Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 40 № 74 /26358/22 ИЮНЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение на 41-й стр. Постановление пятьдесят пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 1612-пс от 10.06.2021, г. Липецк О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О состоянии законодатель- ства Липецкой области» систематизирует результаты законотворческой деятельности Липец- кого областного Совета депутатов в 2020 году в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения Липецкой области объективной инфор- мацией о развитии регионального законодательства, об актуальных вопросах правового регу- лирования, а также тенденциях и перспективах его дальнейшего развития. В 2020 году Липецким областным Советом депутатов реализовывались ключевые направ- ления деятельности государства, обозначенные в Послании Президента Российской Феде- рации, направленные на сохранение социальных обязательств, обеспечение экономической стабильности и дальнейшее развитие гражданского общества. В докладе традиционно приведен обзор принятых нормативных правовых актов Липецкой области по сферам правового регулирования, представлен анализ их качества, проведен мо- ниторинг Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области», по результатам которого был принят новый Закон Липецкой области от 22 декабря 2020 года № 485-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области», сфор- мулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и законо- дательства области, а также предложения по реализации Послания Президента Российской Федерации. Совершенствование регионального законодательства в отчетный период было обуслов- лено динамикой развития федерального законодательства, санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране и происходящими в регионе социально-экономическими и обществен- но-политическими процессами. Особое внимание уделялось правовому регулированию в социальной сфере, обеспечению прав граждан, охране и защите интересов детей, развитию институтов гражданского общества. Кроме того, законотворческая деятельность парламента Липецкой области в 2020 году также была направлена на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, обе- спечение устойчивого развития экономики и поддержку граждан, организаций и индивидуаль- ных предпринимателей в условиях пандемии. Гражданам, страдающим заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, предоставлено право на бесплатное амбулаторное обеспечение по рецептам врачей (фель- дшеров) лекарственными препаратами, включенными в перечни, утвержденные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи необходимыми для лечения такого заболевания, за счет средств област- ного бюджета. В целях снижения налоговых издержек организаций и индивидуальных предпринимате- лей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате рас- пространения новой коронавирусной инфекции, на период с 1 января 2020 года до 31 декабря 2020 года включительно, снижена налоговая ставка с 6% до 2% в отношении 12 пострадавших отраслей, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятель- ности. Для совершенствования действующей процедуры голосования и обеспечения гарантий реализации прав избирателей, участников референдума в законодательство области были внесены касающиеся голосования на выборах и референдумах изменения. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации была пред- усмотрена возможность принятия решения об отложении голосования на выборах. Расширен перечень уважительных причин, которые позволяют избирателям, участникам референдума проголосовать вне помещения для голосования. Включены нормы о праве подачи избирате- лем, участником референдума заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования с использованием федеральной государственной инфор- мационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», по почте либо посредством дистанционного электронного голосования. Предусмотрена возмож- ность по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, проведение голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. В целях оптимизации работы депутатского корпуса было уменьшено количество мандатов по партийным спискам с 28 до 14. Таким образом, количество депутатов Липецкого областного Советов депутатов сократилось с 56 до 42 человек. Кроме того, для сохранения исторических традиций, воспитания чувства патриотизма у жителей и подрастающего поколения Липецкой области были расширены случаи использова- ния герба и флага Липецкой области. Содержащиеся в докладе итоги законодательной деятельности призваны обеспечить по- следовательность дальнейшего развития регионального нормотворчества, его полноту и сво- евременность в целях создания условий для реализации прав и законных интересов жителей области во всех сферах общественной жизни. Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по зако- нодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой об- ласти Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О состоянии за- конодательства Липецкой области». 2. Считать, что в докладе 2020 года дана комплексная характеристика состояния за- конодательства Липецкой области, определены основные направления совершенствования законодательного процесса в целях наиболее полного обеспечения интересов, прав и свобод человека и гражданина. 3. Субъектам права законодательной инициативы при планировании законодательной деятельности обратить внимание на системный подход к развитию законодательства области, определение долговременных целей и задач правового регулирования, соблюдение плана работы Липецкого областного Совета депутатов по законотворческой деятельности, порядка и сроков внесения законопроектов в соответствии с требованиями Закона Липецкой области от 22 декабря 2020 года № 485-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области». 4. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов, депутатам Липецкого областного Совета депутатов использовать положения доклада при осуществлении своей деятельности и реализации полномочий областного Совета депутатов. 5. Направить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О состоянии за- конодательства Липецкой области» в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Липецкой области, главе администрации Липецкой области, в администрацию Липецкой области, Липецкий областной суд, Арбитражный суд Липецкой области, прокуратуру Липецкой области, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Липецкой области, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Липецкой области. 6. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О со- стоянии законодательства Липецкой области» и разместить на официальном сайте Липецкого областного Совета депутатов. 7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ВВЕДЕНИЕ В соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Липецкой об- ласти и нормотворческой деятельности» подготовлен 14-й доклад «О состоянии законо- дательства Липецкой области» (далее – доклад), который систематизирует результаты законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов в 2020 году, в целях обеспечения объективной информацией о развитии законодательства области, об актуальных вопросах правового регулирования, а также тенденциях и перспективах его дальнейшего развития. Направления совершенствования регионального законодательства в отчетный пери- од были обусловлены социально-экономическими и общественно-политическими про- цессами, происходившими в стране и регионе, а также ключевыми подходами правового регулирования, определяемыми федеральным законодательством. Основное внимание в процессе нормотворчества уделялось сферам государственного строительства и мест- ного самоуправления, обеспечения и защиты прав граждан, экономической и социальной сферам, развитию институтов гражданского общества. Представленный в докладе комплексный анализ принятых Липецким областным Со- ветом депутатов в 2020 году нормативных правовых актов отразил эффективность зако- нотворческого процесса в области, его способность своевременно учитывать социально- экономические изменения, требующие соответствующего правового регулирования. Доклад традиционно включает в себя вопросы развития законодательства области по сферам правового регулирования. Неотъемлемой частью доклада являются разделы, посвященные мониторингу правоприменения, предложениям по совершенствованию федерального и регионального законодательства, реализации Послания Президента Российской Федерации. Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области, законотворческого процесса и рассмотрения обращений граждан Глава 1. Законотворческий процесс в Липецком областном Совете депутатов в 2020 году Законотворческая деятельность Липецкого областного Совета депутатов в 2020 году осуществлялась в соответствии с планом работы Липецкого областного Совета депута- тов на 2020 год, утвержденным постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 12 декабря 2019 года № 1032-пс 1 . Всего в 2020 году проведено 18 сессий, на которых было рассмотрено 233 вопроса. Было принято 144 закона области, из которых 17 законов являются базовыми, 2 закона об исполнении бюджетов, 3 закона о признании утратившими силу некоторых законов обла- сти, 122 закона о внесении изменений в законы Липецкой области. В соответствии с планом работы Липецкого областного Совета депутатов в 2020 году было запланировано к принятию 39 законов области, из числа которых принято 26 зако- нов области, что составило 66.7 % от запланированного объема. Из числа непринятых законов: не внесены следующие законопроекты: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Липецкой области» (предполагае- мый субъект права законодательной инициативы – депутат Липецкого областного Совета депутатов Сиротин А.И.); «О детях войны» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – де- путат Липецкого областного Совета депутатов Сиротин А.И.); «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – депутат Липецкого областного Совета де- путатов Разворотнев Н.В.); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов предста- вительных органов муниципальных образований Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – депутат Липецкого областного Совета де- путатов Разворотнев Н.В.); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об отзыве главы администрации Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – ко- митет по государственному устройству и местному самоуправлению); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О поддержке инвестиций в эко- номику Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – администрация Липецкой области); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (предполагаемый субъект права законо- дательной инициативы – депутат Липецкого областного Совета депутатов Токарев С.В.); «О внесении изменений в статью 7 Закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – де- путаты Липецкого областного Совета депутатов Ксенофонтова Л.В., Чеботарев В.Н.); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О социальной поддержке обуча- ющихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной под- держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – Липецкий городской Совет депутатов); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» (предполагаемый субъект права за- конодательной инициативы – депутат Липецкого областного Совета депутатов Копылова Т.С.); «О внесении изменений в статьи 42.3 и 42.5 Закона Липецкой области «О социаль- ных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и де- мографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» (в части увеличения размера ежемесячной денежной выплаты на проезд и увеличения размера единовременного денежного вознаграждения), (предполагаемый субъект права законодательной инициативы – депутаты Липецкого об- ластного Совета депутатов Ксенофонтова Л.В., Чеботарев В.Н.); Отозваны субъектом законодательной инициативы следующие законопроекты: «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании не- которых вопросов промышленной политики на территории Липецкой области» (субъект права законодательной инициативы – администрация Липецкой области); «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О схеме территориального пла- нирования Липецкой области» (субъект права законодательной инициативы – админи- страция Липецкой области); Помимо плана работы Липецкого областного Совета депутатов на 2020 год, депутата- ми было рассмотрено и принято 118 законов области, что в три раза превышает заплани- рованный объем. В 2020 году областным Советом принято 91 постановление Липецкого областного Совета депутатов, 15 из которых носят нормативный правовой характер. Прохождение законопроектов, а также проектов постановлений с учетом распределе- ния по субъектам права законодательной инициативы в областном Совете представлено в таблице. Субъект права законодательной инициативы Законопроекты Проекты постановлений Количество принятых законопро- ектов % от числа принятых законов об- ласти Количество принятых про- ектов постанов- лений нормативного характера % от числа при- нятых проектов постановлений нормативного характера Глава администрации области 95 66 3 20 Администрация области 3 2,1 - - Председатель областного Сове- та депутатов, депутаты област- ного Совета депутатов 21 14,6 7 47 Комитеты областного Совета депутатов 11 7,6 5 33 Представительные органы местного самоуправления - - - - Члены Совета Федерации Фе- дерального Собрания Россий- ской Федерации – представите- ли областного Совета депутатов и администрации области - - - - Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – из- бранные от Липецкой области - - - - Прокурор области 9 6,2 - - Председатель Липецкого об- ластного суда - - - - Председатель Арбитражного суда области - - - - Начальник Управления Мини- стерства юстиции РФ по Липец- кой области 5 3,5 - - Группа избирателей - - - - Всего в 2020 году было проведено 15 заседаний комиссии по рассмотрению и вне- сению предложений по проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и постанов- лений областного Совета депутатов (далее – комиссия), которые традиционно проходили с участием представителей органов государственной власти области, государственных органов области, прокуратуры области, членов общественной палаты, Молодежного пар- ламента области, представителей гражданского общества. На заседаниях комиссии тщательно прорабатываются заключения по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз прокуратуры области, Управления Министер- ства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, правового управления об- ластного Совета депутатов и других заинтересованных структур на внесенные в Липецкий областной Совет депутатов проекты нормативных правовых актов. Обсуждение замечаний по законопроектам на заседаниях комиссии позволяет субъ- ектам права законодательной инициативы доработать редакцию проекта нормативного правового акта до его рассмотрения профильным комитетом. Сложившаяся практика оказывает положительное влияние на качество законотворческого процесса региональ- ного парламента. Сохраняется практика принятия законов без рассмотрения комиссией. В нарушение пункта 16 статьи 41 Регламента Липецкого областного Совета депутатов в 2020 году при- нят 41 закон (28% от общего числа принятых законов). Требования об открытости и доступности информации о законотворческой деятель- ности органов государственной власти государственной власти области, установлен- ные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправ- ления», обеспечиваются путем ежедневного размещения на официальном сайте об- ластного Совета в сети Интернет (www.oblsovet.ru) новостных материалов. В 2020 году на официальном сайте Липецкого областного Совета депутатов были размещены более 850 новостных материалов. Заседания сессий парламента, которые проходили до введения ограничительных мер, транслировались на сайте в режиме онлайн. На официальном сайте Липецкого областного Совета депутатов (www.oblsovet.ru) в 2020 году были реализованы следующие нововведения и изменения: – Добавлены иконки воспроизведения для видео; – В мобильной версии настроена возможность просмотра видеоматериалов из ру- брики «Новости»; – Добавлены кнопки «Поделиться» в различных социальных сетях материалами из ру- брики «Новости» в мобильной версии сайта; – Добавлена возможность скачивания фото из рубрики «Новости» в мобильной вер- сии сайта; – Добавлен раздел «Бюджет»; – Добавлен раздел «Выступления депутатов». В 2020 году работа Липецкого областного Совета освещалась в региональных сред- ствах массовой информации «Липецкое время» и ГТРК «Липецк». Вышло в эфир 38 теле- программ «В областном Совете». Еженедельно в новостных программах выходили репор- тажи о работе депутатского корпуса. На страницах областной газеты «Липецкая газета» в течение года публиковались ма- териалы, посвященные работе Липецкого областного Совета депутатов, его комиссий, комитетов и сессий. Информационные материалы о работе регионального парламента публиковались в 19 районных средствах массовой информации. Информационные материалы публиковали региональные интернет-издания «Липецк- Медиа», «Мост-ТВ». Созданы постоянные тематические рубрики «В областном Совете» на таких регио- нальных интернет-порталах, как www.lipetskmedia.ru, https://vesti-lipetsk.ru. В 2020 году в связи с введенными ограничениями из-за распространения новой ко- ронавирусной инфекции значительно активизировалась работа по обеспечению присут- ствия информации о деятельности Липецкого областного Совета депутатов в социальных сетях, таких как Вконтакте, одноклассники, Фейсбук, Инстаграмм. Здесь продолжали работу официальные страницы Липецкого областного Совета депутатов, что позволило расширить аудиторию, информировать больше людей о решениях регионального парла- мента, охватить избирателей разных сфер деятельности и возрастных групп. Были реа- лизованы несколько новых социально значимых проектов: «Оставайтесь дома», «Неделя из жизни облсовета», «Депутаты 6 созыва», «Депутаты райсоветов», «Памятная дата», «Как обратиться в облсовет» и другие. За 2020 год в социальных сетях значительно уве- личилось число подписчиков и охваты (в социальной сети «Вконтакте» число подписчиков удвоилось). Также ведется масштабная разъяснительная работа. Еженедельно в социальных се- тях публикуются информационные карточки, на которых на доступном языке поясняются принятые законы регионального и федерального уровня, информация о новых выплатах, о способах их получения, а также даются ответы на интересующие граждан вопросы. Еженедельно на официальных страницах в социальных сетях публикуется передача «В областном Совете». Кроме того, расширено использование видеоконтента, созданного при помощи программы «Supa». Активно развивается направление опросов жителей и формат «История». В течение всего года пресс-служба оказывала содействие партийным проектам, ко- торые реализовывались по инициативе депутатских объединений, а также осуществляла информационную поддержку деятельности общественных приемных, молодежного пар- ламента. По исследованиям автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени «Медиалогия» председатель Липецкого облсовета Павел Иванович Путилин занимает 29 строчку в списке из 85 спикеров региональных заксобра- ний. Липецкий областной Совет депутатов уделяет большое внимание работе с обращени- ями граждан, которые являются ключевым показателем необходимости совершенствова- ния правового регулирования различных сфер. В Липецком областном Совете депутатов за 2020 год зарегистрировано 1423 обра- щения. В основном это письменные обращения граждан, направленные в электронном виде и поступившие по почте России (1386). В связи с временным ограничением личного приема граждан в областном Совете депутатов лишь 37 обращений озвучены в устной форме на личных приемах в начале отчетного периода в условиях нового формата работы приемной по работе с обращениями граждан. Несмотря на сложности и определенные ограничения, работа с обращениями граждан в Липецком областном Совете депутатов не прекращалась. Электронный формат подачи обращений, позволяющий гражданам оперативно изложить насущные проблемы, увеличил количество поданных обращений по сравнению с предыдущим годом на 53% (2019 г. – 932). За отчетный период 81% (1123) от общего объема письменных заявлений, жалоб и предложений составляют обращения, поданные в электронном виде. За предыдущий 2019 год данная категория обращений составила 62% (449). Количество коллективных обращений сократилось с 56 до 38, а количество анонимных писем, напротив, увеличи- лось с 4 до 7. Количество повторных обращений составляет 6% (2019 г. – 3%) от общего числа, многократных – 14% (2019 г. – 13%). Большая часть обращений связана с вопросами ЖКХ, социальной поддержки граж- дан, соблюдения законности и обеспечения правопорядка, жилищной сферой и сферой здравоохранения. Количество обращений граждан, связанных с вопросами коммунального хозяйства, выросло по сравнению с предыдущим периодом (2020 г. – 363; 2019 г. – 308) и составило 26% от общего числа. В письмах граждане выражают обеспокоенность ненадлежащим качеством оказания коммунальных услуг, жалуются на тарифы, озвучивают просьбы о перерасчете оплаты за коммунальные услуги, в том числе за услугу по обращению с ТКО и коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества. Здесь и вопросы по обеспечению граждан электроэнергией, питьевой водой, состоянию дорог, благоустройству дворовых территорий. 15% (217) обращений от общего количества касается вопросов социальной защиты населения. Дополнительные меры социальной поддержки в виде единовременной вы- платы пособий семьям с детьми, другие льготы для малоимущих семей и медицинских работников, финансовая и материальная помощь, выделение продуктовых наборов, предоставляемые волонтерами в период распространения коронавирусной инфекции – основные вопросы данного блока. Их число увеличилось по сравнению с предыдущим годом (2019 г. -137). Возросло количество писем по вопросам предоставления гражданам жилых помеще- ний, выделения субсидий на приобретаемое жилье (2020 г. – 157; 2019 г. – 103). Более чем в два раза увеличилось количество обращений, касающихся соблюдения законности и обеспечения правопорядка. Внесение изменений в законодательство увеличило поток предложений граждан по вопросу оптимального исчисления времени в субъектах Российской Федерации в летнюю и зимнюю пору и, соответственно, возросло количество обращений и по данной тематике (2019 г. – 56; 2020 г. -216). Тема здравоохранения звучит в 5% обращений от общего количества поступившей корреспонденции, затрагивая ряд вопросов: обеспечение техническими средствами реабилитации и лекарственными препаратами, оказание санаторно-курортных услуг, нарекания к качеству медицинской помощи, получение медицинскими работниками страховых выплат в связи с заражением при исполнении должностных обязанностей, воз- обновление работы инфекционного отделения в районной больнице, отношение к госу- дарственной политике в области иммунопрофилактики и дополнительных мер по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Наибольшее количество обращений поступило от жителей муниципального образо- вания г. Липецк (70%), из других областей Российской Федерации (8%), из муниципаль- ного образования г. Елец (4%) и Липецкого муниципального района (3%). Все обращения за 2020 год рассматривались в профильных управлениях Липецкого областного Совета депутатов. При рассмотрении всех обращений соблюдены установленные сроки исполнения, каждому заявителю направлен ответ с подробными разъяснениями по всем затронутым вопросам. 48% обращений от общего количества нашли положительное решение. За 2020 год на имя спикера Парламента поступило 10 благодарственных писем депу- татам за оказанное содействие в решении проблем и спонсорскую помощь. В 2020 году фактов обжалования нормативных правовых актов прокуратурой Липец- кой области не было. В июле 2020 года негосударственное образовательное учреждение дошкольного образования Детский сад «Маленькая страна», частное образовательное учреждение дошкольного образования «Счастливые дети», ряд индивидуальных предпринимателей обратились в Липецкий областной суд с административным исковым заявлением к ад- министрации Липецкой области, Липецкому областному Совету депутатов о признании недействующими Закона Липецкой области от 11 декабря 2013 года № 217-ОЗ «О нор- мативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций», приложений 14 и 15 Закона Липецкой области от 18 декабря 2017 года № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», приложений 14 и 15 Закона Липецкой области от 24 декабря 2018 года № 224-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», приложений 14 и 15 Закона Липецкой области от 17 декабря 2019 года № 318-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плано- вый период 2021 и 2022 годов». Решением Липецкого областного суда от 11 сентября 2020 года было отказано в удовлетворении указанного административного искового заявления. Определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года решение Липецкого областного суда от 11 сентября 2020 года оставлено без изменения. Глава 2. Характеристика качества законодательства Липецкой области § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности Органами прокуратуры области в 2020 году придавалось особое значение вопро- сам совершенствования региональной нормативно-правовой базы в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также повышения эффек- тивности взаимодействия прокуроров с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере правотворчества. В истекшем году, как и в предыдущие отчетные периоды, представители прокуратуры принимали активное участие в работе комиссий, комитетов и рабочих групп представи- тельных и исполнительных органов, вносили предложения о корректировке действующих нормативных правовых актов, участвовали в разработке проектов нормативных правовых актов. Приоритетное значение придавалось нормативно-правовому регулированию отно- шений в таких сферах, как социальная поддержка и социальная защита граждан, госу- дарственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финан- сово-экономическая устойчивость которых пострадала в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, государственное строи- тельство и местное самоуправление, развитие налогового и бюджетного законодатель- ства, противодействие коррупционным правонарушениям, реализация прав граждан на участие в выборах и референдумах, реализация национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Большое внимание уделялось вопросам реализации положений Федерального за- кона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В частности, в 2020 году в органах прокуратуры области подготовлено 404 заключе- ния на проекты региональных нормативных правовых актов, из которых 201 – на проекты законов области и постановлений Липецкого областного Совета депутатов, 203 – на про- екты нормативных правовых актов органов исполнительной власти области. При этом соответствующие замечания и предложения были высказаны по 68 проек- там нормативных правовых актов, в том числе по 38 проектам, внесенным на рассмотре- ние регионального парламента; по 30 проектам, подготовленным в органах исполнитель- ной власти области. Наряду с этим, в органы государственной власти области в 2020 году направлено 41 предложение и представление в целях корректировки действующих нормативных право- вых актов либо принятия новых нормативных правовых актов в связи с изменением феде- рального законодательства. С использованием предоставленного прокурору области п. 5 ст. 29 Устава Липецкой области права законодательной инициативы в региональный парламент внесено 6 зако- нопроектов, а именно: 1) проект закона Липецкой области «О признании утратившими силу отдельных по- ложений некоторых законов Липецкой области по вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»; 2) проект закона Липецкой области «О внесении изменения в статью 9 Закона Липец- кой области «О Контрольно-счетной палате Липецкой области»; 3) проект закона Липецкой области «О внесении изменения в статью 13.3 Кодекса Ли- пецкой области об административных правонарушениях»; 4) проект закона Липецкой области «О внесении изменения в Закон Липецкой обла- сти «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липец- кой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области»; 5) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области»; 6) законопроект «О внесении изменений в статью 13.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях». Внесенные прокурором Липецкой области законопроекты были рассмотрены и при- няты на сессиях Липецкого областного Совета депутатов. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Участие в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов является одним из основных направлений деятельности Управления Минюста России по Липецкой области (далее – Управление). В рамках данной работы Управлением осуществляется: – проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Липецкой области и их проектов на предмет их соответствия федеральному зако- нодательству; – разработка и внесение в порядке законодательной инициативы проектов норматив- ных правовых актов области; – участие в работе комиссии, комитетов, рабочих групп Липецкого областного Совета депутатов. В течение 2020 года специалистами Управления проведено 1275 правовых экспертиз нормативных правовых актов Липецкой области, из которых 205 на акты Липецкого об- ластного Совета депутатов. Кроме того, в 2020 году были рассмотрены на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам и подготовлены письменные заключе- ния на 191 проект нормативных правовых актов областного Совета депутатов, из которых 24 с замечаниями и предложениями. В одном проекте нормативного правового акта был выявлен коррупциогенный фактор. Замечания Управления учитываются разработчиками законопроектов, что позволяет устранить несоответствия нормативного правового акта федеральному законодательству еще на законопроектной стадии. Управление активно участвует в заседаниях Комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений об- ластного Совета, комитетах и сессиях областного Совета. В 2020 году сотрудники Управления приняли участие в 13 заседаниях комиссии, в 59 заседаниях комитетов и в 18 сессиях Липецкого областного Совета депутатов. В рамках осуществления деятельности по разработке и внесению в порядке законо- дательной инициативы проектов нормативных правовых актов области в 2020 году Управ- лением направлены на рассмотрение областного Совета депутатов 5 законопроектов: 1) Проект Закона Липецкой области «О внесении изменения в статью 6 Закона Липец- кой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области». 2) Проект Закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 5 Закона Ли- пецкой области «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фарма- цевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб». 3) Проект Закона Липецкой области «О внесении изменений в некоторые законы Ли- пецкой области по вопросам социальной поддержки педагогических, медицинских, фар- мацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб». 4) Проект Закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О границах нотариальных округов и количестве должностей нотариусов в Липецкой области». 5) Проект Закона Липецкой области «О внесении изменения в статью 9.1 Закона Ли- пецкой области «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования Липецкой области». Перечисленные мероприятия по участию Управления в законотворческой деятельно- сти Липецкого областного Совета депутатов способствуют повышению качества законот- ворческой деятельности, своевременности и эффективности осуществления правового регулирования общественных отношений. § 3. Экспертиза проектов нормативных правовых актов Правовым управлением Липецкого областного Совета депутатов в целях выявления положений, не соответствующих федеральному законодательству и законодательству области, а также наличия коррупциогенных факторов, способствующих созданию усло- вий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом Липецкого областного Совета депутатов правовое управление Липецкого областного Совета депутатов (далее – правовое управление) осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение областного Совета. В случае несогласия разработчика проекта с заключением правового управления о резуль- татах экспертизы указанное заключение рассматривается комиссией по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, актов Президента Россий- ской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, законов области и по- становлений областного Совета депутатов. В 2020 году правовым управлением было подготовлено 168 заключений по проектам нормативных правовых актов, из которых 151 заключение по проектам законов области, 15 заключений по проектам постановлений Липецкого областного Совета депутатов, 2 заключения на проекты федеральных законов. Правовые замечания были даны к 16 проектам нормативных правовых актов области. По 43 проектам нормативных правовых актов Липецкой области представлены замечания юридико-технического характера, которые при доработке проектов нормативных право- вых актов были устранены. В 2020 году по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов правовым управлением в заключениях по 17 проектам законов области было указано на наличие 19 коррупциогенных факторов. В ходе доработки законопроек- тов все 19 коррупциогенных факторов были исключены. Антикоррупционную экспертизу проектов законов области и нормативных правовых актов областного Совета осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области. Наличие коррупциогенных факторов в проектах норма- тивных правовых актов проверяется прокуратурой Липецкой области. Часть II. Направления развития законодательства Липецкой области по сферам правового регулирования Глава 1. Развитие законодательства области об административном устройстве области, государственных институтах, институтах гражданского общества § 1. Законодательство об административно-территориальном устройстве В сфере административно-территориального устройства Липецкой области в 2020 году имело место одно изменение, связанное с упразднением населенного пункта. Так, Законом Липецкой области от 5 ноября 2020 года № 458-ОЗ «Об упразднении населенного пункта деревня Гудаловка сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области и присоединении его территории к территории существующего населенного пункта» упразднена деревня Гудаловка сель- ского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области. Территория упраздненного населенного пункта присоединена к территории села Плеханово сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципаль- ного района Липецкой области. Упразднение деревни Гудаловка было обусловлено фактическим слиянием данного населенного пункта с селом Плеханово. Законом Липецкой области от 5 ноября 2020 года № 459-ОЗ «О внесении изменений в статью 1.2 Закона Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образо- ваний Липецкой области» и Закон Липецкой области «Об административно-территори- альном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» название упраздненного населенного пункта – деревня Гудаловка, было исключено из законов Липецкой области от 23 сентября 2004 года № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образова- ний Липецкой области» и от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-терри- ториальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения». § 2. Законодательство об органах государственной власти, институтах гражданского общества Принятые в 2020 году нормативные правовые акты области, касающиеся органов го- сударственной власти области и институтов гражданского общества, были направлены на Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2020 год «О состоянии законодательства Липецкой области» 1 Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 12 декабря 2019 года № 1032-пс «О плане работы Липецкого областного Совета депутатов на 2020 год»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz