — из Резервного фонда администрации области предоставлена единовременная по- мощь (12 130 руб.) семьям с детьми, деятельность которых была приостановлена в пери- од коронавирусной инфекции (одобрено 1 039 заявок на сумму 13,8 млн руб.) и индиви- дуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере торговли непро- довольственными товарами (ОКВЭД 47.8) (одобрено 117 заявок на сумму 1,6 млн руб.); — для субъектов МСП была предусмотрена отсрочка платежей за аренду регио- нального и муниципального имущества за апрель — июнь 2020 года на срок, предло- женный такими арендаторами, но не позднее 31 декабря 2021 года; — для субъектов МСП из пострадавших отраслей было предусмотрено освобож- дение от уплаты аренды регионального и муниципального имущества за апрель- июнь 2020 г.; — снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения и едино- му налогу на вмененный доход для предприятий из сектора наиболее пострадавших отраслей (в 11 муниципальных образований области). 1.3. Промышленный комплекс. Инвестиционная деятельность Промышленный комплекс Промышленность является основой экономического потенциала региона, фор- мирующей более 38 % валового регионального продукта. Индекс промышленного производства за 2020 год составил 102,2 %, в том числе в обрабатывающих производствах — 101,7 %. Отгружено продукции на сумму 763,2 млрд руб. Объем отгруженной промышленной продукции ежегодно увеличивается и за по- следние 5 лет (к 2015 году) вырос на 5,8 %. Промышленный комплекс области носит многоотраслевой характер. Основную долю в промышленном производстве занимают металлургия (57 %), пищевая про- мышленность (21 %), производство электрического оборудования (3,4 %). Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств на душу населения в 2 раза превышает среднероссийский уровень и составляет 634 тыс. руб. на челове- ка. По объему производства продукции обрабатывающих отраслей на душу населе- ния область занимает 2 место в ЦФО и 5 место в Российской Федерации. В металлургическом производстве индекс промышленного производства соста- вил 103,9 % к соответствующему периоду 2019 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами со- ставил 438,1 млрд руб. (105,8 %). В обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме ме- бели, производство изделий из соломки и материалов для плетения индекс составил 100,2 % к соответствующему периоду 2019 года. Объем отгруженных товаров соб- ственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 434,9 млн руб. (146,1 % к 2019 году). В производстве одежды индекс составил 118,8%. Всего отгружено продукции на сумму 1,02 млрд рублей (130,4%). В производстве кожи и изделий из кожи индекс промышленного производства составил 98,9% к соответствующему периоду 2019 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами со- ставил 141,8% к соответствующему периоду 2019 года. Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий составил 104,2 %, при этом отгружено товаров на сумму 11,4 млрд руб. (97,8%). В производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицин- ских целях индекс промышленного производства составил 86,4 % к соответствующе- му периоду 2019 года, однако отгружено продукции на 154,2 % больше чем за соот- ветствующий период 2019 года. Увеличилось производство: — антибиотики, тонн — в 2,1 р; —препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, тыс. упаковок—137.2%; — препараты противомикробные для системного использования, тыс. упаковок — в 36 р. В деятельности полиграфической и копировании носителей информации индекс промышленного производства составил 101,3 %. Объем отгруженных товаров соб- ственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами 949,3 млн руб. (152,9 %). В производстве прочих транспортных средств и оборудования индекс промыш- ленного производства составил 99,9 % к соответствующему периоду 2019 года. Объ- ем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 2,07 млрд руб. (в 3,2 р.) Доля обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха в структуре промышленного производства в 2019 году составила 3 %, индекс производства — 99,3 % к уровню 2019 года. Объем отгруженной продукции составил 22,9 млрд руб. (94,5 % к 2019 году). Индекс производства по виду деятельности водоснабжение; водоотведение, органи- зация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений составил 97,6 %. Объем отгруженной продукции по данному виду деятельности — 11,4 млрд руб. (95,4% к 2019 году). Доля отрасли в структуре промышленного производства—1,5%. В области активно развиваются особые экономические зоны промышленнопро- изводственного типа регионального и федерального уровней, индустриальные парки. В ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 67 резидентов с объёмом заявленных ин- вестиций 178 млрд руб., освоено 68 млрд руб. инвестиций, создано 4,7 тыс. рабочих мест. В 2020 году в ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрированы 7 новых резидентов с объе- мом инвестиций 5,1 млрд руб. На территориях особых экономических зон регионального уровня промышленно- производственного типа «Тербуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром» заре- гистрировано 12 участников с инвестиционным потенциалом 38,2 млрд руб. Общий объём освоенных инвестиций составил 38 млрд руб., в том числе за 2020 год — 3,6 млрд руб. На предприятиях создано 2,1 тыс. рабочих мест. В настоящее время в реестр Минпромторга России включено три индустриаль- ных (промышленных) парка: «Созидатель» в городе Ельце, «Рождество» в Краснин- ском муниципальном районе, ОЭЗ ППТ «Липецк» в Грязинском муниципальном райо- не (территория ОЭЗ). Управляющей компанией и резидентами индустриального (промышленного) пар- ка «Созидатель» создано 56 рабочих мест. Объем освоенных инвестиций составил 88 млн руб. Объем произведённой продукции, выполненных работ составил 1239 млн руб., в том числе в 2020 году — 278 млн руб. Управляющей компанией и резидентами индустриального (промышленного) пар- ка «Рождество» создано 136 рабочих мест. Объем освоенных инвестиций составил 64,8 млн руб. Объем произведённой продукции, выполненных работ составил 2815 млн руб., в том числе в 2020 году — 528 млн руб. В 2021 году в реестр Минпромторга России планируется включение двух про- мышленных технопарков: «Сокол» и «Технопарк-Липецк» в городе Липецке. Фондом развития промышленности Липецкой области в 2020 г. профинансирова- ны проекты: — компании АО «Липецкий хладокомбинат»: «Расширение ассортимента продук- ции». Сумма займа 50 млн руб. Срок реализации: 2020-2022 гг. — компании ООО «МиСон»: «Организация производства индивидуальных средств защиты». Сумма займа 4 млн руб. Срок реализации: 2020-2022 гг. — компании ОАО «Боринское»: «Производство газовых отопительных котлов но- вого поколения». Сумма займа 10 млн руб. Срок реализации: 2020-2022 гг. Федеральным фондом развития промышленности в 2020 году профинансирован проект компании ООО «МПК «ЕЛЕЦ» «Шприцы, иглы и устройства для переливания инфузионных растворов», общая сумма займа 130 млн. руб. Инвестиционная деятельность Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году составил 167 млрд руб. с ин- дексом физического объема 100,7 % к 2019 г. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2020 году составил 146 тыс. руб. (2 место в ЦФО и 20 — в РФ). Мировой лидер в области присвоения кредитных рейтингов международное рей- тинговое агентство Fitch Rati№gs (Фитч Рейтингз) подтвердило рейтинг Липецкой области по международной шкале «ВВ+», прогноз по рейтингу «Стабильный». По оценке независимого рейтингового агентства RAExpert, Липецкая область уже 15 лет находится в тройке лидеров среди регионов Российской Федерации с мини- мальным риском инвестирования. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в 2020 году подтверди- ло кредитный рейтинг Липецкой области на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный». В регионе создана и действует трехуровневая система привлечения инвестиций. 1 уровень — особая экономическая зона промышленно — производственного типа «Липецк» (ОЭЗ ППТ «Липецк»). По оценке Минэкономразвития России ОЭЗ ППТ «Липецк» признана самой эф- фективной среди промышленных ОЭЗ России за период с начала функционирования особых экономических зон. По состоянию на 01.01.2021 г. в ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 67 резидентов с объёмом заявленных инвестиций 178 млрд руб. Осуществляют деятельность 28 рези- дентов, освоено 68 млрд руб. инвестиций, создано 4,7 тыс. рабочих мест. В 2020 году в ОЭЗ ППТ «Липецк» — 7 новых резидентов с объемом инвестиций 5,1 млрд руб., в том числе 6 зарегистрированы на территории второго участка, рас- положенного на территории Елецкого района. Введены в эксплуатацию ООО «Шанс Энтерпрайз», ООО «Липецкая Кофейная компания». К строительству приступили ООО «Эгида», ООО «Сингента Продакшн» и ООО «Семенной завод КВС». В 2021 году к строительству приступят: ООО «Сойпром», ООО «Анева», ООО «ЛЗТК» (следующая очередь), ООО «Фондиталь», ООО Байер Елец Продакшн, АО АСК. Немецкая группа Bettermann, которая специализируется на производстве кабе- ленесущих систем, систем молниезащиты и заземления, систем креплений и мон- тажа, проектирует третью очередь производства на территории ОЭЗ ППТ«Липецк». Сдача объекта запланирована на 2021 год. Бельгийская компания Bekaert инвестирует более 5 млн евро на расширение производства. Компания направит средства на расширение цеха полуфабрикатов и углубление диджитализации производства. ООО «АНЕВА» создаст на Елецкой площадке завод по глубокой переработке горо- ха. Общий объем инвестиций в проект компании — более 4 млрд рублей. Запуск про- изводства запланирован на 2023 год. Будет создано — 75 рабочих мест. Немецкий концерн Bayer продолжит работу над планом строительства собствен- ного завода по производству средств защиты растений на Елецкой площадке, кото- рый будет ориентирован на российский рынок, часть продукции будет поставлять- ся на экспорт, включая страны СНГ. Общий объем инвестиций в проект — 2 млрд руб. 2 уровень — особые экономические зоны регионального уровня (ОЭЗРУ). Всего действует 10 особых экономических зон регионального уровня (4 — промышленно-производственного типа, 2 — туристско-рекреационного типа, 1 — технико-внедренческого типа, 3 — агропромышленного типа). По состоянию на 01.01.2021 г. зарегистрировано 32 участника с объёмом заяв- ленных инвестиций 48 млрд руб., создано 2,5 тыс. рабочих мест, в том числе 2 компа- нии получили статус участника ОЭЗ РУ в 2020 году. ООО «Черноземье» ведет строительство второй очереди завода планируемые инве- стиции в проект составят 6,5 млрд рублей, будет создано более 200 рабочих мест. Компания «Агробитхолод» приступила к пуско-наладочным работам I этапа ком- плекса по переработке овощей. Введение в эксплуатацию запланированных площа- дей позволит производить до 100 тыс. тонн в год готовой продукции под торговой маркой «4 сезона». Общая стоимость проекта 1,6 млрд руб. На территории ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская» зарегистрировано 4 участника с об- щим объемом заявленных инвестиций 2,9 млрд руб. производственную деятельность осуществляют 5 предприятий, создано 321 рабочих мест. Немецкая компания «ХОРШ Русь» — производитель сельскохозтехники — инве- стирует 4,6 млн руб. в модернизацию производства. Завод «Новый век агротехнологий» завершил проект увеличения мощности про- изводства систем капельного орошения. Объем инвестиций в проект составил 160 млн рублей. На территории ОЭЗ РУ ППТ «Данков» зарегистрированы 2 участника с общим объемом заявленных инвестиций 8 млрд руб. производственную деятельность осу- ществляет 1 предприятие, создано 557 рабочих мест. Компания «ИстАгроДон» строит первый в России завод по производству пребио- тиков, общая стоимость проекта — 2,7 млрд рублей, создано 80 рабочих мест. На территории ОЭЗ РУ ППТ «Елецпром» зарегистрирован один участник c объе- мом заявленных инвестиций 7,6 млрд руб. Компания «Черкизово-масла» построит завод по переработке масличных культур, проект будет реализован с применением новейших технологий, полной автоматиза- цией ведения производственно-хозяйственной деятельности, заявленный объём ин- вестиций составит 7,6 млрд руб. На территории ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа (ТВТ) «Липецк— Технопо- люс» зарегистрировано 11 участников с объемом заявленных инвестиций 170,6 млн руб., освоено 265 млн руб. инвестиций, создано 174 рабочих места. На территориях ОЭЗ РУ АПТ зарегистрировано 5 участников с общим объемом заявленных инвестиций 8,5 млрд руб. ООО «Липецкий кролик» — единственное в регионе и одно из крупнейших в Чер- ноземье предприятие — расширяет производство. Объем производства должен со- ставить 770 тонн мяса кроликов в год, включая субпродукты. Объем инвестиций в проект — 50 млн руб. На территории ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа (ТРТ) «Задонщина» заре- гистрировано 4 участника с объемом заявленных инвестиций 1 млрд руб. ООО «ТрастАгроком» приступил к реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству объекта туристической инфраструктуры, включая стаци- онарную автозаправочную газонаполнительную компрессионную станцию и кафе, в ОЭЗ РУ ТРТ «Задонщина». Планируемый объем инвестиций — 131 млн руб. Срок реа- лизации — 2020-2021 гг. 3 уровень — частные индустриальные парки. В настоящее время в реестр Минпромторга России включено три индустриаль- ных (промышленных) парка: «Созидатель» в городе Ельце, «Рождество» в Краснин- ском муниципальном районе, ОЭЗ ППТ «Липецк» в Грязинском муниципальном райо- не (территория ОЭЗ). Кроме того, в регионе планируются несколько крупных инвестиционных проектов: — «УК Агрокапитал» построит в Елецком районе тепличный комплекс по кругло- годичному выращиванию плодоовощной продукции общей площадью 45,5 гектара с объёмом заявленных инвестиций — 14,5 млрд рублей; В Липецкой области созданы все необходимые условия для реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). По состоянию на 01.01.2021 г. в Липец- кой области на основе механизмов ГЧП реализуется 32 проекта в социальной сфере и ЖКХ (в том числе 12 проектов в рамках концессионного законодательства). Общий объем инвестиций, привлеченных в проекты ГЧП в Липецкой области, со- ставил 1 383 млн руб., в том числе частных — 1 224 млн руб. 1.4. Индекс административного давления Индекс административного давления — аналитический инструмент, основанный на данных территориальных органов федеральных органов власти, позволяющий пу- тем их совместной обработки Экспертным центром Уполномоченного при Президен- те РФ по защите прав предпринимателей, выявить степень административного дав- ления на бизнес в субъектах РФ. Основные показатели Индекcа Контрольно-надзорные органы (Р1) – доля предупреждений (Количество предупреждений/ количествопостановлений о назначении административного наказания) (Р2)-доля ю/л и ип, подвергнутых контролю и надзору (Общее количество ю/л и ип, в отношении которых проводились проверки/ общее количество предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта) (Р3)-доля штрафов, наложенных без проведения проверок от общего числа штрафов, наложенных органом КНД (Р5)- административный «налог» (Фискальная ориентированность КНД) РОСПОТЕБНАДЗОР 19, 2% 18,1% <5% 66,3 млн.руб. РОСПРИРОДНАДЗОР 19% 17,4% 34,9% 6 млн. руб. РОСТЕХНАДЗОР 6,45% 15,47% 5,8% 6,7 млн.руб. РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР 6,8% 5,2% <2% 11,8 млн. руб. МЧС 56,5% 16% (9,3% по России) 4 млн.руб. ЖИЛИЩНЫЕ ИНСПЕКЦИИ 16,3% 81,8% (60,9% по России) 11,5 млн. руб. РОСТРУД 20,2% (21,5% по России) 6,2% (1,4% по России) 35,8 млн.руб. Согласно сводного Индекса в рейтинге субъектов Российской Федерации Липец- кая область заняла шестьдесят седьмое место. В сравнении с 2019 годом рейтинг региона опустился на тридцать одну позицию, а индекс административного давления вырос с 3,8 до 4. Для исследования причин падения региона в рейтинге в рамках работы по Индек- су, Уполномоченным совместно с руководством контролирующих органов и прокура- турой региона был организован целый ряд мероприятий. 30.06.2020 г. в прокуратуре Липецкой области Уполномоченный принял участие в заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса, на котором обсуждались вопросы повышения эффективности взаимодействия с контрольно- надзорными органами при организации проверок, а также меры по снижению адми- нистративного давления на бизнес. Основными причинами падения региона в рейтинге Индекса по России стали ре- зультаты ведомственной статистической отчетности по итогам 2019 года по ряду контролирующих органов: Главное управление МЧС по Липецкой области (далее — МЧС), Государственная трудовая инспекция в Липецкой области (далее — ГИТ), Госу- дарственная жилищная инспекция Липецкой области (далее — ГЖИ), в которых вы- явлены превышения средних уровней некоторых показателей. Мероприятия по улучшению показателей Индекса Липецкой области по ука- занным ведомствам обсуждались на совместном совещании, и с губернатором ре- гиона И.Г. Артамоновым, проведенном в июле текущего года с участием бизнес- омбудсмена, представителей прокуратуры региона и руководства контрольно- надзорных ведомств. При обсуждении результатов Индекса с коллегами по линии МЧС и ГИТ возник вопрос, связанный с методикой расчета показателей Р1 (доля предупреждений от общего числа наказаний) и Р2 (доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных). Согласно методике, изложенной в презентации Индекса, эти показатели рассчи- тываются согласно данным формы № 1-контроль «Сведения об осуществлении госу- дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако коллеги пояснили, что при формировании отчетной формы 1-контроль учитывается количество проведенных проверок и административных наказаний не только в отношении бизнеса, а всех проверок, в которые входят казенные, государ- ственные и муниципальные учреждения, и др. На примере МЧС по региону при расчете показателей Р1 (доля предупреждений от общего числа наказаний) и Р2 (доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных) получается: Р1 (по данным формы № 1-контроль, = 446/790 = 56,5% приведенным в Индексе) Р1 (по данным ГУ МЧС по региону, =183/342 = 53,5% с учетом только проверок предпринимателей) Р2 (по даннымформы№1-контроль) = 2 976/18607 = 16% Р2 (по данным ГУ МЧС по региону, = 794/12368 = 6,4% с учетом только предпринимателей) Как видно из этого примера, если показатель Р1 (доля предупреждений от обще- го числа наказаний) при расчете по этим двум подходам практически не изменился и соответствует среднему по России 53,5%, то показатель Р2 (доля организаций, под- вергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных), если брать провер- ки только предпринимателей, снижается с 16% до 6, 4%. Что не превышает средне- российский уровень показателя Р2 – 9,3%. Таким образом, общий учет проверок не дает правильную сравнительную оценку административного давления именно на бизнес. В связи с чем, для более качественного расчета показателя давления на пред- принимателей коллегами по линии МЧС были даны предложения о внесении изме- нений в статистическую(ие) форму(ы), либо введения новой формы статистического учета, в которой будет отражаться контрольная (надзорная) деятельность проведен- ная только в отношении предпринимателей. Также коллегами были высказаны замечания относительно особенностей прове- рок подконтрольных объектов с учетом риск-ориентированного подхода, в результа- те которого за 2019 год выросло количество проверенных организаций. В 2019-2020 годах в нормативные документы были внесены изменения по крите- риям отнесения объектов защиты к той или иной категории риска, что в свою очередь существенно влияет на учет поднадзорных объектов в конкретном году. Так, многие из поднадзорных объектов по категории риска не попали под провер- ки в 2018 году, а соответственно повлияли на данные при формировании Индекса, так как были проверены именно в 2019 году. Превышение среднего уровня показателя Р2 Индекса по линии ГИТ по региону было вызвано неточными данными подконтрольных субъектов, поданными в форму № 1-контроль. Данный показатель рассчитан в Индексе, как: Р2 =1373/22070=6,2% Где, 1373 – общее количество юридических лиц и ИП, в отношении которых про- водились проверки (это не только проверки предпринимателей, но и проверки школ, техникумов, государственных и муниципальных организаций). При этом циф- ра «22070» на сегодняшний день уже скорректирована в статистической отчетности. Для уточнения количества поднадзорных субъектов использовали данные не стати- стики, а налоговых органов. И цифра возросла почти втрое, что существенно снизит долю организаций, подвергнутых контролю. Общее количество контролируемых коллегами из трудовой инспекции предприя- тий составляет «67527». Таким образом, коэффициент должен был составить: Р2 = 1373/67527=2% В результате значение указанного показателя также не выйдет за рамки средних значений по России. Кроме того, по текущей ситуации коллеги пояснили, что на подконтрольных объ- ектах имеют место и несчастные случаи, по которым принимаются меры админи- стративного воздействия, влекущие увеличение количества административных на- казаний по отношению к общему снижению количества проверок, в результате спец- ифики нарушений, составляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровья работ- ников, либо приведшие к причинению вреда. И присутствует тенденция увеличения количества инициирования проведения проверок органами прокуратуры, которые инспекцией не учитываются. При этом ад- министративные материалы, возбужденные по результатам проверок, поступают на рассмотрение в трудовую инспекцию, являющуюся администратором сумм админи- стративных штрафов. Одним из путей снижения административного давления на бизнес коллеги ГИТ считают снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, в соответ- ствии с которым необходимо применение иного алгоритма расчета доли выносимых предупреждений от общего количества административных наказаний – путем расче- та отношения количества предупреждений к количеству административных наказа- ний в виде штрафа (а не к общему количеству административных наказаний, включа- ющих в себя наказания в виде штрафов и предупреждений). Превышение среднего уровня показателя Р2 Индекса по линии ГЖИ по региону, со- ставляющему 81,8%, при среднем уровне доли по России - 60,9%, было вызвано несо- вершенным подходом при проведении государственного жилищного надзора в регионе. Для снижения административного давления, в частности количества проверок, по линии ГЖИ коллегами было предложено при проведении государственного жи- лищного контроля в регионе объединять проверки в отношении подконтрольных субъектов, положительно влияя на их общее количество. Также в качестве еще одной меры снижения Индекса коллеги предложили увели- чение количества предостережений о недопустимости нарушения обязательных тре- бований. Отдельно стоит сказать о должном контроле со стороны прокуратуры Липецкой обла- сти. По результатам внесения недостоверных сведений о количестве проверенных хозяй- ствующих субъектов в форму № 1-контроль, руководству ГТИ и МЧС по региону внесены представления о привлечении виновных должностных лиц к ответственности. Акты проку- рорского реагирования в отношении должностных лицМЧС и ГИТ удовлетворены. В итоге, в результате совместной работы с контрольно-надзорными ведомствами над показателями Индекса за 2019 год, превышающими средние значения по Рос- сии, были выработаны следующие предложения по их корректировке: На региональном уровне: 1. Внести предложения по линии МЧС по корректировке формы № 1-контроль с отдельным учетом предпринимателей. 2. По линии ГТИ внедрение практики «предостережений» как информационно- профилактической работы, направленной на предупреждение совершения нарушений. По результатам 9 месяцев 2020 года, коллегами вынесено более 500 предостережений в до- полнение к аналогичному количеству вынесенных предупреждений как вида наказания. В целях снижения административного давления подобную практику региона предлагается распространить на другие субъекты РФ. 3. По линии ГЖИ также внедрена практика «предостережений». Кроме этого, при про- ведении государственного жилищного контроля в регионе предложено объединять про- верки в отношении подконтрольных субъектов, с целью уменьшения их количества. На федеральном уровне: 1. Предложения по выработке единого подхода к осуществлению контрольно- надзорной деятельности в различных ведомствах и субъектах РФ с учетом снижения фискальной нагрузки в условиях кризиса. 2. Корректировка данных формы № 1-контроль с учетом поднадзорных только субъектов предпринимательской деятельности. 3. Изменение подхода к методике расчета Индекса с учетом количества выдавае- мых надзорным органом предостережений о недопустимости нарушения обязатель- ных требований. Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2020 год Постановление пятьдесят пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 1615-пс от 10.06.2021, г. Липецк О ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2020 год Заслушав ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2020 год, руководствуясь пун- ктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая ре- шение комитета Липецкого областного Совета депутатов по экономике, Липец- кий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2020 год. 2. В соответствии со статьей 4 Закона Липецкой области «Об Уполномочен- ном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2020 год опубликовать в «Липецкой газете». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz