Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Круг чтения 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 14 / 04 / 21 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ УСТУПАЕТ СВОИ ПРАВА ВЕРЕ В читываясь в приведенное высказывание, невольно представляешь изъеден- ный временем учебник научно- го атеизма, но вовсе не яркого лютеранского теолога Рудольфа Бультмана (1884—1976). В самом деле, разве может богослов сомневаться во все- могуществе Всевышнего, от- рицать Его чудеса? Или цитату Бультмана безжалостно вырва- ли из контекста, грубо исказив ее смысл? Приведенное выше высказывание вызывает много вопросов, но они развеются сами собой, стоит прочитать хотя бы пару страниц из трудов германского теолога. Новозаветную картину мира он называл мифической, а по- тому чуждой современному че- ловеку. В XX веке, настаивал Бультман, никто уже не считает, что мир поделен «на три этажа»: горний эмпирей, землю и цар- ство мертвых. Соответствен- но, «положен конец рассказам о схождении Христа в ад и Его вознесении на небо». Свою задачу теолог видел в том, чтобы «демифологизиро- вать» Новый Завет, освободить его от всего чудесного, что не поддается объяснению человече- ским разумом. Такая установка вызвала к жизни мощную волну отрицания, которая безжалостно смыла едва ли не все евангель- ские события и образы. В сухом остатке оказался скудный набор фактов о жизни «исторического Иисуса». Либеральная теология В разговоре, казалось бы, пора ставить жирную точку. Но сделать это сейчас, значит, не сказать главное. Дело в том, что Бультман принадлежал к тра- диции либерального богосло- вия, зародившейся в XIX веке в лютеранской среде. Задачи по- началу ставились благие: при- близить религию к современной науке. Однако профессора-тео- логи обращались с новозавет- ными текстами, подобно слону, забредшему в посудную лавку. Адольф Гарнак, например, пы- тался вернуться к подлинному христианству первых веков, не искаженному античным язы- чеством. Влияние древнегрече- ских философов и мистерий он пытался найти и в апостольских посланиях, и в творениях отцов церкви. Другим незаурядным пред- ставителем либеральной теоло- гии был АльбертШвейцер, стар- ший современник Бультмана. Талантливый философ и музы- кант, он на время оставил свои научные штудии, чтобы вы- учиться на врача. Затем на соб- ственные деньги построил боль- ницу в одной из африканских стран, где безвозмездно лечил местных жителей. Швейцер, несомненно, был выдающейся личностью, но его богословские идеи несли заряд огромной раз- рушительной силы. Невольно вспоминается зна- менитая фраза Федора Досто- евского о «горниле сомнений», через которое прошла его осан- на Христу. Чтение «Мистики апостола Павла», важнейшей работы Швейцера, в чем-то со- поставимо с теми духовными терзаниями, которые довелось пережить великому писателю. Толкуя библейские тексты, тео- лог попытался доказать читате- лю, что Христос был обычным человеком, а апостол Павел ждал его второго пришествия еще при своей жизни. Но надежды оказа- лись тщетными. Новая мифология Так что на фоне своего стар- шего современника Бультман предстает скорее не разруши- телем, а спасителем религии. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА БУЛЬТМАНА НАЧАЛСЯ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ПЕРЕЧЕРКНУВШЕЙ НАИВНУЮ ВЕРУ В ПРОГРЕСС И ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕЙСТВИЕ БОГА СКРЫТО ОТ ВСЯКОГО ВЗГЛЯДА, КРОМЕ ВЗГЛЯДА ВЕРЫ. ЛИШЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ ВИДНЫ КАЖДОМУ И ПОДДАЮТСЯ ПРОВЕРКЕ. А СКРЫТОЕ ДЕЙСТВИЕ БОГА ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ НАС Рудольф Бультман РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Либеральную теологию нередко критиковали русские религиозные мыслители. Вот наиболее интересные работы. Хомяков А.С. «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси». Булгаков С.Н. «О первохристианстве». Эрн В.Ф. «Методы исторического исследования и книга Гарнака «Сущность христианства». ИДЕИ БУЛЬТМАНА И МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ ПРИ ТОЛКОВАНИИ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ, ОКАЗАЛИ ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ НА МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА — КРУПНЕЙШЕГО ГЕРМАНСКОГО ФИЛОСОФА XX ВЕКА. МИФ О КЕРИГМЕ (БОЖЕСТВЕННОМ ПРОВОЗВЕСТИИ) СТАЛ НОВОЙ ТОЧКОЙ ОПОРЫ, НА КОТОРОЙ ГЕРМАНСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ ПОСТРОИЛ СВОЮ ТЕОЛОГИЮ. Жертвуя евангельскими чудеса- ми, он хотел сделать недосягае- мым для критических стрел то смысловое ядро, которое состав- ляет сущность христианства. Для его обозначения теолог исполь- зовал греческий термин «кериг- ма» — провозвестие, с которым Творец обратился к человечеству через книги Нового Завета. По- лученное людьми божественное откровение Бультман желал вы- разить на понятном современ- никам языке. Но его многолетние интел- лектуальные усилия привели к неожиданному финалу. Боже- ственное провозвестие в сочине- ниях Бультмана оказалось наде- лено яркими и сочными чертами на фоне потускневшего образа «исторического Иисуса». Разру- шая новозаветные мифы, теолог невольно создал свой миф о ке- ригме. Логичным итогом этого пути стал вопрос, а может ли хри- стианство вообще обойтись без Христа. Быть может, личность спасителя заменят философские сочинения Мартина Хайдеггера, прозревшего глубокие метафи- зические истины? И здесь Бульт- ман неожиданно изменил свое- му методу, написав, что смерть и воскресение Христа «не могут быть удостоверены мирскими средствами». Этот «парадокс», эта «вопиющая несообразность» преодолевается «не на путях фи- лософского диалога, а только в покоряющейся вере». Итог размышлений Бульт- мана весьма поучителен. Он наглядно продемонстрировал несостоятельность человеческо- го разума, притязающего своим аршином измерить сакральную сферу. А раз так, то под сомне- нием оказывается и сама либе- ральная теология. Чем интересен Бультман? Но интересно ли современ- ному российскому читателю керигматическое богословие Бультмана? Его рассуждения о демифологизации Нового За- вета ни в чем не убедят закоре- нелого атеиста, не заставят его по-новому взглянуть на окру- жающий мир со всеми его чу- десами и тайнами. Но и чело- веку, крепко стоящему в вере, протестантский теолог малоин- тересен. Ведь христианство не объяснить, опираясь только на плоский рассудок. Как, напри- мер, Бог мог сотворить мир «ex nihilo» (из небытия)? Ни физи- ка, ни философия не в силах ни доказать этот церковный догмат, ни опровергнуть. Здесь челове- ческий разум, расписавшись в своем бессилии, уступает свои права вере. И все-таки сочинениями Бультмана не стоит пренебре- гать. Хотя бы потому, что многие наши соотечественники искрен- не не понимают, почему Западу остается чуждой Россия. В 1990-е годы какие только уступки мы не делали ради того, чтобы ока- заться в «семье европейских народов», о чем в XIX веке меч- тал еще западник Чаадаев. Увы, надежды оказались тщетными. Приняв щедрые геополитиче- ские подарки, Запад резко охла- дел к нам. Так вот, сочинения Бульт- мана наглядно показывают, что у европейцев и вера другая, и Бог другой. Пусть и называют они его Христом, но смысл в это слово вкладывают совсем не тот. А религия, как в свое время писал еще философ Сергей Булгаков, и есть та «ду- шевная сердцевина», которая определяет духовный облик как отдельного человека, так и всего народа. Фото с сайта Postbarthian.com «НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СВЕТОМ И РАДИО, ПРИБЕГАТЬ В СЛУЧАЕ БОЛЕЗНИ К СОВРЕМЕННЫМ ЛЕКАРСТВЕННЫМ И КЛИНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВЕРИТЬ В НОВОЗАВЕТНЫЙ МИР ДУХОВ И ЧУДЕС». Сергей Кибальниченко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz