Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

— Разве были популярны церковные обряды в советское время? — Конечно, не были. Но, видимо, папа подумал, что хорошо будет для Ана- толия Андреевича, если он обретет себя в вере. Мой отец был глубоко верующим человеком. Не могу сказать, что он часто ходил в церковь, но у него был духовный наставник — отец Владимир. — Как он пришел к вере? — Тяжелейшие испытания выпали на его долю. Он прошел войну. Говорил, что было очень страшно: «Рядом погибали товарищи, однополчане, но я даже ни разу не был ранен. Быть может, Господь Бог специально охранял меня, чтобы я по- том мог создать роли, которые так нужны были зрителям?» — Он когда-нибудь сердился? Мог в воспитательных целях взять ремень в руки? — Папа был очень любящий, внима- тельный, заботливый, нои требовательный. Конечно, ремнемнас никогда не наказыва- ли, но если мы были не правы в чем-то, ослабевали в учебе — он был недоволен. Говорил: «Как же так? Так нельзя. Учеба — это очень важно, это самое важное». — Он желал, чтобы вы с братом стали актерами? —Мечтал об этом. Мой брат Филипп учился в Щукинском училище у велико- лепной Аллы Казанской. Она очень лю- била своих студентов. Иногда репетиции проходили у нее дома. Алла Александров- на пекла пироги, чтобы студенты могли еще и вкусно поесть. Брат вместе с отцом снимался в «Ма- леньких трагедиях» уМихаилаШвейцера. Я тоже работала вместе с ним в фильмах «Сердце не камень», «Дело» по Сухо- во-Кобылину. Но я не драматическая ак- триса. Окончила хореографическое учи- лище Большого театра. С детства обожала балет и мечтала танцевать. После окон- чания была принята в Большой театр. Но в какой-то момент начала набирать вес. —Что сказал папа? — Он был очень огорчен. Даже помо- гал мне похудеть. Вместе со мной садил- ся на диету. Мы подсчитывали калории, отказались от сладкого, мучного. Папа и так был очень стройный и высокий, но, чтобы мне помочь, еще похудел. — А он умел готовить? — Если было время, мог прекрасно чай заварить, приготовить омлет, пошин- ковать овощи на салат. О домашнем уюте и столе заботилась мама. Она велико- лепно готовила. Папа очень любил в ее исполнении даже самые обычные блю- да: щи, котлеты, отварную или жареную картошку. Он говорил: «Дружочек, все так вкусно. Приготовлено с любовью». Он не делал из еды культа. Следил за фи- зической формой, занимался спортом. —Как вам кажется, есть ли артист, рав- ный вашему отцу по таланту? —Я понимаю, что мой отец—один из величайших актеров, составивших славу русского кинематографа и театра. Но для меня равных ему актеров не существует. Мой папа — гений! Фото с сайта iz.ru Иннокентий Смоктуновский не любил вспоминать войну, готов был сидеть на диете ради дочери и страдал от голливудских условий Эльдара Рязанова. «ПАПЕ ОБЕЩАЛИ ГОЛЛИВУДСКИЕ УСЛОВИЯ» Интервью ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 №39 (26167) ОН ГОВОРИЛ, ЧТОАКТЕРУ НЕОБХОДИМЫ САМОДИСЦИПЛИНА И ПОЛНАЯ ГОТОВНОСТЬ. ПОМИМООТЛИЧНОГО ЗНАНИЯ ТЕКСТА, ЧТО САМО ПО СЕБЕ ЗАЛОГ УСПЕХА, НУЖНО ПЫТАТЬСЯ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ПЕРСОНАЖА. ВСЕГДА ИЗУЧАЛ ЛИТЕРАТУРУ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗА, ВНИКАЛ В СЦЕНАРИЙ, ПРОДУМЫВАЛ КОСТЮМ, ГРИМ Мария Смоктуновская Зоя Игумнова О б этом накануне 95-летия со дня рождения народного артиста СССР «Известиям» рассказала его дочь Мария Смоктуновская. Из провинции в «звезды» — Ваш отец прошел сложный путь. Он мог умереть в детстве от голода, погибнуть на фронте. О тяжелых моментах своей жиз- ни он часто вспоминал? — Папа нечасто погружался в воспо- минания. Иногда, когда было настрое- ние, мог что-то рассказать. В основном все время было посвящено творчеству и все устремления были в творчестве. — Народные артисты СССР Рим- ма Маркова и ее брат Леонид принима- ли активное участие в судьбе Иннокентия Смоктуновского. Говорят, они привезли его в Москву. Была такая история? — Римма и Леонид Марковы работа- ли в Театре Ленинского комсомола, во время отпуска приехали к своим родите- лям в Махачкалу, в «Ревизоре» увидели отца, игравшего Хлестакова. Пришли к нему и сказали: «Как замечательно вы иг- раете! Вам, конечно, имеет смысл попро- бовать свои силы в Москве». Главным режиссером Театра Ленинского комсо- мола тогда была Софья Гиацинтова, она и взяла его на небольшие роли. Заведую- щей пошивочным цехом в театре рабо- тала моя мама, замечательный художник по костюмам. Отцу для спектакля «Годы странствий» нужен был костюм танкиста. Чтобы подогнать его по фигуре, он обра- тился к маме, так они познакомились. Мама очаровала отца своей серьезно- стью. Полное имя мамы — Суламифь. Папа звал ее Соломка, Соломушка. Он рассказывал ей веселые истории, а когда было свободное время, они ходили обедать в столовую редакции «Известий». Она находилась рядом с театром. Отцу было 30 лет, когда они поженились. —Смоктуновский приехал в столицу из провинции. Если бы не череда судьбоносных встреч, смог бы он получить признание? — Смог бы. А судьбоносных встреч и правда было немало. Одна из портних в пошивочном цехе обшивала любимую всеми кинозвезду Марину Ладынину. Мама попросила коллегу, чтобы та по- могла папе с поиском постоянной рабо- ты. Супругом Марины Алексеевны был режиссер Иван Пырьев, в то время он директорствовал на «Мосфильме» и руко- водил Театром-студией киноактера. Марина Алексеевна поговорила с ним, и он назначил встречу папе. Иван Александрович расспрашивал отца о те- атрах, в которых тот работал, о ролях. А после написал письмо. Конверт папа дол- жен был отдать в Театр-студию киноак- тера. Приехав домой, родители пытались Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия». Смоктуновский в роли Владимира Ленина в картине «На одной планете» узнать, что же там в письме. На просвет смотрели, но ничего так и не прочли. С письмом папу приняли гораздо радуш- нее и зачислили в штат актером 3-й ка- тегории. Это уже была огромная победа, постоянная работа, гастроли. «Глаза Мышкина» —Наверняка появилось и кино? — Он стал сниматься на «Мосфиль- ме». Его заметил Георгий Александрович Товстоногов. Тогда он собирался ставить в БДТ «Идиота» Достоевского и искал исполнителя на главную роль. И, каза- лось, уже нашел своего Мышкина, но этот актер не смог продолжить репети- ции. Судьбу папы решила роль Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Отец играл человека, кото- рый попал на войну, но по призванию не воин, но тем не менее воюет, сражается вместе со всеми. Георгий Александрович посмотрел этот фильм и через некоторое время на одной из репетиций вдруг воскликнул: «Глаза! У этого актера… Как его фами- лия, не могу никак вспомнить... Смокту- новский! Играет Фарбера. У него глаза Мышкина!» — Мышкин принес грандиозный успех Смоктуновскому. Это тот случай, когда за работой на сцене пришло признание в кино? — Папа стал работать на «Ленфиль- ме». Снялся у Ромма в картине «Девять дней одного года», у Козинцева в «Гам- лете», у Кулиджанова в «Преступлении и наказании». Тогда же Эльдар Рязанов пригласил его на роль Юрия Деточкина в комедию «Берегись автомобиля». Отец в то время играл Ленина в фильме «На одной планете». Сложные съемки, пла- стический грим, съемочный день по 13-14 часов. На пробы в Москву он не успевал. Но режиссер был уверен, что Деточкина должен играть именно Смоктуновский. Собрал делегацию и приехал на «Лен- фильм» снимать пробы. — Судя по всему, пробы удались? — Да, но роль Ленина оказалась для отца очень тяжелой. Переутомле- ние, гипотония. Папа написал Эльдару Александровичу: «Не смогу участвовать в фильме. Врачи настаивают на длительном отдыхе». Рязанов вновь приехал в Ленин- град, пообещал: «Создадим голливудские условия». Что уж он подразумевал, неиз- вестно. Только папа рассказывал, что сни- мался он и в выходные, и ночью, и когда не работала аппаратура. Все в группе по- нимали, что это вызвано «голливудскими условиями Смоктуновского». И будучи солидарными с несчастными заокеански- ми коллегами, терпели и не роптали. Были и бонусы. Эльдар Александрович дал папе инструктора, и тот научил его во- дить машину. После папа получил права. — Вы видели работу отца над ролями. Как это было? —Он говорил, что актеру необходимы самодисциплина и полная готовность. Помимо отличного знания текста, что само по себе залог успеха, нужно пытать- ся прожить жизнь персонажа. Всегда изу- чал литературу по истории образа, вникал в сценарий, продумывал костюм, грим. Когда он играл Петра Ильича Чай­ ковского, то по сюжету должен был ди- рижировать симфоническим оркестром. И чтобы быть достоверным, обратился к Юрию Темирканову с просьбой дать несколько уроков. После того как была снята сцена, оркестр стоя аплодировал папе. Силу давала вера — Понятно, что завистников у таких людей не счесть. А друзей было много? — Были актеры — те, с кем он рабо- тал. Другом он называл замечательного писателя Анатолия Андреевича Кима. Он писал повести, рассказы, но не мог их опубликовать. Рассказал об этом папе, тот пошел в редакцию, и через некоторое время рукопись увидела свет. В какой-то момент папа предложил ему креститься. Он как раз планировал от- вести в храммоего братаФилиппа. Недав- но вышла книга Анатолия Кима «Гений», в которой он рассказал об этой истории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz