Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Свою работу художник на- чинает в шесть утра. Армейская привычка помогает писать про- дуктивно. Ренан Емельянович признается, что трудится над картиной не каждый день: руки подчиняются только тогда, когда есть настроение и понимание, как улучшить произведение. Творческие «наплывы» непред- сказуемы. Порой художник тво- рит пару раз в неделю, а порой работает несколько дней подряд с небольшими перерывами на сон. — На такую масштабную тему нельзя «размышлять» в м а л е н ь к о м формате. Если бы н а пи с а л н е б о л ь ш у ю картину, зри- тель бы прошел мимо, не соста- вив никакого впечатления о ней, — уверен Вико. — Буду- чи студентом, я восхищался произведения- ми Репина, Сурикова, Вереща- гина. Их монументальность — крючок для мыслей тех, кто хоть как-то обратил взор на картину. Этим приемом пользуюсь и я. «День города Липецка»—это не первая масштабная работа Ре- нана Емельяновича. На предыду- щие два холста художник потра- тил около восьми лет. Картины, посвященные Михаилу Кутузо- Персона 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 26/05 / 21 З а последние несколько лет небольшая спальня Ренана Емельяновича преврати- лась в мастерскую. Рядом с кро- ватью по всей стене он растянул холст в два с лишним метра в вы- соту и пять в ширину. На таком огромном полотне художник пытается изобразить трудовой день липчан. На нем соседствуют сталева- ры с НЛМК и труженицы села, молодежь и современные управ- ленцы. Все они трудятся, что- бы сделать родной город лучше. Картина как бы собрана по ку- сочкам, о чем говорят многочис- ленные эскизы с персонажами, разложенные по комнате. Спальня стала мастерской Вико считает, что самый трудный процесс в создании картины — подготовка. Важно смастерить подрамник, пра- вильно натянуть, качественно загрунтовать, а самое главное — графически перенести на по- лотно наброски с эскизов. Этот этап уже позади. 92-летний ху- дожник близок к завершению картины, но признается: пока не понял, что произведение за- кончено. — Порой приходится пере- писывать. Бывает, ночью при- ходит осознание, что цветовая гамма не вписывается в общий образ картины. Тогда не жду утра, встаю и переделываю, — говорит липчанин. РАБОТАТЬ ПРИВЫК С РАННЕГО ДЕТСТВА, ПОЭТОМУ ТЕМА ТРУДА ТАК ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ. ЛИПЕЦК — ГОРОД ПРЕДПРИЯТИЙ. ИНТЕРЕСНО ИССЛЕДОВАТЬ ИХ, УЗНАВАТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НА НИХ РАБОТАЮТ Ренан Вико КАРТИНА РАЗМЕРОМ С ЖИЗНЬ Художник планирует завершить картину летом, сделав липчанам подарок ко Дню города. Уже три года Ренан Вико пишет необычную картину. Прямо в своей квартире 9 2 -летний художник с помощью кистей и гуаши воссоздает день города Липецка на огромном полотне. Олеся Азарова ву и Александру Невскому, уже украшают зал городского Совета депутатов. Нынешняя масштаб- ная работа отправится туда же. Транспортировать огромное полотно из квартиры непросто, но у художника уже есть опыт. Ренан Вико заранее сделал раз- борный подрамник, чтобы кар- тину можно было пронести че- рез дверные проемы, а сам холст даже снимать не придется. Его аккуратно сложат, как книгу, для перевозки в пункт назначения. Конечно, есть риск, что краска потрескается, но мастер уверен в своей работе. Спасательные «ковры» Ренан Вико часто вспоми- нает прожитые годы. Когда на- чалась Великая Отечественная война, он был еще школьником и занимался в художественной школе. Эта но- вость глубоко взволновала се- мью, жившую тогда в Бузулу- ке Оренбург- ской области. На фронт ро- дителей не при- звали, так как отец работал на электрической подстанции , обеспечив ая город энергией, а мать руково- дила гужевыми повозками. На войну проводили двух старших братьев художника, которые так и не вернулись с фронта. — Мать была потрясена, когда боевой товарищ старшего брата принес похоронку. Я ве- рил и не верил одновременно, что брата больше нет. Чтобы хоть как-то помочь родным спра- виться с горем, начал продавать «ковры», — рассказывает Ренан Емельянович. Тогда в семье не хватало хле- ба, что уж говорить о красках. Семиклассник заимствовал по- рошки у знакомого иконописца, натягивал на подрамник старые простыни, разводил мел с оли- фой для грунтования и начи- нал творить. Изображенных на «коврах» лебедей, кувшинок и амурчиков покупали у Вико за бесценок на местном рынке. То ли действительно видели талант подростка, то ли из сострадания к мальчугану, который так пы- тался помочь близким. Выручен- ные копейки шли в семью. — В особо тяжелые време- на приходилось добывать еду в полях и даже на чужих огоро- дах, — с горечью вспоминает Ренан Емельянович. — Ворова- ли картошку в близлежащих де- ревнях — у своих соседей красть же не будешь. Когда хотелось мяса, уходили с друзьями в сте- пи, вооружившись ведрами с водой и дрынами. Там заливали норки сусликов, выжидая легкой добычи. Мороз по коже бежал от содеянного, но чувство голо- да было сильнее. С такой охоты приносил по пять-шесть сусли- ков. Мама хоть и не поощряла убийство животных, но сразу же принималась готовить обед. Даже суслики в войну казались лакомством. На сборы дали неделю Уже в то время Ренан Вико не расставался с карандашом и ручкой, при любой возможно- сти старался запечатлеть момент. Особенно интересовала воен- ная тема. Бузулук был тыловым промышленным городом, тут же располагалось несколько эваку- ационных госпиталей. На всех раненых мест не хватало, поэто- му семьи выхаживали их в соб- ственных домах. Мама худож- ника привечала двух-трех солдат. Их портреты и писал начинаю- щий мастер, отправляя работы в московский заочный народный университет искусств. Рецензии на свои картины он ждал не ме- нее сильно, чем окончания вой- ны. И вслед за долгожданным событием, которому радовались миллионы людей, Ренану Вико пришел вызов на экзамены сразу в два художественных училища: в Москву и Ташкент. Голодные послевоенные годы и попавша- яся на глаза книга Александра Неверова «Ташкент — город хлебный» сделали свое дело. Мама посоветовала Ренану от- правиться на учебу в Узбекистан. Там же прожил он более полуве- ка, получив признание своего творчества. —В Липецк попал волей слу- чая. В девяностых Узбекистан взял курс на дискриминацию русского языка. Говоришь на русском? Поезжай в Россию. Так поступили и со мной, — вспоми- нает Вико. На сборы заслуженному ра- ботнику культуры дали неделю. Ехать в Москву Ренан Емелья- нович снова не захотел и отпра- вился в провинцию к родствен- нику. Так, художник и несколько грузовых контейнеров с произ- ведениями искусства оказались в Липецкой области. Талантли- вый живописец сразу нашел ра- боту в техническом университе- те: стал преподавать, а заодно и писать картины для полюбив- шегося вуза. Его работы и сейчас укра- шают многие аудитории ЛГТУ. Хотя Ренан Емельянович уже ушел на заслуженный отдых, его не перестают приглашать на ме- роприятия и встречи со студен- тами. Молодежь восхищается работами Вико, приходя в гости к пожилому художнику. Лип- чанин признается, что деньги, слава — это второстепенное. Главное, что его труд уважают. Такая плата за творчество моти- вирует художника творить и в 92 года. Фото Сергея Авилова с небольшими перерывами на сон Порой художник творит пару раз в неделю, а порой работает несколько дней подряд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz