Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Память 5 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 25 / 03 / 20 В от оплавленный камень из стены Брестской крепости. Его переда- ла музейщикам Анна Ростовцева, жена офицера, защитника легендарной цитадели. Они расстались с мужем в по- следний день мира, когда он ушел на де- журство, не догадываясь, что больше им свидеться не суждено. Вот винтовка Мосина. В начале вой- ны советские пехотинцы, вооруженные нередко такими винтовками, противосто- яли гитлеровским автоматчикам. Вот реактивные снаряды для знаме- нитых «катюш» — уникальная разработка наших специалистов. И уроженец гря- зинского села Двуречки капитан Иван Флеров, командир первой батареи «ка- тюш», отдал жизнь ради сохранения этого секрета. Вот фотоаппарат «лейка». С нею лип- чанин военкор Иван Нарциссов прошел по трудным фронтовым дорогам и дошел до Берлина. Его бесценное наследство — сотни метров пленки, запечатлевшей неподдельную, суровую правду о «соро- ковых роковых». Экспозиция насчитывает тысячу с лишним свидетельств о поколении, разгромившем фашизм. Безмолвное их присутствие в стенах музея громче самых громких заявлений политиканов, что все наглее, грубей и бесстыднее стремятся перечеркнуть нашу Победу. Третья мировая — война за память Молодой историк , сотрудник музея Евгений Черных показывал мне шинели, солдатские котелки и фляжки, редчайшее издание мемуаров узников Бухенвальда, документы, плакаты, газетные вырезки. А главное, сотни снимков — портреты красноармейцев, партизан, сестер мило- сердия в полевых госпиталях, прослав- ленных генералов и скромных тружени- ков тыла. Почти никого из них уже нет на свете. Имой юный экскурсовод удивлял- ся, когда я говорил, что с кем-то из этих людей был знаком накоротке. У кого-то брал интервью, с кем-то работал вместе, с кем-то, несмотря на разницу в возрасте, дружил. Не знаю, что больше удивляло Женю. Может, то, как давно я живу на свете. А может, он острее осознавал, насколько, в сущности, близки к нам события той войны. Даже не по историческим, а че- ловеческим меркам, в пределах обычной человеческой жизни. А мне все вспоминалась короткая за- поведь журналиста Петра Дунаева: «Есть память — есть совесть. Нет памяти — нет совести». Петр Михайлович тоже из на- ших земляков. Сам ветеран-фронтовик, он годами пробивал стены казенного равнодушия, возвращая полузабытые и забытые имена героев. Предположим, Феодосия Гануса, до войны — рабоче- го Новолипецкого металлургического завода, на войне — танкиста. Он погиб под Сталинградом. Вместе с товарищами предпочел гибель в горящем танке гитле- ровскому плену. Члены его экипажа по- смертно удостоились звания Героя Совет- ского Союза, а Гануса почему-то обошли. Дунаев взялся восстановить спра- ведливость. Стучался во все двери, до- казывал, требовал. Опубликовал ряд очерков об «огненном танкисте», в том числе в «Липецкой газете». И в конце концов липчанину было присвоено зва- ние Героя России. На НЛМК установ- лен памятник Ганусу. А в главном музее региона помещена его фотография. Но, размышляя о совести и памяти, Петр Михайлович еще не предполагал, что наступит срок защищать правду уже не об отдельных людях, а о Вели- кой Отечественной войне в целом. Что развяжется третья мировая война — за память. Что нашим, прости Господи, партнерам мало будет промывать мозги своей молодежи, чтобы та усвоила раз и навсегда: с Гитлером покончили доблестные англосаксы. Ту же операцию они пытаются проделывать с внуками, правнуками советских солдат Победы. Потому-то проекты, разрушающие фейковую картину войны, — задача госу- дарственной безопасности России. Никто не забыт… Давно замечено: Победа с заглавной буквы складывалась из сотен побед за каждый городок, поселок, безымянную высоту. В липецкой экспозиции, разуме- ется, отдана дань и крупным воена- чальникам-землякам, и юной Ксении Константиновой, одной из 98-ми жен- щин, заслуживших в годы войны звание Героя. Но рядом с ними на старых фото люди, о ком мало что известно даже зем- лякам. Между тем их истории не менее драматичны и впечатляющи и могли бы лечь в основу захватывающих романов, фильмов, спектаклей. Варвара Филипповна Ляшкова была директором елецкойшколы. Когда сапоги солдат вермахта топтали землю древнего русского города, она прятала на чердаке 33 красноармейца. Хоть как-то их кор- мить и лечить ей помогали, рискуя голо- вой, другие жители Ельца. И среди них не нашлось ни одного труса или предателя. МихаилМилованов был художником- самоучкой. Честно воевал. Однако так случилось, что он оказался за колючей проволокой немецкого концлагеря. Во- преки всему ему удалось дожить до По- беды. Потом Милованов создал серию картин и рисунков, с документальной точностью свидетельствовавших о судь- бах людей, что и в плену не сдались, не изменили ни Родине, ни себе. В 70-е годы прошлого столетия автор подарил свои работы музею. Отступая, гитлеровцы оставляли за собою руины. Горькой была участь села Озерки. Возле него происходило яростное танковое сражение. Из 700 домов уцелело всего 13. Этот эпизод отражен в диара- ме, ставшей одним из кульминационных фрагментов экспозиции. После нее ты уже другими глазами всматриваешься в фотографии, расска- зывающие, например, о восстановлении разрушенного, разбитого, разоренного Ельца. Так, буквально в считанные дни вновь соединил два берега реки мост, взорванный немцами перед бегством. Впечатляют и подробности жизни при- фронтового Липецка. —Представьте, — сказал мне Евгений Черных, — что горожане не только рабо- тали для фронта. Самое тревожное время, немцы совсем рядом, а в местном театре идут спектакли. Такие факты, по-моему, лучше про- странных пафосных рассуждений говорят о непреклонной воле к Победе. Фото Николая Черкасова Борис Михайлович Сидельников. Уроженец г. Ельца, боец 220-й стрелковой дивизии. Фотоаппарат «Лейка» И.А. Нарциссова СЮЖЕТЫ ДЛЯ НЕНАПИСАННЫХ РОМАНОВ В музеях прошлое как бы освобождается от книжных, словесных одежд, становится зримым и осязаемым. Это ощущение возникает и в нашем областном краеведческом музее, где развернута обновленная выставка, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь за каждым экспонатом — драмы, трагедии, утраты, поразительные терпение и вера. Исаак Розенфельд В мае 1945 года написал на Рейхстаге «Мы из Ельца» И.А. Нарциссов и Д.И. Баранюк у здания Рейхстага. Берлин, 9 мая 1945 г. Оружие победы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz