Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
«Я ЛЮБЛЮ МИСТИКУ И МАГИЮ» Экранизацию своих произведений Алексею Иванову смотреть бывает непросто. При этом он уверен, что писателя нельзя подпускать к кинопроцессу (все видит слишком повествовательно), а перевод на язык кино можно считать качественным, если фильм хороший и роман в нем жив. Марина Суранова О б этом лауреат литера- турных премий рассказал в ожидании выхода двух экранных версий его романов — «Пищеблока» и «Общаги-на- Крови». Не правда, но истина — «Пищеблок», который стар- тует 19 мая, это восьмисерийный сериал. Вы согласны с таким фор- матом? — Разные площадки — разные аудитории. Формат, то есть адресацию произведения, выбирают продюсеры. «Обща- гу», наверное, тоже можно было бы снять сериалом, но в виде фильма она выглядит более кон- центрированно и ярко. «Пище- блок» в виде фильма получился бы традиционным ужастиком, каковым он ни в коем случае не является. А в формате сериала можно рассказать всю историю — не только про вампиров, но еще и про дружбу, про любовь и про советскую власть. — Есть ли у вас любимые се- риалы? — Конечно. Перечислять их можно долго. Но если выби- рать один самый-самый, тогда «Подпольная империя». В ней мне нравится все — сценарий, образы героев, игра актеров, ре- жиссура и смысл. —А из режиссеров кто близок? — Тоже многие. Я просто- душно люблю Джеймса Кэме- рона. Люблю Роберта Земекиса. Братьев Коэн. — В «Подпольной империи» есть высказывание: «Правда не должна мешать хорошей истории». Вы с этим согласны? — Согласен. На бытовом фактологическом уровне кажет- ся, что если автор что-то изменил в событии, о котором рассказы- вает, то получилось вранье или кощунство. Но если рассказан- ная история только выиграла от такого домысла, значит, все сделано как надо. Художествен- ное произведение соотносится не с правдой, а с истиной — ка- тегорией более высокой, чем точность факта. Реальный Са- льери не травил Моцарта, но ис- тория Пушкина не о конкретном деянии, а о вечном конфликте величия и ничтожества. На 30 лет назад — Насколько качественной получилась экранизация романа «Общага-на-Крови»? — «Общага» сама по себе — яркий и злой роман, порой он производит даже ошеломляю- щее впечатление. Фильм Романа Васьянова такой же, поэтому я считаю, что получилась хорошая экранизация. «Общагу» я писал будучи еще совсем молодым, то- гда мне было двадцать, и играют совсем молодые актеры, пример- но такого же возраста. Потому фильм наполнен ощущением молодости, юношеского макси- мализма, конфликта быта и духа. Фильм и роман совпали друг с другом мироощущением своих создателей. К тому же для меня роман был дебютом в серьезной литературе, а у Васьянова — дебют в режиссуре. —Вы узнаете себя в героях? Безусловно, я изменился и сильно. Однако основное во мне все равно осталось прежним. Яне разделяюнепримиримости своих героев и сожалею об их ошибках, но мои идеалы те же самые. Когда попал в реальную об- щагу, где работали киношники, у меня сложилось впечатление, что я вернулся на 30 лет в про- шлое. Те же стены и вещи, те же молодые лица и настроение общаги, в которой жил я. Я пи- сал про общежитие Уральского государственного университета в Екатеринбурге, а снимали в общежитии для моряков в Пе- тербурге. Но главное не в архи- тектуре, а в вечном духе общаги, его создатели фильма сумели передать очень точно. Россия полна повествований — Где снимают еще один фильм по вашему произведению — «Сердце пармы»? — Во многих локациях: в па- вильонах, в декорациях в Под- московье и на Урале в реальных ландшафтах. Они для этогофиль- маоченьважны.Если«Общага»— драма, «Пищеблок» — психо- делика, то «Сердце пармы» — огромный эпос, он нуждается в эпическом пространстве. — Не секрет, что экранизации не всегда нравятся авторам книг, многое в них по ходу съемок ме- няется. Видеть свое не таким — тяжелое испытание? — Действительно, смотреть экранизацию непросто. Быва- ет, в душе начинает что-то скре- сти: «Почему этот момент сде- лали иначе, этот выбросили?» Но надо трезво понимать, что экранизация — перевод из од- ной художественной системы в другую, и он всегда связан с из- менениями. Главное требование к фильму — не чтобы он слово в слово повторял текст первоис- точника, а чтобы сам по себе был талантливым. — В своих произведениях вы описали Русский Север, Урал, а что еще вам интересно? —Мне нравится культура по- моров. Здорово было бы сделать какой-нибудь сюжет на основе поморских преданий. Мне все- гда интересны удивительные персонажи нашей истории, ска- жем, какой-нибудь Кузька-бог— крестьянин Кузьма Пиляндин, который в XVIII веке основал собственную религию. Или сю- жет про то, как поляки в Смут- ное время отправились в воен- ный поход на Сольвычегодск. Зачем они туда пошли, что там забыли? Бесконечно увле- кательны судьбы и свершения российских инженеров, куп- цов и промышленников. Увле- кательны и забытые войны — например, захват Бухары и Са- марканда генераломКауфманом. А какой замечательный сюжет о краже и гибели иконыКазанской Богоматери! В общем, Россия полна нерассказанных повест- вований. Миссия выполнима —Почему в ваших сочинениях так много мистики? —Я люблю мистику и магию, художественно они очень выра- зительны. Например, в «Тоболе» с их помощью я реконструировал мировоззрение хантов и манси. Их мышление было мифологиче- ским, вихмирежилибогиидемо- ны. В«Сердце пармы» провел экс- перимент: написал исторический роман, но так, чтобы он казался фэнтези. В «Летоисчислении от Иоанна» мистика — это христи- анская эсхатология, когда на зем- лю сходят Христос, Богородица и чудовища Апокалипсиса. «Псо- главцы», «Комьюнити» и «Пище- блок» — псевдожанровые рома- ны, в которых оборотни, призраки чумы и вампиры символизируют современные проблемыобщества. Короче говоря, нет универсально- гоправила, какнадоиспользовать мистику. Недавно вы приняли участие в книжном форуме Non/f iction. Этот формат предполагает доку- ментальность. Как совместить ее с художественностью? — Реальные истории порой по драматургии превосходят вымысел. Но документальную прозу я пишу художественно. Так интереснее. Факты — все достоверные, выверенные. А речь красочная. Предположим, я рассказываю, как некий губер- натор запретил некое событие. Можно написать: такого-то чис- ла губернатор издал указ о та- ком-то запрете. А можно: «В пер- вый же понедельник губернатор затопал ногами на непокорных». Нон-фикшен должен быть увле- кательным, как романы. — Есть ли, на ваш взгляд, у современного писателя миссия? — Каждый писатель выбира- ет для себя. В любом случае его главная задача — рассказывать интересные истории. Раньше фраза «Поэт в России больше, чем поэт» звучала актуально, однако сегодня прежнее отно- шение к писателю ушло. В со- ветское время не было, скажем, футурологов, социологов, психо- аналитиков или историков, спе- циализирующихся на больных темах, и поэт становился ими всеми. Порой даже политиком, народным трибуном. Но теперь необходимость в этом отпала. Миссия писателя сократилась до разумных пределов. Если же кому-то хочется выйти из рамок профессии—что ж, как говорит- ся, флаг в руки. Фото iz.ru Совместный проект «Липецкой газеты» и газеты «Известия» ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ФИЛЬМУ — НЕ ЧТОБЫ ОН СЛОВО В СЛОВО ПОВТОРЯЛ ТЕКСТ ПЕРВОИСТОЧНИКА, А ЧТОБЫ САМ ПО СЕБЕ БЫЛ ТАЛАНТЛИВЫМ. ЕСЛИ ФИЛЬМ ОКАЗЫВАЕТСЯ ХОРОШИМ И ЕСЛИ РОМАН В НЕМ ЖИВ, ТО ЭТО КАЧЕСТВЕННАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ. И НЕВАЖНО, ЧТО КОЕ-КАКИЕ ВЕЩИ ИЗМЕНЕНЫ ИЛИ ВЫПУЩЕНЫ Алексей Иванов СПРАВКА Алексей Иванов окончил факультет искусствове- дения и культурологии Уральского государствен- ного университета. Его литературным дебютом стала повесть «Охота на «Большую медведицу», появившаяся в 1990 году в журнале «Уральский следопыт». Среди его произведений — «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Хребет России», «Псоглавцы», «Ебург», «Ненастье», «Тобол». Лауреат премий «Книга года», «Ясная Поляна», премии Правительства РФ за достижения в области культуры, Платоновской премии и других. Кадр из фильма «Общага» Интервью 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12/ 05 / 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz