Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ЛЕГЕНДАРНЫЙ МАЭСТРО Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 7 (26291) Чтобы 12 января избавить 8 5 -летнего Раймонда Паулса от синдрома коронавирусного одиночества, решено было устроить в эфире латвийского радио в течение четырех суток нон-стоп из шедевров кумира миллионов слушателей. Юрий Сизов В о время «Музыкально- го марафона маэстро» длиной в 85 часов свое слово о том, что для них озна- чает творчество прославлен- ного композитора и пианиста, успели сказать многие извест- ные на балтийском побережье персоны. Но о чем бы в их «мемуарах» ни заходила речь, они, конечно, отмечали, что, перешагнув за горизонт ХХ века, именно великий гражда- нин страны вошел в текущее столетие не только подлинным джентльменом музыкального искусства, но и уникальным примером сценического ма- стерства. Сын стеклодува Аналитики склонны утвер- ждать, что талант, в том чис- ле, — это и вопрос количества. Ведь именно с его именем в му- зыкальной партитуре навечно отпечатана богатейшая история национальной эстрады и мю- зикла. Да и автор более пятисот музыкальных шедевров, музы- ки к трем балетам и театраль- ным постановкам, композитор как щедрый родитель, взрастил целую плеяду и для советской эстрады. Между прочим, он до сих пор сожалеет, что творческие перекрестки не соединили его с Муслимом Магомаевым — по- чти ровесником, блестящим во- калистом, который пользовался невероятной мировой популяр- ностью. Но биографии самородков редко похожи на традиционные трафареты. Отец-стеклодув бу- дущего композитора и пианиста стремился пробуждать с ранних лет в сыне более возвышенное вдохновение. Вспоминая свое детство, Раймонд Паулс обычно кратко говорил: «Бедно жили», и тут же добавлял, но… под звуки музыки. В их квартире практи- чески на побережье Даугавы по вечерам он увлеченно слушал репетиции ансамбля «МиХВо», названного так по именам его энтузиастов: Михаила, Хария и отца Раймонда. Михаил играл на гитаре, Харий на скрипке, а Вольдемар — на барабане. Больше тридцати лет на- зад его сестра, мастер гобелена Эдита Вигнере-Паулс создала яркое полотно из шерстяных и льняных ниток под названием «Гармония». Оно посвящено ИСПЫТЫВАЕШЬ ОСОБОЕ ЧУВСТВО, КОГДА УЧИШЬ ПЕСНИ И РЕПЕТИРУЕШЬ С ПЕВЦАМИ, КОТОРЫМ ВСЕГО 4−5 ЛЕТ ОТ РОДУ. А ПРИВОДЯТ ИХ ПАПЫИМАМЫ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮРОВНО С ТАКОГОЖЕ ВОЗРАСТА. ЗДЕСЬ ИСКРЕННЕЕ УВЛЕЧЕНИЕ И ИНТЕРЕС Раймонд Паулс Маэстро всегда относил себя к наследникам и представителям русской пианистической школы. При всей своей увлеченности джазом, он и сегодня считает себя академистом и консерватором, поклонником романтической музыки. Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» знаменитому брату, на котором маэстро изображен за роялем, в окружении музыкантов. Эмо- циональность композиции, утверждают знатоки, передает радостную атмосферу творче- ства в поисках интонационно- го идеала для песен. Проще говоря, образное поэтическое слово, в котором присутствует сюжет, любит повторять юби- ляр. Именно этот алгоритм и составлял потребность в твор- ческом тандеме с Андреем Вознесенским и Евгением Ев- тушенко, Янисом Петерсом и Михаилом Таничем, Робертом Рождественским и, конечно, с Ильей Резником. Счастье — в музыке Было время, когда под ок- нами его городской квартиры в день рождения долгие годы играл оркестр под аккомпане- мент юрких «жигулей», которые, огибая уютный квартал в центре столицы, ритмично подавали сигналы. А сам виновник торже- ства в такие минуты не прятался за шторами глубоких окон. Он с любопытством приветствовал своих фанатов, хотя буквально через несколько минут его фи- гура опять сливалась в экстазе с любимым клавишным инстру- ментом. Паулс счастлив, только когда играет, одними глазами дает по- нять его единственная муза, ро- жденная у побережья Черного моря, — супруга Светлана. Да и сам музыкант, перешагнув вме- сте со всей страной из одного тысячелетия в другое, признался как-то с улыбкой просветлен- ного мудреца, что «раньше он занимался разными делами, а теперь только главным — му- зыкой». В когорте соловьев нашей эстрады наравне с примадон- ной Аллой Пугачевой в музы- кальной аранжировке его песен блистали Лайма Вайкуле и Ла- риса Мондрус, Эдита Пьеха и София Ротару, Николай Гнатюк и Александр Малинин, Андрей Миронов и Ренат Ибрагимов. Словом, целая кавалькада из- вестных исполнителей ушедшей эпохи. Раймонд Вольдемарович, в привычной только ему манере, всегда умеет улавливать вну- треннюю природу артиста. И затем находить решения в духе привычных для него импро- визаций. Например, Валерия Леонтьева, который долгое вре- мя вызывал раздраженную реак- цию у советских чиновников от культуры, маэстро решил как-то отправить статистом в зритель- ный зал, а затем, как в сказке про репку, «вытащил» его на сцену. И тот классический трюк стал для вокалиста прологом к грандиозному триумфу. Кстати, интуиция не подвела Паулса и на прослушивании еще 15-лет- ней Лаймы Вайкуле, вспомина- ет актриса. Парадоксы гения Но с тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз, Латвия стала суверенным госу- дарством. А чем же был занят лидер музыкального олимпа в «лихие девяностые»? Конечно, признавался он сам, не избежал и политической турбулентно- сти, но продолжал концерти- ровать и творить все с тем же азартом. Душой отдавался любимо- му джазовому жанру, писал музыку для мюзиклов, созда- вал ансамбли, в частности дет- ский «Кукушечка», который имел долгие годы грандиозный успех. «Испытываешь особое чувство, когда учишь песни и репетируешь с певцами, ко- торым всего 4 – 5 лет от роду. А приводят их папы и мамы, которых я знаю ровно с такого же возраста. Здесь искреннее увлечение и интерес», — гово- рил маэстро. А вот его увлеченность смолоду джазом, как и для его сверстников и друзей, была чем-то большим, чем выбор из дежурного музыкального меню. Это была философия поступка: душевный отклик и внутренний протест одновременно. Юби- ляр не скрывает, что сам вырос на волне джазовых фантазий. А помощь в официальном при- знании его как музыканта на- рождающегося жанра в стране оказал профессор консервато- рии Петр Печерский, бетхо- венская шевелюра и мефисто- фельский профиль которого и сегодня напоминают Паулсу демона музыкальных страстей. Именно мудрый педагог не только угадал масштабы своего ученика, но и раскрыл полвека назад в нем чувство богатейшей гармонии, одухотворенного ритма, разговорных интонаций мелодий. Неслучайно парадоксы в эмоциональной партитуре лат- вийского музыканта, по оцен- ке музыковедов, составляют содержание его творческих рассуждений. Ни для кого не секрет, например, что маэстро всегда относил себя к наследни- кам и представителям русской пианистической школы. При всей своей увлеченности джа- зом, он и сегодня считает себя академистом и консерватором, поклонником романтической музыки. Кто самый популярный в мире из русских композито- ров, любит повторять он свой вопрос и сам отвечает: «Конеч- но, Чайковский», и добавляет: а рядом с ним — великолепный Рахманинов. За свою долгую, как дорога в дюнах, карьеру он руководил Рижским эстрадным оркестром, основал популярный ансамбль «Модо». Успел побывать и в ру- ководящем кресле министерства культуры независимой Латвии. А на грани веков — в 1999 году — баллотировался на пост прези- дента. Однако для миллионов его поклонников на всем пост- советском пространстве Рай- монд Паулс по-прежнему автор знаменитых хитов «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз», «Полюбите пиани- ста», «Вернисаж», «Бабушка рядышком с дедушкой»… Его музыка не стареет, а с годами знаменитые мелодии не забы- ваются, повторяют в эти юби- лейные дни исполнители его шлягеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz