Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ДЕНЬГИ ИЛИ БОНУСЫ? «Липецкая газета» продолжает цикл публикаций, посвященных финансовой грамотности. Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы по обращению с платежными картами. Финансовая грамотность 9 19 / 05 / 21 Ольга Журавлева Галина Бысова, финансовый эксперт — заведующий сектором платежных систем и расчетов Отделения Липецк Банка России. Банкомат проглотил карту В жизни обладателей пла- тежных карт порой случается неприятная ситуация — человек подходит к банкомату, вставляет карту и… она застревает внутри устройства. Галина Бысова: — Для безопасности клиен- тов банки настраивают банко- маты так, что после завершения операций можно вернуть свою карту в течение 20 — 60 секунд. А если человек забыл о ней, банкомат заберет карту обратно, чтобы она не досталась незна- комцам. То же самое происхо- дит, когда трижды неверно вве- ден ПИН-код. Во всех подобных ситуациях карта попадает в спе- циальный отсек внутри банко- мата, так что доступ посто- ронних к ней невозможен. Если вы не успели забрать из банко- мата карту, но находитесь рядом с ним, будьте спокойны — она в безопасности. Что делать? Звонить на «горячую линию» банка. Этот телефонвсегда указан на корпусе банкомата. Опишите ситуацию диспетчеру, расска- жите, где находится устройство. Специалист банка сообщит, что следует предпринять, чтобы вер- нуть свою карту. Если карта выпущена тем же банком, которому принад- лежит банкомат, то получить ее можно в офисе или заказать ку- рьерскую доставку, предъявив только паспорт. Если же вы оставили карту в банкомате дру- гого банка, то заодно уточните у сотрудника call-центра своего банка, понадобятся ли другие документы. А если сразу отошли от банкомата Тогда у посторонних есть время, чтобы завладеть картой. В таком случае нужно срочно заблокировать ее, чтобы незна- комец не успел ею расплатить- ся. Позвоните по телефону «го- рячей линии» банка, в котором вы получали пластик. Он указан на карте, на корпусе банкомата, если он принадлежит тому же банку, а также на его сайте. Луч- ше занести этот номер в телефон. Опция по блокировке карты есть и в Личном кабинете, и в мобиль- ном приложении вашего банка. Карта заблокирована. Что дальше? Как правило, перевыпустить карту. Новую выдадут в течение десяти дней. Номер счета при этом не изменится, а значит, уве- домлять организацию, от кото- рой на карту поступают деньги, например, работодателя илиПен- сионный фонд, не потребуется. Даже после блокировки карты можно пользоваться деньгами на счете, к которому она привязана. Платить через Личный кабинет, снимать наличные в отделении банка, предъявив паспорт. А во- обще необязательно носить с со- бой карту. Например, оплачивать покупки в магазинах можно с по- мощьюсмартфона. Акоммуналь- ные расходы—через Личный ка- бинет мобильного приложения банка или настроив автоплатежи. Ошибочный перевод На вашу платежную кар- ту поступили деньги от незна- комца. Спустя время раздался звонок с просьбой «срочно вер- нуть средства, отправленные по ошибке». Конечно, такое воз- можно. Но есть большая веро- ятность, что перед вами — мо- шенник. Такая схема в последнее время набирает обороты. «Это деньги для родителей, чтобы оплатить их кредит. Всю сумму необходимо вернуть прямо сей- час, они уже немолодые, у них сердце больное». Эти и другие душещипательные истории вы можете услышать на другом кон- це провода. Галина Бысова: — Убедитесь через он- лайн-банк или мобильный банк, что деньги действительно поступили на ваш счет. Мошен- ники рассылают СМС якобы от банка о том, что вам пришел перевод. Бывает, что деньги и прав- да перечислены. Таким путем мошенники могут вовлечь вас в преступную схему. Раздобыв номер вашей платежной карты и телефона с помощью фишин- гового сайта, отправляют вам ворованные деньги, чтобы запу- тать следы. А затем звонят и про- сят перечислить «ошибочный перевод» на другой счет. Если выполнить эту просьбу, можно стать невольным соучастником преступления. Потом будет трудно доказать свою непри- частность. Проверьте, точно ли это ошибочный перевод. Обратитесь в банк и запросите выписку по своему счету. Таким путем мож- но выяснить, от кого пришли­ деньги. Деньги пришли по ошибке Если на карту по ошибке пришли деньги от незнакомца, а затем он попросил вас вер- нуть их, сообщите чело- веку, что вы не против возврата. Но при этом отправитель должен сам обратиться в свой банк с заявлением, что совер- шил ошибочный перевод. Вам тоже надо обратиться в свой банк и сообщить о неиз- вестном переводе, подтвердив необходимость их возврата. Все эти действия защитят вас от лиш- них подозрений. Имейте в виду: присваивать чужие деньги не- льзя, это преследуется по закону. Подарки от банка И о приятном. Как получить кэшбэк на карту. Галина Бысова: — Кэшбэк с английского переводится как «возврат денег». Вы что-то купили, расплатились картой и получили часть суммы обратно на счет. Программы ло- яльности предлагают банки, пла- тежные системы, а также магази- ны и предприятия в сфере услуг. Сегодня популярны три вида возвратов. Это классический кэшбэк — деньгами, начисле- нием бонусов, баллов или миль. Деньги Плюсы: вы можете потратить их на что угодно. В отличие от других про- грамм лояльности, деньги, кото- рые вернулись на счет, не сгорят ни при каких условиях. Минусы: суммы возврата обычно невелики — 0,5–2 про- цента. По некоторым категори- ям товаров могут быть выше — в редких случаях до 30 процентов. Денежный кэшбек возвраща- ется в течение нескольких дней после оплаты покупки картой. Бонусы Плюсы: обычно их начисля- ют на специальный бонусный счет сразу после оплаты. Часто можно выбрать катего- рии покупок, по которым будут начислять повышенные бону- сы, — до 15 процентов. По спец- предложениям партнеров банка бонусами могут возвращать до 30 процентов от суммы покупки. К одному бонусному счету банки нередко позволяют при- крепить несколько карт — это позволяет копить бонусы всей семьей. Минусы: бонусами можно расплатиться лишь в определен- ных магазинах, кафе и онлайн- сервисах. Часть счета все равно нужно оплачивать деньгами. Система переводов бонусов в рубли не всегда прозрачна. Иногда бонус равен одному ру- блю, а иногда — десяти копей- кам. Нужно внимательно читать условия бонусной программы. Во многих программах бону- сы сгорают, если вы не потрати- те их в течение года или трех лет с момента начисления. Мили Плюсы: нередко сумма воз- врата милями больше, чем день- гами — до 30 процентов в ряде магазинов и до двух процентов за все покупки. Минусы: обычно мили тра- тятся только на путешествия — на покупку билетов и брониро- вание гостиниц. Хотя для ко- го-то это плюс — нет соблазна потратить их на пустяки. Мили тоже сгорают через определенный срок, но не у всех банков. Обычно банки берут больше денег за обслуживание карты с кэшбэком, чем без него. И даже у одного и того же банка могут быть разные комиссии для карт с разными видами кэшбэка. Иллюстрации Александра Затонских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz