Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Шахматный клуб 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 25 / 03 / 20 КОМПЬЮТЕР МЕНЯЕТ ПРАВИЛА О влиянии компьютерной революции на шахматы наглядно свидетельствует тот факт, что она повлекла за собой изменение турнирных правил. Хотя было и обратное воздействие, в середине XX века древняя игра способствовала развитию кибернетики. Сергей Кибальниченко Т рудно поверить, но в середине про- шлого века велась напряженная дискуссия, сможет ли машина за шахматной доской победить человека. В то время в такую перспективу не ве- рили даже светила зарождавшейся тогда кибернетики. Первым, кто предсказал победу искусственного интеллекта, был пятикратный чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник (1911—1995). Причем он не ограничился прогнозами, но сам взялся создать программу, названную впоследствии «Пионер». Чемпионское упорство В СССР профессиональных спорт- сменов не было, потому патриарх совет- ских шахмат был еще и доктором тех- нических наук. Сегодня о «Пионере», созданном под его руководством, выска- зываются разноречивые мнения. Бот- винника обвиняют в том, что он упорно пытался разработать программу, ориен- тированную на человеческое мышление. Гроссмейстер ведь не перебирает в голове все возможные ходы. Полагаясь на опыт и интуицию, он намечает два-три возмож- ных продолжения и мысленно «прокру- чивает» предположительные сценарии игры. Итогом этой работы становится сильный ход, преследующий определен- ные стратегические цели. Предложенный Ботвинником алго- ритм неплохо зарекомендовал себя в… экономике. «Пионер» делал вычисления для народного хозяйства, но играющей шахматной программой так и не стал. Чего не смог гроссмейстер За рубежом предпочтение отдали «машинному» алгоритму, когда компью- терная программа перебирает все воз- можные ходы, шаг за шагом углубляя анализ. В ходе этой работы искусствен- ный интеллект становился все сильнее и сильнее. В конце 80-х годов обыгрывать гроссмейстеров компьютер пока не мог, но свое превосходство над человеком продемонстрировал в эндшпиле. Так на шахматном языке называется финальная часть партии, когда на доске остается не- большое число фигур. Традиционно считалось, что король с ладьей и слоном побеждают короля и ладью только в тех редких случаях, когда фигуры слабейшей стороны расположе- ны крайне неудачно. Когда же к анализу таких позиций привлекли компьютерные программы, они нашли путь к выигрышу. Столь неожиданные результаты вынудили ФИДЕ пересмотреть турнирные правила, позволяющие судье фиксировать ничью, если на шахматной доске долгое время не было ни взятия, ни хода пешкой. Подобные ограничения нужны для того, чтобы избежать искусственного за- тягивания партии, когда один из игроков, не находя путь к победе, пытается взять противника измором. Сильнейшей сторо- не по правилам дается 50 ходов, чтобы вы- играть партию. Но когда ладья со слоном борется против ладьи, этого оказалось не достаточно. В итоге время игры в таком эндшпиле продлили с 50 до 75 ходов. В турнирной практике уже были слу- чаи, когда гроссмейстер не смог восполь- зоваться предоставленной возможно- стью. Умом он понимал, что должен вы- играть, но правильный путь не находил. Словом, компьютер доказал свое превос- ходство над человеком. Поверженный чемпион В начале 90-х годов сложилось устой- чивое мнение, чтошахматные программы прекрасно просчитывают тактические по- зиции. Компьютер буквально за несколь- ко секунд находит комбинационный удар, позволяющий за пожертвованную фигу- ру получить сильнейшую атаку. Но там, где требуется позиционная игра, робот бессилен. Возможно, так оно и было, но программисты не сидели без дела. Михаил Ботвинник Гарри Каспаров играет в шахматы с компьютером DeepBlue от IBM Сложившийся стереотип опроверг суперкомпьютер Deep Blue, созданный корпорацией IBM. В 1997 году он вы- играл матч из шести партий у сильнейше- го шахматиста планеты Гарри Каспарова. Накануне решающего поединка счет был равный. Причем в последних трех парти- ях чемпион мира получал выигрышные позиции, но робот всякий раз усколь- зал от поражения. В последнем поединке Каспаров неожиданно выбрал защиту Каро-Канн, которую никогда до этого не играл черными. DEEP BLUE — КАСПАРОВ 1.е4 с6 2.d4 d5 3.Kc3 dxe4 4.Kxe4 Kd7 5.Kg5 Kgf6 6.Cd3 e6. 7.K1f3. Возникла известная позиция, кото- рую Каспаров несколько раз играл бе- лыми против Анатолия Карпова, своего давнего соперника по матчам за мировую шахматную корону. Черные неизменно отвечали 7…Сd6 8.Фе2 h6 9.Ke4. Однако Каспаров выбрал крайне сомнительный ход, позволяющий белым развить стре- мительную атаку на застрявшего в центре доски короля. 7…h6? 8.Kxe6! После партии Каспаров объяснил свой выбор тем, что не ожидал от маши- ны позиционной жертвы фигуры. Ведь конь отдается только за пешку. Бытует и прозаическая версия, что чемпион мира из-за накопившейся усталости попросту перепутал ходы, посчитав, что черный слон уже стоит на d6. Но признаться в этом не захотел. 8…Фе7 9.0-0 fxe6 10.Cg6+ Крd8 11.Cf4. В том-то все и дело, что при слоне на d6 черный король спокойно отходит на f8, а у белого слона нет стоянки на f4. Так что при правильном порядке ходов жерт- ва коня некорректна. Теперь же белые получают за легкую фигуру сильнейшую инициативу. 11…b5. С этим выпадом Каспаров связывал особые надежды. Он обеспечивает коню стоянку на d5, препятствуя ходу с2-с4. Но робот находит эффектный ответ, развали- вающий ферзевый фланг черных. 12.а4! Сb7 13.Лe1 Kd5 14.Cg3 Крс8 15.axb5 cxb5 16.Фd3 Cc6. 17.Cf5 exf5. Не спасает и 17…Кс7 18.Сxc7 Kрxc7 19.Лxe6 Фd8 20.Фc3 Cd6. 21.Ce4. Пози- ция черных разваливается как карточный домик. 18.Лxe7 Cxe7. 19.c4. Формально на доске материальное ра- венство, но позиция черных безнадежна. Можно сыграть 19…bxc4 20.Фxc4 Kb4. Но белые нападают на слона, защищающего коня на поле b4. 21.Ле1 Ле8 22.Сd6. Ка- споров предпочел до этой позиции дело не доводить. Черные сдались. После этого матча еще много было споров о том, что чемпион мира играл не в полную силу. Обсуждался и его стран- ный ход в последней партии матча. Но надо учесть, что по современным меркам программное обеспечение суперкомпью- тера Deep Blue безнадежно устарело. Если бы на таком мощном «железе» была уста- новлена программа Stockfish, то у Каспа- рова вообще не было никаких шансов. Революция продолжается После победы робота над чемпионом мира, компьютеры все активнее стали привлекаться для анализа ключевых де- бютных позиций. Но настоящий перево- рот произошел в заочных шахматах, где игроки обмениваются ходами по почте. На рубеже XX—XXI веков те, кто успел обзавестись компьютерами, начали в одни ворота обыгрывать тех, кто продолжал иг- рать по старинке. Последним из могикан был Михаил Уманский, который в 1998 году стал тринадцатым чемпионом мира по заочнымшахматам. Имеяживой анали- тический ум, он принципиально не поль- зовался компьютером. Но в 2000-е годы Уманский проиграл белыми партию Рону Лангевельду. Это знаковое событие зна- меновало собой окончательный закат эры докомпьютерных шахмат. Вскоре канула в лету и игра по почте. Теперь практически все соревнования проводятся на сервере международной федерации заочных шах- мат. А почтовые турниры организуются лишь как дань многолетней традиции. Справедливости ради стоит сказать несколько слов о влиянии шахмат на ки- бернетику. В становлении этой науки они сыграли ту же роль, что и муха дрозофи- ла в развитии генетики. По признанию ученых, шахматы являются идеальной моделью для исследования сложных за- дач, включающих в себя десятки возмож- ностей. Так что наработки, полученные в ходе шахматного программирования, использовались затем для создания более сложных компьютерных моделей. Фото с сайта twitter.com

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz