Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 № 47 /26331/20 АПРЕЛЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Как показал мониторинг обеспеченности техническими средствами дистанционного обучения, проведенный управлением образования и науки Липецкой области в январе 2021 года, число студентов и преподавателей, не имеющих возможности перехода на обу- чение с применением дистанционных образовательных технологий по причине отсутствия компьютерной техники, составляет 770 человек. Для решения этой проблемы были предложены следующие пути: – реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»; – закупки оборудования с учётом бюджетных и внебюджетных средств; – взаимодействие с социальными партнёрами по вопросу предоставления компьютер- ной техники. Государственная итоговая аттестация в 2019/200 учебном году проводилась в соот- ветствии с приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам сред- него профессионального образования» и приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образо- вательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных техно- логий при реализации образовательных программ». В связи с ситуациями, связанными с распространением новой коронавирусной инфек- ции, лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной при- чине, предоставлялась возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации. Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организо- вывались в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой атте- стации по уважительной причине. Организация содействия в поисках работы гражданам областной службой занятости В 2020 году для содействия в поиске подходящей работы в службу занятости обрати- лось 46 771 чел. (2019 году – 45 229 чел.), в том числе с начала введения ограничительных мероприятий – 30571 человек (65,4 % от общего числа обратившихся). Из общего числа обратившихся в 2020 году было трудоустроено 27 590 чел. (59% от числа обратившихся (в 2019 году – 41 035 чел. – 91%)). Были зарегистрированы в качестве безработных на конец 2020 года – 5340 чел. (12,3%), (2019 год – 2260 чел. (0,1 %)). Уро- вень безработицы составил 0,89% (2019 г. – 0,4 %). Основные отрасли, где произошли массовые сокращения: деятельность, связанная с железнодорожным транспортом, оптовая торговля черными металлами, деятельность частных охранных служб. Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией ор- ганизаций либо сокращением численности или штата работников, в 2020 году составила 1530 чел. (2019 год – 1757 чел.). Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены «Временные пра- вила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном поряд- ке безработными», которые установили порядок работы органов службы занятости в усло- виях пандемии исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки (далее – Временные правила). Действие Временных правил продлено до 31.03.2021. На основании постановления администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» по 18.06.2020 личный прием граждан в центрах занятости проводился в дистанционном режиме. Данный порядок дей- ствует и в настоящее время наряду с личным приемом. Необходимо отметить, что заявление об оказании услуг стало возможным подать в электронном виде через личный кабинет портала «Работа в России» (http://www.trudvsem. ru/). При выборе обращения через портал «Работа в России» дальнейшая работа с гражда- нином осуществляется центром занятости населения по телефону, электронной почте, че- рез личный кабинет портала. Для самостоятельного трудоустройства на портале «Работа в России» есть возможность ознакомиться с банком вакансий Липецкой области, а также других регионов Российской Федерации. Кроме того, было организовано консультирование по вопросам организации собствен- ного бизнеса на информационном ресурсе «Мой бизнес» (мойбизнес48.рус), где можно узнать о мерах поддержки малого бизнеса и также получить онлайн-консультации. Количество граждан, признанных в установленном порядке безработными, получав- ших пособие по безработице, в течение года колебалось от 63,48 тыс. чел. (максимум) до 17,15 тыс. чел. (минимум). Получили пособие в увеличенном размере (плюс 3000 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка) в период с апреля по сентябрь 2020 года – 6,84 тыс. безработных на 10,68 тыс. детей. В 2020 году при содействии органов службы занятости на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлен 1081 безработный гражда- нин, 705 человек (65,5 %) были трудоустроены на предприятия и в организации области, реализующие инвестиционные проекты. Обучение осуществлялось по 50 профессиям и специальностям, пользующимся спро- сом на рынке труда. Наиболее востребованными для обучения профессиями, дающими возможность дальнейшего трудоустройства для различных отраслей экономики, являлись бухгалтеры (в основном, повышение квалификации), водители автотранспортных средств, операторы котельной, операторы электронно-вычислительных и вычислительных машин, менеджеры, сварщики, электромонтеры и др. Учитывая ситуацию, сложившуюся при пандемии в социально-экономической сфере, федеральными и региональными органами власти были предприняты дополнительные меры по поддержке граждан, потерявших работу. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» максимальная величина пособия увеличена до размера МРОТ и составляла 12130 рублей (минимальная величина пособия составила 1500 рублей). Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 988 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346» минимальная величина пособия по безработице в мае–августе 2020 года составляла 4500 рублей. На территории Липецкой области в рамках Закона Липецкой области от 24.02.2012 № 13- ОЗ «О финансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» гражданам оказывается материальная помощь в период участия в общественных работах, при регистра- ции в качестве индивидуального предпринимателя, при прохождении профессионального обучения, при переезде или переселении в другую местность для трудоустройства. В рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение на- пряженности на рынке труда, 107 работодателей Липецкой области получили финансовую поддержку (на компенсацию затрат на заработную плату работникам) в размере 17 944,6 тыс. руб. На момент подготовки доклада в стадии согласования находится проект распоряже- ния администрации Липецкой области «Об утверждении Комплекса мер, направленных на восстановление численности занятости населения Липецкой области, на 2021 год». Указанный комплекс мер носит межведомственный характер. В реализации его меропри- ятий задействованы исполнительные органы государственной власти в сфере экономики, сельского хозяйства, образования и др. Проект направлен на восстановление численности занятости населения к IV кварталу 2021 года до уровня допандемических значений. Защита прав граждан в период пандемии Уполномоченным по правам человека С учётом ограничительных мер, введенных режимом повышенной готовности в регио- не, вызванных санитарно-эпидемиологической обстановкой, Уполномоченный по правам человека Липецкой области продолжил вести активную работу по обращениям граждан. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и аппарата проходила в дистанционном режиме. Заявления принимались посредством почты, электронной почты, через сайт Уполномоченного, про- водились консультации по телефону. Была создана «горячая линия». Ежедневно звонки и обращения граждан оперативно рассматривались Уполномочен- ным по правам человека и сотрудниками аппарата. Каждому обратившемуся были даны разъяснения, при необходимости делались запросы. Часть вопросов приходилось решать непосредственно при личном контакте Уполномоченного с представителями государ- ственных (муниципальных) органов власти. Также Уполномоченным была проделана большая работа по правовому просвещению граждан в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Уполномоченный регулярно принимал участие в эфирах на радио и телевидении области. Наибольшую тревогу вызывали обращения, связанные с оказанием медицинской по- мощи. А таких обращений было немало. Не будет преувеличением сказать, что на началь- ном этапе осенней волны пандемии стало очень сложно вызвать на дом участкового врача – телефоны регистратур поликлиник не отвечали, централизованные телефоны вызова врача, анонсированные управлением здравоохранения Липецкой области, по телефонам Единой диспетчерской службы, на которую был переведен вызов врачей, не срабатывали. После ожидания времени дозвона звонок сбрасывался. Затем система была отлажена. На начальном этапе осенней волны пандемии люди ожидали скорую помощь очень долго. Были сложности с размещением больных в медицинских стационарах, многих больных с легкой формой течения болезни не госпитализировали, а отправляли на домашнее лече- ние. Больные, помещаемые в инфекционную больницу, сообщали, что им долго приходи- лось ожидать госпитализации. Многие лекарственные препараты, такие как антивирусные, антибиотики, антикоагулянты и т.д., а также градусники исчезли из аптек (весной жалова- лись, преимущественно, на отсутствие масок). Возникали вопросы со своевременностью и правильностью тестирования заболевших людей на наличие коронавирусной инфекции. Все эти вопросы Уполномоченному по правам человека необходимо было оперативно разрешать через управление здравоохранения Липецкой области. Все устные обращения граждан были отработаны, и по ним приняты положительные решения о госпитализации, о выдаче и закрытии больничных листов. В адрес Уполномоченного поступали обращения граждан, страдающих сахарным диабетом, с жалобой на задержку получения необходимых лекарств. В частности, жители Тербунского района не получали инсулин и другие препараты, снижающие сахар в крови. После личного вмешательства Уполномоченного по правам человека инсулин больным был доставлен. А в адрес управления здравоохранения Липецкой области направлены рекомендации усилить контроль за обеспечением больных сахарным диабетом Липецкой области необходимыми лекарственными препаратами. Как сообщил начальник управления здравоохранения, обеспечение граждан с сахар- ным диабетом необходимыми лекарственными препаратами в амбулаторных условиях по рецептам за счет государства – одно из приоритетных направлений деятельности управ- ления и предмет первоочередного контроля. Управление здравоохранения осуществляет пополнение запаса посредством постоянно осуществляемых процедур государственных закупок исходя из потребности медицинских организаций и возможности их финансового обеспечения. Однако не всегда поликлиники успевают вовремя подать заявки на проведение госу- дарственных закупок. В этом случае граждане, страдающие сахарным диабетом и другими заболеваниями, из-за нерасторопности или халатности медицинских работников вынуж- дены приобретать жизненно важные лекарства самостоятельно. Поступали жалобы граждан на отсутствие участковых врачей в поликлиниках № 4, 5, 6, 9 г. Липецка. Граждане вынуждены были ожидать в очереди по несколько часов. После принятия на заседании штаба по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции решения о приостановке плановой медицинской помощи населению ситуация улучшилась. В 2020 году наши медицинские работники оказались на передовой по борьбе с коро- новирусной инфекцией. Многие узкие специалисты перешли на работу в так называемую «красную зону» и на первичный прием больных. В период пандемии государство приняло решение особым образом поддержать медиков, работающих с пациентами с COVID-19. Речь идёт о стимулирующих выплатах, а также о специальных доплатах за выполнение сво- его долга в опасных условиях. В это сложное время были выявлены и нарушения прав медицинских работников. Например, обращение гр. С., фельдшера скорой помощи, которая заразилась коро- навирусной инфекцией, выполняя свою работу. После выздоровления гр. С. обратилась с подтверждающими документами к руководителю ЦРБ Липецкого района. Однако в на- рушение действующего законодательства комиссия по расследованию случая причинения вреда здоровью медицинского работника была создана только 5 ноября 2020 года, спустя 2 месяца после подачи документов. По решению комиссии заявительнице было отказано в выплате страховых гарантий в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных гарантий отдельным категориям медицинских работ- ников». Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился в прокуратуру Липецкой области с ходатайством провести проверку по данному факту. В ходе проверки были обнаружены нарушения со стороны руководителя ЦРБ Липецкого района. А также по ходатайству Уполномоченного прокуратура Липецкого района направила иск в суд в защи- ту прав заявительницы. В другом случае к Уполномоченному обратился врач одной из больниц областного центра гр. З. за помощью в получении доплат, обещанных в период пандемии. По словам заявителя, вследствие работы с пациентами, заражёнными коронавирусной инфекцией, заболели он и вся его семья. Обследование РКТ показало наличие субтотальной интерсти- циальной двусторонней пневмонии, вызванной коронавирусной инфекцией. Однако поло- женных денежных выплат врач не получил. По ходатайству Уполномоченного по правам че- ловека прокуратурой Липецкой области была проведена проверка, которая показала, что, вопреки установленным требованиям, ГУЗ «ЛОКИБ» соответствующая справка в ГУ ЛРО ФСС РФ и уведомление о заболевании гр. З. новой коронавирусной инфекцией работода- телю не направлялись, что повлекло нарушение его прав на получение страховой выплаты. По данному факту прокурором Правобережного района г. Липецка в адрес главного врача ГУЗ «ЛОКИБ» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении дополнительных страховых гарантий медицинским работникам. Таких обращений было несколько, некоторые решались в рабочем порядке. В период пандемии к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области об- ращались в основном люди трёх социальных категорий: пенсионеры и люди преклонного возраста; молодые люди, оставшиеся без работы; граждане, работающие в качестве инди- видуальных предпринимателей. Из характера обращений можно выделить две главные общие проблемы: низкая правовая грамотность населения (непонимание действующих нормативных документов, их требований, собственного статуса, прав и обязанностей и т.д.) и отсутствие технических устройств с возможностью выхода в сеть Интернет, отсутствие самой сети Интернет по ме- сту жительства граждан, неумение пользоваться сервисами электронного правительства. Это стало серьёзной проблемой для граждан из-за ограничения доступа в органы и учреждения, работающие с населением, переходом их на дистанционное оказание услуг и приём документов. Граждане не могли своевременно получить и предоставить для оформ- ления анонсированных мер социальной поддержки необходимые документы, из-за чего заявители испытывали материальные трудности. Многие граждане не имели информации о новом режиме работы различных учреждений, «горячих телефонах», мерах социальной поддержки, которыми они могли воспользоваться на период самоизоляции. Неудивительно, что вторая значительная группа обращений затрагивала именно особенности жизнедеятельности в период пандемии: о работе волонтеров (доставка про- дуктов, лекарств, дезинфицирующих средств); работа ЖКХ по дезинфекции: обработка подъездов и мест общего пользования, прилегающих домовых территорий; работа Центра занятости населения по трудоустройству. Например, гр. С. было отказано в присвоении статуса безработной. Заявительница 10 лет назад вышла из состава соучредителей религиозной организации и не принимала уча- стия в ее деятельности, однако действующее руководство организации по халатности не внесло соответствующие изменения в уставные и статистические документы. Между тем, согласно налоговым документам, гр. С. считалась самозанятым лицом. Это и послужило причиной отказа. Чтобы разрешить проблему, гр. С. было рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в налоговые органы и управление Минюста России по Ли- пецкой области. Граждане жаловались на сложность или невозможность встать на учёт на биржу тру- да, главным образом из-за того, что они трудились без официального оформления. От- сутствие у многих заявителей (нет денег на оплату техники и услуг подключения) сети Интернет, на которой были построены практически все сервисы регистрации и услуг по поддержке безработных, стало для них практически неразрешимой проблемой. Много недопонимания о мерах социальной поддержки возникло у индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), которые в период пандемии вынуждены были прекратить работу. Они жаловались на отказ банков предоставить «кредитные каникулы» ИП, приоста- новившим работу, а также на отказ биржи труда поставить их на учёт как безработных. Как указывали заявители, такое положение оставляло их без средств к существованию. Вместе с тем показателен случай жителя Елецкого района, бывшего индивидуального предпринимателя гр. Б., который был признан официально безработным и ему назначено минимальное пособие в размере 1500 рублей. Однако, ссылаясь на постановление Прави- тельства Российской Федерации от 27.03.2020 г. № 346, гражданин считал, что должен по- лучить пособие в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ). В ходе работы с его обращением было установлено, что заявитель прекратил свою деятельность до 01.03.2020 года, как того требует законодатель, поэтому действие указанного норма- тивного документа на него не распространялось. Поступали жалобы и на отказ банков предоставить «кредитные каникулы» заёмщикам кредитных и микрокредитных финансовых организаций. Пожалуй, самой значительной группой заявителей в это время были пенсионеры и малооплачиваемые работающие граждане, которые обращали внимание властей на необ- ходимость повышения и перерасчёта пенсии, пособий и заработной платы, жаловались на дороговизну лекарств и продуктов питания. Так, гр. Б. после увольнения с работы в середине прошлого года не могла получить пе- рерасчет пенсии. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Липецкой области перерасчет пенсии был произведен. У людей часто возникали вопросы по особенностям новых режимов работы пенсион- ных и медицинских учреждений, по возможности получения социальной помощи без ис- пользования сети Интернет. Нередко пожилые сограждане, не имеющие Интернета, про- сили им разъяснить, нарушат ли они закон, если выйдут из дома в ближайший магазин за продуктами, что считать «ближайшим магазином», как получить код разрешения выхода из дома, если нет сети интернет. Одно обращение касалось темы психологического дискомфорта, который во время самоизоляции испытывали люди, проживающие в ОГБУ «Елецкий дом-интернат для пре- старелых и инвалидов». По информации заявителя, в учреждении участились случаи лич- ных конфликтов между проживающими ветеранами. Уполномоченный по правам человека обсудила с директором дома-интерната возможные меры по нормализации обстановки и обратила внимание на усиление разъяснительной и коммуникативной работы с ветерана- ми. Выяснилось, что ветераны испытывали дискомфорт от того, что им запрещалось со- бираться группами, а также выходить в город. Во время карантина общение было ограни- чено, они должны были находиться в своих комнатах и контактировать только с соседями. Ещё одно обращение поступило от родственников условно осуждённого человека, ко- торому необходимо было еженедельно лично отмечаться в УИСИН УФСИН МЮ РФ по Ли- пецкой области. Гражданам было непонятно, как это можно сделать при режиме изоляции и дистанционной работы госорганов. По этому вопросу УФСИН МЮ РФ по Липецкой обла- сти своевременно дал разъяснения, что в это время действует режим телефонного отчёта условно осуждённых и их выборочного личного контроля мобильными группами УИСИН, что и было доведено заявителям. Со своей стороны Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, учитывая опыт и тематику жалоб граждан, обращает внимание на необходимость развития широкой разъяснительной работы с населением через все доступные формы коммуникации. В сложившихся условиях приоритетной задачей остаётся повышение доступности и качества медицинской помощи населению Липецкой области. Действия в чрезвычайных условиях пандемии обнажили для власти и общества мно- гие проблемы организационного, технического, нормативно-законодательного порядка. Многое удалось решить, большую помощь в сглаживании самых острых вопросов оказали добровольцы, волонтёры, простые неравнодушные граждане, бизнес-сообщество. Но всем нам ещё предстоит большая работа. ЛИЧНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Право избирать и быть избранным Уполномоченный по правам человека в Липецкой области является членом Обще- ственного штаба по мониторингу реализации избирательных прав граждан Общественной палаты Липецкой области. 13 сентября 2020 г. в Липецкой области состоялись выборы в представительные ор- ганы 282 муниципальных образований. В списки избирателей были включены почти 820 тысяч жителей региона, из них 407 тысяч в городе Липецке. В период подготовки и проведения избирательной кампании Уполномоченным по пра- вам человека и сотрудниками аппарата велась работа по правовому просвещению граж- дан, принимались меры для обеспечения прозрачности избирательного процесса, защиты избирательных прав жителей Липецкой области. Была организована консультационная «горячая линия». Явка избирателей в Липецкой области составила 39,87 % (326 393 человека). Явка в Липецке – 20,16 % (82 100), в районах – 59,38 % (244 293). На выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов на основании данных протоколов УИК мандаты получили: 34 представителя «Единой России», 1 представитель «Справедливой России». На выборах в Липецкий горсовет использовали 162 КОИБ. Таким образом, комплексы задействовали почти 75% избирательных участков из 215. КОИБ использовались только 13 сентября. Техника отработала без сбоев. В г. Липецке 200 участков были оснащены каме- рами видеофиксации. В Липецкой области организация голосования с учетом всех его форм контролирова- лась наблюдателями от кандидатов, политических партий, региональной общественной палаты. Впервые порядком, утвержденным ЦИК России, был предусмотрен резерв наблю- дателей. В Единый день голосования 13 сентября на избирательных участках присутствовали 3 042 наблюдателя: – от кандидатов в депутаты – 201, – от политических партий – 1439 (Единая Россия – 1263, КПРФ – 162, ЛДПР – 14), – от Общественной палаты Липецкой области – 1402. Также в работе комиссий принимали участие 277 членов избиркомов с правом совеща- тельного голоса: – от кандидатов – 213, – от политических партий – 64 (Единая Россия – 24, КПРФ – 39, ЛДПР – 1). По одномандатному избирательному округу № 35 ТИК Правобережного округа г. Ли- пецка своим постановлением отменила итоги голосования на избирательном участке № 23-32, в связи с жалобами на нарушения при проведении голосования, которые не по- зволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Матери- алы фото- и видеофиксации нарушений были направлены в правоохранительные органы. В остальных округах области процесс выборов прошел без нарушений. Жалобы на правоохранительные органы В 2020 году Уполномоченному продолжали поступать жалобы на неправомерные, по мнению заявителей, действия со стороны отдельных сотрудников правоохранительных органов. Можно выделить несколько коллективных обращений от членов религиозной органи- зации «Свидетели Иеговы», которая в Российской Федерации была признана экстремист- ской организацией. Обращения приходили не только из Липецкой области, но и других ре- гионов страны. Заявители утверждали, что работники Советского районного суда г. Липец- ка и сотрудники полиции нарушили их право на участие в открытом судебном заседании и производили их опрос в здании суда как свидетелей. После обращения Уполномоченного по правам человека в прокуратуру Липецкой области по данному факту была проведена проверка, которая не установила факта нарушения прав заявителей. Несколько обращений поступило от иностранцев, находящихся в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области, или их родственни- ков. К примеру, гр. Г. обратилась с заявлением о похищении и незаконном удержании в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УМВД России по г. Липецку, ее сожителя гр. К. Проверкой, проведенной по ходатайству Уполномоченного, было установлено, что гражданин Республики Украина К. направлен по решению суда в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области (ЦВСИГ) и подлежит административному выдворению за пределы Рос- сийской Федерации. В другом случае гр. И. жаловался, что по решению суда он должен был быть отправлен на родину, но сроки, на его взгляд, неоправданно затянулись, он находился в ЦВСИГ не- сколько месяцев. Как правило, такие задержки связаны с несвоевременной подготовкой документов дипломатическими представительствами и другими компетентными органами государств, куда должны быть направлены выдворяемые лица. Уполномоченным было организовано посещение Центра временного содержания ино- странных граждан УМВД России по Липецкой области (ЦВСИГ) совместно с председате- лем ОНК Липецкой области Егоровым В.А. и представителями УМВД России по Липецкой области. Проведены беседы с иностранными гражданами, разъяснён порядок исполнения закона, возможные причины возникающих задержек, права и обязанности лиц, ожидаю- щих отправления. Дважды к Уполномоченному по правам человека с жалобой на действия сотрудников полиции и выводы следствия о причастности к совершению преступления обращалась предпринимательница С., которая считала, что в её действиях нет состава преступления. Проверка прокуратуры области показала правомерность действий полиции. В настоящее время дело с обвинительным заключением направлено в суд. Заявительнице даны соот- ветствующие разъяснения. Также сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека участвовал в судеб- ном заседании по достаточно резонансному делу гр. К., по которому следствие ведется с 2018 года. Право на свободу передвижения Не все граждане ответственно отнеслись к той угрозе, которую представляет для лич- ного и общественного здоровья новая коронавирусная инфекция. Нередко поступали об- ращения, в которых граждане негативно отзывались о противоэпидемических мерах, при- нятых органами власти для предотвращения распространения заболеваний, вызванных ограничений или неудобств, которые изменили их привычную жизнь. Так, к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился житель д. Нечаево Задонского района гр. М. Он был не согласен с распоряжением главы адми- нистрации Задонского муниципального района от 30.03.2020 г. № 2-1078 о прекращении движения автобусов по межпоселенческим маршрутам в связи с распространением коро- навирусной инфекции. Заявителю было разъяснено о необходимости нахождения граждан в самоизоляции. Между тем в г. Липецке уполномоченными органами была создана система контроля, выявляющая граждан, игнорирующих ношение масок в общественном транспорте и ме- стах массового скопления граждан, прежде всего, в торговых центрах. Если ранее данные нарушители только предупреждались и с ними проводилась разъяснительная беседа, то затем граждане стали привлекаться к административной ответственности в виде штрафа, согласно ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушени- ях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Право на труд Необходимо отметить, что количество жалоб граждан в адрес Уполномоченного на нарушения трудовых прав снизилось. Хотелось бы верить, что такая тенденция стала возможной не только благодаря эффективной деятельности надзорных органов (Государ- ственной инспекции труда в Липецкой области и органов прокуратуры), но и благодаря повышению уровня правосознания работодателей, а также потому, что граждане начинают самостоятельно отстаивать свои трудовые права. Вопросы, поднимаемые гражданами в сфере трудового законодательства, по- прежнему касаются, в основном, невыплаты заработной платы, а также оплаты труда, за- ключения и расторжения трудовых договоров. Например, по ходатайству Уполномоченного по правам человека в Липецкой области Государственная инспекция труда в Липецкой области провела проверку соблюдения тру- довых прав гр. Б., работавшей в должности диспетчера аварийной службы ОГУП «Липецк- водоканал» филиала «Южный». В июле 2020 г. заявительницу уведомили о сокращении её должности, также сотрудников проинформировали о сокращении всей диспетчерской службы филиала. Работодатель, конечно, вправе инициировать процедуру сокращения в организации, но при условии соблюдения требований, предусмотренных статьями 178- 180 Трудового кодекса РФ, что в данном случае не было исполнено. Заявительнице при проведении процедуры сокращения численности штата не был предложен перевод на другую работу на этом предприятии. Государственной инспекцией труда в Липецкой об- ласти выдано предостережение работодателю о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства. Уполномоченному по правам человека удалось также положительно рассмотреть об- ращение бывшего директора ЦЗН Долгоруковского района Б., которая была уволена с работы по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Решение о прекраще- нии трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принималось в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации. Заявительница считала своё увольнение незаконным, кроме того, ей не были вы- плачены в полном объеме положенные в таких случаях денежные средства. После провер- ки, которую провела государственная трудовая инспекция, все деньги были выплачены. Также гр. Б. было рекомендовано обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. COVID-19 вносил свои коррективы в обычную жизнь людей. На фоне эпидемии за- крываются предприятия, растут сокращения, увольнения и, как итог, увеличивается число безработных. С другой стороны, к ряду профессий возникли повышенные требования, и, как следствие, участились организационно-иерархические конфликты внутри организаций и учреждений. Так, к Уполномоченному обратился гр. Р. В своем обращении гражданин, осущест- вляющий трудовую деятельность на РЖД, указал, что его жена работает медицинской сестрой в Елецком доме ребенка. В период ограничений в связи с COVID-19 главный врач издал приказ о работе сотрудников вахтовым методом по две недели. Для многодетной семьи заявителя такой график работы матери вызвал ряд проблем. После переговоров Уполномоченного по правам человека с управлением здравоохранения Липецкой области удалось найти приемлемое для всех сторон решение сложившейся ситуации: был восста- новлен прежний график работы жены заявителя. Гр. С., проживающий в Добровском районе и много лет проработавший в Кривецком лесничестве, не мог выйти на пенсию, так как у него в трудовой книжке не был указан опре- деленный период работы, в связи с чем не хватало стажа для выхода на пенсию. После вмешательства Уполномоченного ошибка была исправлена. Право человека восстановле- но. Сложным оказался весенне-летний период работы как для работодателей, так и для работников многих предприятий. Малые предприятия из-за отсутствия спроса были вы- нуждены закрыться. А их работники остались без средств к существованию. В апреле 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции были ут- верждены временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и осуществления социальных выплат безработным. Стали внедряться новые технологии, расширился список услуг для граждан через портал «Госуслуги», в том числе и регистра- ция граждан в качестве безработных. Граждане получили возможность встать на учет в Центр занятости дистанционно. Из-за того, что федеральная государственная информационная система «Единый пор- тал государственных и муниципальных услуг» функционировала сверх нормы и была пере- гружена, не все желающие смогли это сделать. Более того, у значительной части людей, которые оказались в поисках работы, не было домашнего подключения к Интернету, и они не смогли встать на учёт, т.к. службы занятости работали удалённо. Тем не менее, учитывая, что система совершенствуется и выявленные ошибки исправ- ляются, предоставляя гражданам значительные удобства государственного сервиса. Сами Центры занятости были перегружены заявками. Терялись документы, возникали сложности со своевременностью назначения выплат, пособий по безработице, на детей. Примером такого случая стала жалоба гр. Б., которая рассказала, что в апреле 2020 г. уволилась по собственному желанию и через портал «Госуслуги» обратилась в Центр за- нятости населения Октябрьского округа г. Липецка. На портале гр. Б. оставила заявление и все необходимые документы. Однако ее документы были там утеряны. После этого, когда гр. Б. удалось прийти на личный приём, инспектор службы занятости изменила сроки по- становки её на учет и признания безработной. В своей жалобе заявительница утверждала, что сотрудники ЦЗН Октябрьского округа умышленно нарушили ее право на поиск работы, получение пособия по безработице и по- собия на малолетнего ребенка. После обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области была проведена проверка управлением труда и занятости населения Липецкой области. В результате Центром занятости населения Октябрьского округа были внесены соответ- ствующие изменения в приказы о дате регистрации и признания в качестве безработной Б., произведены перерасчет и доплаты к пособию по безработице. Права заявительницы восстановлены. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, выполняя свои функции во взаимодействии с органами государственного контроля и надзора, используя имеющиеся в его компетенции методы и средства, намерен и в дальнейшем оказывать содействие в защите и восстановлении нарушенных трудовых прав граждан нашего региона. Право собственности Право частной собственности является одной из основ конституционного строя Рос- сийской Федерации и составляет основу рыночной экономики. Содержание права частной собственности включает право каждого иметь имущество, владеть и пользоваться им, включая извлечение из имущества его полезных свойств, а также распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Конституция России закрепляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для го- сударственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. К сожалению, правовая неопределённость по ряду юридических вопросов возмезд- ного характера или запутанность установленных процедур при исполнении обязательств, некомпетентность правоприменителей приводят к нарушению прав граждан в вопросах собственности. К омбудсмену обратился гр. К., проживающий в г. Ногинске Московской области. В своем обращении заявитель указал, что в производстве Грязинского РОСП ФССП по Ли- пецкой области находится исполнительное производство в отношении должника с его пол- ными данными, который является полным тезкой заявителя. Вследствие этого взыскание ошибочно наложено на средства и имущество не должника, а заявителя: с его карты ПАО «Сбербанк» были списаны значительные денежные средства, а также наложен арест на его автомобиль. По данному факту Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к начальнику отдела Грязинского РОСП ФССП по Липецкой области. Исполнительный сбор службы судебных приставов незамедлительно был возвращен заявителю, а изъятые де- нежные суммы возвращались налоговой инспекцией в течение 2-х месяцев. В настоящее время, чтобы положить конец подобной путанице, случаи которой, к со- жалению, не редки, Министерство юстиции России подготовило законопроект, решающий проблему так называемых двойников: когда чужие долги взыскиваются с посторонних лю- дей, полных тезок должников. Предполагается, что в судебных приказах должны будут указываться дата и место рождения взыскателя и должника. Все-таки у двойников обычно разные малые родины. В настоящее время 50 % исполнительных документов, поступающих в ФССП России, не содержат однозначного уникального идентификатора должника. Судебному приставу-ис- полнителю приходится запрашивать сведения у налоговых органов, органов, осущест- вляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также у других ведомств, обладающих соответствующей информацией. Закон сегодня не предусматри- вает наличие у гражданина единого идентификатора. Но есть способы однозначно иден- тифицировать человека: паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета и иные. Одной из причин возникнове- ния ситуаций, связанных с ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам, является указание в исполнительных документах, выданных на основании судебных решений, ограниченного перечня идентификаторов. Например, в судебных приказах обязательно указание только фамилии, имени и отчества. Судебные приказы выносятся судами в ряде дел в автоматическом режиме по заявлению взыскателя. Пред- полагается, что речь идет о бесспорных ситуациях, например долге по алиментам, долге по коммунальным счетам, недоимках по налогам. Если должник не согласен, он может по- дать возражение, и приказ будет отменен. Юридический казус в том, что двойник отменить приказ не может, поэтому в такой ситуации невиновный человек может сделать только одно – заплатить, а потом пытаться вернуть арестованные деньги, подавая жалобу в уста- новленном порядке. По данным Верховного суда России, в прошлом году судами было вынесено 19,7 мил- лиона судебных приказов. В зоне риска находится практически каждый человек. Многие ли могут поручиться за уникальность своего имени? Поэтому вскоре должны вступить в силу поправки в закон «Об исполнительном производстве», которые сводят к минимуму Продолжение на 10-й стр. Продолжение. Начало на 7–8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz