Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Интервью 12 №32 (26160) К омпозитор Александр Зацепин готов защищать честь русского солдата, может узнать голос Аллы Пуга- чевой из миллиона других и счи- тает, что за своей мечтой стоит идти на край света. Об этом на- родный артист России рассказал «Известиям» накануне своего дня рождения. 10 марта ему ис- полнилось 94 года. Штурм поезда — Ваши родители не имели отношения к музыке. Да вы и не собирались становиться компози- тором. С чего все началось? —С армии. —Это же было во время Вели- кой Отечественной войны? —Да, но на фронт я не успел попасть. В феврале 1945-го меня призвали в армию и из Новоси- бирска отправили в Омск в пол- ковуюшколу. В день отъезда я не смог даже к поезду подобраться. Люди штурмовали состав. Пы- тались ехать на подножках, на крыше. На второй день мы по- шли на вокзал со школьным то- варищем. Поезд в очередной раз надо было брать штурмом. Тогда друг подсадил меня, и я влез в окно, так и удалось сесть в вагон и доехать до места назначения. В полковой школе нас гото- вили в маршевую роту на фронт. Мы на жутком морозе бегали по сугробам, изучали рукопашный бой, учились стрелять. Там я по- знакомился с одним мальчиш- кой, который предложил: «Мы завтра уже уходим на фронт. Вас тут еще будут мурыжить. Да- вай с нами, встанешь просто в строй. Никто и не заметит, что ты новенький». Так и сделал. Но этот номер не прошел. Старши- на, отправляя бойцов на фронт, увидел в строю незнакомое лицо и спросил: «А это кто?» — «Сол- дат Зацепин», — говорю. «Такого нет. Давай отсюда!» И выгнал. Через пару дней генерал начал отбирать из призывни- ков подходящих ребят в воен- ное училище. «Так, Зацепин, ты поедешь в Тюмень, будешь офицером. Доволен?» — «Нет». — «Как? Ты не хочешь стать советским офицером?» — «За- чем мне в училище? Я хотел на фронт. Разве позорно быть со- ветским солдатом?» — «Молчать! Поедешь, и все». Меня отправи- ли в Тюменское пехотное учи- лище. Там командиром взвода у меня был Женя Матвеев. Бу- дущий народный артист СССР. Думаю, это знакомство стало толчком к моей профессии. Я же не собирался в композиторы. — Как вы решились на ради- кальные перемены? — В училище была самоде- ятельность. Так как я окончил музыкальную школу и играл на фортепиано, конечно же, я был активно занят. А в мае нас вы- гнали на плац, и начальник учи- лища объявил: «Война закон- чилась!» Всем курсантам дали месяц отпуска. Но еще до отъез- да домой в Новосибирск ко мне подошел солдат из музыкальной роты и посоветовал за отпуск научиться играть на аккордеоне и кларнете. «Ну что тебе делать в училище? Война закончилась. Будешь окопы рыть и бегать с винтовкой на учениях. Больше ничего интересного не будет. Тебе бы к нам в музыкальную роту. И вставать рано не надо, и в противогазе бегать тоже». В Новосибирске первым делом купил трофейный ак- кордеон и кларнет. И научился играть. Вернувшись из отпуска, обратился к капельмейстеру с просьбой перевести в музыкаль- ную роту. Тот решил действовать через генерала. — И вы-таки попали в музы- кальную роту? —Мои музыкальные способ- ности оценили по достоинству. Генерал отправил меня в клуб. Но начальника больше впечат- лило то, что, еще учась в школе, я окончил курсы киномехаников в Доме юных техников и нату- ралистов. И этот факт еще раз изменил мою судьбу. Завклубом нужен был человек, который бы не только играл на рояле, аккордеоне, а еще кино крутил. Начальник говорит: «У меня ки- номеханик как раз демобилизо- вался, будешь за него». Так что, как говорил Ленин, важнейшим из искусств для нас все-таки является кино. Я на санках зимой привозил в часть фильмы. А так как мог выбирать, решил, что буду просвещать солдат. Показывал им голливуд- скую классику и музыкальные фильмы. «Девушка моей мечты», «Се- стра его дворецкого» и «Серена- да солнечной долины», где играл джаз-оркестр Гленна Миллера. Ну а после фильма еще играл в фойе на аккордеоне. В перчат- ках. Офицеры, не снимая шине- лей, танцевали с дамами. В Тю- мени зимой морозы были 30–35 градусов. Короче, в тот момент кино появилось в моей жизни в тандеме с музыкой и больше из нее не уходило. Как завещал Ленин — Вы один из самых извест- ных композиторов, пишущих для кино. У вас большая фильмогра- фия — более 120 картин. Почему вы предпочли музыку за кадром? —Когда я пишу для фильмов, никто меня не дергает. То сло- ва не те, то музыку переписать. Даже на радио, куда я приносил песню в исполнении АллыПуга- чевой, мне говорили: «Ой, надо, чтобы Алла перепела. Как-то она здесь очень по-западному поет». — «Ну как перепоет, это же песня из фильма». Это был довод «за», чтобы песню в эфир взяли. А если бы я написал ее не для кино, мне и текст бы заруби- ли, и исполнение, и музыка не подошла бы. Плюс кино еще и в том, что у него большая реклама. Я много работал в Средней Азии. На студии снимали фильм и обращались ко мне: «Сделайте, чтобы песня была». Я писал. Вот кто сейчас вспомнит фильм «Отважный Ширак»? А песню «Волшебник-недоучка» знают. Любой фильм в Советском Сою- зе выходил и неделюшел —пло- хой, хороший, средний. Если там была песня, которую люди схватывали сразу, ее начинали играть во всех ресторанах и тем популяризировали. Правда, на афишах писали имена режиссе- ра, сценариста, художника, опе- ратора, актеров. А где компози- тор? А поэт? — Не было желания написать симфонию, оперу, балет? — Честно сказать, таланта у меня нет для серьезной музыки. Мне мой профессор, Евгений Григорьевич Брусиловский, когда встречал в Москве, го- ворил: «Шура, ну что ж вы все песенки-то пишете? Хорошие. Но вы же можете и симфонию, оперу написать. У вас же балет был дипломной работой». — «Я не напишу лучше Прокофьева или Шостаковича». А для того чтобы галочку поставить и по- ложить ноты на полку — зачем? — Вы человек конфликтный? — Мы ссорились с Леней Дербеневым, но по творческим вопросам. Как-то мне не по- нравились его стихи для одной песни в «Бриллиантовой руке». Ее должен был исполнять Се- мен Горбунков, он жеЮрий Ни- кулин. В сценарии значилось: артист выходит на сцену и поет песню о простом советском че- ловеке. При этом Никулин дол- жен играть пьяного. И Леня написал: «Пусть я пороху ввек не выдумал и Аме- рики не открыл вовек… но я простой советский человек». Ну что это?! Я говорю: «Да ты что, с ума сошел?» Предложил ему переписать. Но Леня возражал: «Гайдай принял». — «Но мы же не для Гайдая с тобой пишем. Ты хочешь, чтобы ее играли во всех ресторанах? Чтобы авторские хорошие шли? Кто же на твой текст будет петь в кабаке?» — В итоге появилась «Песня про зайцев»? — Да. Леня написал про ду- бы-колдуны, про поганые боло- та и про зайцев, которые там еще траву косят. Когда записали но- вую версию, я говорю: «Ну что, Леонид, может быть, те слова возьмем?» — «Ну ладно, ладно, могу ошибиться». Когда фильм принимали, чиновникам было все равно. Посмотрели, посме- ялись. А какая там «песня совет- ского человека» —им наплевать. Наш человек в Париже —Вы живете во Франции, ча- сто бываете у дочери в Швейца- рии. Как там детям рассказывают об истории? О той же победе над фашизмом что говорят? — У меня в Женеве уже пра- внуки — одному пять с полови- ной, другому два с половиной года. Они говорят дома по-рус- ски. С трех лет они в саду, там на французском. Вокруг ино- странцы — англичане, голланд- цы, кто угодно. В школе тоже пестрота полная. Я к чему это сказал: малышам, конечно, папа рассказывает и про войну, и про подвиги. Но будет ли ребенок это переживать? В пять лет ему трудно представить, что люди умирали за Родину, но что-то из рассказов родителей оседает. — Президент России говорил, что память о победе советского народа над фашизмом надо защи- щать. — Правильно. Во Франции День Победы празднуют 8 мая. И они считают, что СССР, ко- нечно, вклад в освобождение внес. Но подвиг преуменьшают. Говорят, что, если бы не амери- канцы и не французы, может быть, победы над фашизмом и не было бы. Мол, они решили исход войны. И больно наблю- дать за тем, как в некоторых странах Европы разрушаются памятники советским солдатам. — Чем сейчас живет Алек- сандр Сергеевич Зацепин? —Живу тем же, чем и жил, — музыкой. Хотел бы продолжить, писать песни, да исполнителей нет моих, поэта нет, режиссе- ра кино нет. Сейчас для ТЮЗа Нонны Гришаевой заканчиваем мюзикл «Иван Царевич и серый волк». У меня открылась новая страница в биографии. Теперь мне интересен театр. Фото: ИЗВЕСТИЯ/ Зураб Джавахадзе У МЕНЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПЕСНИ ИЗ ФИЛЬМОВ. ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО ПЕСЕН НАПИСАЛ НЕ ДЛЯ КИНО. МОЖЕТ, НИКТО ИХ И НЕ ЗНАЕТ. В КИНО СТАТЬ УЗНАВАЕМЫМ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия». «ИГРАЛ НА МОРОЗЕ В ПЕРЧАТКАХ» Композитор Александр Зацепин: о песнях войны, Голливуде для солдат и короткой памяти Запада. Зоя Игумнова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz