Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Интервью 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 21/ 04 / 21 Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» ВЫЗОВ ПРИНЯТ Имя режиссера Клима Шипенко хорошо известно по его фильмам «Салют- 7 », «Холоп», «Текст». А сейчас Клим работает над двумя крупными и амбициозными проектами. Один из них— фильм «Вызов», который будет сниматься в космосе. Сусанна Альперина В скоре, как обещано, мы все узнаем имя актрисы, которая сыграет в нем главную роль. Картина делается при поддержке Первого канала и корпорации «Роскосмос». Вто- рой — «Декабрь» — о последних днях поэта Сергея Есенина, ко- торого играет Александр Петров. Космос притягивает — Клим, вы в детстве мечтали стать космонавтом? —Да. Правда, мечтал. У меня была книга — «Энциклопедия о Вселенной и космосе», и я ее изучал еще в первом классе. — Как вы считаете, почему фильмы о космосе вызывают та- кой интерес? И какие из них ваши любимые? — Космос — это что-то та- инственное, загадочное, о чем мы думаем, многого не знаем, строим догадки, предположения. Можно фантазировать сколько угодно на эту тему, поэтому кос- мос уже довольно давно привле- кает кинематографистов. Среди моих любимых филь- мов — «Гравитация» Альфонсо Куарона. Считаю, что он под- нял жанр космического кино на небывалую высоту, которую в Голливуде с их техническими возможностями пока не превзо- шли, хотя фильм и вышел лет пять назад. Люблю фильм «Ин- терстеллар» Кристофера Нолана. А в детстве мне очень нравилась наша «Москва —Кассиопея». — В «Салюте-7» очень кра- сивые космические съемки. А как режиссеру не повториться, когда он снимает фильм о космосе? — Очень сложно не повто- ряться в том случае, когда работа- ешь с реалистичным космосом— то есть без пришельцев и других галактик. Чтобы не уйти в фан- тастику, ты одной ногой стоишь в реальности. А в ней—достаточно стандартный набор чрезвычай- ных ситуаций, которые могут произойти, и в целом ты так или иначе их «перетасовываешь» и пытаешься преподнести зрите- лям. Во всех жанрах есть филь- мы, которые задают правила. Ты ими восхищаешься, ориен- тируешься на них и пытаешься превзойти, снимая по-другому похожие сцены. И космические картины — не исключение. Это называется работа режиссера над решением картины — серьезная задача, с которой сложно спра- виться. Но мне такие задачи все- гда нравились. Я ВЕРЮВ СВОЮИНТУИЦИЮ. Я ВСПОМИНАЮ, ЧТО ЗАЧЕМ- ТО ХОТЕЛ ЭТО СНИМАТЬ, И МНЕ НРАВИЛОСЬ, И ЕСТЬ МЫСЛИ, ПОЧЕМУ ХОЧУ ЭТО ДЕЛАТЬ, И ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ СТРЕМЛЮСЬ ВЫРАЗИТЬ. И Я ГОВОРЮСЕБЕ, ЧТО НАДО ИМДОВЕРЯТЬ, ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ ФИЛЬМ — ЭТО ЧУДО КлимШипенко Ограничения часто работают на пользу. Они заставляют режиссера выкручиваться. И тогда включается дополнительная креативность и придумываются нестандартные решения. Кадр из фильма «Салют-7» — Как готовитесь к съемкам фильма «Вызов»? Пересматрива- ете фильмы с ТомомКрузом, кото- рый будет сниматься в космической картине Илона Маска? Читаете книжки о космосе? Пытаетесь подключить кого-то из команды «Салюта-7» к новому проекту? Встречаетесь с космонавтами? —Делаю все вами названное, кроме того, что не пересматри- ваю фильмы с Томом Крузом. Людей из команды «Салют-7» я подключаю. Над сценарием ра- ботает Бакур Бакурадзе — мы с ним придумали идею и сейчас ее расписываем. У нас получился хороший тандем, несмотря на то, что мы разные. Также из той команды с нами будут работать исполнительный продюсер На- талья Смирнова и Сергей Аста- хов — наш гений инженерно-о- ператорского искусства. — Этот фильм для вас — вы- зов? — Конечно! Вообще каждый фильм— это вызов. А здесь — во много раз больше, поэтому мы и подумали, а почему бы так не назвать? Ипо истории там— вы- зов. Сюжет отражает название. Петров отвечает всем параметрам —Для меня всегда было загад- кой, как режиссер может работать сразу над несколькими проектами? Это же очень большая нагрузка. — Безусловно. Но вот я за- кончил съемки фильма «Де- кабрь», и мне выделили две не- дели на отдых. Вернусь — буду монтировать «Декабрь» и па- раллельно готовиться к съем- кам «Вызова». Для меня это нормально. Мне кажется, есть в этом мире нагрузки и потяжелее. — На вас обрушились с кри- тикой, когда стало известно, что в фильме «Декабрь» Сергея Есе- нина будет играть Александр Пет- ров. Почему он? — Петров на сегодняшний день отвечает всем парамет- рам, которым должен отвечать актер, чтобы сыграть эту роль в моем видении. Когда я при- думал проект, у меня не было в голове Саши Петрова. Прошло время. Мы сделали с ним фильм «Текст». А когда подтвердилось, что «Декабрь» будет, то мы с ним провели пробы, посмотре- ли, подумали. Поняли, как нам развиваться дальше. А что кри- тика? В каком проекте сегодня не объяви, что будет играть Пет- ров — все равно критика будет. Я вообще удивлен, почему все так к Петрову привязались? Брэд Питт, например, много снимает- ся. Никого это сильно не злит. — Если бы вы встретились с самим Есениным, что бы ему ска- зали? Как провели бы время? — Я бы с ним погулял по Москве. Посидел бы в пивной, выпил пива. Поговорил бы обо всем. За день на самом деле мож- но много о чем поговорить — я бы страстно его расспрашивал о многих вещах. —Какое у вас любимое стихо- творение Есенина? —Много любимых. Послед- нее стихотворение мне у него очень нравится — трогательное. Одного какого-то нет. У меня поэты, как музыкальные груп- пы. Под настроение стихи есть, как и песни. Есть радостные и грустные, меланхолические и размышляющие. Стихи — это же эмоции. Нельзя же все время испытывать одну грустную эмо- цию: «До свиданья, друг мой, до свиданья...». — А вы могли бы подраться с Есениным? — Я мог бы подраться с кем угодно, если возникнет такая ситуация. Ограничения создают кино —Когда у вас страхи или твор- ческий кризис, как выходите? — Это для меня разные по- нятия. Творческий кризис — это когда не знаешь, что делать, что снимать и нет никаких идей. Та- кого я никогда не испытывал. А страхи... Я верю в свою интуи- цию. Раз это происходит, значит, кому-то нужно. —Как в наше время режиссеру не превратиться в «обслуживаю- щий персонаж», оставаться са- мим собой, думающим человеком, настаивающим на своих решени- ях — тем более в дорогостоящих проектах? — Это сложно. Тем более что давят многие факторы. Мы же понимаем, что в голливудской студийной системе тоже у ре- жиссеров нет полной свободы. Но так или иначе, есть какой-то кадр, сцена, момент. Режиссер их, что называется, «просовыва- ет», и таким образом этот фильм становится уникальнее. Это как замкнутый круг. Ты безусловно обслуживаешь, потому что каж- дыйфильм—это огромные день- ги, продюсеры хотят их вернуть, а еще лучше —приумножить. Ты понимаешь, что в целом это — шоу-бизнес, а не арт-искусство в чистом виде. Я все это осознаю, но пытаюсь привнести свои мысли, визуальные решения в каждую работу. Это может быть рискованно, порой небезопасно. Но я позволяю себе риско- вать — где-то больше, где-то меньше. Мне кажется, так было и в Советском Союзе. Сейчас цензура денег и продюсеров, то- гда была — идеологическая. Ограничения создают кино. Те, которые были у меня нафиль- ме «Текст», в итоге вызвали сти- листику, в которой он снят. Если быу меня был безлимитный бюд- жет, я бы перекрыл метро, поезда ходили быпомоей команде, люди двигались, когда мне надо, не факт, что все бы вышло как надо. —Вы сказали, что у вас много идей. Что будете снимать потом? Какой фильм, сериал — ваша меч- та? — У меня все расписано уже на три года вперед. Но ломаю го- лову, и это сложная задача —как экранизировать «Евгения Оне- гина». Пока не придумал. Фото предоставлено компаниейYellow, Black andWhite Клим Шипенко: «Я люблю рисковать»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz