Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 30 № 6 /26290/19 ЯНВАРЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА нинском, Лебедянском, Лев-Толстовском, Липецком, Тербунском и Чаплыгинском районах. Таким образом, в Липецкой области создана развитая транспортная инфраструк- тура, обеспечивающая доступность медицинской помощи для населения региона, а реализация запланированных мероприятий позволит улучшить автомобильное со- общение в как сельской местности, так и в целом в области. 13. Анализ оснащения медицинских организаций автомобильным транспортом На балансе государственных медицинских организаций Липецкой области, ока- зывающих первичную медико-санитарную помощь населению региона, находятся автомобили скорой медицинской помощи класса «А» (далее – АСМП) и легковые автомобили. АСМП представлены автомобилями исключительно отечественного производ- ства марок УАЗ и ГАЗ, обладающих повышенной проходимостью по сельским доро- гам и эксплуатируются районными и центральными районными больницами. Износ такого транспорта в области очень высок – только 5,7% единиц от общего количества находится в эксплуатации менее 3 лет, 5,7% – от 3 до 5 лет и 12,1% – от 5 до 7 лет. В связи с большой нагрузкой, многолетней эксплуатацией и неудовлетворительным состоянием дорог значительная часть такого транспорта находится в неудовлетвори- тельном состоянии и требует замены. Легковые автомобили с целью оказания первичной медицинской помощи насе- лению эксплуатируются государственными медицинскими организациями региона, расположенными в г. Липецк и г. Елец. Подавляющее большинство такого транспорта (89,1%) представлено марками отечественного производства ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Износ этой категории автомобильного транспорта так же очень высок –на балансе органи- заций находится 10,9% единиц со сроком эксплуатации до 3 лет, 31,7% единиц со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет, 9,9% единиц со сроком эксплуатации от 5 до 7 лет и 47,5% единиц со сроком эксплуатации свыше 7 лет. В связи с описанной ситуацией высокого процента износа автотранспорта про- граммой предусматривается закупка 133АСМП в период 2021-2025 гг., что позволит обеспечить максимальную доступность оказания медицинской помощи населению сельских районов и городских округов области в соответствии с целями и принципа- ми реализации программы. Предлагается при подготовке технического задания на закупку транспорта рассматривать предложения отечественных автопроизводите- лей, таких как ВАЗ, УАЗ и ГАЗ. Таким образом, мероприятия региональной программой модернизации первич- ного звена Липецкой области по приобретению/замене автомобильного транспорта запланированы с учетом степени износа автомобилей скорой медицинской помощи и передвижных автомобильных комплексов (не менее 80%) и возраста автотран- спорта (более 5 лет на момент подготовки программы). 14. Анализ соответствия материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь Материально-техническая база государственных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в области, в т.ч. районных и центральных районных больниц, а так же их структурных подразделений (врачебных амбулаторий, отделений общей врачебной практики, фельдшерско-акушерских пунктов), в части оснащения их современным медицинским оборудованием для оказания неотложной помощи, проведения ЭКГ-исследований, клинической лабора- торной диагностики, оказания стоматологической помощи и пр., соответствующим действующим порядкам оснащения, недостаточна. В настоящее время доля такого современного оборудования составляет всего 46%. С целью исправления сложившейся ситуации и повышения качества оказывае- мой медицинской помощи в первичном звене здравоохранения области, в рамках подготовки к разработке программы собрана и проанализирована информация о медицинском оборудовании, находящемся на балансе медицинских организаций с учетом года выпуска оборудования, его текущего состояния, процента износа, мо- рального устаревания. По результатам проведенного анализа сформирован перечень необходимого к закупке оборудования, которое с целью эффективного расходования средств про- граммы планируется закупать по принципу объединения потребностей в идентичном товаре, путем проведения централизованной закупки одинакового товара для всех медицинских организаций. Таким образом достигается не только максимальное снижение цены закупаемого оборудования, но и обеспечивается единообразие при- меняемого в области оборудования, позволяющее снижать дальнейшие расходы на обучение сотрудников работе с ним, взаимозаменяемость комплектующих, приме- нение единых принципов работы. Распределение закупочных процедур по годам реализации программы призвано осуществлять поэтапную модернизацию различных групп оборудования – в 2020 году будет закупаться часть позиций эндоскопического оборудования, оборудования для проведения ультразвуковых исследований, оборудования для функциональной диагностики, стоматологического оборудования. В 2021 году предлагается закупать позиции рентгеновского оборудования, которое предполагает осуществление ра- бот по специальной подготовке помещений. В 2022 году будет продолжена закупка позиций эндоскопического, ультразвукового и стоматологического оборудования и оборудования для функциональной диагностики. В 2023 году запланировано про- должение оснащения медицинских организаций рентгеновским, ультразвуковым, ла- бораторным и офтальмологическим оборудованием. Завершается переоснащение медицинских организаций первичного звена в 2025 году закупкой рентгеновского, эндоскопического, лабораторного, диагностического оборудования. В ходе реализации программы предлагается осуществить закупку и замену 350 единиц медицинского оборудования как для поликлиник и поликлинических отделе- ний больниц, так и для врачебных амбулаторий, отделений общей врачебной практи- ки, фельдшерско-акушерских пунктов, что позволит достичь максимального резуль- тата в целях повышения качества оказания медицинской помощи в первичном звене здравоохранения как городскому, так и сельскому населению региона. Разработка мероприятий по переоснащению и дооснащению медицинских организаций области медицинским оборудованием реализована в соответствие с перечнем оборудования, установленного приказом Минздрава России от 19 октября 2020 г. № 1112н «Об утверждении Перечня оборудования для оснащения и переосна- щения медицинских организаций при реализации региональных программ модерни- зации первичного звена здравоохранения». Помимо оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений современным медицинским оборудованием необходима реализация инфраструк- турных мероприятий по проведению капитальных ремонтов самих зданий этих орга- низаций. В регионе, наряду с современными зданиями, отремонтированными согласно действующим нормативам и требованиям, присутствуют здания медицинских орга- низаций постройки начала прошлого века и даже конца позапрошлого 19 века. Во многих зданиях реконструкция и капитальный ремонт не осуществлялись по несколько десятков лет, зачастую износ зданий согласно данным бухгалтерской от- четности составляет 100%. Средний износ зданий по области – 60%. В ходе реализации программы предлагается осуществить реконструкцию и капитальный ремонт 27 объектов здравоохранения ориентировочной стоимостью 0,57 млрд. руб. Предполагается как проведение комплексного капитального ремонта зданий, так и осуществление выборочного набора работ по замене инженерных сетей, окон, две- рей, проведению отделочных работ внутренних помещений, фасадных работ и т.д. Согласно графику программы основной объем работ планируется осуществить в 2024 году (177,55 млн. руб.) и 2025 году (257,29млн. руб.). Кроме того, в 2021 году стоимость работ составит 82,21 млн. руб., в 2023 году – 54,25 млн. руб. При разработке региональной программы модернизации первичного звена Ли- пецкой области учитывались мероприятия (в случае их необходимости) по демонта- жу предыдущего оборудования и/или подготовке помещений для размещения, пла- нируемого к закупке оборудования, реализуемые за счет средств бюджета Липецкой области, с учетом требований безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализация указанных мероприятий по проведению ремонтных работ в зданиях поликлиник и поликлинических отделений, врачебных амбулаторий, отделений об- щей врачебной практики, фельдшерско-акушерских пунктов, вкупе с оснащением медицинских организаций современным оборудованием позволит обеспечить соот- ветствие качества оказываемых населению медицинских услуг действующим нор- мам и правилам. 15. Анализ применяемых систем оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц В настоящее время система оплаты труда медицинских работников, оказыва- ющих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь, ме- дицинских работников центральных районных и районных больниц установлена За- коном Липецкой области от 7 октября 2008 года № 182-ОЗ «Об оплате труда работ- ников областных государственных учреждений» (далее по тексту – Закон № 182-ОЗ). В соответствии со статьями 2 и 4 Закона № 182-ОЗ в учреждениях здравоохранения Липецкой области установлена отраслевая система оплаты труда медицинских ра- ботников, которая включает тарифную часть (должностные оклады), выплаты ком- пенсационного и стимулирующего характера. В Липецкой области устанавливаются единые должностные оклады в фиксиро- ванном размере всем медицинским работникам учреждений здравоохранения, в том числе медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную по- мощь и скорую медицинскую помощь, медицинских работникам центральных район- ных и районных больниц. Должностные оклады установлены по профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням. По состоянию на 1 января 2020 года размеры должностных окладов составляют: ПКГ «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»: 1-й квалификационный уровень – 7410 рублей; ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал»: 1-й квалификационный уровень – 8280 рублей; 2-й квалификационный уровень– 9140 рублей; 3-й квалификационный уровень– 9620 рублей; 4-й квалификационный уровень– 10100 рублей; 5-й квалификационный уровень– 11290 рублей; ПКГ «Врачи и провизоры» : 1-й квалификационный уровень – 11810 рублей; 2-й квалификационный уровень – 12160 рублей; 3-й квалификационный уровень – 13120 рублей; 4-й квалификационный уровень – 14180 рублей; ПКГ «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицин- ским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)»: 1-й квалификационный уровень – 14390 рублей; 2-й квалификационный уровень – 15240 рублей. В структуре заработной платы врачебного персонала доля выплат по окладам со- ставляет 31,2%, в том числе оказывающих первичную медико-санитарную помощь – 26,3%, скорую медицинскую помощь – 21,4%, врачей, работающих в центральных районных и районных больницах – 35,4%. В структуре заработной платы среднего медицинского персонала доля выплат по окладам составляет 36,6%, в том числе оказывающих первичную медико-санитарную помощь – 37,2%, скорую медицинскую помощь – 32,3%, врачей, работающих в цен- тральных районных и районных больницах – 44,8%. В структуре заработной платы младшего медицинского персонала доля выплат по окладам составляет 30,0%, в том числе оказывающих первичную медико-санитар- ную помощь – 39,5%, скорую медицинскую помощь – 33,3%, врачей, работающих в центральных районных и районных больницах – 41,3%. Таким образом, в структуре заработной платы оклады медицинских работников составляют от 30,0 до 36,6%, в том числе врачей 31,2%, среднего медицинского персонала 36,6%, младшего медицинского персонала 30,0%. Если оценивать в раз- резе категорий по специализации, то наибольший удельный вес окладов приходится на медицинских работников центральных районных больниц (районных больниц) от 35,4% у врачей, до 44,8% среднего медицинского персонала и 41,3% младшего ме- дицинского персонала. Оклады в структуре заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, составляют от 26,3% у врачей до 39,5% у младшего медицинского персонала и 37,2% у среднего медицинского персонала. Что касается окладов медицинских работников, оказывающих скорую медицинскую помощь, то его размеры варьируются от 21,4% у врачей и 33,3% у младшего меди- цинского персонала, 32,3% у среднего медицинского персонала. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера для медицинских работников установлены постановлением администрации Липецкой области от 01.04.2016 г. № 149 «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений здравоохранения» (далее – постановление № 149). Перечень выплат компенсационного характера: – выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, уве- личении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; при сверхурочной работе; при работе в выходные и нерабочие праздничные дни; – выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимо- сти от класса (подкласса) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (по результатам специальной оценки условий труда или ранее проведенной аттестации рабочих мест); – выплата медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита че- ловека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи; – выплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов). Установленные постановлением № 149 выплаты компенсационного характера обязательны для введения в систему оплаты труда учреждений здравоохранения. Выплат компенсационного характера, установленных на уровне учреждений, в Липецкой области нет. С целью стимулирования медицинских работников к повышению эффективности их труда, а также поощрения за выполненную работу с учетом условий труда, приме- няются выплаты стимулирующего характера. Перечень выплат стимулирующего характера, общих для всех медицинских ра- ботников области: – выплата за интенсивность, высокие результаты труда; – выплата за выслугу лет; – выплата за наличие квалификационной категории; – выплата за наличие государственной награды – почетного звания «Заслужен- ный»; – выплата за наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук. В первичном звене здравоохранения дополнительно устанавливаются стимули- рующие выплаты: – медицинским работникам участковой службы; – медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов; – за проведение диспансеризации взрослого населения; – за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовый период (родовые сертификаты); – за оказание платных медицинских услуг. Работникам станций, филиалов и подразделений скорой медицинской помощи осуществляются дополнительные стимулирующие выплаты за специфику работы. Конкретные размеры и условия осуществления выплаты за интенсивность, вы- сокие результаты работы устанавливаются локальными нормативными актами учреждений здравоохранения на основе утвержденных показателей и критериев эф- фективности работы и напрямую зависят от выполнения утвержденных показателей эффективности работы конкретного медицинского работника. 16. Предложения по укомплектованию медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц медицинскими работниками Постановлением администрации Липецкой области от 03.10.2019г. № 426 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 1 ав- густа 2013 года N 349 «Об утверждении Перечня наиболее дефицитных специально- стей врачей в государственных медицинских организациях Липецкой области и По- рядка предоставления и возврата социальной выплаты на приобретение или строи- тельство жилья врачам» утвержден перечень наиболее дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях области: общая врачебная практика, онкология, педиатрия, скорая медицинская помощь, терапия, офтальмология. С целью повышения укомплектованности квалифицированными медицинскими кадрами государственных медицинских организаций продолжается усиление ком- плекса мер социальной поддержки медицинским работникам. В текущем году принят Закон Липецкой области, предусматривающий повышение доступности арендного жилья медикам – расширен перечень получателей компенсации и дифференциро- ванно увеличен размер ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жи- лых помещений с 4 тысяч до 10-15 тысяч рублей. Этим же законом увеличен размер единовременных выплат для улучшения бытовых условий с 50 тысяч до 100 тысяч рублей выпускникам профессиональных образовательных организаций, впервые приступившим к работе на должности фельдшеров скорой медицинской помощи либо медицинских сестер (братьев) или медицинских сестер-анестезистов выездных бригад скорой медицинской помощи. Со 2 октября 2019 года Законом Липецкой области от 30.12.2004 № 165-ОЗ «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринар- ных служб» установлена новая мера социальной поддержки в размере 1 млн. руб. – «Губернаторский миллион» врачам государственных медицинских организаций области, впервые трудоустроившимся на территории области по специальностям, отнесенным к наиболее дефицитным нормативным правовым актом администрации области и не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о це- левом обучении с установлением им обязанности отработать в данной организации по данной должности не менее 5 лет. За период реализации программы «Земский доктор» с 2012 в региональное здравоохранение для работы в сельских населенных пунктах были привлечены 380 специалистов, из них 350 врачей которые получили единовременную компенсацион- ную выплату в размере один миллион рублей каждый и 30 фельдшеров, получивших единовременную компенсационную выплату в размере 500 тыс. рублей. В 2019 году в рамках указанной программы в медицинские организации, оказывающие первич- ную медико-санитарную помощь трудоустроено 42 специалиста (32 врача и 10 фель- дшеров скорой медицинской помощи). Сформирована заявка на участие в программе «Земский доктор» в 2020 году, рассчитанная на привлечение 62 специалистов, в том числе 16 врачей и 30 фель- дшеров для медицинских организаций Липецкой области, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи. За последние 5 лет в рамках региональной программы «Развитие здравоохране- ния Липецкой области» были приобретены и предоставлены врачам 35 квартир. Про- ведена оценка потребности в служебном жилье, согласована процедура отнесения к специализированному жилому фонду для использования в качестве служебного жилья жилых помещений, приобретенных в рамках указанной программы. Эффективным инструментом устранения кадрового дефицита по отдельным про- филям медицинской деятельности признан целевой прием учащихся на обучение. В настоящее время в медицинских вузах на разных курсах обучаются 650студентов – «целевиков» и 121 – ординатор. Для решения кадрового вопроса заключаются договоры о трудоустройстве не только с выпускниками, обучающимися по целевому набору, но также со студентами, обучающимися на бюджетной и коммерческой основе. В целях привлечения специалистов в региональное здравоохранение посред- ством заключения договоров со студентами обучающимися в медицинских вузах не в рамках целевого набора от Липецкой области по программам специалитета и ординатуры направлены письма в 44 медвуза для проведения адресной работы по заключению договоров о целевом обучении. С целью повышения уровня мотивации молодых специалистов к возвращению в учреждения здравоохранения, направившие их на обучение в медицинские об- разовательные организации в период обучения в медицинских вузах студенты, на- правленные на целевое обучение, получают ежемесячную выплату в размере 1340 рублей, а ординаторы – в размере 5000 рублей. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для учреж- дений здравоохранения области осуществляется в двух профессиональных обра- зовательных организациях: Липецком медицинском колледже и филиале в городе Усмань, Елецком медицинском колледже. Проводится работа по определению реальной потребности в средних меди- цинских работниках с учетом мониторинга прогноза трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций 2019 года, количества освобож- даемых в результате реорганизации сети. Результаты проведенного анализа будут использованы для формирования государственного задания образовательным орга- низациям профессионального образования на подготовку специалистов со средним медицинским образованием в 2020 и последующих годах, в том числе его увеличе- ния не менее чем на 30% от имеющегося дефицита таких специалистов. С целью получения дополнительного профессионального образования в области сформирована система обучения, обеспечивающая врачей и средних медработ- ников своевременным прохождением курсов повышения квалификации и пере- подготовки. Обучение медицинских кадров в системе непрерывного медицинского образования обеспечивается посредством портала непрерывного медицинского образования. Для организации непрерывного процесса включения медицинских работников в новую систему обучения организовано повышение компьютерной грамотности врачей и средних медицинских работников, особенно среди специалистов старшей возрастной группы, созданы технические условия на рабочих местах для доступа к электронным образовательным онлайн ресурсам. Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования меди- цинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий ежегодно увеличивается и составляет в текущем году почти 3 000 чел. Вместе с тем продолжается работа по направлению на обучение по актуальным проблемам современной медицины: в текущем году обучено более 2000 врачей, в том числе на кафедрах ведущих медицинских вузов, и более 2500 средних медицин- ских работников на базе Центра последипломного образования. Медицинские организации используют средства нормированного запаса ТФОМС для финансового обеспечения дополнительного профессионального образования. Ежегодно за счет этих средств проходят обучение около 450 специалистов. Для повышения эффективности образовательного процесса в Центре последи- пломного образования применяется дистанционное обучение с использованием со- временных IT-технологий. С этой целью создан региональный телеобучающий центр, связанный телекоммуникационными каналами с ведущими клиниками страны, теле- медицинскими центрами медицинских организаций области. Для совершенствования уровня теоретических знаний и совершенствования ма- нуальных навыков, внедрения новых программ обучения и повышения квалификации персонала по вопросам оказания помощи при экстренных и неотложных состояниях в медицинской практике за счет средств областного бюджета в регионе действует симуляционный центр, оснащенный самыми современными роботизированными си- муляторами и медицинской аппаратурой. На его базе осуществляется обучение спе- циалистов практического здравоохранения области по специальностям «акушерство и гинекология», «неонатология», «общая практика», «скорая и неотложная помощь», «лечебное дело», «анестезиология – реаниматология». Ежегодно в областном симуляционном центре обучение проходят более 500 ме- дицинских работников. В связи с проведением модернизации здравоохранения планируется к 2025 году увеличить укомплектованность медицинских организаций специалистами, оказыва- ющими медицинскую помощь в амбулаторных условиях в том числе врачами, – на 25%, средними медицинскими работниками – на 11,5%.Реализация мероприятий программы в 2020-2025 годах позволит привлечь в амбулаторно – поликлиническое звено здравоохранения региона более 170 врачей, что положительно скажется на повышении доступности и качестве оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников ме- дицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соот- ветствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитар- ную помощь В Липецкой области внедрение принципов бережливого производства начато в 2017-2018 гг. в 15 взрослых и детских поликлиниках области. В 2020 году в проекте «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную ме- дико-санитарную помощь» участвуют все взрослые и детские поликлиники региона (52 поликлиники). Бережливое производство направлено на оптимизацию всех процессов, про- исходящих в медицинской организации, позволяет сэкономить время и пациенту, и врачу. И здесь бережливые технологии помогают не только правильно организовать рабочее пространство и рационально разместить кабинеты в поликлинике или в ста- ционаре. Важно с помощью бережливых технологий сформировать корпоративный дух в коллективе, улучшить взаимоотношения медицинских работников и пациентов. В 2019 году Липецкая область стала одним из первых регионов, где «бережливые технологии» внедряются и в больницах. В качестве экспериментальной модели вы- браны 5 ведущих областных стационаров, где оптимизирована работа приемных от- делений, реализованы проекты по улучшению работы операционного блока в Липец- кой областной клинической больнице и областном онкодиспансере в целях снижения времени нахождения оперируемого пациента в операционном блоке, рационального использования имеющихся операционных залов и оборудования, рабочего времени врачей и среднего медицинского персонала. В ГУЗ «Областная больница №2» опти- мизирован процесс оказания специализированной медицинской помощи по профи- лю офтальмология в амбулаторных и стационарных условиях. В поликлиниках области происходит процесс формирования новой модели меди- цинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Первый этап создания новой модели поликлиники (базовый уровень) направлен на создание комфортных условий пребывания в поликлинике для пациента и ком- фортных условий работы для медицинских работников. Основными мероприятиями на данном этапе являются: организация современной системы информирования граждан (система навигации, информационные стенды, сайт медицинской органи- зации); создание зон комфортного ожидания, соответствующих пропускной способ- ности поликлиники, работа по разделению потоков и правильной маршрутизации пациентов в поликлинике путем рационального размещения лечебно-диагностиче- ских кабинетов, что позволяет сократить потери времени пребывания пациента в медицинской организации за счет ненужных перемещений и длительного ожидания приема или диагностического обследования. На этом этапе важно наладить систе- му обратной связи с пациентами и сотрудниками медицинской организации путем создания системы подачи предложений, активной работы на страницах и в группах в социальных сетях, бесперебойной телефона горячей линии для пациентов, регуляр- ного анализа обращений пациентов. На базовом этапе проводится информатизация рабочих мест, внедряется си- стема 5С, разрабатываются речевые модули для сотрудников регистратуры и колл- центра, алгоритмы работы персонала. Результатом первого этапа является повышение доступности медицинской по- мощи (оказание медицинской помощи в сроки, установленные программой госга- рантий; рост доли удаленной записи на прием в медицинские организации; выполне- ние обследования в рамках I этапа при диспансеризации взрослого населения и/или профилактического осмотра за 1 день), повышение удовлетворенности населения работой медицинских организаций. На втором этапе помимо совершенствования вышеперечисленных процессов, реализуются проекты, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи и повышение экономической эффективности работы медицинской органи- зации. Проекты улучшений направлены на системную оптимизацию процессов оказания медицинской помощи во всех подразделениях медицинской организации, прово- дится стандартизация процессов, разработка и внедрение СОПов, информатизация и автоматизация основных процессов, касающихся оказания медицинской помощи. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности орга- низуется система внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи; в медицинской организации формируется безопасная среда, включающая систему обращения с медицинскими отходами, профилактики ИСМП, профилактики трав- матизма сотрудников и пациентов, систему информирования и система действий персонала в ЧС. Реализуются проекты улучшений по управлению персоналом (система привлече- ния кадров, обучения кадров, наставничества; равномерное распределение нагрузка между врачебным и средним медперсоналом, система мотивации сотрудников, в т.ч., за участие в процессе внедрения бережливых технологий). Реализуются процессы улучшений, направленные на развитие системы управ- ления ресурсами (система управления ресурсами и запасами (лекарства, расходные материалы, ГСМ, автотранспорт, оборудование), эффективное использование обо- рудования: коэффициент производственной нагрузки не менее 80%). В целях формирования благоприятного имиджа медицинской организации осу- ществляется взаимодействие с общественными организациями, пациентским сооб- ществом, проводится работа по устранению замечаний, выявленных при проведении независимой оценки качества, социологических опросов, системы обратной связи с пациентами, осуществляется активное взаимодействие с муниципалитетами, паци- ентским сообществом. Результатом реализации мероприятий второго уровня станет повышение каче- ства оказываемой медицинской помощи, обеспеченность медицинской организации ресурсами в соответствии с ее потребностями, снижение суммы штрафов со сто- роны страховых медицинских организаций, повышение управляемости процессов внутри медицинской организации, повышение рейтинга медицинской организации, положительный имидж медицинской организации в муниципальном образовании и регионе. На лидерском уровне развития в медицинской организации формируется интел- лектуальная система управления: – IT инфраструктура медицинской организации, проводится постоянный монито- ринг ее состояния; – разработана и внедрена система управления качеством медицинской помощи, мотивацией сотрудников к повышению качества медицинской помощи; – обеспечена обратная связь с использованием дистанционных сервисов для на- селения; – внедрены инструменты поддержки принятия решения врачом; – внедрена система управления экономической эффективностью медицинской организации; – обеспечена генерация не менее 90% форм статистической отчетности и анали- тической информации на базе данных РИАМС; – обеспечено достижение и прогнозирование социальных, экономических и де- мографических показателей в сфере здравоохранения. На всех этапах работы важным компонентом является мотивация персонала. В целях стимулирования руководителей и сотрудников медицинских организаций первичного звена здравоохранения, внедряющих новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи используются следующие механизмы моти- вации: материальное стимулирование руководителей и сотрудников. Основной меха- низм материального стимулирования – введение критерия за внедрение бережливо- го производства в медицинской организации по итогам работы за год, при премиро- вании за эффективную работу; нематериальное поощрение. Основные способы нематериального поощрения за внедрение бережливого производства в структурном подразделении: объявление благодарности; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; размещение фотографии сотрудника на Доске почета и в Книге. II. Социальные и экономические последствия реализации региональной программы, оценка рисков ее реализации, общая оценка ее вклада в достижение целей государственной программы Модернизация первичного звена здравоохранения, в том числе оснащение со- временным диагностическим оборудованием, активизация профилактической дея- тельности первичного звена здравоохранения, развитие диспансеризации различ- ных декретированных групп населения, приведет к некоторому повышению общей и впервые выявленной заболеваемости населения за счет улучшения выявляемости болезней. Вместе с тем прогнозируется дальнейшее уменьшение инфекционной за- болеваемости и заболеваемости от внешних причин. При реализации Программы необходимо учитывать возможные макроэкономиче- ские, социальные, операционные и прочие риски. Анализ рисков и управление рисками при реализации государственной про- граммы осуществляет ответственный исполнитель – управление здравоохранения Липецкой области. Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы яв- ляются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, при- нятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы. Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недо- статочным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, сокращением бюджетных расходов в сфере здравоохранения. III. Приоритетные направления, ориентированные на решение региональных особенностей структуры заболеваемости и смертности 1. Организация медицинской помощи по профилю «кардиология» и «неврология» Первичная медико-санитарная помощь пациентам с болезнями системы крово- обращения оказывается в городских поликлиниках городов Липецк, Елец и поликли- нических отделениях районных и центральных районных больниц. Ежегодно в медицинских организациях Липецкой области на амбулаторном при- еме осуществляется более 130 тысяч посещений взрослого населения к кардиологу, из которых 84% по поводу заболевания. К неврологу ежегодно выполняется более 320 тысяч посещений взрослого населения, из которых 74% по поводу заболеваний и 26% – с профилактическими и иными целями. При ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» функционирует консульта- тивная поликлиника, где прием пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями ведут 4 врача-кардиолога, 5 врачей-неврологов. Средняя нагрузка на 1 врача-карди- олога – 32 посещения в день, на 1 врача– невролога – 28 посещений в день. Жители районов области направляются в поликлинику участковыми терапевтами и врачами-кардиологами. В поликлинику направляются и жители города (составляют в среднем 38% посетителей). В поликлинике имеется возможность проведения диагностических исследова- ний: ЭКГ; ЭхоКГ, стресс-ЭхоКГ, УЗИ внутренних органов, УЗИ сонных артерий, нагру- зочного тестирования: тредмил-тест, велоэргометрии, холтеровского мониториро- вания ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-ЭГ. Поликлиника проводит самостоятельные дистанционные консультации с район- ными медицинскими организациями. На базе ГУЗ «Областная больница №2» в 2019 году созданы Центр диагностики и лечения хронической сердечной недостаточности и Центр нагрузочного тестирова- ния. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях Во всех медицинских организациях Липецкой области, имеющих в своем составе амбулаторно-поликлинические подразделения, приказом управления здравоохра- нения области от 05.10.2017 № 1272 «О создании кабинетов антикоагулянтной тера- пии» созданы кабинеты антикоагуляционной терапии, организовано амбулаторное обеспечение препаратами пациентов, перенесших рентген-хирургические вмеша- тельства по поводу острого коронарного синдрома в течение года за счет средств областного бюджета. Создан и ведется регистр таких пациентов. С апреля 2020 года за средства федерального бюджета осуществляется обе- спечение лекарственными средствами пациентов после перенесенных инсультов, инфарктов, операций на сосудах, на 2020 год на эти цели выделено 129 млн. руб. из федерального бюджета. Продолжение. Начало на 21–29-й стр. Продолжение на 31-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz