Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 № 4 8 (26332) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ЛЕНИН БЫЛ ВЕЛИКИЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ, ФИЛОСОФ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ШУТНИК, СПОРТСМЕН И КРИПТОГРАФ. КЕМОН НЕ БЫЛ, ТАК ЭТО ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ, НО ЕСЛИ БОГ ТАМ, НА НЕБЕСАХ, ЗАХОЧЕТ ОБСУДИТЬ ЗАШАХМАТАМИ ПОЛИТИКУ И ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ — С КЕМ ЕЩЕ, КРОМЕ ЛЕНИНА, ЕМУ РАЗГОВАРИВАТЬ? Лев Данилкин От иконы до карикатуры Всоветские годыпродвинутые кинематографисты насмешли- во называли Ленина «иконой». Дескать, на экране ему предпи- сано выглядеть в соответствии с одобренным сверху каноном. Работая над фильмом «Аго- ния» о предреволюционных событиях начала XX века, Элем Климов попробовал выторго- вать у начальства право, как он выражался, «тронуть икону». Чтобы Ленин не произносил пламенных речей с простертой вперед, по направлению к свет- лому будущему, рукой. Чтобы ему не внимали завороженно человек с ружьем, крестьянские ходоки, товарищи по партии. Пусть он будет живым, сомнева- ющимся, ошибающимся, подчас страдающим, как все смертные. Но никаких вольностей Климо- ву тогда не разрешили. Однако «пришли иные вре- мена, взошли иные имена». Теперь уже мало-мальски ува- ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕМ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ БЫЛА НЕИЗБЕЖНА И БЕЗ ЛЕНИНА. ТАКОВА ДРАМАТУРГИЯ САМОЙ ИСТОРИИ. И РОССИИ ВСЕ-ТАКИ ПОВЕЗЛО, ЧТО РЕЖИССЕРОМ ДРАМЫ БЫЛ ЛЕНИН. С ЛЮБЫМ ДРУГИМ ДРАМА ПРЕВРАТИЛАСЬ БЫ В БЕЗЫСХОДНУЮ ТРАГЕДИЮ БЕЗ НАМЕКА НА КАТАРСИС. Евгений Миронов в роли Ленина в фильме Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность». 2019 г. жительное отношение к Ленину строго порицалось. За такое лег- ко было попасть в ретрограды, нерукопожатные «совки», а то и в «красно-коричневые». Клин вышибали клином. Вместо ико- ны – карикатура. Из пыльных сундуков повы- таскивали допотопные сплет- ни и обвинения. Ленин — не- мецкий шпион. Он ненавидел Россию и жертвовал ею ради мировой революции. Он был зашоренным и жестоким фана- тиком. Так что писателюЛьвуДанил- кину потребовалась известная смелость для издания увлекатель- ной и непредвзятой тысячестра- ничной биографииЛенина. Как и Владимиру Хотиненко. В его кар- тинах главный герой не монстр, не хладнокровный догматик, а страстный борец за более спра- ведливое мироустройство. Сниматься в фильме «Ле- нин. Неизбежность» Хотиненко пригласил Евгения Миронова. Вполне себе либеральный актер Ленину не симпатизировал. Но он честно и профессионально выполнил режиссерское зада- ние, создав образ умного, силь- ного, привлекательного вождя большевиков. Спустя пару лет Миронов уже на театральной сцене сыграет другого полити- ка – Горбачева. Михаил Серге- евич ему куда больше по душе, чем Владимир Ильич. Такова нынешняя творческая интелли- генция. Виновник развала Со- ветского Союза ей милее выда- ющегося стратега, что посреди войны и смуты уберег державу от неминуемой гибели. Но это, господа, к слову. Просто симптом болезни, зара- зившей постсоветскую элиту. Лента Хотиненко, судя по всему, в широкий кинопрокат не пробилась. Прокатчики, похоже, слушали-постановили: сюжет возвращения Ленина с соратни- ками в поднявшуюся на дыбы в феврале 17-го Россию публике ни к чему. Фильм прошел по ТВ. Тихо, скромно, без рекламы. Не то что «Пес», «Тобол» или «пре- мьера года» «Угрюм-река». Вообще есть мнение, что Ле- нин сегодня как бы неактуален. В отличие от Ивана Грозного, всех Александров и Николаев Рома- новых, Сталина или Ельцина. Его отдали либо на потеху шутам гороховым, либо на растерзание обличителям и «прокурорам». Коронавирус для вождя К примеру, он появляется на пару минут в новом сезоне «Анны-детектива». Это такой псевдоисторический с мисти- ческим отливом криминаль- ный сериал. Конец XIX века, русский Шерлок Холмс, состо- ящий, однако, на службе в тай- ной полиции, провинциальная красавица, что общается с при- зраками и раскрывает преступ- ления, ловеласы, члены секты сатанистов и так далее. Зачем здесь понадобился молодой Ленин, вернее, еще не Ленин, а адвокат Ульянов? А низачем. Авторам вздумалось пошалить. Главная героиня болтает с ним о том, о сем, и он мимоходом изрекает хрестоматийную фразу из советских школьных учебников: «Мы пойдем другим путем». Все. Дальше он отправ- ляется делать революцию, а она продолжает общаться с покой- никами, допрашивая, кто их зарезал, удавил или утопил. А вот уже не шутка. Опять сериал. Называется «Золото Ла- гина». На сей раз время действия – сталинская эпоха. Начальник золотоносного прииска с бру- тальными чертами Александра Балуева приезжает в Москву и встречается со старыми прия- телями. Среди них есть актер. Он бесстрашно рассказывает: предлагают сыграть Ленина, обещают за это благоустроенную квартиру. Но актер гордо отказы- вается. Надо же! С этакой гордо- стью и на свободе – а на дворе, между прочим, 1952 год. А в другой серии камера на- зойливо фиксирует статуэтку Ленина в конторе прииска. По- нятно, что неслучайно. В ста- туэтке обнаруживают золотой самородок, спрятанный вором и убийцей. Как вам, ребята, светлое будущее, грезившееся главному большевику? Но все это меркнет в сравне- нии с юмором «вечернего Урган- та». Запас Ваниного остроумия иссякает на глазах. И он вы- давливает из себя, вымучивает совсем уж убогие приколы. Не обошел он вниманием и откры- тие Мавзолея. Посоветовал: по- сетителей надо пускать туда без масок. Чтоб, значит, заразить мумию Ильича коронавирусом. Это для него будет приветом из коммунистического Китая. По-моему, и самые непри- миримые критики Ленина от Ваниной выходки брезгливо по- морщатся. Пора бы переимено- вать «Вечернего Урганта» в «Не- проглядно темного Урганта». Собеседник Бога А теперь остроумие совсем иного толка. Цитирую Льва Данилкина: «Ленин был вели- кий велосипедист, философ, путешественник, шутник, спортсмен и криптограф. Кем он не был, так это приятным собеседником, но если Бог там, на небесах, захочет обсу- дить за шахматами политику и последние новости – с кем еще, кроме Ленина, ему разго- варивать?» Да уж наверняка не с Николаем Александровичем Романовым, не с Брежневым, не с Ельциным. Поистине: в хорошей шутке лишь доля шутки. Впрочем, Данилкин, в основном, вполне серьезен. «Если считаем Ленина взло- мавшим Историю хакером, — настаивает он, — должны допустить, что История несо- вершенна и нуждается в сози- дательном разрушении». Раз- рушителей истории вообще-то легион. А вот искусством разру- шать, созидая, владели едини- цы. Быть может, после Ленина таких просто не появлялось. Потому-то Лев Данилкин и за- мечает: «Снесите все статуи и запретите упоминать его имя – история и география сами снова генерируют «ленина». В сущности, он не был раз- рушителем. Если бы Времен- ное правительство, говорил он, выполнило волю народа, пре- кратило войну, решило в пользу большинства вопрос с землей, какой дурак стал бы устраивать новую революцию? У Владимира Хотиненко своя точка зрения. Он обозначил ее уже в названии фильма: «Ленин. Неизбежность». Революция в России была неизбежна и без Ленина. Такова драматургия самой истории. ИРоссии все-та- ки повезло, что режиссером дра- мы был Ленин. С любым другим драма превратилась бы в безыс- ходную трагедию без намека на катарсис. Так что не зря, по Данилки- ну, Владимир Ильич удостоился быть собеседником Бога. Фото iz.ru ЛЕНИН ПОКОИТСЯ В МАВЗОЛЕЕ? ЭТО ВИДИМОСТЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ ОН ПОЧТИ СТО ЛЕТ НАХОДИТСЯ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ. И ЕМУ ЕЖЕДНЕВНО И ЕЖЕЧАСНО ВЫНОСЯТСЯ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИГОВОРЫ. П оставивший трилогию о вожде революции Владимир Хотиненко вспоминает, как он участвовал в передаче «Агора» на «Культуре». Спорили о Ленине. Шестеро ин- теллектуалов кардинально разо- шлись во взглядах. Трое объяви- ли Ильича злодеем похуже Ива- на Грозного. Трое признавали: он ключевая фигура отечествен- ной истории. Он изменил вектор развития страны, благодаря чему Россия стала сверхдержавой. Что Хотиненко страшно огорчило, так это черно-белое, без всяких полутонов, мыш- ление оппонентов и справа, и слева. Они были равнодушны к судьбе реального человека, к победам и поражениям, подвигу и трагедии выдающегося рево- люционера и политика.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz