Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Образование 5 01 / 04 /20 Победитель городского конкурса «Учитель года» Екатерина Ефимова продолжает династию преподавателей английского языка. Ольга Шкатова ТАКОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ENGLISH Е ще когда училась в Липецком го- сударственном педагогическом университете имени П.П. Семено- ва-Тян-Шанского, она преподавала в од- ном из городских досугово-образователь- ных центров. После работала в родном вузе и Липецком филиале Нижегородкого лингвистического универститета име- ни Н.А. Добролюбова. Но всегда хотела учить детей. Мечта начала сбываться три года назад в липецкой школе № 29 «Уни- верситетская». Профессия без вариантов На городской конкурс «Учитель года» Екатерина Ефимова вышла, имея десяти- летний опыт работы в сфере образования и пример родителей, вузовских препода- вателей, разработчиков методик и авто- ров учебников. Ее дедушка, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук Ефим Пассов занимался теорией и технологией иноязычного образования. В свое время он создал в ЛГПИ кафедру методики обучения иностранным язы- кам, преобразованную позже в кафедру профессиональной подготовки учителя, и Межвузовский центр коммуникативного обученияиноязычнойкультуре(позднее— Российский центр иноязычного образо- вания). — Выбор профессии был без вариан- тов: все предполагали, что я поступлю на иняз. Но я не хотела, чтобы меня посто- янно контролировали, поэтому выбрала филологический факультет с английским языком, — рассказывает Екатерина Вла- димировна. — Я всегда хотела стать учи- телем, но сомневалась в выборе направле- ния. Потом поняла, что филологическое образование расширяет мировоззрение, дает дополнительные бонусы, в том числе и для преподавания английского языка. Объяснение материала удается легче и интереснее, потому что я знаю тонкости того или иного явления в русском языке, а значит, могу объяснить и на английском. Важно помочь детям начать мыслить на иностранном языке. Что-то свое На своих уроках Екатерина Влади- мировна использует интересные способы и подходы к процессу запоминания ино- странных слов. — Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учителя иностранного языка на то, что- бы он обращал внимание на формиро- вание иноязычной коммуникативной компетенции. Об этом, кстати, говорил и Ефим Израилевич Пассов. Технология коммуникативного иноязычного образо- вания — это то, чем пользуются все учи- теля иностранного языка, — рассуждает Екатерина Ефимова считает, что для работы в школе нужны железный характер и прекрасное чувство юмора. НЕВАЖНО, ЧТО КТО-ТО УЧИТСЯ ЛУЧШЕ ТЕБЯ, ГЛАВНОЕ, ЧТО ТЫ РАСТЕШЬ НАД СОБОЙ, СТАНОВИШЬСЯ НА СТУПЕНЕЧКУ ВЫШЕ. Екатерина Ефимова педагог. — Но я на своих уроках исполь- зую как достижения отечественной ди- дактики и методики, так и разработки зарубежных педагогов. Получается любо- пытный сплав и что-то свое, интересное, вырисовывается. Главным на занятиях остается формирование речевой компе- тенции учащихся. Готовясь к выпускным экзаменам, дети учатся решать тестовые задания. Но научиться справляться с тестами — наша минимальная задача. Это придет в процессе живого общения. Здесь как замотивируешь. Дети по-разному относятся к анг лийскому. Одни не понимают, зачем ну- жен иностранный язык. У других был неудачный опыт в его изучении. Третьи когда-то не поняли тему и накопили незнание. Те, кому очень интересно, до всего докапываются, приходят на допол- нительные занятия. Ребятам особенно нравятся «круглые столы», дискуссии, то есть необычные уроки, на которых мы можем что-то обсуждать и делиться минениями. Когда тепло, мы выходим на улицу и «вписываемся» в окружаю- щую среду. В нашей школе планируют сделать кабинет, где будут мягкие пуфики и обстановка, располагающая к неприну- жденному общению. В такой атмосфере можно, например, посмотреть отрывок интересного фильма и обсудить его на иностранном языке. Классная мама Екатерина Владимировна счи- тает, что работать в школе и не быть классным руководителем — то же, что приехать в лагерь и не быть вожатой. У нее под началом восьмиклассники. Справляться с ними помогает и ее же- лезный характер, и прекрасное чувство юмора. — Когда я решила пойти работать в школу, мне не советовали брать класс- ное руководство, потому что это допол- нительная нагрузка. Но ради нее я и пришла в школу, — признается она. — Важно стать другом для детей. В наш век, когда информацию можно добыть где угодно и ничего особенного, по сути, делать для этого не надо, учитель ретранслятором знаний уже не являет- ся. В первую очередь мы наставники, товарищи. Дети порой рассказывают мне то, о чем не решаются говорить с родителями. В такие моменты я ду- маю, что не зря работаю в школе. Когда они рисуют или делают что-то для тебя своими руками, испытываешь глубокое удовлетворение. Понятно, что и нервы для этой работы нужны крепкие, и вре- мени она много отнимает, и сил на нее уходит немало. Но все не зря, когда есть отдача, и ты видишь на уроке горящие глаза. Работа в команде По натуре Екатерина Владимировна человек творческий. Долго занималась танцами, была хореографом студенче- ского клуба и организатором вузовских мероприятий и студенческих конкурсов. — В школе мне дали возможность не только быть учителем, но и выступать в качестве сценариста, режиссера, хо- реографа, доверив важную часть воспи- тательной работы, — продолжает педа- гог. — Я сама училась у замечательных учителей в 12-й гимназии и очень ценю это. В 29-й школе была инновационная площадка «Средства преодоления труд- ностей перехода на ФГОС в иноязычном образовании», и я знала об этом, пото- му что следила за новостями в системе образования. Эта школа всегда была на слуху. Я смотрела, какие проекты реа- лизуют здесь учителя. Мне захотелось работать в их команде. В этом коллек- тиве ты чувствуешь себя на своем ме- сте. Это общеизвестно: если ты отдаешь, еще больше приобретаешь. По такому принципу живут учителя в нашей школе. В полной мере я ощутила это в период подготовки к конкурсу. Раньше всегда я помогала другим, а в этой ситуации все поддерживали меня, и я поняла, что есть настоящая взаимовыручка, что в друж- ном коллективе можно рассчитывать не только на себя. Когда я окунулась в конкурс, ока- залось, что надо жить в постоянном цейтноте, когда нет времени, а потом и сил. Именно поэтому мои соперни- ки, учителя липецких школ, вызывают глубокое уважение. Соперничество для меня — возможность выйти на новый уровень, превзойти собственный хоро- ший результат. Кстати, я и детей всегда оцениваю таким образом. Неважно, что кто-то учится лучше тебя, главное, что ты растешь над собой, становишься на ступенечку выше. По мнению Екатерины Владимиров- ны, это лишь кажется, что конкурс — твое личное испытание. На самом деле педагог не должен подвести свою школу, коллектив, который ему помогал. — Я почувствовала удовлетворение, когда выиграла городской этап. Несмот- ря на это, мне кажется, что можно было сделать еще больше, — анализирует свою работу учитель. Иногда я волнуюсь перед уроком. Но рядом с детьми это прохо- дит. На занятии я как будто погружаюсь в другой мир. Когда шел урок в незнако- мом классе в 59-й школе, я забыла, что на нем присутствуют тридцать членов жюри. Была важна связь с детьми, отдача. Я ее почувствовала. Увлеченная работой с детьми, Екате- рина Владимировна не строит далеких перспектив, но мечтает одержать победу в областном этапе профессионального конкурса «Учитель года», пока отложен- ном из-за карантина. — Для меня это очень важно. Если ты растешь, развиваешься, приходит чувство самоудовлетворения. А если че- ловек удовлетворен и счастлив, значит, вокруг него тоже все счастливы, — убе- ждена она. — Потому что он готов этим делиться. Фото Павла Острякова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz