Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 7 2 (26356) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ШОУМЕНЫ И ВЕДУЩИЕ: В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ГЕНИЙ. ВЫ ПОЛУЧИЛИ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ПО ФИЗИКЕ. ИЛИ ВДРУГ НАПИСАЛИ НОВУЮ «ВОЙНУ И МИР». И ЧТО? ВСЕ РАВНО У ВАС НЕ БУДЕТ СТОЛЬКО ПОКЛОННИКОВ, КАК У ЛЕОНИДА ЯКУБОВИЧА И ДМИТРИЯ НАГИЕВА. ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЙТЕ. Т аков, господа, объектив- ный закон эпохи торже- ства массовой культуры. Гонорары шоуменов завистливо обсуждают в Интернете. Гаиш- ник, притормозив звезду за на- рушение правил, узнаёт, с кем свела его судьба, вытягивается по стойке «смирно» и просит автограф. Я собственными гла- зами видел в павильоне ВДНХ выставку подарков, препод- несенных тому же Якубовичу благодарными зрителями от Ка- лининграда до Владивостока. Кто играет на скрипке Лишь на первый взгляд шоу- мен и ведущий — разные назва- ния одной профессии. Ведущему полагается куда-то вести, шоу- мены нас никуда не ведут. Им нужно, чтобы публика не заску- чала и рекламодатель не разо- чаровался. По выражению ав- торитетного политолога, все то, что для тебя является любимым, дорогим, невероятно важным, для шоу имеет ту же цену, что и вовремя показанный голый зад. Впрочем, мастера балаган- ных скандалов серьезных тем избегают. На той неделе Андрей Малахов аж два вечера подряд раздувал едва тлеющие угольки надоевшей истории про Марию Максакову, оперную диву, экс- депутата Госдумы, сбежавшую за рубеж, и ее мужчин-авантюри- стов, к которым она питает ро- ковое влеченье. Стержень всего, разумеется, большие деньги и квадратные метры в центре Москвы. Вот только что из квартиры Максаковой исчезли картины на 500 тысяч долларов. Бедная, бедная Маша! Ей теперь и продать нечего, чтобы хватило на буханку хлеба и пакет кефира. СЛЕДУЕТ ЛИ БРОСАТЬ В ВОЗДУХ ЧЕПЧИКИ, ЕСЛИ ЮНЫЕ СОАВТОРЫ ПУШКИНА ПРИЦЕПИЛИ К «ДУБРОВСКОМУ» БЛАГОСТНЫЙ ХЭППИ- ЭНД? ОНИ ОПИСАЛИ СОТНИ СВАДЕБ ДУБРОВСКОГО С МАШЕЙ ТРОЕКУРОВОЙ, ОНЕГИНА С ТАТЬЯНОЙ ЛАРИНОЙ. Игорь Волгин ведет на «Культуре» «Игру в бисер» Разобравшись с Марией, Малахов переключился на дру- гие сенсации. Он же всеяден. Главное, чтобы было поскан- дальнее. Где скандал, там Ма- лахов, где Малахов, там скандал. Уведущих иная стезя. Лучшие из них продолжают в эфире то, что считают своим призванием, чему служили и служат многие годы. Сати Спивакова на равных беседует с певцами, музыканта- ми, композиторами. Журналист Роман Бабаян, прошедший «го- рячие точки», размышляет о по- литике, о политиках, за цинизм которых расплачиваются целые народы— иракцы, сирийцы, ли- вийцы, украинцы. Все это, конечно, материи важные. Но я не постесняюсь признаться: с трудом могу ото- рваться от программы «На но- жах» канала «Пятница» и все гадаю, что удерживает меня перед телевизором. Драматур- гия всех сюжетов повторяется. Шеф-повар Константин Ивлев, богатырского телосложения ры- жебородый мужик, озорной и артистичный, заглядывает в за- гибающийся ресторанчик или кафешку. А тамнезадачливые хо- зяева. Они были уверены: их биз- нес несложен. Ну что мудреного расставить столики, стулья, сва- рить борщ, поджарить котлеты, настрогать салатик. Наняли по- варов-неумех и официантов-не- дотеп и слоняются день-деньской по пустому залу. ИвотИвлев, по- жалев бедолаг, меняет интерьер, название, придумывает меню с «изюминкой», учит чудаков- простаков так готовить, чтобы народ повалил к ним валом. Да, схема одинаковая, но всякий раз любопытно наблю- дать за людьми, попавшими впросак, за тем, как они сопро- тивляются требованиям мэтра. А особенно интересен сам Ивлев, брутальный, энергичный, ве- селый. Он швыряет в мусорку тарелки с негодной едой и очень русскими словами взбадривает ленивых и самоуверенных. В финале шеф удаляется, по- дарив подопечным оригиналь- ные идеи и отменные рецепты. Теперь сами, сами, ребята. Те- перь все в ваших руках. Так что же за магнит у этой передачи? До меня, кажется, до- шло: на ТВ настоящие профес- сионалы — редкость. А Ивлев — типичный русский мастеровой, который не умеет халтурить. У него есть книжка «Моя фило- софия кухни». Я ее не читал, но, скорее всего, суть ивлевской философии сводится к тому, о чем он твердит своим неради- вым ученикам: вы готовите для людей. Помните об этом. Для него готовить и кормить не ремесло, а искусство. Он тво- рит. НаИвлева смотришь ипони- маешь, отчего у нас малый бизнес сплошь и рядом не успешен. В первом этаже дома по соседству с моим, в небольшом помеще- нии чем только не торговали. Ви- деокассетами, пивом, мясными полуфабрикатами. Там была ап- тека. Потом, извините, сексшоп, потом опять пивная. И все про- горали. Хозяева-то рассчитывали на легкую прибыль, ни черта не зная, ничему не учась. Как в анек- доте перестроечных времен: « Вы играете на скрипке?»—«Не знаю, не пробовал. Наверное, смогу». Вот этим «скрипачам» и пре- подает своюфилософиюКонстан- тин Ивлев. И полезна она отнюдь не для одних рестораторов. ВашИгорь Волгин Кто-то наверняка решит, что поставить рядом ресторатора Ивлева и поэта, академического ученого, знатока Достоевского Игоря Волгина по меньшей мере странно. Спорить не берусь. Хотя, по-моему, как медийные персо- ны они равны. Прав был Гете: талантливый человек талантлив во всем, пишет ли он романыили вращает гончарный круг. Волгин ведет на «Культуре» «Игру в бисер». В компании других писателей, критиков, филологов он вникает в тайны то хрестоматийных, то полуза- бытых текстов. Занятие в наше время немодное. Сколько коллег Волгина призывают упростить преподавание отечественной словесности. По крайней мере, в школе. Убрать бы, что ли, из программы Льва Толстого. Нет, рассказик «Филиппок» можно оставить. Но четыре тома «Вой- ны и мира» — это уж слишком. Как одолеет их поколение «зет», приученное к портативной ин- формации в виде блогов и смс? Два хороших писателя Ан- дрей Жвалевский и Евгения Пастернак захотели схитрить. А пусть школьники придума- ют фанфики по классическим произведениям. Тем, кто не в курсе, объясняю: фанфики — это когда подростки сочиняют продолжение книжек и фильмов, которые им нравятся, например, про Гарри Поттера или Челове- ка-паука. Ну-ка, ребята, теперь попробуйте придумать фанфики «Евгения Онегина» или «Му-му». Объявили конкурс. Инеожи- данно получили от детей тысячи рукописей. О чем с гордостью со- общили в статье «Как защитить классику». Получилось, ура! Но следует ли бросать в воздух чеп- чики, если юные соавторыПуш- кина прицепили к «Дубровско- му» благостный хэппи-энд? Они описали сотни свадеб Дуб- ровского с Машей Троекуровой, Онегина с Татьяной Лариной. А Му-му спасали самыми экзоти- ческими способами: с помощью добрых чудовищ, умных бобров и даже отправив собачку на про- тивоположную сторону Земли. И это свидетельство того, что фана- тыДжоан Роулинг что-то поняли в книгах, бесконечно далеких от их привычного чтения? А вот в «Игре в бисер» ника- ких поддавков. В ней идет разго- вор всерьез. Открываются пласты и глубины, ускользающие от чи- тателя, что воспринимает лишь сюжет, череду событий. Если угод- но, Волгин проводит детективное расследование классики.Иделает это увлекательно и тонко. «Игра в бисер» — школа умного чтения. Сегодня обсуждают Шекспира, завтра малоизвестный рассказ Достоевского «Зимние заметки о летних впечатлениях», после- завтра Грина или, не удивляйтесь, носовские повести о Незнайке. А что? Чем не классика? Включить бы эти передачи в школьные программы. Они за- ражают, пробуждают аппетит к чтению. Они не нуждаются ни в фанфиках, ни в примитивных комментариях для недоумков. А я надеюсь, никто не считает своих детей таковыми. Каждый выпуск «Игры в бисер» ведущий заканчивает призывом: «Читайте и перечи- тывайте классику! Ваш Игорь Волгин». А мог бы процитиро- вать и строки из своего же сти- хотворения: Постарайсямыслить о высоком, А о низкоммыслишьтыитак. Фото с сайта ru.wikipedia.org

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz