Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

МЫЛОВАРЫ ГОСПОДИНА ЭРНСТА Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 №35 (26163) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» В пятый, если не в десятый раз за день в эфире зазвучало: «Ты моя мелодия, я твой преданный Ор- фей». И тут меня уже покоробило: ну, нельзя, ребята, использовать прекрасную песню так же, как назойливую рекламу мираторговских пельменей. И дело не спасает даже обволакивающий, дивный магомаевский баритон. Этот гламурный, гламурный Муслим Память о певце оказалась беззащитна перед амбициозными планами Констан- тина Эрнста и его команды. Думаю, на ТВ отдавали себе отчет: снимавшийся шесть лет байопик о Магомаеве катастрофиче- ски не удался. И решили подогреть к нему интерес. Извлекли из запасников давние записи концертов и ток-шоу, посвящен- ных певцу, показывали их в субботний день с утра до вечера, прерываясь, разве что, на новости о коронавирусе. Многочисленные друзья, родствен- ники, поклонники Магомаева повторя- ли одни и те же восторженные эпитеты, вспоминали одни и те же или очень по- хожие эпизоды из жизни артиста. Не со- мневаюсь: все говорили искренне. Но подобная концентрация восхищения пре- вышала любые пределы и навевала скуку. Демьянова уха кипела вовсю. И потчева- ли ею зрителей не радушно, а настырно, в точности, как в басне Крылова. Однако «День Муслима Магомаева» произвел обратный эффект. Нагляднее стало абсолютное несовпадение гламур- ного красавца из сериала с реальным Магомаевым. Бикович был безупречно элегантен, статуарен, холоден, если не сказать, заморожен. А в документальных фрагментах угадывался человек страст- ный, своенравный, рисковый. Между персонажем, которого почему-то назвали Магомаевым, и любимцем нескольких поколений советских людей точек сопри- косновения не обнаруживалось. Наверное, МилошБикович мог иначе сыграть эту роль. Но при условии, что она была бы для него написана профессио- налами, а не ремесленниками. Если бы сценаристышли от личностиМагомаева, а не воспроизводили допотопные голли- вудские стереотипы. Если бы режиссеры не эксплуатировали банальные приемы заурядных любовных мелодрам. Сюжет держится на двух опорах. Пер- вая: роман Магомаева и Тамары Синяв- ской. Он напоминает — не смейтесь! — сказку «Журавль и Цапля». То он звонит ей, а она не может подойти к телефону, потому что рядом муж. То она слышит в трубке голос соперницы. Они встречают- ся, вот-вот должны объясниться, но все что-то мешает. То есть каноны «мыльной оперы» соблюдаются неукоснительно. Вторая линия — завистники, недобро- желатели, подковерные интриги. Это мы тоже видели в бесчисленных биографи­ ческих лентах. Но с маленькой поправ- кой: недруги Магомаева — нечистые на руку партийные деятели, какие-то кагэбэ- шники. Им почему-то позарез нужно, чтобы герой эмигрировал из СССР. Они хотят подвести его под уголовную ста- тью. Без материнской заботы министра культуры Фурцевой, без отеческого по- кровительства Гейдара Алиева быть бы бедному певцу невозвращенцем или оби- тателем каталажки. Обе линии на 99 процентов придума- ны драматургами. Режиссеры не скры- вают: ну, неинтересная жизнь у Маго- маева. Пел себе, чудак, и пел. На прави- тельственных концертах в Москве, Баку, Милане, Париже. И никаких вам кон- фликтов, никакого драматизма. Потому и пришлось сочинять и то, и другое. Отдельная тема — окружение Ма- гомаева. Сериал переполнен безлики- ми, неподдающимися идентификации персонажами. После заключительной восьмой серии заглядываю в пере- чень действующих лиц и удивляюсь: быстренько мелькнувший на втором плане стертый, невзрачный дяденька, оказывается, Роберт Рождественский. А другой, столь же не запоминающий- ся, — Арно Бабаджанян. Некоторые знаменитости вообще фигурируют под чужими именами. Ту же песню «Ты моя мелодия» артисту преподносят компо- зитор Анна и поэт Александр. А мы-то с вами столько времени пребывали в заблуждении, что ее авторы Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Собственно с «Магомаевым» сложи- лась знакомая ситуация. Байопики рос- сийского розлива провоцируют скандалы и скандальчики. Демонстрация сериала «Жуков» возмутила потомков маршала, оскорбленных обилием вранья. А теперь родные Магомаева говорят о беспардон- ном произволе телевизионщиков. Шесть лет возились с этим «мылом» мыловары Первого канала. Нового, ори- гинального рецепта, впрочем, они не изобрели. Взяли старый. Толика недо- стоверных коллизий и подробностей. Толика антисоветчины с намеком чуть ли не на диссидентство главного героя. И много-много сладкого гламура — ин- терьеры, платья, костюмы, прически, макияж. Все, как нравилось Победо- носикову из «Бани» Маяковского: сде- лайте мне красиво. Сделали. Получилось не столько красиво, сколько вяло. Са- лонная эстетика и минимум динамики, энергетики. Сериал не состоялся даже как зрелище. Осторожно: байопик! Вы не задавались вопросом: отчего в России кинематографисты и телеви- зионщики с готовностью приняли аме- риканский термин «байопик»? Да, для вестерна или мюзикла в русском лексико- не аналога нет. Это сугубо голливудские жанры. Но байопик, господа.Ведь тут до- словный перевод очевиден — биографи- ческий фильм. Чего ради, по выражению средневе- кового философа, понадобилось мно- жить сущности, а заодно и понятия, сверх необходимого? Неужто до начавшейся в 90-е годы экспансии Голливуда на про- сторы России у нас не было кинобиогра- фий? Между прочим, «Чапаев» входил в перечень лучших фильмов всех времен и народов. Мировой классикой признаны «Иван Грозный» и «Андрей Рублев». Да и уж, простите великодушно, дилогия Михаила Ромма о Ленине на десятилетия вперед определила представление о вожде революции и в Советском Союзе, и за рубежом. До сих пор потрясает шедевр Марка Донского «Детство Горького». От- лично смотрятся картины об Александре Невском и Чайковском, Тарасе Шевчен- ко и Щорсе, физиологе Павлове и физи- ке-атомщике Курчатове. Да как же мы ухитрились все это на- снимать, не зная роскошного слова «бай- опик», которое привело бы в экстаз саму Фиму Собак! И все-таки наши биографические фильмы отличаются от американских байопиков. Голливуд интересуют истории успеха, богатства, славы, осуществления «американской мечты». Кто был ничем, становится всем. Президентом, звездою Бродвея, выдающимся спортсменом. У нас дело обстояло иначе. Наши экранные биографии — это драматиче- ский поиск смысла жизни, поиск правды и справедливости. Это истории служения, а не карьеры. Так было. А потом мы от- реклись от своего видения достоинства и масштаба личности. И пошло, поехало. Сегодня мы радуемся даже средненькой «Легенде №17». А уж на ТВ сплошь байо- пики. То про Серову и Симонова, то про Орлову и Александрова. И все они заняты исключительно собой. А мы, зрители, должны следить только за их романами и отнюдь не самыми благородными по- ступками, спорить о том, похожи они на свои прототипы или не похожи. Здесь уместно напомнить о реакции сына Чапаева на первые кадры леген- дарного фильма с Борисом Бабочкиным: «Отец был щеголем и красивым, а Ба- бочкин не щеголь и не красив». Но вот фильм закончился, в зале зажегся свет, и Чапаев-младший тихо сказал: «Да, это мой отец». Есть что-то неизмеримо более ценное, чем внешнее сходство. Великий р ежиссер Александр Довженко о том же «Чапаеве» написал: «Имя, фамилия, оригинал и образ сли- лись воедино». Чтобы достичь такого сли- яния, помимо таланта и мастерства нужна не забота о рейтинге, а ответственность перед памятью о герое. Она-то и утра- чена нами, господа. Ею наши мыловары расплатились за усердное подражание Голливуду. Фото с сайта tvkultura.ru Мои заметки о сериале «Магомаев» публикуются в том же номере газеты, что и беседа с исполнителем главной роли в очередном эпохальном проекте Первого канала Милошем Биковичем. Естественно, рассказ актера и мнение зрителя могут не совпадать. Ничего страшного. Такое торжество плюрализма отвечает духу времени. И у читателя есть стопроцентное право встать на сторону кинозвезды или журналиста, а то и поспорить и с тем, и с другим. НЕУЖТОДОНАЧАВШЕЙСЯ В 90-Е ГОДЫЭКСПАНСИИ ГОЛЛИВУДА НАПРОСТОРЫРОССИИУНАСНЕ БЫЛО КИНОБИОГРАФИЙ? МИРОВОЙ КЛАССИКОЙПРИЗНАНЫ«ИВАН ГРОЗНЫЙ», «ЧАПАЕВ»И«АНДРЕЙ РУБЛЕВ». ДОСИХ ПОР ПОТРЯСАЕТ ШЕДЕВРМАРКАДОНСКОГО«ДЕТСТВО ГОРЬКОГО». ОТЛИЧНОСМОТРЯТСЯ КАРТИНЫОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ ИЧАЙКОВСКОМ, ТАРАСЕШЕВЧЕНКО ИЩОРСЕ, ФИЗИОЛОГЕ ПАВЛОВЕ И ФИЗИКЕ-АТОМЩИКЕ КУРЧАТОВЕ Кадр из фильма «Чапаев». 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz