Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ДЕНЬГИ ИЛИ БОНУСЫ? «Липецкая газета» продолжает цикл публикаций, посвященных финансовой грамотности. Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы по обращению с платежными картами. Финансовая грамотность 9 19 / 05 / 21 Ольга Журавлева Галина Бысова, финансовый эксперт — заведующий сектором платежных систем и расчетов Отделения Липецк Банка России. Банкомат проглотил карту В жизни обладателей пла- тежных карт порой случается неприятная ситуация — человек подходит к банкомату, вставляет карту и… она застревает внутри устройства. Галина Бысова: — Для безопасности клиен- тов банки настраивают банко- маты так, что после завершения операций можно вернуть свою карту в течение 20 — 60 секунд. А если человек забыл о ней, банкомат заберет карту обратно, чтобы она не досталась незна- комцам. То же самое происхо- дит, когда трижды неверно вве- ден ПИН-код. Во всех подобных ситуациях карта попадает в спе- циальный отсек внутри банко- мата, так что доступ посто- ронних к ней невозможен. Если вы не успели забрать из банко- мата карту, но находитесь рядом с ним, будьте спокойны — она в безопасности. Что делать? Звонить на «горячую линию» банка. Этот телефонвсегда указан на корпусе банкомата. Опишите ситуацию диспетчеру, расска- жите, где находится устройство. Специалист банка сообщит, что следует предпринять, чтобы вер- нуть свою карту. Если карта выпущена тем же банком, которому принад- лежит банкомат, то получить ее можно в офисе или заказать ку- рьерскую доставку, предъявив только паспорт. Если же вы оставили карту в банкомате дру- гого банка, то заодно уточните у сотрудника call-центра своего банка, понадобятся ли другие документы. А если сразу отошли от банкомата Тогда у посторонних есть время, чтобы завладеть картой. В таком случае нужно срочно заблокировать ее, чтобы незна- комец не успел ею расплатить- ся. Позвоните по телефону «го- рячей линии» банка, в котором вы получали пластик. Он указан на карте, на корпусе банкомата, если он принадлежит тому же банку, а также на его сайте. Луч- ше занести этот номер в телефон. Опция по блокировке карты есть и в Личном кабинете, и в мобиль- ном приложении вашего банка. Карта заблокирована. Что дальше? Как правило, перевыпустить карту. Новую выдадут в течение десяти дней. Номер счета при этом не изменится, а значит, уве- домлять организацию, от кото- рой на карту поступают деньги, например, работодателя илиПен- сионный фонд, не потребуется. Даже после блокировки карты можно пользоваться деньгами на счете, к которому она привязана. Платить через Личный кабинет, снимать наличные в отделении банка, предъявив паспорт. А во- обще необязательно носить с со- бой карту. Например, оплачивать покупки в магазинах можно с по- мощьюсмартфона. Акоммуналь- ные расходы—через Личный ка- бинет мобильного приложения банка или настроив автоплатежи. Ошибочный перевод На вашу платежную кар- ту поступили деньги от незна- комца. Спустя время раздался звонок с просьбой «срочно вер- нуть средства, отправленные по ошибке». Конечно, такое воз- можно. Но есть большая веро- ятность, что перед вами — мо- шенник. Такая схема в последнее время набирает обороты. «Это деньги для родителей, чтобы оплатить их кредит. Всю сумму необходимо вернуть прямо сей- час, они уже немолодые, у них сердце больное». Эти и другие душещипательные истории вы можете услышать на другом кон- це провода. Галина Бысова: — Убедитесь через он- лайн-банк или мобильный банк, что деньги действительно поступили на ваш счет. Мошен- ники рассылают СМС якобы от банка о том, что вам пришел перевод. Бывает, что деньги и прав- да перечислены. Таким путем мошенники могут вовлечь вас в преступную схему. Раздобыв номер вашей платежной карты и телефона с помощью фишин- гового сайта, отправляют вам ворованные деньги, чтобы запу- тать следы. А затем звонят и про- сят перечислить «ошибочный перевод» на другой счет. Если выполнить эту просьбу, можно стать невольным соучастником преступления. Потом будет трудно доказать свою непри- частность. Проверьте, точно ли это ошибочный перевод. Обратитесь в банк и запросите выписку по своему счету. Таким путем мож- но выяснить, от кого пришли деньги. Деньги пришли по ошибке Если на карту по ошибке пришли деньги от незнакомца, а затем он попросил вас вер- нуть их, сообщите чело- веку, что вы не против возврата. Но при этом отправитель должен сам обратиться в свой банк с заявлением, что совер- шил ошибочный перевод. Вам тоже надо обратиться в свой банк и сообщить о неиз- вестном переводе, подтвердив необходимость их возврата. Все эти действия защитят вас от лиш- них подозрений. Имейте в виду: присваивать чужие деньги не- льзя, это преследуется по закону. Подарки от банка И о приятном. Как получить кэшбэк на карту. Галина Бысова: — Кэшбэк с английского переводится как «возврат денег». Вы что-то купили, расплатились картой и получили часть суммы обратно на счет. Программы ло- яльности предлагают банки, пла- тежные системы, а также магази- ны и предприятия в сфере услуг. Сегодня популярны три вида возвратов. Это классический кэшбэк — деньгами, начисле- нием бонусов, баллов или миль. Деньги Плюсы: вы можете потратить их на что угодно. В отличие от других про- грамм лояльности, деньги, кото- рые вернулись на счет, не сгорят ни при каких условиях. Минусы: суммы возврата обычно невелики — 0,5–2 про- цента. По некоторым категори- ям товаров могут быть выше — в редких случаях до 30 процентов. Денежный кэшбек возвраща- ется в течение нескольких дней после оплаты покупки картой. Бонусы Плюсы: обычно их начисля- ют на специальный бонусный счет сразу после оплаты. Часто можно выбрать катего- рии покупок, по которым будут начислять повышенные бону- сы, — до 15 процентов. По спец- предложениям партнеров банка бонусами могут возвращать до 30 процентов от суммы покупки. К одному бонусному счету банки нередко позволяют при- крепить несколько карт — это позволяет копить бонусы всей семьей. Минусы: бонусами можно расплатиться лишь в определен- ных магазинах, кафе и онлайн- сервисах. Часть счета все равно нужно оплачивать деньгами. Система переводов бонусов в рубли не всегда прозрачна. Иногда бонус равен одному ру- блю, а иногда — десяти копей- кам. Нужно внимательно читать условия бонусной программы. Во многих программах бону- сы сгорают, если вы не потрати- те их в течение года или трех лет с момента начисления. Мили Плюсы: нередко сумма воз- врата милями больше, чем день- гами — до 30 процентов в ряде магазинов и до двух процентов за все покупки. Минусы: обычно мили тра- тятся только на путешествия — на покупку билетов и брониро- вание гостиниц. Хотя для ко- го-то это плюс — нет соблазна потратить их на пустяки. Мили тоже сгорают через определенный срок, но не у всех банков. Обычно банки берут больше денег за обслуживание карты с кэшбэком, чем без него. И даже у одного и того же банка могут быть разные комиссии для карт с разными видами кэшбэка. Иллюстрации Александра Затонских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz