Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 47 № 74 /26358/22 ИЮНЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Помимо этого, установлен срок предоставления Уполномоченным доклада о резуль- татах своей деятельности – не позднее 31 марта ежегодно. Определено, что ежегодный доклад Уполномоченного представляется на сессии областного Совета депутатов Уполно- моченным лично. Законом закреплено право Уполномоченного в целях правового просвещения, рас- пространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Липецкой области и органы местного самоуправления, инфор- мацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты; органи- зовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, се- минары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина. Закон Липецкой области от 30 ноября 2020 года № 463-ОЗ «О гражданской обороне в Липецкой области» принят в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696 утверж- дены Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года (далее – Основы), которыми определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в обла- сти гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации. В соответствии с положениями Основ одним из основных направлений государствен- ной политики является развитие нормативной правовой базы в области гражданской обо- роны, в том числе завершение создания системы нормативных правовых актов, регламен- тирующих деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области граждан- ской обороны МЧС России рекомендовано субъектам Российской Федерации принять закон о гражданской обороне. Принятым Законом определены полномочия Липецкого областного Совета депутатов, главы администрации Липецкой области, администрации Липецкой области и органов ис- полнительных органов государственной власти Липецкой области в области гражданской обороны. Принятие данного Закона позволит повысить эффективность реализации государ- ственной политики в области гражданской обороны на территории Липецкой области. Депутатами Липецкого областного Совета депутатов уделяется большое внимание вопросам совершенствования системы профилактики правонарушений и стабилизации оперативной обстановки на территории области. В рамках этого, Липецким областным Советом депутатов рассмотрен ежегодный от- чет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ли- пецкой области о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел в 2019 году (постановление областного Совета от 30 апреля 2020 года № 1147-пс). В отчете акцентировано внимание на состояние оперативной обстановки на терри- тории области, борьбе с организованной преступностью, противодействии незаконному обороту наркотиков, защите экономики от преступных посягательств, противодействии экстремизму и терроризму, работе по соблюдению миграционного законодательства, охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также про- филактической работе и организации правового обеспечения. Депутатами областного Совета принят к сведению отчет о деятельности Контрольно- счетной палаты Липецкой области за 2019 год (постановление областного Совета депута- тов от 14 мая 2020 года № 1164-пс), в котором обращено внимание на нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью, нецеле- вое и неэффективное использование средств областного бюджета в сфере строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, здравоохранения, несоблюдение норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федера- ции и Липецкой области. В отчете отмечено, что взаимодействие с областным Советом депутатов, его комите- тами остается основным фактором, определяющим направления деятельности Контроль- но-счетной палаты Липецкой области, и позволяет наиболее полно и оперативно реализо- вать имеющийся потенциал финансового контроля. 30 апреля 2020 года принято постановление областного Совета № 1146-пс «О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2019 год «О состоянии законодательства Ли- пецкой области». В докладе «О состоянии законодательства Липецкой области» за 2019 год дана ком- плексная характеристика состояния законодательства Липецкой области, обзор принятых нормативных правовых актов Липецкой области по сферам правового регулирования, представлен анализ их качества, приведены результаты мониторинга правоприменения Закона Липецкой области «О порядке управления и распоряжения государственной соб- ственностью в Липецкой области», сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства области, а также предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации. Содержащиеся в докладе итоги законодательной деятельности призваны обеспечить последовательность дальнейшего развития регионального нормотворчества, его полноту и своевременность в целях создания условий для реализации прав и законных интересов жителей области во всех сферах общественной жизни. 29 мая 2020 года постановлением Липецкого областного Совета депутатов № 1187-пс принят к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липец- кой области за 2019 год. В Докладе отмечено, что основными задачами, стоящими перед Уполномоченным, являются обеспечение безопасности детства, сбережение здоровья и повышение каче- ства жизни несовершеннолетних, улучшение положения детей-сирот и особое внимание к семьям с детьми. В вопросах обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей Упол- номоченный по правам ребенка сотрудничает с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также общественными организация- ми и активными представителями гражданского общества. В докладе отражены результаты деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области по вопросам обеспечения гарантий, прав, свобод и законных интере- сов детей и подростков, проживающих на территории Липецкой области, и содержатся предложения, направленные на улучшение основных сфер жизнедеятельности детей в регионе. Кроме того, 30 июля 2020 года постановлением Липецкого областного Совета депу- татов № 1250-пс принят к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2019 год. Данный доклад основан на анализе фактов, изложенных в обращениях и жалобах граждан, и отражает вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липец- кой области. В нём содержатся количественные и качественные характеристики обраще- ний граждан к Уполномоченному, информация о негативных событиях, которые повлекли за собой нарушение прав, а также о мерах, принятых Уполномоченным по их восстановле- нию. Как следует из доклада, Уполномоченным продолжено взаимодействие и сотрудниче- ство с органами законодательной и исполнительной власти области, прокуратурой обла- сти, правозащитными и общественными организациями, что способствует значительному сокращению количества нарушений закона и прав человека в нашем регионе. 28 марта 2020 года постановлением Липецкого областного Совета депутатов № 1103- пс было дано согласие на назначение на должность прокурора Липецкой области. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 марта 2020 года № 1107-пс назначен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой обла- сти. 30 апреля 2020 года постановлением Липецкого областного Совета депутатов № 1149-пс назначен на должность аудитор Контрольно-счетной палаты Липецкой области. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30 июля 2020 года № 1226-пс «О назначении представителей общественности в квалификационную коллегию судей Липецкой области» в связи с истечением срока полномочий были назначены 7 пред- ставителей общественности. Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 17 декабря 2020 года № 1422-пс были назначены на двухлетний срок полномочий 2 представителя Липецкого областного Совета депутатов в квалификационную комиссию при адвокатской палате Ли- пецкой области. В 2020 году в соответствии с принятыми постановлениями Липецкого областного Со- вета депутатов назначены на должности мировых судей 12 кандидатов и 1 судья в отставке привлечен к отправлению правосудия в качестве мирового судьи. Часть III. Предложения по совершенствованию законодательства и по реализации Послания Президента Российской Федерации Глава 1. Предложения по совершенствованию законодательства Липецкой области В 2021 году будет продолжена работа по приведению законодательства Липецкой об- ласти в соответствие с федеральным законодательством и совершенствованию действу- ющего правового регулирования. Основные направления нормотворческой деятельности, а также предложения субъек- тов права законодательной инициативы о проектах нормативных правовых актов области, рассмотрение которых запланировано на 2021 год, нашли свое отражение в Плане работы Липецкого областного Совета депутатов на 2021 год, утвержденном постановлением Ли- пецкого областного Совета депутатов от 17 декабря 2020 года № 1419-пс. В связи с поправками к Конституции Российской Федерации, нормативными правовы- ми актами, принятыми в конце 2020 года и планируемыми к принятию в течение 2021 года на федеральном уровне, дополнительно потребуется внесение изменений в целый ряд за- конов области. Основные изменения будут связаны с приведением норм Устава Липецкой области в соответствие с конституционными поправками. Так, Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации» положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнены статьей 26.1, касающейся инициативных проектов. Согласно указанной норме, вступившей в силу с 1 января 2021 года, в отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рас- смотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, потребуется внесение изменений в Устав Липецкой области в части, касающейся отнесения к полномочиям областного Совета депутатов либо администрации области принятие соответствующего нормативного правового акта, и принятие самого нормативного правового акта, регулирующего порядок рассмотрения инициативных про- ектов, предполагающих получение финансовой поддержки за счет межбюджетных транс- фертов из бюджета области. Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации» и статью 26.13 Федерального закона «Об общих принципах органи- зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлена возможность проведения по про- екту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации вместо публичных слушаний общественных обсуждений. Соответствующие изменения должны найти свое отражение в Уставе Липецкой об- ласти и Законе Липецкой области от 27 декабря 2019 года № 343-ОЗ «О бюджетном про- цессе Липецкой области». Принятие нового Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О поряд- ке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» потребует внесения изменений в части, касающейся наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от Липецкого областного Совета депутатов, в Устав Липецкой области и Регламент областного Совета депутатов. Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования де- ятельности в области пожарной безопасности» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в том числе в части, каса- ющейся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федера- ции дополнительно отнесены: организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фон- да, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Фе- дерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу- аций природного и техногенного характера»; осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержа- щихся за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением лесных пожа- ров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении меро- приятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопас- ности»; утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере исключено полномочие по оперативному управлению подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемому в порядке делеги- рования полномочий без предоставления субвенций. В связи с принятыми изменениями на федеральном уровне потребуется внесение со- ответствующих изменений в Закон Липецкой области от 18 октября 2005 года № 224-ОЗ «О правовом регулировании вопросов пожарной безопасности в Липецкой области». Кроме того, Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершен- ствования деятельности в области пожарной безопасности» в новой редакции изложен подпункт 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель- ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающийся полномочий органов государственной власти в области пожарной безопасности, что по- требует внесение соответствующих изменений в Устав Липецкой области. Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в том чис- ле в Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в части перехода к установлению величины прожиточного мини- мума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествую- щий год. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление величи- ны прожиточного минимума на душу населения до 15 сентября текущего года с учетом ко- эффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Рос- сийской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с указанными изменениями потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области «О порядке установления прожиточного минимума в Липецкой области» от 30 декабря 2004 года № 164-ОЗ. Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 464-ФЗ «О внесении измене- ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляе- мым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, с 1 янва- ря 2021 года отнесены организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, включая создание в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, специализированных организаций для оказания помощи указанным лицам. Таким образом, потребуется разработка и принятие закона области, устанавливающе- го порядок создания специализированных организаций для оказания помощи лицам, на- ходящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 497-ФЗ «О внесении из- менений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пи- кетированиях» потребует внесение изменений в Закон Липецкой области от 2 мая 2006 года № 283-ОЗ «О порядке подачи уведомления и проведения публичного мероприятия на территории Липецкой области». Положения регионального закона должны быть дополне- ны нормами, согласно которым при исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления уполно- моченным исполнительным органом государственной власти области, администрацией муниципального образования и день проведения публичного мероприятия, а в уведомле- нии о проведении публичного мероприятия дополнительно подлежат указанию формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия организации санитарного обслуживания при проведении публичного мероприятия, а также реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации», вступающего в силу с 29 июня 2021 года, ор- ганы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок оформления и ведения ветеринарно-санитарного паспорта пасеки. Представляется возможным урегулирование данного вопроса нормативным правовым актом администрации области либо исполнительного органа государственной власти об- ласти в сфере сельского хозяйства. Органам государственной власти области в процессе организации и осуществления документооборота следует иметь ввиду, что приказом Росархива от 24 декабря 2020 года № 199 утверждены Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроиз- водству в государственных органах, органах местного самоуправления. В соответствии с частью 4 статьи 66 Федерального закона 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об об- разовании в РФ») организация образовательной деятельности по образовательным про- граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (про- фильное обучение). Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в РФ», организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и сред- него общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, в рамках реализации требования федерального законодательства о не- обходимости конкретизировать соответствующее регулирование в законодательстве субъектов Российской Федерации, исходя из важности таких правоотношений как относя- щихся к сфере гарантирования конституционного права на образование, в целях обеспе- чения повышенной стабильности регулирования рассматриваемого вопроса, порядок ин- дивидуального отбора для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения должен закреплен на уровне закона субъекта Российской Федерации. Данное положение корреспондирует позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 39-П. В этой связи требуется принятие закона Липецкой области, регулирующего правоот- ношения в части организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в госу- дарственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» и Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации» исключается возможность осуществления любых видов охоты в от- ношении млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации. Все вопросы их использования (включая вопросы добычи) должны решаться Законом «О животном мире». Уточняются основания, сроки внесения предложений и пояснительных материалов о занесении (об исключении) в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Россий- ской Федерации объектов животного мира. Для реализации указанных норм потребуется внесение соответствующих изменений в Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30 октября 2003 № 365-пс «О Красной книге Липецкой области». С 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О госу- дарственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», устанавливается общий срок проведения документарных и выездных проверок, не превы- шающий 10 рабочих дней и предусматривается отмена решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями, перечисленными в части 2, статьи 91. Указанные положения должны найти свое отраже- ние в числе изменений, вносимых в Закон Липецкой области от 21 февраля 2013 года № 125-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и порядке вза- имодействия органа государственного жилищного надзора Липецкой области с органами муниципального жилищного контроля» и Закон Липецкой области от 11 ноября 2015 года № 460-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на террито- рии Липецкой области». Кроме того, в статье 11 Закона Липецкой области от 4 декабря 2003 года № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» предусмо- трены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, однако порядок предоставления и пользования такими земельными участками до настоящего времени не определен. Предложения по урегулированию данно- го вопроса были отражены в докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2013 год «О состоянии законодательства Липецкой области». До настоящего времени указанные правоотношения не урегулированы. Глава 2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства В 2020 году Липецким областным Советом депутатов проведен мониторинг Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Ли- пецкой области», по результатам которого был принят новый Закон Липецкой области от 22.12.2020 года № 485-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области». В рамках мониторинга в очередной раз был поднят вопрос об отсутствии федераль- ного закона, устанавливающего правовые основы нормотворческой деятельности. Миню- стом России в 2014 году был подготовлен проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», но так и не внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Вместе с тем установление на федеральном уровне единых требований к норматив- ным правовым актам является залогом качественного и эффективного правового регу- лирования общественных отношений, гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан. В рамках вышеуказанного мониторинга также было высказано предложение об уста- новлении на федеральном уровне административной ответственности за несоблюдение установленного порядка официального опубликования нормативных правовых актов и применение официально не опубликованных нормативных правовых актов. Поводом по- служила информация прокуратуры области, согласно которой имело место неоднократное нарушение отдельными исполнительными органами власти области требований, касаю- щихся опубликования принятых нормативных правовых актов. Законом Липецкой области от 1 августа 2016 года № 553-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государствен- ные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области» и Закон Липецкой области «О социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Липецкой области» были изменены условия назначения пен- сионных выплат лицам, замещающим государственные должности области. В соответствии с принятыми изменениями одним из условий установления ежемесяч- ной доплаты к пенсии лицам, замещающим государственные должности области, являет- ся достижение пенсионного возраста или потеря трудоспособности в период осуществле- ния ими полномочий по государственной должности области. Аналогичные требования законами Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного само- управления Липецкой области» и № 538-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования Липецкой области» установлены для лиц, замещающих му- ниципальные должности области на постоянной основе. Основанием установления такого правового регулирования послужило принятие Фе- дерального закона от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (предста- вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе- дерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 446-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни- тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции вышеуказанного федерального закона в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, заме- щающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государ- ственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации. Аналогичной нормой была дополнена часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 ок- тября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во исполнение указанных требований многие субъекты Российской Федерации, в том числе Липецкая область, внесли соответствующие изменения в региональное пенсионное законодательство. Однако имеющаяся на сегодняшний день позиция Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению, а также складывающаяся судебная практика свидетельствуют о том, что правовое регулирование, установленное Федеральным законом № 446-ФЗ, касается только тех социальных и иных гарантий, кото- рые связаны с фактом прекращения полномочий, и не распространяется на социальные гарантии, связанные с пенсионным обеспечением. Аналогичная позиция высказана Правительством Российской Федерации в офици- альном отзыве на проект федерального закона № 244675-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правительством Российской Федерации отмечено, что социальные гарантии в области дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности, предо- ставляются в связи с осуществлением в течение установленного срока особого вида тру- довой деятельности и в качестве компенсации за запреты и ограничения, накладываемые на них в этот период. В целях исключения различий в понимании правового регулирования, установленного пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 5.1 статьи 40 Фе- дерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считаем необходимым дополнить данные нормы указанием на то, что их действие не распространяется на пенсионное обе- спечение лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федера- ции и муниципальные должности соответственно. В 2020 году в Липецкий областной Совет депутатов поступил проект закона Липецкой области «Об утверждении заключения концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения», которым предложено утвердить заключенные концессионные соглашения. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель- ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено утверждение законом субъекта Российской Федерации заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в подпункте «з» пункта 2 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации. На основании статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. Главой 4 Федерального закона № 115-ФЗ установлены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, цен- трализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водо- отведения, отдельных объектов таких систем. В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, от- дельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Россий- ской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государ- ственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концес- сионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализа- ция концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осущест- вляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам). Из анализа приведенных норм Федерального закона № 115-ФЗ не усматривается прямой обязанности субъекта Российской Федерации утверждать законом субъекта кон- цессионные соглашения. Воронежской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона № 479245-7 «О внесе- нии изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации за- конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым предлагалось дополнить подпункт «з» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации» положением, исключающим гражданско-правовые договоры субъ- екта Российской Федерации и иные договоры, заключаемые в соответствии с бюджетным законодательством, из числа договоров субъекта Российской Федерации, заключение и расторжение которых утверждается законом субъекта Российской Федерации. В официальном отзыве Правительства РФ на данный проект было указано, что для за- ключения и расторжения гражданско-правовых договоров, в которых субъект Российской Федерации в лице своих уполномоченных органов или учреждений выступает как равно- правный участник гражданского оборота, наделенный правами юридического лица, при- нятие закона субъекта Российской Федерации не требуется. Учитывая изложенное, считаем целесообразным урегулировать на федерльном уров- не вопрос необходимости утверждения законом субъекта Российской Федерации заклю- ченных концессионных соглашений. В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров терри- ториальных фондов обязательного медицинского страхования определяются трудовыми договорами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными норматив- ными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными пра- вовыми актами субъектов Российской Федерации, учредительными документами юриди- ческого лица (организации). Регулирование вопросов оплаты труда иных работников тер- риториальных фондов обязательного медицинского страхования ТК РФ не определено. Федеральным законом от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ «Об обязательном меди- цинском страховании в Российской Федерации» полномочия по регулированию вопросов оплаты труда работников территориальных фондов обязательного медицинского страхо- вания на субъекты Российской Федерации также не возложены. Действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование оплаты труда только в от- ношении работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации (статья 144 ТК РФ, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих прин- ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации»). Территориальные фонды обязательного медицинского страхования учреждениями не являются. В этой связи условия оплаты труда работников территориальных фондов обя- зательного медицинского страхования определяются локальными нормативными актами этих фондов. Решением Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по социальной политики от 18 декабря 2019 года было утверждено заключение Комиссии по проекту законодательной инициативы Липецкого областного Совета депутатов №7-1063 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которому полномочия по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих ус- ловия оплаты труда работников территориального фонда обязательного медицинского страхования относятся к полномочиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования и не могут быть переданы органам государственной власти субъектов. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857 утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с пун- ктом 16.1 устава предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Федерального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Поста- новлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1060 «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования» определено, что система оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования устанавлива- ется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Указанная система оплаты труда утверждена приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 марта 2009 года № 43 «О системе оплаты труда работников Федераль- ного фонда обязательного медицинского страхования». Вместе с тем, вышеназванные нормативные правовые акты регулируют вопросы оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования и не распространяются на работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Ввиду отсутствия правового регулирования вопросов оплаты труда работников Фе- дерального фонда обязательного медицинского страхования в действующем законо- дательстве предлагается дополнить статью 8 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», закрепляющую полномочия орга- нов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, дополнить полномочием по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих условия оплаты труда работников территориального фонда обя- зательного медицинского страхования, не являющихся руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами этих фондов. Повышение эффективности мер социальной поддержки всегда было одним из при- оритетных направлений деятельности Липецкого областного Совета депутатов. Наряду с внесением изменений в законодательство Липецкой области в сфере социальной под- держки населения, по инициативе председателя регионального парламента П.И. Путилина был запущен проект «Социальный кодекс», направленный на информирование жителей о мерах социальной поддержки, действующих в Липецкой области. На сегодняшний день данный информационный ресурс включает в себя более 150 мер поддержки различным категориям граждан, и этот перечень постоянно расширяется. Ввиду того, что вышеназванный формат, подразумевающий объединение по категори- ям всех мер социальной поддержки из разных законов Липецкой области в один источник информации, получил положительные отзывы от граждан региона, видится целесообраз- ным реализация аналогичного проекта на федеральном уровне, в том числе в виде коди- фицированного нормативного правового акта. В дальнейшем, определенный федераль- ным законодателем подход по кодификации мер социальной поддержки в единый доку- мент мог бы был взят за основу всеми субъектами Российской Федерации для реализации его в своем законодательстве. Глава 3. Предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации Ключевыми темами Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года стали вопросы демографии, здравоохранения, социальной политики, оказания государственных услуг, повышения бла- госостояния населения, социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, образования, развития внутреннего туризма, поддержки малого и среднего предпринимательства, инвестиций, экологии, развития отечественных цифровых техноло- гий и их использования в рамках развития экономики России, международных отношений. В рамках улучшения демографической ситуации в стране наряду с выходом к 2030 году на целевой показатель средней продолжительности жизни в 78 лет важнейшей за- дачей обозначена поддержка семей с детьми, в первую очередь, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем обеспечения роста реальных доходов таких категорий граж- дан. В этой связи существующая система мер поддержки семей с детьми с 1 июля 2021 года будет дополнена новыми выплатами: – ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 16 лет включительно в размере 50% от прожиточного минимума, установленного в регионе для детей; – ежемесячное пособие находящимся в трудной материальной ситуации беременным женщинам, вставшим на учет в медицинскую организацию в ранние сроки. В обеспечение вышеназванных мер поддержки на территории Липецкой области потребуется внесение изменений в Закон Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью», исходя из порядка и критериев предо- ставления таких выплат, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами. В целях восстановления экономики, создания новых рабочих мест, поощрения пред- принимательской инициативы, привлечения инвестиций потребуется установление на федеральном уровне соответствующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по введению дополнительных льгот в сфере налогоо- бложения для субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего для малого и среднего бизнеса, и реализации дополнительных мер для обеспечения привлекательного инвестиционного климата. Для снижения административных барьеров для граждан при получении государ- ственных и муниципальных услуг, включая меры социальной поддержки, будет проведен дополнительный мониторинг нормативной правовой базы Липецкой области в части унификации и закрепления минимального пакета документов и возможности обращения граждан за получением максимального перечня услуг в многофункциональных центрах «Мои документы». В целях выявления домохозяйств, не обеспеченных коммуникациями для подключения к газовым сетям, считаем необходимым в кратчайшие сроки провести соответствующий мониторинг всех газифицированных населенных пунктов субъектов Российской Федера- ции. Будет продолжена работа в рамках ранее обозначенного Президентом Российской Федерации процесса оптимизации правовой базы контрольно-надзорной деятельности для создания более прозрачного, благоприятного делового климата. Окончание. Начало на 40–46-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz