Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 11 № 47 /26331/20 АПРЕЛЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод призывников Уполномочен- ный по правам человека в Липецкой области входит в состав призывной комиссии област- ного военного комиссариата Липецкой области. В 2020 году отмечается тенденция уменьшения количества жалоб на нарушения прав призывников, поступивших Уполномоченному по правам человека. По вопросам, связан- ным с призывной кампанией, обратились всего три человека. Так, призывник Г. просил содействовать замене военной службы на альтернативную государственную службу. Конституция Российской Федерации предусматривает, что граж- данин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию про- тиворечит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой – особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. Отношения, связанные с реа- лизацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определены в Федеральном за- коне от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». По ходатайству Уполномоченного по правам человека в Липецкой области призывник Г. получил возможность реализовать свое право несения альтернативной гражданской службы. Также в декабре 2020 года к Уполномоченному поступило обращение представителей юридической фирмы из города Казани в интересах гражданина Т., жителя Грязинского района Липецкой области. Юристы утверждали, что гражданина Т. незаконно удерживают на призывном пункте областного военного комиссариата. Со слов представителя фирмы, у призывника Т. име- ются два диагноза, которые препятствуют призыву в армию. Также представители юри- дической фирмы говорили, что подано исковое заявление в суд о несогласии с решением областной призывной комиссии, которая определила призывнику Т. категорию годности «Б»3 (годен с незначительными ограничениями к военной службе). Однако никаких под- тверждающих документов Уполномоченному предоставлено не было. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области в тот же день связался с военным комиссаром Липецкой области. По просьбе Уполномоченного призывник Т. был госпитализирован в областную клиническую больницу для проведения дополнительных обследований и уточнения диагноза. В больнице гражданин Т. провел 14 дней. После вы- писки в военный комиссариат не явился, в настоящее время находится в розыске. Конечный результат рассмотрения обращения далеко не всегда соответствует ожида- ниям. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В соответствии с Основными принципами обращения с заключенными (Приняты резо- люцией 45/111 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года) учреждения несут ответ- ственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений в соответ- ствии с другими социальными целями какого-либо государства и его основополагающими обязанностями по содействию благосостоянию и развитию всех членов общества. За исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом заклю- чения в тюрьму, все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными сво- бодами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, а также другими правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций. Таким образом, обязанностью государства является соблюдение и обеспечение прав человека в местах лишения свободы, за исключением тех ограничений, которые установ- лены судом в отношении каждого конкретного осужденного. Обеспечением исполнения наказания занимается специализированная федеральная служба. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области регулярно и внимательно отслеживает ситуацию в исправительных учреждениях через получение писем осужден- ных, их родственников, адвокатов, личное посещение мест лишения свободы и встреч с осуждёнными, обвиняемыми и подозреваемыми, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, сотрудничество с Общественной наблюдательной комиссией Липецкой области (ОНК) и Общественным советом при УФСИН МЮ России по Липецкой области. В учреждениях УФСИН России по Липецкой области (далее УФСИН) по состоянию на 01.01.2021 года содержалось – 4687 чел., из них женщин – 379, жителей Липецкой области – 2353. Особенностью ситуации 2020 года, безусловно, стала необходимость обеспечения безопасности осуждённых и недопущения возникновения массовых заболеваний коро- навирусной инфекцией в особо изолированных исправительных учреждениях, где сотни людей находятся в ограниченном пространстве. В силу ч. 3 ст.101 УИК РФ администрация исправительного учреждения несет от- ветственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпиде- мических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии с Федеральным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» охрана здоровья осужденных является обязанностью учреждения, исполняющего наказание. По информации начальника ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России полковника внутренней служ- бы, при осложнении обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в исправительных учреждениях Липецкой области был введен режим особых условий в соответствии с требованиями статьи 48 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении престу- плений». С целью недопущения распространения коронавирусной инфекции в учреждениях УФСИН России по Липецкой области имеется двухмесячный запас лекарственных пре- паратов, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты; немедицинские работники УИС Липецкой области обеспечены необходимым количеством дезинфицирую- щих средств (включая кожные антисептики), бесконтактных термометров, средств индиви- дуальной защиты (маски, халаты, бахилы). На строгий контроль взято проведение дезинфекционных мероприятий на объектах и транспорте. Увеличена кратность проведения медицинских осмотров подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях УИС Липецкой области. Выделены специальные карантинные помещения. Медицинский персонал был обучен мероприятиям профилактики коронавирусной инфекции. Для осужденных на стендах была размещена наглядная информация, проводи- лась разъяснительная работа по информированию их о введении ограничительных мер на территории Липецкой области и о соблюдении ими личной гигиены. Особый противоэпидемиологический порядок соблюдался при организации работы осуждённых, проведении специальных мероприятий, функционирования учреждений тор- говли. В соответствии с нормативными документами Минздрава РФ и ФСИН МЮ России про- водились и другие комплексные профилактические меры по противодействию возникно- вения эпидемии в режимных учреждениях. Всего на конец прошедшего года в учреждениях УФСИН России по Липецкой области было зарегистрировано 62 случая заболеваний новой коронавирусной инфекции среди осужденных, из них в 90 % случаев заболевание протекало в бессимптомной форме. Ле- чение осужденных было организовано в соответствии с временными методическими реко- мендациями, утвержденными Министерством здравоохранения РФ. Не оставались без внимания Уполномоченного по правам человека и другие вопросы, связанные с медицинским обеспечением исправительных учреждений Липецкой области. ВИЧ-инфицированных насчитывалось 533 человека, что составляет 10,4% от всех лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН. Антиретровирусную терапию (АРВТ) в учреждениях УФСИН России по Липецкой области получают 490 человек (91,9% от числа больных). С ними ведется постоянная работа по мотивированию регулярного приема препаратов АРВТ, назначенных врачом-инфекционистом, осуществляются выезды врачебной бригады в филиалы ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России, в том числе врача-инфекциониста, проведены вы- ездные консультации врача-инфекциониста ГУЗ «ЛОЦПБС и ИЗ». Во ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России в достаточном количестве имеются лекарственные препараты, применяемые при АРВТ, а также информационные материалы, используемые для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, в частности, стенды и бюллетени по профилактике ВИЧ-инфекции. Организовано питание осужденных, получающих АРВТ по норме в соответствии с при- ложением 5 пункт 2 «а» согласно требованиям действующего в данный момент приказа Минюста РФ № 189 от 17.09.2018 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совер- шении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения на- казаний, на мирное время». Число лиц с ограниченными физическими возможностями в исправительных учрежде- ниях УИС Липецкой области составило 168 человек (I-й группы 4, II-й группы 54, III-й груп- пы 110). Впервые установлена инвалидность 13 осужденным. Для них специально оборудованы жилые помещения, приобретаются средства техни- ческой реабилитации. Вместе с тем, из-за конструктивных особенностей зданий в настоящее время невоз- можно обеспечить доступную среду в административных здания ФКУ ИК-5, Т-2 и СИЗО-1, а также в столовых ФКУ ИК-5 и ИК-6. До наступления пандемии и введения карантинных мер Уполномоченный по правам человека регулярно посещал исправительные учреждения Липецкой области. В настоящее время такие выезды осуществляются в исключительных случаях при согласовании с руко- водством УФСИН МЮ РФ по Липецкой области с учётом эпидемиологической обстановки. На данных мероприятиях в обязательном порядке присутствуют прокурор области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний или прокурор по надзору за исправительными учреждениями, прокуроры муниципальных районов, на тер- ритории которых находятся исправительные учреждения. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области яв- ляются экспертами Общественных советов при начальниках УФСИН МЮ РФ по Липецкой области и УМВД РФ по Липецкой области и регулярно посещают места принудительного содержания, проводят там личные приёмы, как правило, совместно с представителями прокуратуры Липецкой области. Кроме того, при необходимости, по приглашению ОНК Липецкой области, сотрудники аппарата принимают участие и в выездах членов ОНК Ли- пецкой области, проведении проверок и встреч с заявителями. Как правило, такие выезды также согласовываются со специализированной прокуратурой. Таким образом, в течение года охватываются практически все учреждения принудительного содержания (некоторые – неоднократно), ни одна ситуация по обращению граждан не остается без внимания и комплексного изучения. Так, например, во время одного из личных приемов к Уполномоченному по правам че- ловека обратились несколько осужденных с жалобой на задержку поступления их пригово- ров и апелляционных определений из судов Московской области, из-за чего они не могли быть направлены для отбытия наказания в исправительные учреждения и вынуждены были на протяжении нескольких месяцев по-прежнему находиться в СИЗО. В этой связи необходимо заметить, что ФСИН России с целью недопущения превы- шения лимита наполнения следственных изоляторов г. Москвы и Московской области в распоряжение УФСИН РФ по Липецкой области направляются осужденные для нахожде- ния под стражей до рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции. По информации начальника УФСИН МЮ России по Липецкой области полковника внутренней службы, многомесячные задержки документов судами Московской области носят систем- ный, устойчивый характер. Администрацией ФКУ СИЗО-1 в адрес суда неоднократно направлялись запросы с просьбой представить необходимые документы. Предпринимались попытки связаться по телефону с аппаратом суда. Однако все действия должностных лиц ФСИН также игнориро- вались судом. Для принятия мер по указанным фактам Уполномоченный по правам человека в Липец- кой области обратилась к Председателю Московского областного суда и Председателю ОНК Московской области. О сложившейся ситуации были проинформированы Уполномо- ченный по правам человека в Российской Федерации Москалькова Т.Н. и Уполномоченный по правам человека в Московской области Семёнова Е.Ю. Данный вопрос был взят ими на контроль. По итогам проведенной работы Председатель судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда и Уполномоченный по правам человека в Московской об- ласти проинформировали Уполномоченного, что в отношении осужденного С. распоря- жение об исполнении приговора не направлено в связи с обжалованием судебного акта в апелляционном порядке. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Липецкой области направлены распоряжения об исполнении приговоров в отношении осужденных П., В. и Л. в связи с вступлением приговора в законную силу после апелляционного рассмотрения. Начальник отдела Раменского городского суда привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии в связи с несвоевременным об- ращением к исполнению приговора в отношении осужденного В. В 2020 году Уполномоченный по правам человека в Липецкой области также обратил внимание руководства УФСИН МЮ РФ по Липецкой области на негативную ситуацию по соблюдению прав осужденных в ФКУ ИК-5. Ранее, в 2018 году, Уполномоченный по правам человека уже выносил заключение о имевшемся, на его взгляд, нарушении прав одного из осужденных руководством ФКУ ИК-5. По итогам данного заключения начальник УФСИН МЮ РФ по Липецкой области провёл специальное совещание с руководителями исправи- тельных учреждений, указав на неукоснительное соблюдение закона всеми сотрудниками пенитенциарной системы. Вскоре в указанном учреждении был практически полностью за- менен руководящий состав. Тем не менее исправить ситуацию не удалось. К Уполномочен- ному продолжали поступать жалобы от осуждённых, находящихся в ФКУ ИК-5. Некоторые из них находили подтверждение. Так, к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило письмо осужденного М. и, несколько позже, письмо матери осужденного Л. с жалобами на дей- ствия сотрудников ФКУ ИК-5 и условия отбытия наказания. Кроме того, рассказ этих за- явителей лег в основу большой статьи, размещенной на сайте одного из информационных изданий. Учитывая тревожную обстановку, которая складывалась в данном исправительном учреждении, и поступившую информацию, Уполномоченный обратился к начальнику УФ- СИН МЮ РФ по Липецкой области с предложением организовать проверку информации заявителей, обратить внимание на состояние и организацию службы сотрудников УФСИН МЮ РФ по Липецкой области в ФКУ ИК-5; на воспитательную и социальную работу среди осуждённых, организацию их труда и его оплату, контроль бытовых условий и организацию питания. В результате проверки были выявлены нарушения и сотрудники, допустившие наруше- ния, привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по фактам отдельных нарушений прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в порядке п.2 ч. 2 ст.37 УПК РФ в следственный отдел по Октябрьскому округу г. Липецка СУ СК России по Липецкой обла- сти были направлены материалы проверки для решения вопроса о возбуждении уголовно- го дела. В настоящее время ФКУ ИК-5 перепрофилируется в другой тип исправительного учреждения. В прошедшем году в некоторых случаях, по просьбам осуждннных, в судебные заседа- ния направлялись сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области для присутствия в качестве независимых наблюдателей, исходя из компетенции омбудсмена. Нарушений прав подсудимых не выявлено. Как уже говорилось выше, вопросы оказания медицинской помощи осужденным остаются одними из самых актуальных для Уполномоченного по правам человека. В то же время, львиная доля таких жалоб не подтверждается. Медицинская помощь оказывается в полном объеме в филиалах ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении «Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим нака- зание в виде лишения свободы»». Вместе с тем, после начала пандемии и приостановка плановой медицинской помощи в связи с карантинными мероприятиями вызвала и рост обращений по данной тематике. Подобные случаи детально разбирались и на них дава- лись обстоятельные ответы. Другая сторона медицинской проблематики, с которой приходится сталкиваться ом- будсмену в своей деятельности, состоит в том, что некоторыми осужденными направля- ются жалобы о невозможности их трудовой деятельности в связи с состоянием здоровья. Однако в 2020 г. такие жалобы своего подтверждения не нашли. Так, Уполномоченному по правам человека поступило письмо осужденной В., которая жаловалась на налагаемые на неё руководством исправительного учреждения взыскания в связи с невыполнением трудового задания. Невозможность трудиться осуждённая объ- ясняла состоянием здоровья и имеющимися хроническими заболеваниями. Согласно материалам проведенной проверки осуждённая В. действительно имела ряд серьезных заболеваний, неоднократно лечилась в областной больнице МСЧ-48 УФСИН МЮ РФ по Липецкой области. Однако режим лечения и рекомендации врачей заявитель- ница практически не соблюдала, в связи с чем её лечащие врачи неоднократно пред- упреждали о возможности развития осложнений, в том числе связанных с работой органов сердечно-сосудистой системы при нерегулярном приеме назначенных лекарственных средств. Между тем, на момент обращения состояние здоровья осужденной оценивалось как удовлетворительное. По заключению врача заявительница В. может трудиться. По ин- формации руководства исправительного учреждения и курирующих служб штаба УФСИН МЮ РФ по Липецкой области, к физическим возможностям данной осужденной проявля- ется максимальное внимание. Участок ее работы позволяет ей трудиться без ущерба для здоровья. Дисциплинарные взыскания за невыполнение нормы, которые были наложены на В., были минимальными и не будут иметь для неё последствия при дальнейшем над- лежащем отношении к труду. Таким образом, жалобу заявительницы можно считать не- обоснованной. Нужно отметить, что подобные жалобы со стороны осужденных – довольно распространенное явление. Тем не менее каждое такое обращение необходимо внима- тельно и предметно рассматривать. Вместе с тем, хочется заметить, что в соответствии не только с российскими, но и международными правилами и нормами труд является основ- ной формой исправления и перевоспитания осуждённых. В 2020 году содействие осуждённым оказывалось и по другим вопросам. Например, в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обра- тился осужденный Л., отбывающий наказание в Республике Коми. Заявитель жаловался на неисполнение решения Липецкого областного суда от 03.06.2019 г. о взыскании в пользу истца 50 тыс. руб. с ФКУ Т-2 УФСИН МЮ России по Липецкой области, его обращения в Елецкий городской суд и Службу судебных приставов результата не дали, никаких разъ- яснений он не получил. Принимая во внимание, что исполнение судебных актов в отношении должников, явля- ющихся федеральными казенными учреждениями, органами Федерального казначейства производится на основании статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Феде- рации, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обра- щение заявителя было направлено в Управление Федерального казначейства по Липецкой области. Заявитель получил соответствующие разъяснения и восстановил свое право. В другом случае Уполномоченный по правам человека в Липецкой области получил письмо осужденного К., отбывающего наказание в Рязанской области, с жалобой на без- действие должностных лиц Правобережного районного суда г. Липецка, из-за чего он не может получить ответы на свои обращения и документы, необходимые для подачи апелля- ции в вышестоящий суд. После консультации с начальником отдела обеспечения судопроизводства по уголов- ным делам Правобережного районного суда г. Липецка было установлено, что нарушений прав заявителя не было. Ответы с необходимыми разъяснениями ему дважды направля- лись 26.03.2020 г. и 15.05.2020 г. На момент обращения к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области секретариатом Правобережного районного суда г. Липецка в адрес Первого кассационного суда общей юрисдикции (г. Саратов) были направлены материалы уголовного дела К. для рассмотрения его жалобы в кассационной инстанции. В 2020 году внесены изменения в действующее законодательство. Так, Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполни- тельного кодекса Российской Федерации» установил, что максимальный вес одной пере- дачи или посылки не должен превышать 20 килограммов, а одной бандероли – 5 килограм- мов. Ранее максимальный вес отправлений определялся почтовыми правилами. Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» определил, что при освобож- дении человека, у которого диагностировано социально опасное заболевание (например, туберкулез), органы власти по месту жительства обязательно информируются соответ- ствующим учреждением ФСИН для организации ему медицинской помощи (раньше в из- вестность ставилась только медицинская организация, и эффективность контроля за таки- ми потенциально опасными для здоровья окружающих людьми, была невысока). Согласно Федеральному закону от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», тюремному ведомству предо- ставлена возможность переводить осужденных по их просьбе в колонии ближе к дому. Воспользоваться своим правом осужденный может только один раз в течение всего срока. Кроме того, одна из важных новаций: законом введена возможность направления осуж- денного в колонию в тот регион, где живет один из близких родственников осужденного. Законодатель считает, что повысится доступность мест отбывания наказания для род- ственников осужденных и появится возможность общения членов семьи с осужденными к лишению свободы. Важно, чтобы у осужденного сохранялись положительные социальные связи: то есть семья, друзья и т.п. Это поможет ему после освобождения вернуться к нор- мальной жизни. Другое положительное изменение связано с внесением в приказ Министерства юстиции № 295, регламентирующий Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, разрешения иметь осуждённым медицинские документы при себе. Ранее эти документы не входили в список разрешённых, что мешало в итоге оказывать квалифици- рованную медицинскую помощь заключенным, особенно, когда это касалось экстренной врачебной помощи, так как зачастую врачам приходилось ждать, пока документы переда- дут родственники. В настоящее время Министерством юстиции рассматриваются и другие изменения законодательства направленные на улучшение социализации осужденных. В частности, разработан проект поправок в УПК, прописывающий процедуру охраны жилья граждан находящихся в местах лишения свободы. Нередко бывает, что квартира осужденного оста- ется без присмотра, пока он отбывает наказание. В настоящее время в Уголовно-процес- суальном кодексе прописана норма, по которой суд должен обеспечить охрану имущества осужденного, пока тот будет находиться в тюрьме. Но с применением статьи возникали различные сложности. Поэтому власти, получившие от судов поручения присмотреть за жильем осужденного, снова регулярно обращаются в суд, требуя разъяснений. В итоге ми- нувшим летом Конституционный суд Российской Федерации предписал создать правовые механизмы охраны жилья заключенных. Теперь Министерство юстиции подготовило соот- ветствующие предложения. Министерство юстиции России также работает над проектом создания службы про- бации – особой службы, которая будет работать с бывшими осужденными, вышедшими на свободу. В докладе 2019 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области уже писал о нашем региональном опыте и предложениях, которые были направлены в государ- ственные и общественные организации, занимающиеся ресоциализацией осужденных. Как было заявлено минюстом: «Для создания эффективной системы пробации Минюстом России ведется подготовка проектов нормативных правовых актов, в том числе проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации». Предполагается, что пробация будет создана на базе существующих уголовно-исполнительных инспекций. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО С ОНК И НКО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии с Законом Липецкой области от 27 августа 2001 года № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» одним из направлений деятель- ности является правовое просвещение в области прав человека. Правовое просвещение – важный элемент общественных отношений, способствую- щий формированию правового сознания личности, осознанному пониманию человеком действующих правовых норм и традиционных правил, повышению правовой культуры все- го общества. Это достигается с помощью специальных способов и средств, через разъяс- нения сферы и принципов действия права на гражданина, общество и государство. Анализ жалоб, поступающих к Уполномоченному по правам человека в Липецкой обла- сти, свидетельствует о том, что зачастую люди попадают в трудную жизненную ситуацию из-за элементарного незнания своих прав. В связи с этим Уполномоченный и сотрудники аппарата ведут системную активную работу по правовому просвещению граждан, исполь- зуя различные формы: консультации, личные встречи, лекции, семинары, правовые уроки и др. Правовое просвещение включает в себя: правовое обучение – преподавание правовых знаний в образовательных заведениях; правовую пропаганду – публичное распростране- ние правовых знаний в обществе и их разъяснение в доступной и разнообразной форме неопределенному кругу лиц; правовое консультирование – разъяснение отдельным граж- данам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах. В рамках Международного дня прав человека, Уполномоченным по правам человека в Липецкой области и сотрудниками аппарата с 10 по 20 декабря 2020 г. в формате видео- конференций была проведена декада правовых знаний «Права человека». Мероприятиями были охвачены студенты средних и высших профессиональных учреждений области. Диалоги с учащимися и студентами касались гражданско-правовой активности, ответ- ственности, правосознания обучающихся, проблем освоения основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного вы- полнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогопла- тельщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). В четвертом квартале 2020 года Уполномоченным по правам человека в Липецкой об- ласти проводился областной конкурс «Мы и наши права» в двух номинациях «рисунок» и «презентация или видеоролик». Участниками конкурса стали обучающие 5–11 классов средних школ области, студенты среднего и высшего профессионального образования. Конкурс проводится уже много лет. Количество участников в 2020 году было макси- мальным. Жюри подвело итоги конкурса, победители и призеры были награждены почетными грамотами и памятными подарками. Среди победителей присутствуют специальные об- разовательные учреждения области. Сотрудничество с ОНК Липецкой области Общественная наблюдательная комиссия Липецкой области (далее – ОНК) и Уполно- моченный по правам человека в Липецкой области работают на основе подписанного со- глашения о взаимодействии и сотрудничестве в соблюдении прав человека на территории Липецкой области. Ежеквартально проводятся рабочие встречи председателя ОНК и Упол- номоченного по правам человека в Липецкой области по правам и законным интересам лиц, отбывающих наказание в местах принудительного содержания (далее – МПС) на тер- ритории региона. Все сложные вопросы по защите прав человека в местах принудительно- го содержания разбираются совместно. После введения администрацией Липецкой области возможности передвижения по пропускам представители ОНК во главе с председателем Егоровым В.А. путем получения двухчасовых пропусков посетили 06.05.2020 изолятор временного содержания в г. Липец- ке и специальный приёмник для лиц, подвергнутых административному аресту. Выездные проверки проводились в основном по жалобам граждан, находящихся в МПС, их родственников, других заинтересованных лиц (адвокатов, общественных защит- ников и т.п.), а также иных случаях, требующих незамедлительного вмешательства. Необходимо отметить, что в прошлом году, несмотря на 9 месяцев пандемии, начиная со 2 квартала 2020 г., представители ОНК Липецкой области совместно с сотрудниками ап- парата Уполномоченного по правам человека посетили большинство ИУ Липецкой области с плановыми проверками в 1 квартале 2020 г., так как участвовали в проекте по исследова- нию на тему: «Доступ к суду в местах лишения свободы». В рамках этого проекта 27.01.2020 г. ОНК Липецкой области провела семинар на тему: «Доступ к суду в местах лишения свободы в Липецкой области» с участием членов ОНК, сотрудников аппаратов Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, про- куратуры по надзору в ИУ и судейского сообщества. На семинаре обсудили методики проведения проверок, порядок реализации полномочий членов ОНК, право осужденных на полноценную защиту своих прав и законных интересов, а также защиту их в судах разных инстанций. Несмотря на запреты и ограничения, наложенные в связи с пандемией в 2020 году, меры общественного контроля позволили на должном уровне оказывать содействие ли- цам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе, восстанавливать права граждан, находящихся в МПС, а также осуществлять профилактические мероприятия, направленные на обеспече- ние прав человека. В феврале 2020 года в городе Воронеж при содействии Уполномоченного по правам человека в Воронежской области и Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти был проведен теоретический семинар, организованный совместно Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и преподавателями Московской государ- ственной юридической академии им. Кутафина. Получены консультации и разъяснения правоприменения законодательных актов РФ, касающихся взаимодействия членов ОНК с УФСИН, УМВД России по Липецкой области, Уполномоченным по правам человека в Ли- пецкой области. Сотрудничество с НКО Липецкой области Статья 12 Федерального закона № 48-ФЗ от18 марта 2020 г. «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» устанавливает, что Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в целях осуществления возложен- ных на него полномочий взаимодействует с общественными объединениями и организа- циями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина. Сотрудничество Уполномоченного по правам человека с региональными НКО в 2020 году продолжалось и было достаточно насыщенным и конструктивным. В соответствии с заключенным Соглашением о сотрудничестве Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и ЛООП «Защита» от 02.03.2020 г., стороны согла- шения действуют в интересах населения в сфере правового просвещения и содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи на территории Липецкого региона. В прошедшем году при тех возможностях, которые возникали при смягчении режима пандемических ограничений, совершено 48 выездов в 11 муниципальных районов об- ласти. Жители 100 сельских поселений области получили 1118 бесплатных юридических консультаций и в 123 случаях иную юридическую помощь на благотворительной основе. 31 сельский житель продолжил решать свои проблемы, взаимодействуя с ЛООП “Защита”. Благодаря реализации инициативного социального проекта ЛООП «Защита» – «До- ступная юридическая помощь, как фактор повышения качества жизни людей» в 2020 году правовая помощь была смещена в сторону сельских поселений, где квалифицированная юридическая помощь чаще всего была недоступной для большинства жителей. К трудностям реализации проекта относятся такие факторы как удаленность и «раз- брос» сельских поселений по территориям, ограниченность времени, что ограничивает охват за один выезд до трех поселений, организационные «накладки» по независящим от участников проекта причинам. Но, несмотря ни на что, люди относятся к таким ситуациям с пониманием и оказываемую помощь воспринимают исключительно положительно. Часто один сельский житель задает по несколько юридически разных вопросов, что говорит о низкой доступности сельского населения к юридической помощи. За время при- ема, кроме несложных консультаций, приходится кратко изучать документы по вопросу, искать ответы в справочных правовых системах, предлагать алгоритм правового поведе- ния и сбора необходимых документов, помогать в составлении обращений, заявлений, претензий. Нередко первичное обращение переходит в дальнейшее взаимодействие и иные юридические услуги, вплоть до защиты интересов селян в суде. Сотрудничество Уполномоченного по правам человека в Липецкой области с СО НКО является продуктивным по правовому просвещению граждан, приносит пользу и способ- ствует положительным изменениям ситуации в будущем. Подводя итоги работы в сложном 2020 году, хотелось бы поблагодарить всех, кто стоит на защите прав и законных интересов жителей Липецкой области и выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и озвучить некоторые рекомендации и пред- ложения для органов власти. Липецкому областному Совету депутатов: – инициировать продление статуса молодой семьи для лиц, достигших предельного возраста, состоящих на жилищном учете по программе «Молодая семья» от 7 лет и более, для получения социальных выплат. Администрации Липецкой области: – рассмотреть возможность создания областной программы «Реабилитация лиц, вы- шедших из мест лишения свободы» и создать центр для временного размещения освобо- дившихся; – предусмотреть маневренный фонд в каждом муниципалитете для размещения де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до получения ими социального жилья. Управлению здравоохранения Липецкой области: – проработать вопрос оказания помощи в обеспечении учреждений системы УФСИН врачами узких специальностей: стоматологами, гинекологами и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Осуществляя деятельность по защите прав и свобод жителей Липецкой области, Упол- номоченный по правам человека тесно взаимодействует с органами государственной вла- сти региона, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями федеральных структур, общественными организациями. Соблюдение и эффективное восстановление нарушенных прав, бесспорно, требует пристального внимания, прежде всего со стороны органов исполнительной власти и мест- ного самоуправления, контролирующих и надзорных органов, а также активной позиции самих граждан. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области благодарит за сотрудниче- ство всех, кто внес свой вклад в дело обеспечения и защиты прав жителей нашей области. Основными критериями в работе Уполномоченного остаются системный подход к ре- шению правозащитных вопросов как отдельных, выявленных из жалоб конкретных людей, так и системных – актуальных в целом для граждан и общества. Граждане должны знать свои права и свободы, гарантированные законом, и уметь их защищать. Одновременно, государству еще многое предстоит сделать, чтобы обеспечить достойную жизнь наших граждан и защитить общечеловеческие ценности. Окончание. Начало на 7–10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz