Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 №66 (26350) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ ПО БРОСОВЫМ ЦЕНАМ «О ЛЮБВИ НЕ ГОВОРИ, О НЕЙ ВСЕ СКАЗАНО». СОЧИНИТЕЛЬ ТЕКСТА ПЕСЕНКИ, ПРОСТИТЕ, СМОРОЗИЛ ГЛУПОСТЬ. ЛЮБОВЬ С ЕЕ ТАЙНАМИ, ГЛУБИНАМИ, СТРАННОСТЯМИ, ПАРАДОКСАМИ НИКТО НЕ РАЗГАДАЛ И НЕ ОБЪЯСНИЛ ДО КОНЦА. ПРАВДА, ИНОЙ РАЗ ДОГАДКИ ТАКИЕ, ЧТО ВПОРУ УЙТИ В МОНАСТЫРЬ, СБЕЖАТЬ В ПУСТЫНЮ. И менитый американский социолог пророчил: в динамичном и прекрас- ном новом мире, который не горами, любовь до гроба сочтут чуть ли ни душевным заболева- нием. Минимум пять браков в течение жизни признают нор- мой. Вообще любое постоян- ство, привязанность к родному дому, друзьям, любимым отме- нят бесповоротно. Не зря книж- ка почтенного ученого называет- ся «Шок будущего». Но то футурология. Сбу- дется, не сбудется — Бог весть. Только ведь и в нынешнее время о любви говорят убийственные вещи. Меня однажды ошеломи- ла ясноглазая девочка-припе- вочка. С озлобленностью воз- растной, прошедшей огонь и воду тетки она вопила в камеру: «Любви нет! Ее мужики приду- мали, чтобы нам не платить!» Чем ей помочь? Посовето- вать прочесть «Алые паруса»? Процитировать Михаила Бул- гакова, предварившего историю Мастера и Маргариты словами: «Кто тебе сказал, что нет на све- те настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»? Боюсь, поздно. Ничего она не станет читать, ни- кому не поверит. Не ждите шедевров! Любовь и в жизни, и в бес- смертных книгах поднималась над предрассудками, престу- пала запреты, испытывала на прочность нравственные опо- ры и традиции мироустройства. Когда-то не придуманные пи- сателем Маргарита Морозова НА ТВ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ОТВЕДЕНА ПОЧЕТНАЯ РОЛЬ ИСХОДНИКА ДЛЯ МАССКУЛЬТА. ТО ПЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА ЗВУЧИТ В КАКОМ-НИБУДЬ БАНАЛЬНОМ БОЕВИЧКЕ. ТО АКТЕР, НАСКОРО ЗАГРИМИРОВАННЫЙ ПОД ПУШКИНА, ПОЧИТАВ СТИХИ, РЕКОМЕНДУЕТ ПИТЬ КАКОЙ-ТО ПОТРЯСАЮЩИЙ ЧАЙ. КТО ТЕБЕ СКАЗАЛ, ЧТО НЕТ НА СВЕТЕ НАСТОЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ, ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ? ДА ОТРЕЖУТ ЛГУНУ ЕГО ГНУСНЫЙ ЯЗЫК! Михаил Булгаков и Евгений Трубецкой, аристо- краты по рождению и по духу, осознавали свое чувство не как что-то интимное, изолирован- ное от происходящего вокруг. Она писала ему: «Наша любовь нужна России». На их переписку ссылались в ныне забытом телецикле «Лек- сикон исторической культуры» четверть века назад. Ведущая тогда спросила собравшихся в студии философов, филоло- гов, писателей: какова судьба культуры слова в эпоху подчер- кивания сексуальности в каждом успешном массовом проекте — от рекламы зубных щеток до рейтинговых шоу? Ведь слово издавна описывало высокие чув- ства, сложные переживания и смыслы. А зачем оно, если меж- ду любовью и сексом поставлен знак равенства? Эксперты с академической невозмутимостью ответили: значит, впредь не появятся но- вые литературные шедевры. XXI век обойдется и без них. Народ погрузится в маленькие повсе- дневные заботы. Замкнется на материальных вещах, деньгах, карьере, комфорте. Изящ- ная словесность обмельчает. Масскульт сдвинет культуру на обочину. Жаль, конечно, но это не катастрофа. Пусть все идет как идет. Надо жить и не трепы- хаться. Спокойствие интеллектуалов удручало. Но в прозорливости им не откажешь. Литература и вправду измельчала. И шедевров не видно. Потенциальных Данте, Шекспиров, Толстых, Роденов, Чайковских трудно воодушевить гостевыми браками, свинг-клу- бами, дружеским сексоми преду- смотрительно заключенными между супругами договорами: оба имеют право сходить нале- во. Причем без скандальных по- следствий, без угроз уехать к маме или принять горсть снотворных таблеток. Шоу вместо романа? Зато для ТВ это все кладезь идей. Вот на днях на ТВЦ по- казали «Шоу «Развод»». Его ге- рои — медиа-персоны. Король телесериалов, бивший смертным боем своих многочисленных женщин. Спортсмен, зарабаты- вающий 150 миллионов в год и накопивший долг по алиментам 15 миллионов. Звездная пара, которая то ли действительно расстается, то ли имитирует раз- рыв, желая погромче напомнить о себе и срубить приличный го- норар в программах «На самом деле» и «Пусть говорят». У предсказателей 90-х хвата- ет последователей и продолжа- телей. Высокомерный писатель небрежно бросает: чтение — аристократическое занятие. А которые не аристократы, тех нечего мучить с детства лишней премудростью. Их удел — теле- шоу. Элите — элитное, просто- людину — простолюдиново. Не будем сравнивать это кредо с культурной полити- кой ни в Советском Союзе, ни в дореволюционной России. Скажем лучше о современной Англии. Там, представьте, не же- лают мириться с нарастающим невежеством. Британская теле- компания провела масштабную акцию под названием «Большое чтение». А вдобавок к под- росткам обратился прославлен- ный футболист Бэкхем. Он при- звал юных соотечественников непременно читать. Читать — круто, читать — престижно. Вот он, Бэкхем, книги любит. И сработало! Продажи литера- турных изданий сразу и резко увеличились. Но нашему ТВ не до того. Один единственный крупный просветительский телеканал «Культура» задачу не решит. А остальные просвещать не рвутся. Им, пожалуй, на руку, чтобы в России хорошей книге предпочитали «мыло», конкурсы глотателей шпаг или безголосых певцов. Мунк как двигатель торговли На днях вышла пятисот- страничная монография о вы- дающемся художнике Эдварде Мунке. Кстати, не первая на рус- ском языке. Мунк остро ощущал трагизм человеческого бытия. Его картины подчас страшнее полотен Босха, даром что на них нет кошмарных выходцев из ада, чудовищ и уродов, что пытались пугать и искушать праведников и святых. Самое известное полотно Мунка— «Крик». Человек по- среди, если не враждебной, то равнодушной к нему Вселенной, кричит о своем отчаянии. И го- лос его окрашивает сам воздух в тревожные цвета неизбывного одиночества. А одновременно с выходом названной книги, на телеэкране регулярно повторяется реклам- ный ролик лекарственного сред- ства. Две барышни, слыхом не слыхивавшие о Мунке, торчат возле картины мастера и спо- рят, какое же слово выкрики- вает человек на холсте? Одна настаивает: «Бо-о-оль!» Вторая не согласна: «Нет. Спа-а-азм!» Тут в разговор вмешивается тре- тья и оптимистично сообщает: да неважно, боль это или спазм. От того и другого у нас есть спа- сительный препарат. Миг — и ничего не болит! Или, как гласит слоган другой похожей рекламы: «Жить без боли — наша цель!» Конечно, профанация. Притом, бесцеремонная и тупая. Зато Мунка как-никак помянули. Он тоже уже двигатель торговли. Короче, как вопрошал бли- стательный фельетонист Эдуард Графов: «Мы хочем или не хочем быть культурными?» Кое-кто из производителей масскульта очень даже хотит. На его взгляд «Маленькая ночная серенада» Моцарта хороша в качестве рингтона в мобильнике. А сю- жет «Дубровского» соблазни- тельно перенести в наше время и превратить в очередной безли- кий сериал. Михаил Булгаков. Портрет работы Николая Радлова, 1928 г. Культуру, заметил один ум- ный человек, не передают по наследству, ее нужно завоевы- вать. Но что предпринимают эфирные СМИ, чтобы сподвиг- нуть аудиторию на это военное действие? Чтобы у нее возник- ла потребность услышать Мо- царта не в мобильнике. Чтобы стишок про то, что « в животе шум и гам» не казался ей не хуже пушкинского «Ариона» или «Анчара». А любовь и секс не воспринимались как вполне себе синонимы. Фото culture.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz