Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА №60(26344) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» А нам с вами стоит без конъюнктурного подо- грева поразмышлять, как отражается Великая Отече- ственная в «зеркале экрана». Олюдях, что ушли, недолюбив… Одно из основных событий мая — телепремьера «Подоль- ских курсантов». В кинотеатрах фильм прошел еще осенью. Да кто его тогда посмотрел? И не только из-за пандемии. Кому-то про оборонуМосквы неинтерес- но, кто-то бережет нервы—кар- тина-то явно не годится как раз- влечение для уик-энда. Ведь это история гибели сотен парней из Подольского военного училища, которые должны были любой ценой в течение пяти дней не пропустить рвущихся к столи- це немцев. Они продержались не пять дней, а двенадцать. Две трети их легли в холодную зем- лю осеннего Подмосковья 41-го года. Многимфильмпредставляет- ся чересчур жестким, натурали- стичным. Но был ли иной способ рассказать о тех трагических со- бытиях? Еще во время войны вы- дающийся советский режиссер Александр Довженко говорил: «То, что в угоду вкусу, в угоду эстетическим требованиям века считалось запретным, как слиш- ком страшное, … то просится сегодня на экран. … Содрогается земля от бесчисленных немецких жертв. Не забудьте нас! Не гну- шайтесь ужаса нашей смерти!..» Так или иначе, но именно телевизионный показ макси- мально расширил зрительскую аудиторию «Подольских курсан- тов». Идея ленты принадлежит известному актеру и продюсе- ру Игорю Угольникову и, сколь это ни неожиданно, — «звезде» хоккейной «красной машины» Вячеславу Фетисову. С Уголь- никовым все понятно: он про- должает дело, начатое им про- дюсированием запомнившейся публике «Брестской крепости». Но вот что побудило, пусть кос- венно, поучаствовать в проекте Фетисова? Вполне вероятно, кто-нибудь из его близких за- щищал Москву. Впрочем, для человека родом из СССР есте- ственно стремление помочь мо- лодым что-то узнать о героизме их ровесников, выполнивших свой долг до конца. И вовсе не за тем, чтобы проиллюстриро- вать сомнительный тезис, будто командование, прикрывая свое неумение воевать, забрасывало врага трупами советских бойцов. За плечами режиссера филь- ма Вадима Шмелева очень разные картины — приключен- ческие, романтические, лири- ческие, даже мистические. Но, похоже, «Подольские курсан- ты» — наиболее важная для него работа. Он сказал, что вдох- новлялся первой экранизацией повести «А зори здесь тихие…». Хотя в «Курсантах» заметнее все-таки влияние «Освобожде- ния» и «Солдат Победы» Юрия Озерова. Перед нами основан- ная на документах многофи- гурная фреска, в сущности, без главных героев, за которыми камера бы следила неотступ- но. Большинство персонажей даны эскизно. Включая тех, что сыграны звездными актерами Сергеем Безруковым, Евгением Дятловым, Романом Мадяно- вым, Даниилом Спиваковским. Они согласились на небольшие, скромные роли ради правды о «людях, что ушли, недолюбив, не докурив последней папиро- сы…» По велению сердца Фильм сделан искренне и неравнодушно. Люди не заказ выполняли, а подчинялись ве- лению сердца. Один из испол- нителей признался: он трижды брался за сценарий и трижды его откладывал — слезы мешали читать. Только искренность еще не гарантирует стопроцентный творческий успех. Я смотрел фильм и помечал в блокноте: авторы не всегда умеют отка- заться от апробированных дра- матургических и режиссерских решений. Начиная с соперни- чества двух друзей, влюбленных в милую госпитальную мед­ сестричку. Доходит до драки в казарме — отношения выясня- ют интеллигентный, как теперь бы сказали, «ботан» Шемякин и отчаюга-детдомовец Сашка Лав- ров. Неужели дальше все будет нанизано на шампур любовного сюжета? Но нет, вовремя спохва- тились. Отодвинули эту линию на задворки. Какие-то фрагменты сра- жения словно позаимствова- ны, допустим, из «Звезды» или того же «Освобождения». Ар- хаично использована музыка. Она чересчур, акцентированно трагическая и торжественная. Особенно когда за кадром зву- чит что-то наподобие реквие- ма, который красиво выводят мужские голоса. Да и в диало- гах вдруг появляются выспрен- ние фразы типа «Умрите геро- ями, но не сдавайтесь!», «Нас послали не жизнь свою спа- сать, а Москву!» То, что было простительно журналистам «Красной звезды» или фронто- вой многотиражки, производит неловкое впечатление в филь- ме, выстроенном по законам эпической хроники. Как тут не согласиться с оценкой вполне доброжела- тельного зрителя: получилось не ах, как хорошо, но уже и не ох, как плохо. Отдадим должное создателям ленты: они ничего не сочиняли вопреки и поперек фактам, документам, свидетель- ствам. Таким сочинительством злоупотребляют теперь на каж- дом шагу, отбиваясь от крити- ков стереотипной отговоркой: это художественное произве- дение, значит, у нас есть право на вымысел. Право-то есть. Но, кроме права, должны быть со- весть и вкус. Вон, пан Леонид Кравчук и без претензий на ху- дожество радостно подхватил пустую байку о встрече Сталина с Гитлером во время войны. А сценаристы фильма о прослав- ленном асе Девятаеве придумали ему друга, ставшего предателем. Зачем? Мало было драматиз- ма в подлинной судьбе летчи- ка-героя? Им бы прислушаться к предупреждению замечатель- ного французского режиссера Франсуа Трюффо: «У жизни куда больше воображения, чем у нас». Вадим Шмелев помнил об этом. Он и его товарищи расска- зали о подвиге как смогли. Как смогли, они противостояли но- вым попыткам обесценить Ве- ликую Победу. Наследники Герострата Поразительно, однако, что парад на Красной площади и вообще память о войне иные коллеги Шмелева и Безрукова стараются скомпрометировать, а то и высмеять. Народный (!) артист России Дмитрий Назаров выложил в Интернете гневный гражданский стишок: «Зачем в барьерах вся Россия? Зачем оттачивать парад? Парад чего? Парад бессилья? Парад запретов и оград?» И абсолютно хамская концовка: «Воинственные желе- зяки везут воинственных ребят. Росгвардия и автозаки замкнут бессмысленный парад». Эти господа теперь унижают не только ветеранов. Они взя- лись уже за солдат и офицеров современной армии. С какой стати народный артист решил, что на этих «железяках» едут «воинственные ребята»? Выхо- дит, готовность и способность людей в погонах защищать свою страну означают ястребиную агрессивность и воинствен- ность? Дожидаться вразумитель- ного ответа от исполнителя роли Бориса Ельцина в канувшем в небытие фильме «Три дня в ав- густе» бесполезно. В той карти- не Назаров усердно изображал эдакого русского героя-богаты- ря. Но сделал это беспомощно и фальшиво. В сериале «Кухня» актер выглядел куда убедитель- нее. Ему бы и оставаться при ложках-поварешках, а не совать- ся на политическую кухню. У единомышленников Наза- рова свои фирменные рецепты и блюда. Шендерович, например, твердит, что русским надо не праздновать Победу, а каяться и просить прощения у всего мира. За кого? За поднявших Красное знамя над Рейхстагом? За сотни тысяч погибших при освобожде- нии Польши? За сталинградцев и ленинградцев? Или за подоль- ских курсантов, что в самые тра- гические дни сражались у стен Москвы? Оттого-то и нет у меня же- лания ставить всякое лыко в строку авторам картины об этих ребятах. Она ведь наверняка лег- ла кирпичиком в стену памяти, разрушить которую находится столько охотников. Фото rg.ru предоставлено «Централ Партнершип» ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ ДОЛГОЙ ВОЙНЫ В честь 76-й годовщины Победы телевидение израсходовало, кажется, весь боезапас фильмов и сериалов о войне, снятых за последние тридцать лет. И сейчас не без облегчения вернулось к привычному репертуару — детективам, мелодрамам, комедиям, не имеющим отношения ни к войне, ни к миру, ни к реальной жизни. Постановщик «Курсантов» говорит: наш фильм о молодых и для молодых. Для тех двадцатилетних, что прошли 9 Мая нынешнего года на параде по Красной площади. остановивших фашистов Фильм «Подольские курсанты» — это память о нецелованных девчонках и вчерашних мальчишках,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz