Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Вера 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 02/06 / 21 Б удущий священник родился в 1871 году в селе Бигильдино Данковско- го уезда Рязанской губернии (ныне это Данковский район) в многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны, а мучени- ческую смерть принял 31 октября 1917 года в Царском Селе, недалеко от Екате- рининского собора, в котором служил. Родом из Бигильдино Священнический путь его не был про- стым, но, как оказалось, угодным Богу. О подвиге отца Иоанна очень точно выска- зался наш современник, святитель Иоанн Шанхайский: «Ныне вся Русь есть попри- ще страстотерпцев. Земля ея освятилась их кровью». Фамилия Кочуровых происходит от названия притока Дона, реки Кочур, протекающей в Данковском уезде, к юго-востоку от знаменитого Куликова поля. Интересна версия происхождения фамилии от слова «коч», что означает двухпалубное парусное судно. Сканди- навские поморы приплывали на Русь на кочурах. Они были высокие ростом, со светлыми волосами и главное — тяну- лись к знаниям. Миссионерское служение Иоанн Кочуров учился в Рязанской духовной семинарии, где проявились его ораторские таланты. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Акаде- мию, окончив которую по собственному желанию отправился на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Перед отъездом в Америку он женился на Александре Чернышевой. В сан священника рукоположен 27 авгу- ста 1895 года преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским. Начало приходского служения отца Иоанна Кочурова было связано с дале- ким американским городом Чикаго, в котором был открыт православный при- ход. Уже в первые годы своего служения отцом Иоанном были присоединены к Православной церкви 86 униатов ишесть католиков, а число постоянных прихо- жан возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. Благодаря тру- дам батюшки успешно работали детские церковные школы, были созданы Свя- то-Никольское и Трех-Святительское братства, занимавшиеся социальными проблемами прихожан. 28 апреля 1899 года Чикаго посетил святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Отца Иоанна он благословил на строительство храма Пресвятой Троицы. Возведение его было завершено в 1903 году и потребовало зна- чительных по тем временам затрат — 50 тысяч долларов. За эти серьезные труды отца Иоанна наградили орденом Святой Анны III степени. А в 1905 году Священ- ный синод Русской православной церкви наградил батюшку золотым наперсным крестом, после чего его возвели в сан протоиерея и назначили благочинным Нью-Йоркского округа. Крестный путь Казалось бы, все складывалось наи- лучшим образом, но летом 1907 года отец Иоанн Кочуров, по стечению семейных обстоятельств, возвратился в Россию. Сначала он стал сверхштатным священ- ником Преображенского собора в Нар ве, законоучителем мужской и женской гимназий, а когда представилась возмож- ность —приходским священником в Ека- терининском соборе Царского Села. Этот храм стал последним местом служения пастыря. Отец Иоанн понимал, что Октябрь- ская революция, разразившаяся в Пет- рограде, грозит России страшными беда- ми. Царское Село одним из первых было втянуто в водоворот кровавых событий. В октябре 1917 года к городу из Петрограда подступили вооруженные отряды крас- ногвардейцев, поддержавших больше- вистский переворот. Царское Село под- вергли артиллерийскому обстрелу. Желая предотвратить кровопролитие на улицах, командование казачьих войск вечером 30 октября решило вывести свои части из города. Утром 31 октября, не встре- тив никакого сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды. После чего в городе началась паника и неразбериха. Именно в этот скорбный час насто- ятель Екатерининского собора вместе с другими соборными священниками и отцом Иоанном приняли решение идти крестным ходом вокруг Царского Села. Отец Иоанн, имея за плечами большой опыт общения с людьми неверующими и иноверцами, пытался вразумить раз- горяченных солдат. Но это стоило ему жизни. Петроградский корреспондент успел зафиксировать ужасающую картину мученической гибели отца Иоанна Ко- чурова: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабо- чих и солдатских депутатов. Отец Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело, но получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэро- дрому. Несколько винтовок было под- нято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной... Его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший гос- питаль председатель думы вместе с одним из гласных, как сообщает «Дело народа», видел тело священника, но креста на гру- ди уже не было». К слову, о кресте. За 12 лет до сво- ей кончины, еще в далекой Америке, при вручении ему за служение золотого наперсного креста отец Иоанн произнес: «Целую этот Святой Крест, дар вашей братской любви ко мне. Пусть он будет поддержкой в трудные минуты. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но неразумна. Не в могиле ему место. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков как фамиль- ная святыня и как ясное доказательство того, что братство и дружество — самые святые явления на земле». Его матушка Александра Васильевна Кочурова осталась вдовой с семью детьми на руках. Через три дня трагически по- гиб и 17-летний сын пастыря-мученика юнкер Александр, бывший свидетелем убийства отца. 31 марта 1918 года, ровно через пять месяцев после кончины отца Иоанна Ко- чурова, когда число убиенных священ- нослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской духовной семина- рии святым патриархом Тихоном в со- служении четырех архиереев и десяти архимандритов и протоиереев была со- вершена первая в истории Русской пра- вославной церкви XX века «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». Почитание в России Прикровенное почитание мучениче- ского подвига отца Иоанна всегда суще- ствовало и в Петроградской епархии, и в целом в России, однако широкое откры- тое исповедание отца Иоанна Кочурова как первомученика русского духовенства началось сначала в Америке, где сохра- нили добрую память о нем и его подвиж- нической деятельности среди прихожан Чикаго, Нью-Йорка и других городов Северо-Американской епархии. Широкое почитание на Родине, в Рос- сии, стало возможным лишь после того, как в праздник Введения во храм Пре- святой Богородицы, 4 декабря 1994 года архиерейским собором Русской право- славной церкви были причислены к лику святых священномученики протоиерей Иоанн Кочуров и протопресвитер Алек- сандр Хотовицкий. Фото wikipedia.org, ikona7.ru Кровавые события в Царском Селе стали началом Крестного пути Русской православной церкви и русского народа. Прославление Иоанна Кочурова было совершено по ходатайству митрополита всея Америки и Канады Феодосия (Американская Митрополия), в епархии которого в начале XX века священномученик нес пастырское служение. ПЕРВЫЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК 13 июня исполняется 150 лет со дня рождения протоиерея Иоанна Кочурова — первого из Российских новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших от богоборцев в XX веке. Наталья Сизова Последняя фотография отца Иоанна Иоанна Кочурова Екатерининский собор в Царском Селе, где служил Иоанн Кочуров Икона священномученика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz