Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ТВ-программа / ВТОРНИК / 16 февраля № 75 (26359) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 Переключая каналы Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГРАНИЦАМ ПОЗДРАВЛЯЮ, ГОСПОДА. В ТЕАТРАЛЬНОМ ДЕЛЕ МЫ БЕРЕМ НОВЫЕ ВЕРШИНЫ. САМА ОЛЬГА БУЗОВА ДЕБЮТИРУЕТ НА ГЛАВНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ РОССИИ — ВО МХАТЕ ИМЕНИ ГОРЬКОГО. Е сли Станиславский, пре- бывающий в вечности под райскими кущами, услышал бы такую новость, он почувствовал бы себя как на раскаленной адской сковородке. И крикнул бы свое фирменное: «Не верю!» Зря, Константин Сергеевич. Это не фейк. Главный мхатовский начальник Эдуард Бояков все подтвердил. Притом не отрицал: ну да, провокация. А искусство и должно дразнить, провоцировать. Весьма распространенная точка зрения. Вот Леонардо в «Тайной вечере» никого не про- воцировал. Толстой в «Войне и мире» тоже не был ни Гапо- ном, ни Азефом. А современные творцы без провокации никак. Они вешают здоровенную вет- ку в Третьяковке и называют ее шедевром. Переносят действие оперы «Руслан и Людмила» то ли в публичный дом, то ли в пси- хушку. А один художник голяком на четвереньках выскакивал за ворота и кусал за ноги прохожих. Говорят, укушенных его креатив сильно впечатлил. Тенденция, однако Что касается Бузовой. Растет девушка. Давно ли она строила свою любовь в «Доме-2»? Дав- но ли вдруг запела? Что-то вро- де «танцуй под Бузову, шевели арбузами». А теперь попала из телеборделя в храм российского искусства. Сенсация потрясла ретро- градов. А чего потрясаться-то? Масскульт наступает по всем фронтам. Врывается в картин- ные галереи, в Большой театр, правит бал на ТВ. А вдобавок претендует влиять на политику, образование и так далее. Его ку- миры — ЛОМы, то есть лидеры общественного мнения. А коли общественное мнение их не одобрит — им плевать. Им что угодно сходит с рук. В старой, может, притче, мо- жет, анекдоте человек трижды падает с колокольни и не полу- чает ни единой царапины. В пер- вый раз это счастливая случай- ность. Во второй — тенденция, однако. В третий — привычка. По-ученому — закономерность. В шоу-бизнесе то же самое. Киркоров снимается в тош- нотворном клипе «Ибица» с перевернутыми сортирами и медленно растекающимися фе- калиями. Наивные зрители раз- гневались: как народному арти- сту России не стыдно, давайте объявим ему бойкот. Бойкота, разумеется, не было. Наоборот: от Киркорова в телевизоре вооб- ще не скроешься. Случайность? Ладно, посмотрим дальше. Солидный банк нанимает не кого-нибудь, а Моргенштерна менеджером по работе с моло- дежью. Хотя вскоре приторма- живает. Но симптом налицо. А кавалер ордена «За заслуги пе- ред Отечеством» Константин Эрнст, решив приумножить эти заслуги, взял в проект «Док- ток» Ксению Собчак. «Дом-2» явно становится настоящей кузницей кадров для респекта- бельных федеральных каналов. Господина Эрнста не смущают никакие эпатажные выходки Ксении Анатольевны. Даже дру- жеская беседа ее со «скопинским маньяком», выложенная в Ин- тернете. А самый изощренный матерщинник российской эстра- ды Сергей Шнуров, похоже, не прочь был заняться в Госдуме законотворчеством. Я, намекнул он, чувствую, что созрел. Сей- час его пыл, правда, почему-то подостыл. Однако все это уже не случайность, не тенденции, а будничное явление. Кажется, у Чехова в записных книжках: пошлость — от слова «пошло». Нынче предпочли бы иной вариант: «зашло». Зашли «Ибица», «Дом-2», гражданствен- ность в матерном выражении. За- шла и Ольга Бузова воМХАТе. Всякому времени свои герои. Была эпоха Качалова, Книп- пер-Чеховой, Грибова, Андров- ской. Наступила эпоха Бузовой и Моргенштерна. Границы меж- ду «Домом Станиславского» и «Домом-2» исчезают. Причем тут ведь встречное движение. Так называемая высокая культура и масскульт с ускорением устреми- лись друг к другу. Вряд ли Бузова сама навязала себя МХАТу. Ее позвали. Вряд ли мой любимый актер (его имя называть мне до- садно) разделся на сцене донага под страхом увольнения. Да и сниматься в рекламе про фанта- стический кешбэк его тоже ни- кто не принуждал. По-моему, немыслимо, что- бы, допустим, Сергей Бондарчук после Андрея Соколова в «Судь- бе человека» и Пьера Безухова в «Войне и мире» агитировал бы брать кредит под залог дома. Или покупать лотерейные билеты. А для его сына Федора Сергеевича это вполне нормально. Впрочем, у Бондарчука-младшего и ролей равных отцовским нет. Как нет в нашем теперешнем кино ни но- вого «Чапаева», ни «Судьбы че- ловека», ни «Калины красной». Правая, левая где сторона? Помните, какие строчки вы- брал для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите» Михаил Булгаков из «Фауста»? «Так кто же ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно со- вершает благо». Здесь есть где разгуляться философу. А вот обыватель вроде меня может из- влечь из этого тезиса великого Гете небезопасный урок. Зло не просто бессильно, а даже полез- но. Оно желает пакостить, разру- шать и губить, а все его усилия в итоге лишь преумножают добро. Возможно, и зло, и добро чисто условные понятия? Возможно, они взаимозаменяемы, их ничто не разделяет? Ведь то и другое приводит к одному и тому же позитивному результату, пусть и немного разными маршрутами. Мне эта этическая «теория относительности» несимпатич- на. Особенно сейчас, когда ис- чезновение границ — удел не только культуры. Нет худа без добра? Ну, извините. Так легко оправдать и слезинку ребенка, и гитлеровские концлагеря, и Хи- росиму, и Сонгми, и крушение нью-йоркских башен-близнецов. Нынче тьма ловкачей, кому нару- ку, чтобы «все смешалось в доме Облонских». Чтобы уж никаких преград между извращением и нормой, бесчестиеми честью, на- ционализмом и патриотизмом. Даже понятие правды теряет определенность, становится зыб- ким. И ее противоположность уже не ложь, а постправда. Звучит красиво и главное — так удобно для употребления! Например, правда ли, что США и Англия победили Гит- лера, а Восточный фронт был чем-то несущественным, второ- степенным? Как сказать. Вроде не оголтелое вранье, а именно постправда. Пока наши брали Берлин, союзники за сотни ки- лометров от столицы рейха уже прикидывали, как можно будет присвоить себе победу Красной Армии. Из памяти людской лег- ко вымываются, улетучиваются реальные факты. И приходит время постправды. Не столь давно на ТВ по- вторили запись с признаниями, безусловно, талантливого писа- теля. Когда-то он с уважением говорил о своем деде, участни- ке войны. А сейчас вынашивает идею романа о генерале Власове. Ну вдохновляет его этот генерал. Он, видите ли, был, оказывает- ся, не предателем, а большим русским патриотом. Да и Великая Отечественная в действительности долж- на считаться граждан- ской войной. Бред? Погоня за хайпом? Нет, любезные. Это опять-таки постправда. А вот украинский сюжет. Экс-первый секретарь ком- партии Украины Кравчук за- душевно делится с российским газетчиком: он аж полвека назад усомнился в марксизме-комму- низме. Но не стал диссидентом, не пошел в истопники, а терпе- ливо карабкался по карьерной лестнице и долез до самого пар- тийного верха. А теперь его силь- но заботит, что сказать деткам, если они нечаянно обнаружат уцелевший, не сброшенный на землю памятник Ленину. Ле- нин ведь был большевик номер один. По-видимому, Кравчука не беспокоит, что говорить укра- инским мальчикам и девочкам, гуляя с ними по проспекту Шу- хевича или любуясь монументом Степану Бандере. С этим ему все ясно. Надо напрямую сообщить подрастающему поколению: приветствие «Героям слава!» — как раз о них, о двух благород- ных борцах за «незалежность». А сколько невинной крови они пролили, о том распространять- ся не стоит. Постправда подоб- ных подробностей не терпит. Она — испытанное оружие, и не только, когда дело касается истории. Бесчисленные обви- нения России даются с лукавой добавочкой «хайли лайкли» (то есть, «весьма вероятно») и дер- жатся на отмене границ между доказанным и надуманным. А нам остается одно: упор- но восстанавливать и защищать эти границы. Возвращать миру понимание, что постправды нет и быть не может. Есть только правда и ложь. А худо бывает чаще всего без всякого добра. Фото culture.ru ВСЯКОМУ ВРЕМЕНИ СВОИ ГЕРОИ. БЫЛА ЭПОХА КАЧАЛОВА, КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ, ГРИБОВА, АНДРОВСКОЙ. НАСТУПИЛА ЭПОХА БУЗОВОЙ И МОРГЕНШТЕРНА. ГРАНИЦЫ МЕЖДУ «ДОМОМ СТАНИСЛАВСКОГО» И «ДОМОМ-2» ИСЧЕЗАЮТ. ДАВНО ЛИ ОНА СТРОИЛА СВОЮ ЛЮБОВЬ В «ДОМЕ-2»? ДАВНО ЛИ ВДРУГ ЗАПЕЛА? ЧТО-ТО ВРОДЕ «ТАНЦУЙ ПОД БУЗОВУ, ШЕВЕЛИ АРБУЗАМИ». А ТЕПЕРЬ ПОПАЛА ИЗ ТЕЛЕБОРДЕЛЯ В ХРАМ РОССИЙСКОГО ИСКУССТВА. Знаменитый режиссер Констанитин Станиславский, узнав, что Бузова играет в МХАТе, закричал бы: «Не верю!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz