Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Финансовая грамотность 9 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28 / 04 / 21 КАК Я ЧУТЬ НЕ СТАЛА ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ Никогда не думала, что клюну на удочку злоумышленников, полагая, что хорошо знакома с их способами обмана. Однако этой весной аферисты вынудили взять кредит почти в миллион рублей и чуть было не украли все деньги. Анастасия Карташова В се случилось в пятницу после обеда. С номе- ра 900 мне позвонила девушка, представившаяся со- трудницей службы безопасности Сбербанка. Неожиданный звонок Она огорошила меня неожи- данным вопросом: «Анастасия Александровна, вы совершали попытку перевода суммы в раз- мере семи тысяч рублей на карту «Альфабанка» жителя Уфы Ни- колая У.?». «Нет», —ответила я и попросила заблокировать пере- вод. После нескольких уточня- ющих вопросов мне сказали, что подозрительная операция при- остановлена и с моими деньгами на карте все в порядке. Поблагодарив, я повесила трубку. Но не успела перевести дыхание и собраться с мысля- ми, как буквально через пару минут телефон снова зазвонил. На входящий номер я тогда не посмотрела. А надо бы. Потому что он был не 900, а неизвест- ный, восьмизначный. На этот раз девушка, вновь представившаяся сотрудницей службы безопасности Сбер- банка, поделилась другой шоки- рующей новостью: житель Уфы пытается взять на мое имя по- требительский кредит. — Вы можете прямо сейчас зайти на сайте банка в свой Лич- ный кабинет посмотреть, успел ли он совершить мошенниче- ские действия, —предложила со- беседница. — Только не вешайте трубку и не отсоединяйтесь. Мы вам обязательно поможем. На крючке у аферистов После этих слов я стала па- никовать. Понимая, что счет идет на секунды, я подлетела к компьютеру и трясущимися ру- ками набрала пароль от Личного кабинета. В голове как призрак мелькала мысль, что стоит, по- жалуй, позвонить мужу и спро- сить его совета. Но как наберешь ему, когда телефон один и нельзя Когда разговор был окончен, я словно очнулась от гипноза. Мне позвонили с номера 900 из настоящей службы безопасности банка Сбера и предложили заблокировать карту и Личный кабинет. Никаких кодов безопасности им для этого не потребовалось. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Мы попросили проком- ментировать ситуацию заведующего сектором за- щиты информации отде- ла безопасности отделе- ния Липецк Банка России Алексея Сергеева. — В последнее время ки- берпреступники все чаще подделывают официальные телефонные номера банков, чтобы обмануть их клиентов. В этом случае они использу- ют специальное программное обеспечение, позволяющее скрыть настоящий номер звонящего, а на телефоне че- ловека отражается знакомый номер банка. Мошенники хорошо зна- комы с психологией, они говорят быстро и уверенно, используя профессиональ- ные термины. Как правило, чтобы втереться в доверие, преступники обращаются к собеседнику по имени и от- честву. Ле г енды мог ут быть разными. Например, незна- комец сообщает по телефону о том, что на ваше имя яко- бы оформлен кредит. Чтобы его отменить, необходимо оформить еще один кредит на такую же сумму. Совер- шить действия с заемными деньгами психологически проще, ведь жертву не про- сят расстаться со своими средствами. К сожалению, в схемах с лжекредитом люди попадают в ловушки на круп- ные суммы и вынуждены за- тем отдавать долги. Если вас просят назвать реквизиты карты, коды и дру- гие секретные данные, ни в коем случае их не сообщайте. Настоящий банковский со- трудник никогда не будет ин- тересоваться такой инфор- мацией. Да, из банка могут позвонить. Например, когда вызовет сомнение платеж или перевод с вашего счета. Цель такого звонка — под- твердить или отклонить опе- рацию. Сообщать конфиден- циальную информацию вас не попросят. Если вам поступил звонок от незнакомца, немедлен- но положите трубку. Лучше перезвоните в банк исключи- тельно по номеру телефона, указанному на оборотной сто- роне вашей платежной карты, и уточните обо всех операциях за последнее время. Если же с вашей карты все же списали деньги, то как можно скорее свяжитесь с банком, сообщите о мошен- нических действиях и забло- кируйте карту. В банковском офисе попросите выписку по счету, напишите заявление. Обратитесь в правоохрани- тельные органы. отключаться от службы безопас- ности банка? Да и времени на разговоры нет: житель Уфы на редкость проворный тип. Пока я загружала компьютер и заходила в Личный кабинет, сотрудница службы безопасно- сти банка не молчала, а просто засыпала меня вопросами. Ее интересовало мое семейное по- ложение, образование, дата ро- ждения, сумма, место и время последней покупки, как долго я являюсь клиентом Сбербанка, брала ли я раньше кредиты. И, наконец, застраховала ли я свою жизнь от несчастных случаев. — А какое это имеет значе- ние? — поинтересовалась я. —Ну, всякое может случить- ся с человеком, — многозна- чительно сказала собеседница, после чего ненадолго повисла пауза. За пять минут разговора с «сотрудницей банка» я ответила на два десятка вопросов. Голова от этого совсем пошла кругом. Затем я вошла в Личный кабинет клиента Сбербанка и увидела, что на двух банковских картах нет движения средств. Вздохнув с облегчением, я сооб- щила об этом моей собеседнице. — Это еще ни о чем не гово- рит. Откройте вкладку «Креди- ты» и посмотрите, есть ли там ваши паспортные данные, — сказала она. С миллионом на карте Последовав ее совету, я с удивлением обнаружила, что там действительно заполнены несколько граф — домашний адрес, мои ФИО и паспортные данные. Вот так номер! Житель Уфы меня все-таки опередил! Уже позже я узнала, что эти гра- фы заполняются автоматиче- ски, точно так же как на портале «Госуслуги». Ведь мы не вводим каждый раз номер страхово- го полиса, чтобы записаться к врачу. Умная система загружает наши данные автоматически. — Только не волнуйтесь. У нас еще есть шанс остановить мошенника, — успокоила меня собеседница. — Нужно взять кредит первой на максимальную сумму, и тогда житель Уфы уже не сможет ничего предпринять. Второй кредит банк не выдаст. После этих слов в голо- ве снова возникла мысль, что неплохо бы позвонить мужу и посоветоваться с ним насчет кредита. Но, наверно, я была в состоянии транса или какого-то гипноза, и этого не сделала. В итоге я все-таки взяла потреби- тельский кредит на 950 тысяч ру- блей и перевела деньги себе на карту. Хорошо, что хотя бы себе. — Теперь нужно заблоки- ровать ваш Личный кабинет в Сбербанке, чтобы деньги никуда не исчезли, — инструктировала мой «помощник». —Но для это- го нужен ваш код безопасности. Вы его помните? Он находится в договоре с банком. Тут я честно призналась, что кода безопасности я не помню и сомневаюсь, что он у меня вообще есть. А карту получала очень давно и найти какие-либо документы в моей квартире бы- стро никогда не получалось. По- следний раз, к примеру, я неделю искала СНИЛС своей дочери. — Нужно срочно ехать к банкомату на улицу Советскую, где нет лимита на снятие денег, и забирать все с карты наличкой. Такси мы вам оплатим, — сказа- ла сотрудница банка. Как ненормальная, я вызы- вала такси и в домашнем хала- те, надев на ноги зимние сапоги и накинув куртку, помчалась к банкомату. Но снять деньги не получилось, операция постоян- но блокировалась. За моей спи- ной образовалась очередь, народ негодовал. — Сейчас вам будет звонить другой сотрудник службы безо пасности банка и станет спра- шивать о кредите, — сообщил мой «помощник». — Так вы ему ничего не рассказывайте. Это тот самый человек, который пере- дал ваши данные мошенникам, он с ними в сговоре, работает в Сбербанке и пытается замести следы. А я вам перезвоню через пять минут. Долги удалось вернуть В отделении банка я все рассказала и поняла, что стала жертвой мошенников. Написала заявления на возврат страховки, перевыпуск карты и поменяла код безопасности. Оказывается, у меня он был, просто им ни- когда не пользовалась. На следующий день я снова пришла в банк. Его сотрудни- ки вошли в положение и по- могли погасить часть кредита. «Запертые» на заблокирован- ной карте 840 тысяч рублей уда- лось перевести на другой счет. Через четыре дня мне перевели страховку в размере 110 тысяч рублей, которыми я погасила оставшуюся часть долга. Про- цент за пользование кредитом составил 440 рублей. Их я возме- стила из своего кармана. Можно сказать, что это небольшая пла- та за бесценный урок, который преподнесла мне жизнь. Рисунок Александра Затонских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz