Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Профессионалы 4 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №5 (26133) В стречая юбилей в кругу друзей и близких, худо- жественный руководитель Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого с удоволь- ствием вспоминает родной Се- веродонецк в Луганской обла- сти. Там он играл в школьном театральном кружке, окончил музыкальную школу по клас- су баяна, участвовал в команде КВН Коммунарского горно-ме- таллургического института, пел в ансамбле «Огонек», который стал дипломантом популярно- го в советское время конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Выбрал город металлургов Творчество в итоге взяло верх, и Кравченко поменял тех- нический вуз на культпросвет училище. А после службы в армии поступил на актерское отделение Воронежского го- сударственного института ис- кусств. «Сказки старого Арбата» — этот спектакль буквально заво- рожил Владимира Кравченко. Его покорила игра Михаила Со- болева и Георгия Бессчетнова, и он влюбился в Липецкий драма- тический театр, переживавший в начале 80-х прошлого века настоящий подъем. В 1982 году Кравченко поступил в липецкую труппу, выбрав для жизни город металлургов, откуда родом была его супруга Тамара. В институте он возглавлял комсомольскую организацию театрального факультета. Его лидерские качества проявились и в театре. Через несколько лет Кравченко назначили дирек- тором-распорядителем. Много позже он стал директором Ли- пецкого муниципального театра, открывшегося в ДК «Сокол», а затем первым заместителем на- чальника регионального управ- ления культуры. При этом пере- рыва в работе на сцене не было. — Я уходил, когда понимал, что дальше так нельзя жить, что расти больше некуда. Понимал, что достиг потолка и больше уже ничего не могу дать тому же муниципальному театру, — признается Владимир Алек сандрович. Мыслить масштабно Сегодня он руководит твор- ческим процессом в театре, для которого вместе с коллективом добивался звания академическо- го и права носить имя великого русского писателя Л.Н. Тол- стого. Выстраивая репертуар- ную политику, худрук старается мыслить масштабно и улавли- вать процессы, происходящие не только в сфере культуры, но и в обществе в целом. —Нас окружает агрессивная среда: фейковые новости в Ин- тернете, по телевидению, в пе- чатных изданиях. К сожалению, сегодня у нас нет определенной глобальной цели, которую по- ставило бы государство. Рань- ше мы строили светлое будущее коллективно, всей страной. В 90-е годы в сознании наших людей произошла подмена идеалов, и на других примерах выросло новое поколение рос- сиян. На первом месте теперь не коллективизм, а индивидуа- лизм, не добро и взаимовыруч- ка, а стяжательство, расталкива- ние локтями, достижение своей цели несмотря ни на что. Вместе с тем идет поклонение всему западному и американскому. Но нации и народы отличают- ся друг от друга языком, верой, культурой и историей. Они сохраняются благодаря своим традициям. Одна из наших ис- конных — театр, в основе ко- торого русская школа пережи- вания, — рассуждает Владимир Кравченко. — Нынешнее вре- мя диктует совершенно другой подход и к театру. Он пробует новые формы, стремится осва- ивать новое пространство. Это привлекает к нам молодого зри- теля. Но главные его функции — просвещать и воспитывать — остаются. Нравоучения никто не воспринимает. Надо очень тонко подводить зрителя к тому, что правильно. Важно, чтобы люди не только смеялись. Хотя и это надо. Не зря мы сравнива- ем репертуар со слоеным пиро- гом. Надо соблюдать баланс. Да, у нас академический театр, и мы должны показывать примеры высокого искусства. Но невоз- можно ставить только классику. У театра есть и еще одна задача: сюда многие приходят отдох- нуть. Тем более что и комедия может воспитывать. В команде — сила По словам Владимира Алек- сандровича, в театре собралась очень творческая, работоспособ- ная команда. В большинстве случаев не яркая одаренная лич- ность решает все, а именно кол- лектив. — Главный наш продукт — это спектакль. Для его создания всегда собирается команда, от слаженной работы и сыгранно- сти которой зависит качество постановки. Зрители в зале ви- дят результат, а весь вложенный в него труд остается за кулисами, — рассказывает худрук. — Неве- роятно сложно быть руководи- телем и выходить в спектаклях наравне со всеми актерами в качестве партнера. Этот баланс тяжело сохранять, потому что на- ступает двойная ответственность. Я должен подавать пример не только в кабинете, но и на сцене, в плане той же дисциплины. По правилам в нашем театре актер приходит в театр за полчаса до спектакля. Был момент, когда я пытался сократить время перед выходом на сцену до десяти ми- нут и понял, что это неправиль- но. Это вредит актерскому делу. Конечно, я готовлюсь к каждому спектаклю, повторяю текст и на- страиваюсь на действие. Выходя на сцену, я должен отдаваться роли на все двести процентов. Все мы ходим под Богом. Я по- нимаю, что 65 лет для мужчины хороший возраст, но не расцвет его сил. Уже понимаешь, сколь- ко ролей мог бы сыграть, но уже никогда не сыграешь. Это единственное, о чем я жалею. Но той единственной, заветной не- сыгранной роли нет. Я никогда не отказывался ни от чего. Когда надо было, я пел, танцевал, играл на гитаре и даже на скрипке. Это было в спектакле «Дебют». При- шлось брать уроки у жены. Она профессиональная скрипачка. Вместо послесловия Сегодня в репертуаре Вла- димира Кравченко ролей не так много. — Если я получу роль, а ря- дом со мной такого же амплуа или возраста коллега останется невостребованным, это будет неправильно, — считает он. — Я лучше уступлю кому-то другому возможность раскрыться в роли. Очень жалко, но так складывает- ся в театре, что актеры, которым за шестьдесят, заняты в репер- туаре мало. Но я по-прежнему с удовольствием выхожу на сцену. Толстой сказал: «Делай что долж- но, и будь что будет». А я добавил: делай что должно с любовью, и будь что будет. Фото Павла Острякова В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ ЯРКАЯ ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ РЕШАЕТ ВСЕ, А ИМЕННО КОМАНДА. ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖНО С ЛЮБОВЬЮ Сцена из спектакля «Бешеные деньги» А. Островского Сцена из спектакля «Чума на оба ваши дома» Г. Горина Ольга Шкатова Заслуженный артист России Владимир Кравченко отмечает 65-летие. Без малого 40 лет его творческая судьба неразрывно связана с липецкой сценой, где сыграно около 90 ролей. Почти все это время он успешно совмещает актерскую работу с административной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz