Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Творчество 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 09 / 06 / 21 В последнее время журнал отдает дань прозаическим произведениям авантюр- ной направленности. Превратности любви и нож маньяка Читателей ждет встреча с романом «Улыбки уличных Джоконд» Александра Пензен- ского. В его основе — реальная история первого официально зарегистрированного в России серийного убийцы. Захватыва- ющий сюжет, точно выписан- ный антураж начала ХХ века, сочные пейзажные вкрапления и обстоятельность, идущая от стиля Куприна, — несомненные достоинства детектива. Остальная проза — исклю- чительно в жанре рассказа. Несмотря на то, что в «Неожи- данном брате» Андрея Конно- ва ключевое событие — смерть, рассказ оставляет светлое чув- ство и веру в то, что добрых и понимающих людей вокруг все-таки больше. «Зеленое пла- тье, красные помидоры» Та- мары Алексеевой — история о первой любви, полутрагической, пафосной и психологически убедительной. Геннадий Рязан- цев-Седогин в рассказе «Сито» дотошно изобразил невольное приключение, случившееся с деревенскими школьниками — мальчиком и девочкой; замерзая под вой зимней вьюги, они впер- вые испытали пока еще смутное предчувствие любви, «взрослое» эмоциональное сближение. Занимателен в событийном плане рассказ «Таинственная карета» Михаила Маскаева, где в повседневность вторгается древний мистический ритуал. Но более привлекателен острый, глубокий, во многом доказа- тельный спор об отношениях мужчины и женщины вкупе со столкновением национальных менталитетов и в контексте сущ- ности джентльменства. Итог его насколько философичен, на- столько и полемичен: «Сильные чувства помогают выжить, но мешают жить». «Время прозрачно, как совесть» Поэтическую тетрадь откры- ла Наталия Демчева, чью под- борку можно смело назвать музыкальной. Она действитель- но соединяет в стихах музыку («Ноктюрн», «Увертюра») и сло- весную образность, в частности, потрясающую метафорику зим- ней природы: Рыдая со среды до четверга, Оврагам презентуя пух и перья, Металась над равнинами пурга, Сливаясь с лигой камерного пенья . Своеобразной сбивчивой ритмикой и сюрреалистично- стью отличаются стихотворения Михаила Червякова. Лириче- ская героиня Алены Воробье- вой вновь находится во власти любви и пророчеств: пусть «ко- нец цивилизации пришел, // И рушатся устои и запреты», но при этом «умывшуюся потопом планету ждет новый рассвет». К 70-летнему юбилею опуб- ликованы стихотворения Люд- милыПарщиковой, не так давно ушедшей из жизни. Минорные всплески сокровенных размыш- лений о прожитом и пережитом, о судьбе, эпохе и творчестве, по- священия друзьям западают в душу: Кистью, музыкою, словами тоже можно оставить след. Но искусство существованья всех существенней на Земле. Особое место принадлежит поэмам Николая Карасика «Аполлон и Дафна» и «Орфей и Эвридика», созданным по сюжетам древнегреческих ми- фов. Он красочно живописует высшее из человеческих чувств, стремясь воплотить мощный накал эмоций, драматичность действий и фатальность их по- следствий. Хотя присутствую- щий в поэмах христианский дискурс вряд ли подходит для описания реалий древнегре- ческой мифологии с ее языче- ством и многобожием. Тем не менее, попытка придать свежий импульс классической тради- ции «русской античности», без- условно, заслуживает читатель- ского внимания. Водный мир, концерт для топора и шведский язык Как и всегда, насыщена по- знавательными и разножанро- выми материалами публицисти- ческая часть журнала. Татьяна Щеглова в статье «Алинкин двор и натюрморты с натуры» со взве- шенным темпераментом дает отличное представление о лич- ной и творческой самобытности художника Нели Бурлей. Ли- тературно-критический раздел включает в себя две рецензии: автор этих строк пишет о новом стихотворном сборнике Андрея Новикова «Случайное родство», а Татьяна Двуреченская — о «творческом проекте-ассоциа- ции» поэта Алены Воробьевой и художника Ивана Пархомен- ко — книге для детей «Безымян- ная сказка». Сюда же примыкает и зарисовка Нины Ищенко, де- бютантки «Петровского моста» и члена Союза писателей Лу- ганской Народной Республики, о писателе Александре Понома- реве. Принцип «русские своих не бросают» проявляется в его произведениях как универсаль- ный моральный императив, определяющий поведение в самой жесткой и неоднозначной ситуации» — невозможно не со- гласиться со столь справедливым утверждением. Богат и подбор публикаций мемуарного характера. Николай Загнойко в очерке с интригую- щим названием «Концерт для топора с вооруженным кон- фликтом» воскрешает обстоя- тельства своей командировки в Чечню в 1995 году, показывая тогдашнюю обстановку в ней с несколько неожиданной сторо- ны. О давнем лихолетье вспо- минает Геннадий Гилевский, мальчишкой испытавший ужасы войны и фашистской оккупа- ции. Популярный у аудитории «Петровского моста» Борис Гри- горьев живо, интересно, с яркой передачей бытовых подробно- стей и неповторимых штрихов времени рассказывает о своих студенческих годах «на берегах Москвы-реки» в далеких 60-х, которые завершились для него изучением шведского языка и приемом на службу во внешнюю разведку страны. Ольга Гуляева погружает нас в специфику работы детского гидрореабилитолога, иначе го- воря, специалиста по физкульту- ре в воде («Я подарю вам водный мир»). На редкость информаци- онно емкий материал всего в одну страницу сопровождается красочными фотоиллюстраци- ями. Роман Леонов, председатель информационно-издательско- го отдела Мичуринской епар- хии и тоже дебютант журнала, восстановил жизненный путь священномученика Михаи- ла Богородицкого, который в течение 33 лет служил Господу в городе Козлове (ныне — Ми- чуринске) Тамбовской области, был незаконно репрессирован и расстрелян 7 декабря 1937 года. Завершает номер третий дебю- тант — Павел Братищев, чьи иронические стихи, посвящен- ные пишущей братии, поучи- тельны и вызывают улыбку. Иллюстрации Виктора Нелюбова В основе романа «Улыбки уличных Джоконд» Александра Пензенского — реальная история первого официально зарегистрированного в России серийного убийцы. Принцип «русские своих не бросают» проявляется в произведениях Александра Пономарева как универсальный моральный императив, определяющий поведение в самой жесткой и неоднозначной ситуации. ИСКУССТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ На каждой странице нового номера «Петровского моста» царит стихия жизни с ее страстями, желаниями, думами и поступками, которые меняют все и навсегда. Александр Бойников «Улыбки уличных Джоконд» Иллюстрация к роману Александра Пензенского Иллюстрация к рассказу Геннадия Рязанцева-Седогина «Сито»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz