Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Место притяжения 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 23/ 06 / 21 цатилетней ельчанки и ее роди- телей остается только гадать. Старинных купеческих над- гробий на кладбище сохрани- лось мало. Часть из них пошла на строительство Каракумовско- го моста в 30-е годы прошлого столетия, часть советские власти демонтировали и установили на мемориале погибшим воинам, который появился на площади Революции, бывшей Сенной, после Великой Отечественной войны. — Я считаю это кощунством по отношению ко всем покой- ным: и ранее усопшим ельчанам, и советским бойцам. Сбивали крестики, ставили звезды, но стереть до конца ста- рые надписи не всегда получалось. В результате на одной стороне памят- ника значилось «лейте- нант Красной Армии», на другой прочитывалось — «купеческая дочь такая- то», — рассказал священ- нослужитель. «Купеческие» памят- ники на мемориале у Вечного огня заменили во второй половине про- шлого века. На кладбище уцелел мемориал промышлен- никуИвануИвановичу Скуфьину из черного мрамора. Частич- но сохранился се- мейный некрополь знаменитых купцов Петровых, которые строили Вознесен- ский собор. Пет- ровский парк Ель- ца, построенный в 70-е годы XIX века, получил название в честь своего создате- ля Алексан- др а Алек - сандровича. Семейная усы- пальница пострадала от после- революционных разрушений, но сейчас потомки Петровых поддерживают ее в порядке. В память о погибших Видное место занимает брат- ская могила советских воинов, погибших при обороне Ельца от фашистов в декабре 1941 года. Рядом с ней возвышается обе- лиск. Но немало и других со- ветских захоронений, которые венчает красная звезда. Особую скорбь вызывает «расстрельное» место на самой окраине кладбища. Здесь похо- ронены три священнослужите- ля, а также крестьяне, попавшие в жернова сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века. — Казни проводились у кирпичной стены, здесь же их и хоронили. Также трупы при- возили из местной тюрьмы. На сегодняшний день известны имена 18 казненных человек, — пояснил отец Владимир. Неподалеку от этого места похоронена настоятельница Знаменского монастыря игу- менья Антония Криворотова, также пострадавшая за веру. Ее замучили до смерти в застенках. Мы посетили могилу роди- телей известного композитора Тихона Хренникова — Варвары Васильевны и Николая Ива- новича. На этом же кладбище нашел свое упокоение и отец народного художника СССР Николая Жукова. Папа будуще- го художника был юристом, в 1916 году он переехал с семьей в Елец из Москвы, получив долж- ность заместителя, или, как то- гда говорили, «товарища», гу- бернского прокурора. Николай Николаевич прожил всего 45 лет (18831928 гг.), потом- ки ухаживают за его мо- гилой. Неподалеку похо- ронен внук знаменитого русского актера Михаи- ла Щепкина — Николай Щепкин с семьей. А вот могилы бу- нинских героинь мы, найти, конечно, не мог- ли. Однако «легкое ды- хание» гимназистки Оли Мещерской рассеялось, по замыслу автора, на этом кладбище. Здесь же «похоронена» и возлюб- ленная героя из рассказа «Поздний час». К ней он шел по Монастырской улице, вернувшись спустя много лет в родной город. Обо всех усоп- ших, внесших свой вклад в развитие Ельца и страны и нашедших по- следний приют на с т аринном г о р о д с к о м кладбище, не расскажешь. Но память о них сохранять очень важно. Очень хочется, чтобы это историческое место расчистили от зарослей, возможно, это позволит найти утерянные могилы. Граница двух цивилизаций Оказывается, одна из глав- ных достопримечательностей Ельца —Каракумовский мост — прочно связана со старинным кладбищем. Историю появления важной переправы через реку Быстрая Сосна нам рассказал историк, сотрудник Елецкого краеведче- ского музея Алексей Пискулин. — Этот мост имеет важное символическое значение. Елец традиционно находился на гра- нице Руси. Быстрая Сосна долго играла роль знаковой линии, она была пограничной линией меж- ду двумя цивилизациями— зем- ледельческой Русью и Степью, миром кочевников. Границы были условны, они двигались то к северу, то к югу, в зависи- мости от того, кто из двух сто- рон набирал силу, — пояснил Пискулин. —В конце XVI века в этом месте проходили перегово- ры между посланником русского царя боярином Бутурлиным и посланником крымского хана. Они съехались к Сосне. Русский посол стоял на левом берегу, а крымский — на правом, и оба ждали, кто первым перейдет реку, то есть сдаст свои позиции. В результате военные инженеры обустроили переправу, и послы встретились ровно посередине. В советское время возникла острая необходимость в строи- тельстве автомобильного мо- ста. В тридцатые годы XX века в СССР были популярны авто- пробеги. Они символизирова- ли бурное развитие Советского Союза, популяризировали авто- мобильный транспорт, активи- зировали общественную жизнь в разных уголках страны. Самым масштабным и знаковым стал автопробег «Москва — Караку- мы — Москва», который прохо- дил в 1933 году. В нем участвова- ли 96 человек на 23 автомобилях. Автопробег двигался через Елец, и мост строился именно к этому событию. Поэтому он и получил такое название. — Иногда жители и туристы коверкают его, называют Кара- кумский, но это неправильно. Это не согласовывается ни с пра- вилами русского языка, ни с го- родской разговорной традицией, поэтому искажать его нельзя, — отметил историк. Надгробья вместо свай Материалов для строитель- ства не хватало, и советские власти не придумали ничего лучшего, как воспользоваться надгробиями с городских клад- бищ. Самыми подходящими им показались купеческие па- мятники, они частично пошли в сваи Каракумовского моста. Большинство из них привезли с Чернослободского кладбища, но немало сняли и на городском. Долгие годы на камнях сохраня- лись надгробные надписи. —Вцеломнельзя сказать, что это явление было чем-то из ряда вон выходящим. Это не норма, конечно, но старинные над- гробия часто использовали для различных строительных нужд в средние века по всему миру, в том числе в Москве и Подмосковье в XVIIXVIII веках. Даже в мо- настырях порой можно увидеть дорожку, уложенную старинны- ми надгробиями. В Средневеко- вье люди спокойно относились к теме, связанной с кладбища- ми, —пояснил историк. Советская стройка в этом плане не стала исключением. С разгромом кладбищ в те лихие годы не церемонились. Какие-то плиты оказались в основании моста, а неиспользованные так и остались лежать на свалке. Сам Каракумовский мост в 1941-м в ходе сражений Великой Отечественной войны был раз- рушен, но в 1943 году его восста- новили как важный стратегиче- ский объект. В конце 70-х через Быструю Сосну появилась новая перепра- ва. Каракумовский мост долгое время был закрыт, так как нахо- дился в аварийном состоянии. В нулевых его отреставрировали, и он стал пешеходным. Сейчас это одно из любимых мест ельчан и туристов. Фото Геннадия Логунова КАРАКУМОВСКИЙМОСТ ИМЕЕТ ВАЖНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЕЛЕЦ ТРАДИЦИОННОНАХОДИЛСЯ НА ГРАНИЦЕ РУСИ. БЫСТРАЯ СОСНА ДОЛГОИГРАЛА РОЛЬ ЗНАКОВОЙ ЛИНИИ, ОНА БЫЛА ПОГРАНИЧНОЙ ЛИНИЕЙМЕЖДУ ДВУМЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ — ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ РУСЬЮ И СТЕПЬЮ, МИРОМ КОЧЕВНИКОВ Алексей Пискулин С РАЗГРОМОМ КЛАДБИЩ В ТЕ ЛИХИЕ ГОДЫ НЕ ЦЕРЕМОНИЛИСЬ. КАКИЕ-ТО ПЛИТЫ ОКАЗАЛИСЬ В ОСНОВАНИИ МОСТА, А НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТАК И ОСТАЛИСЬ ЛЕЖАТЬ НА СВАЛКЕ. «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» ГИМНАЗИСТКИ ОЛИ МЕЩЕРСКОЙ РАССЕЯЛОСЬ, ПО ЗАМЫСЛУ АВТОРА, НА ЭТОМ КЛАДБИЩЕ. ЗДЕСЬ ЖЕ «ПОХОРОНЕНА» И ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ГЕРОЯ ИЗ РАССКАЗА «ПОЗДНИЙ ЧАС». У ельчан есть легенда, что погром на городском кладбище остановил покойный купец. Когда рабочие снесли множе- ство надгробий, один из участников добрался до могилы Скуфьина, собираясь разорить и ее. Но вдруг его кто-то похлопал по плечу. Обернувшись, вандал увидел высокого старика с белой бородой и в старинной одежде, который погрозил ему пальцем и приказал не трогать захоронение. А потом исчез. Видение так напугало рабочего, что и он, и его товарищи убежали с кладбища. ЛЕГЕНДА О КУПЦЕ, НАПУГАВШЕМ ВАНДАЛА Мост через реку построили для знаменитого автопробега «Москва — Каракумы — Москва» в 1933 году Памятник елецкому купцу-промышленнику Ивану Скуфьину напротив Казанского храма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz