Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Местное время 2 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 5 0 (26334) БОЛЕЕ 9 0 ПРОЦЕНТОВ ВЫЗОВОВ СКОРОЙ—ЭКСТРЕННЫЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАПЕРЕГОНКИ СО СМЕРТЬЮ В центре Наталья Урю- пина работает шест- надцатый год, а ее общий медицинский стаж насчитывает уже более 30 лет. Мечты и реальность Родители Натальи жили в поселке Кавалерово под Владивостоком. В их семье она первая, кто выбрал про- фессию врача. Маме Натальи очень хотелось, чтобы дочь стала доктором: —Будешь ходить в белом халате, с маникюром и кра- сивой прической, все будут тебя уважать! — говорила она. Но на деле не все ока- залось так, как в маминых мечтах. Окончив в 1994 году Благовещенский меди- цинский институт по спе- циальности «акушерство и гинекология», Наталья при- шла работать в стационар районной больницы. — То роды принимаем сложные, то у роженицы кровотечение открылось — надо останавливать. А в выходные и свободные от дежурства дни подрабаты- вала врачом-гинекологом в поликлинике. О причес- ке и макияже думать было некогда, а маникюр нам во- обще запрещено было де- лать, — рассказывает она. Замуж Наталья вышла еще студенткой вуза. Муж тоже учился на медика, но потом решил стать свя- щенником. На втором кур- се у них родилась дочка. В 1997 году семья переехала на родину мужа в Липецк. Наталья Александровна сначала устроилась в жен- скую консультацию, по- том в смотровую службу. А в 2007 году, отучившись четыре месяца в Воронеж- ском медицинском универ- ситете, пришла работать на центральную подстанцию скорой. Спасибо коллегам По словам Натальи Александровны, первые дни боялась, что не хватит зна- ний и опыта. Врач скорой должен знать абсолютно все и уметь быстро сориентиро- ваться в любой ситуации. Но опасения оказались напрасными: новичков все- гда ставят в пару к опытным коллегам, и Наталью Урю- пину определили к Викто- ру Ефимовичу Коровкину, который работал тогда в бригаде врачом-реанимато- логом, а сейчас — замести- тель главного врача скорой по медицинской части. С огромной благодарностью она вспоминает и других своих старших коллег, учив- ших ее. Интернета тогда не было, учебники листать тоже некогда. Тонкости профессии новички осваи- вали в процессе работы. На скорой это закон: не зна- ешь— подойди и спроси! За это никто не осудит. Страш- нее, если в нужный момент что-то упустишь или оши- бешься в диагнозе. Три раза «заводили» сердце В линейной бригаде Наталья работала почти восемь лет. И до февраля 2021 года — в реанимацион- ной бригаде. Эти бригады направляют, когда речь идет о жизни и смерти пациен- та — на ДТП, бытовые ава- рии и травмы, отравления, ножевые и огнестрельные ранения, падения с высоты и прочие чрезвычайные си- туации. Но чаще всего — на инфаркты и инсульты. Однажды поступил вы- зов — у мужчины плохо с сердцем, теряет сознание. Не успели врачи войти в квартиру, как наступила клиническая смерть. С по- мощью дефибриллятора сердце удалось запустить, но пациента надо было срочно доставить в больницу. — Пока ехали, у него снова остановилось сердце. Мы его опять «завели». До- везли до больницы, закатили в приемный покой, доктор еще не успел спуститься, как сердце остановилось в третий раз! И опять начали проводить реанимацион- ные действия. К счастью, и после третьей клинической смерти удалось его откачать. Потом узнавала в больни- це — наш пациент через две недели выписался домой. Как сказали врачи, у него был обширный инфаркт, и это просто чудо, что после трех остановок сердца ему удалось выжить, — вспоми- нает Наталья Урюпина. Нас редко благодарят Но не всегда получается спасти пациента. —Бывает, по часу бьешь- ся над пациентом, ползаешь вокруг него на полу на ко- ленях (реанимационные действия надо обязательно проводить на твердой ров- ной поверхности), болят руки, ноги, ноет спина, пот льет градом, а сделать ни- чего не можешь, потому что слишком поздно обратились к врачу. И это всегда пере- живание, стресс. Особенно, когда уходят из жизни моло- дые люди или дети. Но если удается сохранить человеку жизнь — это такая радость, такой эмоциональный подъ- ем для всей бригады! — гово- рит Наталья Александровна. По ее словам, пациенты редко благодарят за спасе- ние. — Я по специальности акушер-гинеколог, и все вызовы на экстренные и тяжелые случаи родов отда- вали мне. Причины родов на дому разные: иногда они проходят очень стремитель- но и некогда ехать в роддом, порой не хотят ехать по ре- лигиозным мотивам. Неко- торые женщины, особенно молодые, считают, что ро- жать дома — это хорошо и приятно, не понимая, что может случиться крово- течение, которое в домаш- них условиях невозможно остановить. Кроме того, сейчас по Интернету гуляют разные теории о «физиоло- гически правильных» родах, и иной раз такое увидишь, что не знаешь, плакать или смеяться, — рассказы- вает Наталья Урюпина. — Несколько раз принимала роды на дому. Один из ма- лышей появился на свет прямо в машине скорой. Эти мамы потом звонили, благодарили, некоторые тортики приносили. Но большинство пациентов даже в лицо не помнят вра- чей скорой, так как нахо- дятся без сознания. Ковидный год позади Весь 2020 год Наталья работала на вызовах, в том числе и в ковидных брига- дах. — Были очень тяжелые больные, люди просто за- дыхались. Нормальным считается уровень сатура- ции 97100, а у меня была пациентка, у которой он упал до 34. Трудно было ра- ботать в ковидных комбине- зонах и респираторах. Вы- зовов было так много, что на станцию заезжали только пополнить запас кислоро- да и лекарств. Кроме того, надо было успеть уложить медицинские сумки, за- полнить бланки вызовов. По нормативу — на сборы четыре минуты и 15 20 минут на доезд. Поверьте, ни одна бригада не сидит просто так на подстанции, если есть вызов! Но бывает, что все бригады заняты или мешают дорожные пробки или еще какие-то ситуации, когда скорая не может сразу приехать. А когда приезжа- ет, люди ругаются на вра- чей, оскорбляют, бывает, и драться кидаются. Очень обидно бывает, — с горечью говорит Урюпина. К слову, наши граждане привыкли, что по любому поводу — поднялось давле- ние, порезал палец, заболел живот или обострилось ка- кое-то хроническое забо- левание — нужно звонить в скорую и она обязана сразу же приехать. Причем чаще всего больные сами про- воцируют эти обострения: самовольно бросают лече- ние, не пьют таблетки, про- писанные врачом, не ходят на обследования. Но ско- рая — это не поликлиника на дому. Она должна приез- жать только тогда, когда есть угроза жизни. Скучаю по своей бригаде Вот уже два месяца На- талья Александровна рабо- тает старшим врачом смены № 2. Первый профессио- нальный праздник она встречает на рабочем месте. В обязанности старшего врача смены входит коррек- тировать работу выездных бригад. Их у нее в подчи- нении тридцать. На экране одного компьютера — спи- сок поступивших вызовов, на другом — таблица с дан- ными, где какая бригада в данный момент находится. И еще четыре телефона, ко- торые звонят почти непре- рывно. По одному Наталья Александровна отвечает на вопросы пациентов, дает консультации и практиче- ские рекомендации, как поступить в том или ином случае, если нужна меди- цинская помощь. Другой — для связи с диспетчером и через него с пациентами. Третий — для консультаций выездных бригад по кардио- граммам. По четвертому, личному, звонят не только домашние, но и все работ- ники смены. —Сами видите, праздно- вать некогда. Но если будет возможность, попьем с кол- легами чайку с тортиком в перерыв, — говорит она. И еще нас всех обязательно в этот день поздравляет наш главный врач Александр Ев- геньевич Игнатовский. — К сожалению, свое здоровье я оставила в ма- шине скорой, — вздохнула Наталья Александровна. — Когда за 12 часов смены всего 40 минут на перерыв, и все время находишься в нервном и физическом напряжении, это очень из- матывает. Работа старшего смены — тоже напряжен- ная и ответственная, но при этом сидишь на месте. А я привыкла к движению, к действию. Хочется самой во всем участвовать. И еще я очень скучаю по своей бри- гаде! Фото Ольги Беляковой В Липецкой области скорую помощь жителям оказывают Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф и 18 районных отделений. Сфор- мировано 480 выездных бригад, из них 104 — круг- лосуточные. Каждую смену в рейсы выходят до 50 бригад как общего профиля, так и специализированных — ре- анимационных, педиатриче- ских, психиатрических. В системе службы рабо- тают 80 врачей различных специальностей, 736 сред- них медицинских работни- ков и 434 водителя. Штат медицинских работников постоянно пополняется за счет выпускников высших и средних медицинских учре- ждений. За последний год по программе «Губернаторский миллион» в областную стан- цию скорой помощи при- шли работать три врача. Сердце и нервы скорой По словам главного вра- ча центра Александра Иг- натовского, задача службы скорой — максимально бы- стро и качественно оказать медицинскую помощь чело- веку. Поэтому оказывать ее начинают в первые же мину- ты после того, как пациент позвонил по «03». Диспетчерский пункт — это одновременно и сердце, и нервная система службы скорой помощи. Сюда по- ступают все звонки по но- меру «03». За смену с восьми утра до восьми вечера каж- дый диспетчер оформляет от 30 до 60 вызовов. А звонков поступает еще больше, в вы- ходные и праздничные дни и в период сезонных эпиде- мий — по несколько сотен. Особенно часто звонили в пик пандемии коронавирус- ной инфекции. Люди боя- лись и обращались в скорую даже при небольших подъ- емах температуры. Показательно: чтобы выдержать такую нагрузку, диспетчерам каждые два часа полагается получасовой перерыв. Все работники Единой диспетчерской службы име- ют медицинское образова- ние. Кроме того, каждые пять лет обязательно прохо- дят курсыповышения квали- фикации. Некоторые из них, какСветлана Голикова, сами прежде работали в выездных бригадах. В системе скорой помощи она уже 35 лет. На- чинала фельдшером в выезд- ной бригаде. Последние 15 лет работает диспетчером. —Часто пациенты напу- ганы, растеряны, не могут объяснить, что с ними. И здесь очень помогает опыт работы в выездной брига- де. По жалобам человека я быстро могу определить его состояние и дать жизнен- но необходимые рекомен- дации, подсказать, что они сами или их родные могут предпринять до приезда вра- ча скорой помощи, — гово- рит Светлана Голикова. Одновременно в смену дежурят семьвосемь дис- петчеров. Их задача — по характеру жалоб больного быстро понять, что с ним, внести в компьютер его ад- рес, данные пациента и симптомы заболевания. Определить, нуждается ли он в срочной или неотлож- ной помощи. Если требуется экстренная помощь, бригада должна прибыть в течение 20 минут. Во втором случае вре- мя ожидания составляет до двух часов. В диспетчерском центре также работает «горя- чая линия» по вопросам ока- зания скорой медицинской помощи и обезболивания. Автоматическая компью- терная система диспетчер- ской службы позволяет эффективно управлять вы- ездными бригадами и сани- тарным транспортом. Дис- петчер отправки, у которого на экране высвечивается, где в данный момент находится каждаяизмашинсменыика- кая из них свободна, держит связь как с пациентами, так и с выездными бригадами. Также на постоянной связи с бригадами — специ- алисты врачебно-консульта- тивного пункта. По электро- кардиограмме, посланной прямо из машины скорой, они могут определить, есть ли угроза инфаркта, нужно ли вводить тромболити- ки или больному требуется срочная операция. Придут на помощь первыми В службе скорой действу- ет строго правило: в первую очередь бригады отправляют к маленьким детям, на вызо- вы из общественных мест, на ДТПиприподозрениина ин- фаркт или инсульт и прочие ситуации, где есть непосред- ственная угроза жизни чело- века. Еслисостояние пациен- та действительно угрожающее для жизни — сведения авто- матически передаются дис- петчеру направления, к нему направляют бригаду скорой помощи. На ДТП, обрушения, тех- ногенные аварии и прочие чрезвычайные ситуации вы- езжают спецбригадымедици- ныкатастроф.На экстренные вызовы бригада выезжает в течение четырех минут. Перед выездом фельд- шеры Татьяна Мананкова и Татьяна Петрова прове- ряют медицинские укладки. На каждый случай она своя. Суммарный вес всех меди- цинских сумок, которые они берут на вызовы, 47 кило- граммов. Татьяна Мананкова в выездной бригаде десять лет. Первоначально получи- ла педагогическое образова- ние, но, уже будучи мамой троих детей, решила испол- нить детскую мечут — стать медиком. Окончив Липец- кий медицинский колледж, по собственному желанию пришла работать в скорую. — Мне всегда казалось, что врач скорой — это осо- бенная профессия. Они пер- выми приходят на помощь в беде. Нужно уметь букваль- но за минуты определить, нужна или нет пациенту срочная госпитализация. А еще успокоить больного, объяснить ему, что врачи обязательно помогут, — го- ворит Татьяна Мананкова. Ее напарница, Татьяна Петрова, тоже не первый год в профессии. За время рабо- ты всякое бывало. Однажды ей даже пришлось прини- мать на дому роды. — Вызов поступил но- чью, когда приехали, поня- ли, что в роддом уже позд- но вести. К счастью, роды прошли без осложнений, — вспоминает она. В прошлом году в связи с пандемией нагрузка на ско- рую увеличилась в десятки раз, таккакбригадывыезжали на все случаи с высокой тем- пературой. За год было при- нятопочти370 тысячвызовов, из них более 90 процентов — экстренные. При этом в 93 процентах случаев бригады скорой прибывали по вызову в течение 20минут. Служба расширяет радиус За последние четыре года автопарк службы существен- но обновился. Ее подразде- ления получили 88 новых автомобилей класса В и С. Поставка автомобилей класса В за счет федераль- ного бюджета планируется и в 2021 году. Все машины оснащены бортовой аппа- ратурой спутниковой нави- гации ГЛОНАСС. Выездные бригады обес печены средствами радио- связи и современной ме- дицинской аппаратурой: дефибрилляторами, ап паратами ИВЛ, электрокар- диографамиипрочей аппара- турой, а такженеобходимыми медикаментами, что позво- ляет проводить интенсивную терапию уже во время транс- портировки больного в мед учреждение. — В прошлом году мы достаточно успешно про- шли первую и вторую волны коронавирусной инфекции, научились работать по- новому, быстро и качествен- но оказывать помощь паци- ентам в условиях пандемии. В 2020 году была открыта подстанция в микрорайо- не «Университетский» об- ластного центра, что позво- лило сократить время доезда в новых микрорайонах и со- ответственно повысить ка- чество оказания скорой медицинской помощи лип- чанам. В этом году планиру- ется открытие подстанции на Дачном. Кроме того, ре- шается вопрос об открытии еще нескольких отделений скорой помощи в райо- нах области, — поделился планами Александр Игна- товский. Фото Ольги Беляковой В 2020 году была открыта подстанция скорой помощи в микрорайоне «Университетский», что позволило сократить время доезда в новых микрорайонах и повысить качество оказания медпомощи липчанам. 2 8 апреля в России служба « 0 3 » впервые официально отмечает свой профессиональный праздник. Старший врач смены Центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф Наталья Урюпина, как и многие ее коллеги, будет встречать его на рабочем месте. Ирина Черешнева БЫВАЕТ, ПО ЧАСУ БЬЕШЬСЯ НАД ПАЦИЕНТОМ, ПОЛЗАЕШЬ ВОКРУГ НЕГО НА ПОЛУ НА КОЛЕНЯХ (РЕАНИМАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАДООБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ НА ТВЕРДОЙ РОВНОЙ ПОВЕРХНОСТИ), БОЛЯТ РУКИ, НОГИ, НОЕТ СПИНА, ПОТ ЛЬЕТ ГРАДОМ... НО ЕСЛИ УДАЕТСЯ СОХРАНИТЬ ЧЕЛОВЕКУЖИЗНЬ — ЭТО ТАКАЯ РАДОСТЬ, ТАКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМДЛЯ ВСЕЙ БРИГАДЫ! Наталья Урюпина В этом году в поселке Дачный областного центра заработает подстанция скорой медицинской помощи. Кроме того, решается вопрос об открытии еще нескольких отделений скорой в районах области. Ирина Черешнева Cамый большой праздник для Урюпиной — когда дома собирается вся семья. Вот только бывает это нечасто: в семье теперь уже три поколения врачей (дочь тоже выбрала эту профессию) и в выходные и праздничные дни всегда кто-нибудь на дежурстве. имеют медицинское образование на ДТП и при подозрении на инфаркт или инсульт В первую очередь бригады отправляют к маленьким детям, на вызовы из общественных мест, Все работники Единой диспетчерской службы скорой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz