Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 8 № 47 /26331/20 АПРЕЛЯ 2021 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вместе с тем, чтобы прописанные нормы заработали, федеральным законодателям ещё необходимо внести множество поправок в действующие нормативные правовые акты, прежде всего в процессуальные кодексы. Некоторые новации уже приняты, так, например, в рамках единого пакета, связанного с комплексным специализированным Федеральным законом «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», утверждены два федеральных закона, которые устанавливают свидетельский иммунитет для региональных уполномоченных по правам человека: № 130-ФЗ от 24.04.2020 «О вне- сении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и № 131-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в статью 69 Гражданского процессуаль- ного кодекса Российской Федерации», согласно которым закреплено право федерального омбудсмена и уполномоченных по правам человека в регионах не давать свидетельские показания «по обстоятельствам, о которых они узнали в связи с исполнением должностных обязанностей». Также закон устанавливает особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении региональных уполномоченных по правам человека. Решение о возбуждении дела будет приниматься только лично руководителем следственного органа Следственно- го комитета Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федера- ции. Данные законы направлены на усиление гарантий независимости региональных упол- номоченных по правам человека, на исключение конфликта интересов между принципом конфиденциальности в работе омбудсмена и его обязанностью представить свидетель- ские показания по уголовному или гражданскому делу. В настоящее время в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации находится на рассмотрении и инициатива Уполномоченного по правам челове- ка в Липецкой области о внесении изменений в статью 17 Федерального закона №144-ФЗ от 15 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», которая призвана обеспе- чить независимость Уполномоченного по правам человека и конфиденциальность получа- емой им информации. Уточнение и расширение компетенций сделает государственный правозащитный институт Уполномоченного по правам человека более эффективным и полезным как обще- ству, так и государству. Соблюдение прав человека остаётся неизменным морально-политическим эталоном современного гуманитарного государства даже в период такой сложной ситуации, кото- рую пережила наша страна в 2020 году. Опыту работы в таких условиях, проблемам, с ко- торыми столкнулись граждане при реализации своих прав в прошедшем году, и посвящён настоящий доклад. СТАТИСТИКА И ГЕОГРАФИЯ ОБРАЩЕНИЙ В 2020 году Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 878 обращений граждан (рост на 8.5%, в 2019 г. – 803 обращения), из них письменных – 286 (снижение на 22.4%, в 2019 г. – 350) и устных – 592 (рост на 23.5%, в 2019 г. – 453). Представляется, что такая статистика стала следствием переживаемой страной пан- демии коронавируса, с одной стороны, увеличилось число телефонных звонков с просьбой дать консультацию по различным вопросам, с другой стороны, количество письменных обращений сократилось, так как граждане и учреждения, соблюдая режим самоизоляции и дистанционной работы, сократили количество очных контактов друг с другом. Одновре- менно работа в цифровом формате, ведение переписки по заявлениям граждан в режиме электронных писем сняли проблемы личной коммуникации. Многие отложили решение во- просов, не требующих срочности, на более благоприятное время. Кроме того, оперативно и результативно стали работать отраслевые структурные подразделения администрации области и многих муниципалитетов. В области введена новая система работы с населе- нием в форме Центра управления регионом (ЦУР), в основу которой положен автомонито- ринг социальных сетей «Инцидент-менеджмент», призванный быстро реагировать на про- блемы граждан. При необходимости уведомляются отраслевые структуры муниципальных органов власти, администрации области и принимаются меры по решению поставленных вопросов. Срок реагирования установлен от четырёх часов до одних суток в зависимости от сложности поставленных задач. Одновременно развивается доступность и функциональность системы МФЦ, что дела- ет взаимодействие граждан с ведомствами более удобным и во многом снижает вероят- ность возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций между гражданином и должностными лицами. При работе с обращениями граждан Уполномоченным по правам человека направ- лялись запросы для проведения проверок в отраслевые учреждения и организации, компетенция которых затрагивала вопросы, поставленные в обращении, проводились соответствующие проверки, письма, в которых поднятые проблемы были вне полномочий омбудсмена, направлялись в соответствии с законом по подведомственности. Было удовлетворено 25% письменных обращений граждан и проделана работа по вос- становлению нарушенных прав. В 16% случаев жалобы не подтвердились. На 59% обраще- ний были даны консультации и разъяснения действующего законодательства. Некоторые жалобы касались не одного, а целого ряда вопросов, не каждый из которых находился в компетенции Уполномоченного, о чём заявители информировались в установленном за- коном порядке. По всем устным обращениям граждане получали консультацию или разъ- яснение, куда необходимо обратиться для разрешения актуальных для них вопросов. В 2020 году жалобы на нарушение прав социально-экономического характера по- прежнему количественно доминировали и составили 39% от общего числа обращений (право на социальное обеспечение и пенсии – 12%, право на жилище и вопросы благо- устройства, права потребителей услуг ЖКХ – 14%, право на доступную квалифицирован- ную медицинскую помощь – 8%, трудовые права – 5%). Другая большая группа – жалобы на нарушение личных прав граждан, прежде всего права на эффективные средства правовой защиты (13%) и права на судебную защиту и правосудие (16%). Значительное число обращений (18%) связано с другими темами, не относящимися к категории прав человека, по которым давались консультации правового характера и разъ- яснения, в компетенции каких государственных органов находится разрешение вопросов заявителя. Около 8% обращений поступило из мест лишения свободы. Осуждённые, подслед- ственные и подозреваемые жаловались на следственные действия, приговоры судов, ус- ловия оказания медицинской помощи. География обращений к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области в 2020 году значительно расширилась. Поступали письма не только из нашего региона, но и из других субъектов Российской Федерации (около 5% от общего числа обращений), а также Республики Азербайджан и Республики Армения. К липецкому омбудсмену обра- щались жители г. Москвы и С.-Петербурга, Московской, Воронежской, Тамбовской, Рязан- ской, Ростовской, Псковской, Новосибирской, Сахалинской областей, Краснодарского и Красноярского краёв, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республик: Татарстан, Коми, Кабардино-Балкарии. В общем количестве обращений по прежнему лидируют города Липецк – 64% и Елец – 11% от общего количества обращений, в 2019 году поступило обращений из города Ли- пецк – 51% и города Елец – 7%. Среди муниципальных образований также изменений не произошло, много обращений направлялось из муниципальных районов: Грязинского – 6% (в 2019 году – 7%), Липецкого – 5% (в 2019 году – 6%). Затем следуют Тербунский район – 3% ( в 2019 году – 1,5 %), Усманский – 2% (в 2019 году – 5%), Чаплыгинский район – 1,5% (в 2019 году – 1%). Из Лев-Толстовского района в 2020 году, как и в 2019 году, обращений к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области не поступало. Доля обра- щений из остальных районов колеблется от 0,5% до 1%. Вполне вероятно, что снижение количества обращений из сельской местности и увеличение доли городов областного под- чинения связано с мерами по ограничению передвижения граждан, вызванным пандемией коронавируса. После снятия ограничений возобновятся личные приемы граждан во всех муниципали- тетах области. РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Организация медицинской помощи и социальной поддержки в период пандемии 2020 года Пандемия затронула все сферы и измерения жизни нашего общества, соблюдение прав человека приобрело особую значимость в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией. Новые условия жизни потребовали от государства в целом и органов власти всех уров- ней необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья населения и соблюдения прав граждан. С первых дней осложнения эпидемиологической ситуации за рубежом был органи- зован комплекс мероприятий, позволивший обеспечить готовность Липецкой области к работе в условиях распространения инфекции. В регионе выполнялся комплекс мероприя- тий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции и сохранение доступной медицинской помощи для всех категорий населения. Для координации работы всех уполномоченных структур в регионе был создан опе- ративный штаб по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной ин- фекции на территории Липецкой области под председательством главы администрации Липецкой области Артамонова И.Г., в состав штаба вошли представители всех профильных ведомств, силовых структур, Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, Рос- здравнадзора. Первые случаи новой коронавирусной инфекции были зарегистрированы в Липецкой области в начале марта 2020 года. В этот сложный период был принят ряд дополнительных нормативных документов как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, распоряжением администрации Ли- пецкой области от 10.03.2020 года № 102-р с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и лик- видации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ- ного и техногенного характера» принято и действует (на момент подготовки доклада) по- становление администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 (ред. от 30.10.2020) «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области». С самого начала неблагополучия в эпидемиологической обстановке в Липецкой обла- сти внедрена и работает гибкая система ограничительных профилактических мероприятий и контроля их исполнения. Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области вносят- ся по результатам оценки эпидемиологической ситуации по COVID-19 и внебольничным пневмониям на уровень администрации области Предписания о необходимости введения конкретных мероприятий (ограничение массовых мероприятий, требования к самоизо- ляции групп риска, масочному режиму в общественных местах, режиму работы значимых хозяйствующих субъектов и т.п.). Эти инициативы закрепляются постановлением админи- страции области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите насе- ления в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», а также решениями оперативного областного штаба. В целях снижения интенсивности прогнозируемого осеннего подъема заболеваемости было принято два постановления Главного государственного санитарного врача по Липецкой области о дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения COVID-19 в хозяйствующих субъектах различной формы собственности (от 14 августа 2020 г. №1374), в образовательных орга- низациях в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов (от 03.09.2020г. №1546). Исполнение данных мероприятий позволило обеспечить работу большинства образовательных учреж- дений в очном режиме, минимизировать групповую заболеваемость на предприятиях и в учреждениях. Главой региона И.Г. Артамоновым в кратчайшие сроки решались и решаются все орга- низационные и финансовые вопросы, имеющие стратегическое значение для организации эффективного медицинского обслуживания коронавирусных больных. По информации управления Роспотребнадзора по Липецкой области и управления здравоохранения Липецкой области, в короткие сроки был создан необходимый запас средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), средств для лабораторной диагностики, лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинского оборудования, сформирован госпитальный фонд и лабораторная база. В целях сокращения времени дозвона в медицинские организации в регионе запущен проект с Единой диспетчерской службой (далее – ЕДС) по приему вызовов врача на дом. Кроме того, диспетчеры ЕДС отвечают на вопросы граждан по новой коронавирусной инфекции, принимают и передают в поликлиники информацию от граждан о контактах с больными новой коронавирусной инфекцией, принимают жалобы от граждан по вопросам оказания медицинской помощи, а также сообщают гражданам об ассортименте лекар- ственных средств в аптеках ОГУП «Липецкфармация». Также через ЕДС можно записаться на прививку против новой коронавирусной инфекции. По телефону ЕДС липчане оставляют заявки волонтерам на оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости. По информации управления здравоохранения, сроки ожидания скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи в среднем не превышали 2-х часов, были за- действованы до 48 бригад скорой медицинской помощи. Отказов в выездах на вызовы больных COVID-19 нет. Обслуживание вызовов осуществлялось с обязательным использо- ванием бригадой отделения скорой медицинской помощи соответствующих средств инди- видуальной защиты персонала. В марте, в соответствии с поручением главы администрации области, управлением здравоохранения была разработана схема поэтапного развертывания сети инфекционных госпиталей, предусматривающая последовательное перепрофилирование действующих больниц и их вовлечение в систему оказания медицинской помощи коронавирусным боль- ным. За счет такого решения удалось, с одной стороны, на всех этапах развития эпидеми- ческого процесса располагать достаточным коечным фондом для лечения пациентов, с другой стороны, продолжать обеспечивать необходимый уровень доступности иных видов медицинской помощи. Всего в период эпидемии было задействовано 6 медицинских организаций, на базе которых были развернуты инфекционные госпитали совокупной мощностью до 2400 коек (или 2,2 койки на 1000 населения), в том числе 241 койка, оснащенная аппаратами искус- ственной вентиляции легких. План Минздрава России по развертыванию соответствующих сил и средств (1139 коек на регион) выполнен в полном объеме. Кроме того, в медицинских организациях региона (на базе акушерско-гинекологиче- ского отделения ГУЗ «Данковская ЦРБ» и на базе ГСКУ «Липецкий областной детский са- наторий «Мечта») были созданы 2 обсерватора совокупной мощностью более четырехсот коек. В дополнение к лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой об- ласти» с 22 марта 2020 года на базе ГУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер» для повышения доступности диагностических исследований по выявлению новой корона- вирусной инфекции начала работу лаборатория диагностики коронавирусной инфекции (COVID-19). В дальнейшем к работе подключились еще 3 лаборатории: на базе Липецкой областной клинической инфекционной больницы и ГУЗ «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», в конце 2020 года открылась новая лаборатория ПЦР-диагностики на базе ГУЗ «Елецкая городская больница № 2». Современное оснащение лабораторий, автоматизация технологий и внедрение лабо- раторной информационной системы (ЛИС) позволяют ежедневно принимать материал для исследований от медицинских организаций Липецкой области. Мощность лабораторий ПЦР-диагностики в регионе была увеличена до 3100 исследований в сутки. На время пандемии работа амбулаторного звена была организована с приоритетом оказания медицинской помощи на дому, особенно пациентам с хроническими заболева- ниями. В поликлиниках действовали мобильные бригады для обслуживания на дому. Для опе- ративности обслуживания больных на дому поликлиникам области предоставлены субси- дии на аренду коммерческого автотранспорта (2 млн руб.). Кроме того, администрацией области и органами местного самоуправления поликлиникам был выделен служебный автотранспорт. Гражданам старше 60 лет организована выписка рецептов дистанционно, с макси- мально возможным сроком действия с учетом сроков курсового лечения, доставка их в закрепленную аптечную организацию, а также информирование пациента по телефону о возможности получения лекарственного препарата. В этот период была ограничена плано- вая госпитализация пациентов в стационары. Но для пациентов с онкологическими, гема- тологическими заболеваниями, другими социально значимыми заболеваниями плановая медицинская помощь в регионе была сохранена в полном объеме. Экстренная и неотложная медицинская помощь населению области в стационарных условиях оказывалась государственными медицинскими организациями без ограничений. На финансирование противоэпидемиологических мероприятий и мобилизацию здра- воохранения область израсходовала порядка 500 миллионов рублей, благодаря чему перепрофилированные госпитали располагают системами централизованного снабжения кислородом и противоэпидемическими конструкциями, врачи – достаточным количеством самых современных противовирусных и антибактериальных лекарственных препара- тов и дезинфектантов, ПЦР-лаборатории – расходными материалами для диагностики COVID-19, служба скорой медицинской помощи – новым автопарком реанимобилей и т.д. По данным ГУ Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, число медицинских работников, инфицированных коронавирус- ной инфекцией, на 30.12.2020 составило 944 человека. На страховые выплаты таким меди- цинским работникам было направлено в общей сумме 83 743,1 тыс. руб. Большую поддержку региональной системе здравоохранения оказало бизнес-сообще- ство Липецкой области, а также неравнодушные люди, волонтёры. Например, Фондом поддержки социальных проектов и благоустройства города Липецка были закуплены де- сятки фармацевтических холодильников для хранения лекарственных средств. Региональ- ными сельхозпроизводителями обеспечены поставки продуктов питания для медработни- ков инфекционных госпиталей, находящихся на межсменном отдыхе в санатории «Мечта». Благодаря активной помощи ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» фонд диагностической и лечебной техники инфекционных госпиталей пополнился функциональ- ными кроватями, новыми рентгеновскими аппаратами, эндоскопическим оборудованием, аппаратами ИВЛ, кислородными концентраторами, новыми ПЦР-лабораториями и рас- ходными материалами к ним и т.п. Медработники получили респираторы и противоэпиде- мические костюмы. Такая поддержка и солидарность гражданского общества с медицинскими работни- ками позволила повысить эффективность работы и качество оказываемой медицинской помощи. С 15 декабря 2020 года в Липецкой области началась массовая вакцинация населения против COVID-19. В начале 2021 года на территории области отмечается снижение заболеваемости граждан COVID-19 и внебольничной пневмонией. Деятельность образовательных организаций в период пандемии В образовательных организациях высшего образования (далее – ООВО) была органи- зована работа по соблюдению рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённых главным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. 28.08.2020 г., по профилактике новой коро- навирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования. Профессиональные образовательные организации (далее – ПОО) и ООВО руковод- ствуются предписанием руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфе- ре защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от 28.09.2020 г. № 12004 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических меро- приятий» и постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области». На территории Липецкой области все 11 ООВО ведут онлайн-обучение по очной, очно- заочной и заочной формам обучения. Студенты переведены на дистанционный формат обучения на основании рекомендаций до особого распоряжения. Одновременно управле- нием образования и науки Липецкой области (далее – Управление) было рекомендовано ООВО рассмотреть вопрос перевода беременных студенток на дистанционный формат обучения. Во всех ПОО были изданы локальные акты, регулирующие порядок организации обра- зовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образо- вательных технологий, а также для детального информирования и консультаций на сайтах ПОО были созданы «горячие линии». Еженедельно Управление на основании запроса управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой обла- сти направляет информацию о мерах по недопущению распространения новой коронави- русной инфекции среди иностранных студентов. В 10 высших учебных заведениях Липецкой области обучаются граждане иностранных государств. Количество студентов из иностранных государств, запланированное к обу- чению в 2020-2021 учебном году, составляло 438 человека, из них 355 человек постоянно проживали на территории Липецкой области. Все прибывающие иностранные студенты имеют справку о результатах обследования на COVID-19. При необходимости иностранные студенты подлежат 14-дневной изоляции в созданных обсерваторах (общежитиях). Для снижения интенсивности заболеваемости в эпидемический сезон 2020-2021 гг., уменьшения числа случаев гриппа, ОРВИ, пневмоний, новой коронавирусной инфекции в трудовых коллективах и среди студентов высших и средних учебных заведений соблюдает- ся масочный режим, предусмотрено проведение дистанционной термометрии при входе в здания, имеются емкости для сбора использованных масок, установлены обеззараживате- ли воздуха. Было закуплено более 110 тыс. масок. Весной 2020 года ПОО в условиях предупреждения распространения новой коронави- русной инфекции на территории Липецкой области была организована контактная работа обучающихся и педагогических работников исключительно с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие на расстоянии, в том числе с применением электронного обучения. В настоящее время в 30 областных ПОО обучение осуществляется в очном формате. ния, в которых специалисты советовали ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей. При этом Конституционный суд отметил, что защита прав человека в условиях пан- демии входит в совместное ведение регионов и федерального центра (в соответствии с федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»). Это значит, что региональные власти могут регулировать вопро- сы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов. Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, пра- вительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо могут назначить руководителя для устранения последствий ЧС, который компетентен, как указал Конституционный суд. Это должностное лицо – глава региона. Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом является экс- траординарной. И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбе с пандемией были приняты уже после постановления главы Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан. Это значит, что опережающие меры нельзя считать антикон- ституционными. Суд указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, от- ражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д. При этом ограничения менялись по мере изменения санитарно-эпи- демиологической обстановки. В итоге суд признал соответствующими Конституции огра- ничения, введенные подмосковными властями. Нормативные документы Конституционного суда являются основой правопримени- тельной практики для всех субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне защите прав человека во время пандемии были посвящены Координационные советы Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, которые прошли в онлайн-формате в конце апреля и в конце ноября 2020 г. Кроме омбудсменов, в Советах принимали участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Голикова Т.А., руководитель Феде- ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главный государственный санитарный врач Российской Федерации Попова А.Ю., за- меститель министра здравоохранения Российской Федерации Гриднев О.В., советник президента Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Фадеев В.А., первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Глушко Д.Е. и другие должностные лица. Среди злободневных вопросов Татьяна Москалькова выделила доступность тестиро- вания, вакцинации, медицинской помощи, лекарственных препаратов для тех, кто лечится амбулаторно; защиту трудовых прав медицинских работников; адаптацию образователь- ной системы в условиях введения ограничительных мер для детей с особыми образова- тельными потребностями, отдельных категорий обучающихся; особенности защиты прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания; правовое регулирование института удаленного труда и другие вопросы. В дальнейшем состоялось всестороннее обсуждение и других актуальных вопросов обеспечения прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и введения режима повышенной готовности, а также новых форм работы уполномоченных по правам человека в период действия ограничительных мер. Остаётся надеяться, что предпринятые властями санитарно-эпидемиологические меры, успехи медицины, сознательность граждан позволят преодолеть глобальную панде- мию и вернуться к нормальной жизни. Другим важным правозащитным событием 2020 года стало внесение поправок в Кон- ституцию Российской Федерации. Инициировал их еще в начале прошедшего года прези- дент страны В.В. Путин, озвучив свои предложения в Послании Федеральному Собранию. Для проработки поправок создали специальную рабочую группу, в которую вошли свыше 70 человек: от законодателей и ученых до спортсменов и деятелей культуры. Во время подготовки документа к процедуре второго чтения было предложено почти 400 поправок. По данным Центризбиркома, за поправки к основному закону страны проголосовали почти 78% избирателей, не поддержали изменения немногим более 21% участников голо- сования. На участки пришли почти 68% от общего числа российских избирателей. Таким образом, Конституция России образца 1993 года получила масштабное и прин- ципиальное обновление, и с 4 июля 2020 года новая редакция Конституции вступила в силу. Как юридический документ Конституция в первую очередь создаёт базу для прав чело- века, организует и выстраивает компетенцию органов власти, которые присутствуют в кон- кретной ситуации в конкретной стране. Принципиально важно, чтобы Конституция не только давала возможность развития буквы закона, но и сохраняла баланс интересов всех сторон, дух и механику правового го- сударства. Одновременно законодатель должен понимать и помнить, что здоровое обще- ство живет самоорганизацией и жизнь всегда шире рамок государства. Именно поэтому на протяжении веков торжествует правило «разрешено всё, что не запрещено законом», но не наоборот. Текст обновленной Конституции утверждает ее приоритет над международными до- говорами, устанавливает запрет на отчуждение территорий Российской Федерации и закрепляет социальные гарантии государства: индексацию пенсий не реже раза в год и минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) не ниже прожиточного минимума. Также в документе предоставлена возможность действующему Президенту Российской Федерации баллотироваться вновь на предстоящих президентских выборах, отражен новый порядок формирования правительства и прописаны новые требования, предъяв- ляемые к чиновникам разного уровня, среди которых Президент Российской Федерации и члены правительства. Например, теперь для данной категории существует запрет на иностранное гражданство и счета в зарубежных банках. В новую Конституцию включили нормы о статусе Государственного Совета и исключили оговорку «подряд» из положения о невозможности занимать должность президента более двух сроков. Наряду с этим в основном законе появились упоминания о Боге и об исторической памяти, положение о браке как «союзе мужчины и женщины», нормы о сохранении природного богатства и об ответственном отношении к животным. Также 2020 год стал значимым и в истории государственного института Уполномочен- ных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Должность регионального омбудсмена как отдельного государственного правоза- щитного органа появилась после принятия Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Статья 5 этого закона предоставила право региональным властям вводить должность Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Однако еще до появления этого закона были приняты законы о региональном Уполномоченном в Ре- спублике Башкирия (1996) и Свердловской области (1997 г.). В Липецкой области соответ- ствующий закон № 155-ОЗ был принят 27.08.2001, а в декабре того же года депутаты из- брали первого Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Таким образом, 2021 год – юбилейный в истории государственного правозащитного института Липецкой области. В последующие годы проходило совершенствование действующего законодательства: закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномо- ченных, усиление гарантии их независимости, повышение эффективности работы и взаи- модействия с органами публичной власти. Помимо этого, изменения в нормативных актах позволили также создать условия для повсеместного распространения данного института во всех российских регионах. Этот процесс завершился в 2016 году. Одновременно с этим практика показала, что для всех регионов страны необходим об- щий модельный федеральный закон об основах деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Этот вопрос неоднократно обсуждался региональными омбудсменами на Коорди- национных советах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, был подготовлен и рассмотрен ряд редакций законопроекта. Итогом этой работы стало создание 5 декабря 2016 г. Советом Федерации совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации рабочей группы по под- готовке проекта Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» с участием представителей профильного комитета Совета Федерации, рабочего Аппарата Уполномо- ченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам чело- века от 17 субъектов Российской Федерации. В Совете Федерации внимательно изучили предложения региональных уполномочен- ных и отметили, что многие из них заслуживают поддержки. В целом концепция законо- проекта была поддержана региональными Уполномоченными по правам человека и всеми органами государственной власти. В октябре 2018 года согласованный законопроект был внесен в Государственную Думу семью членами Совета Федерации. В марте 2020 г. Феде- ральный закон № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» был принят обеими палатами парламента и подписан Президентом РФ. С принятием нового закона региональные институты уполномоченных по правам че- ловека формируются и функционируют как единая система, но некоторые региональные особенности сохраняются. Законом расширен список субъектов, наделенных правом внести на рассмотрение кандидатуру на должность омбудсмена. Наряду с главой региона и законодательным орга- ном право участвовать в этом процессе теперь имеют органы местного самоуправления, некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке и осущест- вляющие свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иные органы и организации. Более точно прописан порядок согласования кандидатуры на должность региональ- ного омбудсмена с федеральным омбудсменом. В законе есть однозначное требование о том, что предложение о кандидатурах на должность омбудсмена в субъекте законодатель- ный орган последнего направляет федеральному омбудсмену до рассмотрения кандида- тур законодательным органом. Также в законе указаны определенные ограничения для принятия жалоб граждан. Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало из- вестно об их нарушении. Заявитель должен в обязательном порядке представить докумен- ты по тому вопросу, который он обжалует. Зарегистрировав поступление жалобы, Уполномоченный по правам человека при- нимает ее к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней, уведомив об этом заявителя. Региональные омбудсмены также получили право обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу. По результатам рассмотрения жалобы могут по своему усмотрению обратиться в соот- ветствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного и административного производства в отношении долж- ностных лиц государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях, действиях или бездействии которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина. Подтверждено право реагирования уполномоченными по правам человека в субъектах на сообщения в СМИ либо других источниках о массовых нарушениях прав человека. Установленная законом компетенция регионального Уполномоченного по правам человека предполагает его системное взаимодействие как с законодательными (предста- вительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и с федеральным омбудсменом, уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных орга- нов исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами обществен- ного контроля и иными государственными и общественными институтами. На основании принятых поправок соответствующие изменения в закон Липецкой обла- сти № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» были внесе- ны 22 декабря 2020 года Липецким областным Советом депутатов. Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 7-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz