Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Душевно ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 №35 (26163) В первые на сцене Липецко- го государственного ака- демического театра драмы имени Л.Н. Толстого, в котором Татьяна Алексеевна прослужи- ла почти четверть века, зрите- ли увидели ее в роли Виктоши в спектакле «Сказки старого Арбата» в постановке Владими- ра Пахомова. Позади остались пять лет работы в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова, где встретила она мужа, будущего народного артиста России, лауреата Госу- дарственной премии Михаила Янко. Под знаком Чехова С тех пор все вместе: растили дочь и сына, учили роли, погру- жались в Чехова. — Когда мы начали работать над «Чайкой», у нас за полгода до премьеры были готовы и ко- стюмы, и декорации, — вспо- минает актриса. — Это говорит о глубочайшем проникновении в материал и культуре театра. Мы с Мишей год не читали ни- чего, кроме Чехова и о Чехове. Такой серьезной для нас была эта работа. Я только тогда на- чала понимать все невероятное значение этого автора для меня. До сих пор болею Чеховым. Чи- таю его переписку со многими людьми. Два тома даже не уби- раю с тумбочки, чтобы открыть книгу в любой момент и снова МЫ СМИШЕЙ ЧАСТО В СВОИХ РАЗГОВОРАХ ВОЗВРАЩАЕМСЯ КО ВРЕМЕНИ НАШЕГО СТУДЕНЧЕСТВА. СКОЛЬ ВЫСОКИ БЫЛИ ТРЕБОВАНИЯ НАШИХ ПЕДАГОГОВ К НАМ! ОНИ РАСТИЛИ ЛИЧНОСТЬ Татьяна Фирсова Сцена из спектакля «Любите при свечах» с супругом, РОЛИ НА ВСЮЖИЗНЬ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ ТАТЬЯНА ФИРСОВА ПОСВЯТИЛА ЛИПЕЦКОЙ СЦЕНЕ. РАБОТАЯ С РАЗНЫМИ РЕЖИССЕРАМИ, ОНА ОСТАЕТСЯ ВЕРНА ИДЕЯМ И АКТЕРСКОЙ ШКОЛЕ СТАНИСЛАВСКОГО. Ольга Шкатова народным артистом России Михаилом Янко «утонуть» в этих мыслях. Меня поражает глубина этой лично- сти, его тактичность, потряса- ющее погружение в суть вопро- са, о котором он рассуждает. Например, в одном из писем к брату Николаю он пишет о семи правилах воспитанного человека. Это очень совре- менно. Под знаком Чехова ли- пецкая труппа прожила це- лую эпоху, положив начало двум значимым для обще- российского культурного пространства фестивалям: «Мелиховская весна» и «Ли- пецкие театральные встречи». На одном из них историк ли- тературы и театра, известный чеховед Алевтина Кузичева как- то заметила, что благодаря спек- таклям Липецкого театра она сделала немало наблюдений и открытий и написала несколько своих книг. «Лакмусовая бумажка» Так сложилось, что Татьяна Фирсова и Михаил Янко играли вместе нечасто. Но в их семей- ном репертуаре есть две особен- но памятные роли. Она — Та- тьяна, он — Игорь в постановке Геннадия Балабаева «Любите при свечах», что с большим успе- хомшла в Липецком драматиче- ском театре (на Соколе). — Дома в шкафу лежат наши роли. Они копятся всю жизнь, — рассказывает Татья- на Алексеевна. — Каждый раз, когда хочу найти что-то свое, чтобы повторить роль, и попа- дается папка с «Любите при све- чах», к горлу подкатывает комок. Спектакль был очень светлый. Сколько мы его играли, столько работники цехов смотрели его за кулисами. Знаете, это всегда показатель, когда люди из це- хов смотрят спектакль. Они все знают наизусть, потому что за- действованы в работе, но, как ни странно, снова и снова хо- тят проживать вместе с героями их историю. Если за кулисами пусто, спектакль, скорее всего, посредственный. Это театраль- ная «лакмусовая бумажка». Есть живое на сцене — люди смотрят. Так было и со спектаклем «Чума на оба ваши дома». Вопреки здравому смыслу Вот уже без малого 20 лет Та- тьяна Фирсова работает в Ли- пецком драматическом театре, где почти не осталось актеров старшего поколения. — Молодые относятся к нам с большим уважением, и я их тоже всех очень люблю. И очень уважаю, — не скрывает Татья- на Алексеевна. — Они просто трудоголики, актеры наши. Иной раз подойду к расписанию и ужаснусь: в девять — вокал, в одиннадцать — одна репети- ция, в два — другая. Потом, в четыре, — растанцовка, распев- ка. А в шесть, семь — спектакль. Они домой возвращаются в одиннадцать ночи. А когда им жить, над собой работать!? А думать когда, а с детьми свои- ми когда общаться!? И никто не ропщет. Вообще непонятно, как этот театр существует!? На какой воле, на каком оптимиз- ме, я удивляюсь и не понимаю! Вспоминаю Пахомова. Если ре- петиция шла на сцене, а за ку- лисами, не дай Бог, кто-нибудь громко разговаривал или из бу- фета какой-нибудь запах пошел, он кричал, требовал прекратить безобразие: «Актеры застраи- вают внутреннюю жизнь. Как же вы можете в это время там «базарить»!?» А здесь, в ДК «Со- кол», одни поют, другие танцу- ют, третьи запросто ходят там, где идет репетиция. В гримерках теснота. Помещений не хватает. Сцена постоянно занята. Из-за этого актерское расписание со- ставляется без учета нагрузки. Я с уважением отношусь к людям, занимающимся художественной самодеятельностью. Но театр так существовать не должен! У нас все вопреки здравому смыслу, все неудобно, трудно. И это еще больше сплачивает людей. Вооб- ще нет конфликтов, абсолютно «здоровая» труппа, где радуются успехам друг друга и пережива- ют неудачи. Когда приходит в коллектив новый человек, ему помогают. Все доброжелательны. Профессиональная ломка По мнению Татьяны Фир- совой, театр как вид искусства переживает сейчас не лучшие времена. Для актеров старой школы это стало настоящим ис- пытанием. — Каждый спектакль — это ломка. Тебе всегда мало того, что предлагают. Тебе хочется большего, а оно никому не нуж- но, — считает актриса. — С нас тогда требовали таких глубин в постижении профессии! Мы с Мишей часто в своих разговорах возвращаемся ко времени нашего студенчества. Сколь тяжел был наш путь погружения в профес- сию! Сколь высоки были требова- ния наших педагогов к нам! Они растили личность, которая могла быпотом в жизни найти какие-то нравственные ориентиры, иметь широчайшую амплитуду мастер- ства и это нести зрителю, воспи- тывая его вкус. Конечно, важно, какую задачу ставит режиссер, но актер всегда старается сделать больше, чем предлагается. Если у него есть свои взглядыи установ- ки, то он обязательно наклады- вает свою личность на роль. Со- здание образа — всегда трудный и интересный процесс. Кому-то, может быть, кажется, что у нас легкий труд. Но надо понимать, что актер не установками рабо- тает, а собственным организмом, тратит свое здоровье. Чем хуже пьеса, тем больше актер тратит сил, компенсируя недостающее. В оперетте был такой лозунг: «Не допоем, так дотанцуем, не дотанцуем, так довыглядим». В драме несовершенство материа- ла нужно перекрыть актерским мастерством, довложить в спек- такль что-то свое, что тебя лично возбуждает. Тогда и зритель от- кликнется. Бывает не жаль этих затрат, даже если удовлетворе- ния от работынет. Досадно, когда твое «добавление» оказывается больше, чем содержание матери- ала, с которым ты работаешь. Время безвременья Татьяна Алексеевна убежде- на, что театр перестал быть ме- стом, куда приходят за духовной подпиткой. — Сейчас наступило безвре- менье для театра, потому что люди больше настроены на ве- селье. Если раньше зрители при- ходили в театр за созвучием вре- мени, думали вместе с актерами, искали ответына вопросы, нрав- ственные и духовные опоры, то сейчас приходят исключительно за развлечением, —с горечьюот- мечает она. —До сих пор помнят «Сказки старого Арбата» и гово- рят о том, какой это был добрый спектакль. Потому что он был о лучшем в человеке. Тогда работа актеров имела отклик в зрителях. Теперь меня останавливают со словами: «Это выиграли в «Муж- ском стриптизе»!? Мы с мужем так смеялись»! Иони страшно до- вольны. Но, как говорит моймуд- рый муж, Станиславский умер, а театр остался и продолжает жить. И он всегда будет жить, потому что у него прочные опоры. Он всегда будет нужен, потому что он—отражение времени. Сейчас спрос на развлечения. Но это не значит, что люди не хотят думать, сопереживать. Обязательно будет что-то другое, новое, глубокое. Оно и сейчас есть несмотря на то, что театр переживает свои очень драматические внутрен- ние переломы. Тот, кто познал время, когда театр был духовным и нравственным ориентиром, тот от этого не отступит. Фото из архива Липецкого драматического театра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz