Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
В ОБЪЯТИЯХ ПЕСТРОГО ОДЕЯЛА Шкатулка 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 05 /05 / 21 В ЗОЛОТЫХ РУКАХ ИЗМАЛКОВСКОЙ МАСТЕРИЦЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ ИРИНЫ РЯГУЗОВОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛОЧКИ ТКАНИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КРАСИВЕЙШИЕ НАВОЛОЧКИ, ПАННО И ОДЕЯЛА. Анна Ледовских Ж енщина собирает ста- рые стеганые одеяла, которыми раньше укрывались практически в каж- дой сельской семье. Она уве- рена, что это богатейшая часть культурного прошлого. Совре- менным же рукодельницам оста- ется только завидовать таланту наших бабушек. Хорошая зависимость В небольшой мастерской Ирины Петровны, словно в купеческой лавке, лежат горы разноцветного ситца, бязь, лен и хлопок. Как только героиня загорается очередной идеей, тут же принимается за работу. Уже через несколько дней появляется сюжет лоскутного полотна. Это может быть милое детское оде- яльце в нежно-розовых тонах, наволочка в лучших традици- ях европейского пэчворка или панно с видами родного села. В Измалково Ирина Петровна ро- дилась, с десяти лет начала шить себе и даже соседям одежду. За- тем, как водится, уехала, получи- ла профессию педагога. Но всю свою жизнь увлекалась рукоде- лием. В более зрелом возрасте поняла, что нужно направить та- лант и способности в одно русло. Познакомилась с липецкими мастерами Центра романовской игрушки и, как сама говорит, прикипела к лоскутам. — Лоскутным шитьем се- рьезно занимаюсь уже лет 15. И заметила, что если нет возмож- ности шить, становлюсь злой и раздражительной. Берусь за иглу, и все проходит. У многих людей, кстати, есть такая хо- рошая зависимость от рукоде- лия, — поделилась Ирина Рягу- зова. — К тому же это общение с людьми, у которых такое же увлечение. Пять лет назад волей судь- бы героиня вернулась на малую родину, где и продолжает сейчас любимое дело. Но не только для собственного удовольствия. В селе мастерицу не знает, пожа- луй, только ленивый. Ее рабо- ты «живут» у многих земляков. Она участвует во всевозможных ярмарках народных умельцев, будь это районное мероприятие или областное. А самое глав- ное, Рягузова объединяет во- круг себя детей, учит не только рукоделию, но рассказывает о культуре и уже почти забытых традициях. — Когда приехала в село, земляки относились скептиче- ски к моему занятию. Но за это время, что я здесь, нашла едино- мышленников и вместе мы суме- ли изменить общественное мне- ние, — подчеркнула мастерица. — Людям или нравится, что мы делаем, или нет. А раньше была глухая стена равнодушия. Поду- маешь, лоскуток с пола подняли и пришили. Искусство или примитив Не только в родном селе Ирины Рягузовой сложилось такое отношение к лоскутному шитью. По ее словам, до опре- деленного времени его дей- ствительно не рассматривали как декоративно-прикладное искусство и даже считали при- митивным. Быто- вало мнение, что использ ов ать клочки кре- стьян застав- ляла нужда. Но героиня назыв ает это скорее экономией, вспоминая рассказы своей ба- бушки о том, насколько доро- гим в начале прошлого века был ситец. — Он шел на платье, спра- вить которое можно было раз в год. А оставшиеся клочки наши бабушки старательно куда-то пристраивали. Так и рождалось искусство, — рассказала Ирина Петровна. В современной жизни все кардинально изменилось. Люди, избалованные огромным ассор- тиментом в магазинах, потяну- лись к эксклюзиву, к тому, что сделано своими руками. Теперь кто-то даже коллекционирует лоскутные изделия, а некоторые сами пытаются что-то сшить. Появилось много направлений и огромный выбор материала. — Есть те, кто работает только с российскими ситца- ми. Я, например, предпочитаю американский хлопок, кото- рый хорошо отстирывается и даже кипячения не боится, — сообщила собеседница. — Для меня качество на первом месте. Ведь как бы мы не восхищались самобытностью таких вещей, это все же прикладное искус- ство, предметы для домашнего обихода. Среди работ Ирины Ря- гузовой можно рассмотреть симпатичное панно, сшитое из детских носовых платочков. Это хороший пример того, на- сколько тесно быт соприкаса- ется с искусством и в наше время. Секрет бабушкиных стежков На рабочем месте Ря- гузовой аккуратно сложе- ны менее привлекательные на вид, старые, местами протертые до дыр стеганые ватные одеяла. Такими раньше укрыва- лись в любой се- мье, не подозре- вая, что сделаны они вручную. Пр ак тич е ски в каждом селе был свой не- повторимый рисунок. А по стежкам мож- КОГДА ПРИЕХАЛА В СЕЛО, ЗЕМЛЯКИ ОТНОСИЛИСЬ СКЕПТИЧЕСКИ К МОЕМУ ЗАНЯТИЮ. НО ВМЕСТЕ СМЕСТНЫМИМАСТЕРАМИ МЫ СУМЕЛИ ИЗМЕНИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. ЛЮДЯМИЛИ НРАВИТСЯ, ЧТОМЫДЕЛАЕМ, ИЛИ НЕТ. РАВНОДУШНЫХ НЕ ОСТАЛОСЬ Ирина Рягузова ИНТЕРЕСНО ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ И В ТЕХНИКЕ ПЭЧВОРК, КОГДА ИЗДЕЛИЯ ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ СХЕМЕ, ПОДБИРАЕТСЯ ТКАНЬ, КОМБИНИРУЮТСЯ ЦВЕТА И РИСУНОК. ЭТО УЖЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. Ирина Рягузова с помощью лоскутного шитья рассказывает молодежи но понять, трудилась над ним обычная женщина или профес- сионал. — Видите, какие красивые, словно маленькая точка с одной и с другой стороны, — показа- ла Ирина Петровна на одном из образцов. — Мастерица подтя- нет ниточку, аккуратно найдет, где она вышла. И сюда же нужно снова попасть тонкой иголкой. На два с половиной сантиметра должно приходиться пять-шесть стежков. Ирине Рягузовой известно, что подобным образом в Измал- ково стегали только два мастера. Хотя в ее небольшой коллекции много одеял, которые шили наши бабушки, не имея особых навыков, потому, что так было принято — в приданое, для се- мьи. Такие изделия согревали несколько поколений. Героине и захотелось сохранить их как часть нашей истории и культу- ры. Каждый из собранных «экс- понатов», а их сегодня чуть бо- лее 40, она описала: кто передал, когда и кем сделан, узор и стеж- ка представлены в виде схемы, есть фотографии. — Когда спрашиваешь у людей: у вас есть дома одеяло ручной стежки? Сразу говорят, что нет, — сетует собеседница. — Тогда захожу с другой стороны. Есть в семье любимое одеяло — тяжелое, толстое, которое обни- мает, под которым спать одно удовольствие? Да, есть. В итоге люди приносили по два – три из- делия и мы изучали их. Понять секрет идеальных бабушкиных стежков самой Ирине Петровне не помогли даже несколько десятков лет практики. Пришлось распары- вать часть некоторых находок и изучать технологию. Что и говорить про молодежь. Одна- ко связь между поколениями быть должна — уверена герои- ня. Возможно, одной из та- ких нитей станет ее работа по изучению одеял. Но и на этом Ирина Рягузова не планиру- ет останавливаться. Сейчас в ее распоряжении — макет не- большой кровати. Со временем сошьет перину, матрас, подуш- ки, простынь и одеяло, чтобы рассказать местным школь- никам о традициях убранства в русской избе. Таких знаний у ребят остается все меньше и меньше. Фото Геннадия Логунова о традициях прошлых поколений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz