Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№ 4 8 (26332) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 26 Вера ВЕРНУТЬСЯ К КОРНЯМ В селе Казаки Елецкого района возрождаются традиции донского казачества Если человек всем сердцем болеет за свою Родину, трудится на ее благо, чтит традиции, укрепляет православную веру — он настоящий патриот России. Именно таких верных Отечеству людей стараются воспитывать в селе Казаки. Наталья Сизова В сельской школе вот уже семь лет действуют ка- зачьи кадетские классы. Настоятель Георгиевского хра- ма иерей Дионисий (Тепляшин) рассказывает, что помимо изу- чения истории и традиций ка- зачества в России ребята учатся ухаживать за лошадьми, сидеть в седле, занимаются фланкиров- кой. А еще они проходят строе- вую подготовку, учатся танцевать и петь казачьи песни. Суровая педагогика По словам отца Дионисия, он с большим удовольствием отдал своих детей в казачий класс. Та- кую подготовку уже прошли двое старших сыновей Иван и Нико- лай. Сейчас основы казачества постигает дочка Анастасия. А в следующем году кадетом станет младший сынМихаил. По уставу духовник служи- вых людей тоже должен быть из числа казаков. Поэтому батюшка носит почетное звание казачьего сотника. — Наша деятельность — это общественное служение, на- правленное на возрождение исконной культуры и традиций казачества, — рассказывает он. — Без этих основ невозможно сформировать полноценную, духовно здоровую личность. Тем более, когда вокруг множество соблазнов для молодежи, кото- рые приходят если не с улицы, то из смартфонов и телеэкранов. Стараюсь объяснять своим де- тям, что многое человеку позво- лено, но не все полезно. А если понимают с трудом, то для этого висит нагайка на стене — тоже элемент традиции и культуры, «доктор», лечащий непослуша- ние. Мои дети знают, что это та- кое. Конечно, я не имею в виду физическое воздействие, но пси- хологическое — точно. Рассказывая о «докторе», батюшка неизменно улыбается. Ведь дети и без того все понима- ют. Дочке Насте — единствен- ной девочке в большом семей- стве — достаточно обменяться взглядами с отцом Дионисием или матушкой Татьяной, и этого бывает достаточно. История рода Предкам отца Дионисия при- шлось пострадать за веру. Дет- ство и юность настоятеля храма прошли в Средней Азии. Сюда были сосланы в годы гонений его родные. По материнской линии батюшка родом из раскулачен- ной семьи, которая раньше жила в Саратовской губернии, по от- цовской—из Вятки, его дедушка протоиерей Николай Тепляшин служил в сельском храме и был вначале 1932-го, а потом в 1937 году осужден за свою привер- женность православию. В общей сложности он отсидел в лаге- рях десять лет, занесен в списки непрославленных новомучени- ков и исповедников российских. Так родители батюшки оказались в Киргизии, там создали семью. — История деда Николая — это мой духовный стержень, — рассказывает отецДионисий.—В труднуюминуту я всегда думаю: а каково было ему в те страшные годы? Он был верным Богу до концажизни, не боялся притесне- ний со сторонысоветской власти. Рассказывали, что во время его похорон вся улица в Джалал-Аба- де была заполнена и христианами и мусульманами, так уважали и чтили протоиереяНиколая. В Россию отец Дионисий приехал в 90-е годы. В Средней Азии началась междоусобица, будущий священник сначала перебрался к родственникам в Елецкий район, работал сторо- жем при храме в Ельце, пел на клиросе, помогал в алтаре. В этот непростой период его поддержал протоиерей Василий Романов, дал стол и кров, за что отец Ди- онисий ему очень признателен. В 2002 году его рукоположили в дьякона, а в 2006 году — во свя- щенника. И даже мама стала мо- нахиней Марией и несет послу- шание регента в храме Георгия Победоносца, где служит сын. Батюшка считает, что везде и всегда его семью поддержива- ет Матерь Божия. А Георгиев- ский храм за более чем десять лет настоятельства стал совсем родным. — Есть ли в роду у нас ка- заки, не могу сказать с уверен- ностью, — говорит батюшка. — Может быть, мне первому выпа- ла такая честь. Болеть за Отечество —Опатриотизме сейчас гово- рить непросто, —рассуждает отец Дионисий. —Общество разобще- но. Кто-то, к примеру, гордится тем, что его предки были казака- ми, и с удовольствием продолжа- ет династию. А другие стесняются своих корней, мечтают уехать из страны, все им здесь немило. Если человек, как пчела, привык трудиться в поте лица, видит и чувствует благоуха- ние цветов — это одна пози- ция. А если, как муха, привык в отхожих местах бывать и все для него дурно пахнет — это другое. Да, мы видим, что много проблем в нашей стра- не, что повышаются цены на продукты и бензин, что трудно людям жить, но это только по- буждает нас более ответственно исполнять на своих местах кон- кретные обязанности. Задача священников сейчас, в ковид- ную эпоху, не только поднимать дух, но и сохранить моральный облик людей, чтобы не возни- кало крайностей. В нашем краю очень много настоящих христи- ан, священников, матушек, мо- нахов и монахинь — тех, кто жи- вет евангельскими ценностями, а не сиюминутными желаниями. Вот эту настоящую красоту хри- стианской жизни и надо сегод- ня показывать людям, особенно детям. В приходах пока очень не хва- тает священников. Один батюш- ка порой окормляет два-три хра- ма одновременно. Это говорит о том, что люди недополучают внимания своих пастырей так, как должно быть. Ведь нести сло- во Божие в народ, гореть этим, проповедовать, молиться — это огромный труд. Если бы все, кто крещен, научились жить по-хри- стиански, соблюдали заповеди Божии, не творили смертных грехов, не убивали собственных детей — поверьте, в самые ко- роткие сроки случилось бы на- стоящее духовное возрождение. Это было бы заметно в обществе, в политике, во всех сферах. Но нас, увы, увлекает другое: пустые новости, сплетни, сомнительные конкурсы, музыканты и арти- сты. Если бы мы так дорожили Евангелием, как личным смарт- фоном, то начали бы меняться на глазах. Постараемся хотя быво время Великого поста выключить теле- визор и открывать каждодневно Евангелие, поменьше заглядывать в смартфон и больше разговари- вать со своими детьми. Чтобы вспомнить, кто мы, и вернуться к себе. Не зря Господь говорил: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Меч, отделяющий правду от лжи, временное от вечного. Одни ис- пугаются трудностей, отойдут от своих корней. Другие останутся верными до конца. «Вкусите и видите, яко благ Господь! Бла- жен человек, который уповает на Него!» (Пс.33:9),—говорит царь и пророкДавид. То есть нужно вку- сить, попробовать на вкус Еван- гелие, какая это приятная пища для души. Надо полюбить Христа, воз- ложить на Него надежды. Толь- ко тогда изменится наша личная жизнь и жизнь общества. Фото из архива иерея Дионисия Раз в году в храме Великомученика Георгия Победоносца происходит необычное действо: ребятишки из местной школы перед крестом и Евангелием зачитывают текст присяги — торжественно обещают хранить веру православную, служить Отечеству и казачеству, исполнять устав школы, беречь казачью честь. ПОСТАРАЕМСЯ ХОТЯ БЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР И ОТКРЫВАТЬ КАЖДОДНЕВНО ЕВАНГЕЛИЕ, ПОМЕНЬШЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В СМАРТФОН И БОЛЬШЕ РАЗГОВАРИВАТЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ Отец Дионисий Отец Дионисий носит почетное звание казачьего сотника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz