Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Понимать, а не давить По мнению лучшего учителя России, педагог не должен про- являть авторитарный стиль об- щения. Не давить на учеников, а отталкиваться от их интересов. Гибкость, по словам педа- гога, в школе приходится про- являть постоянно. Ведь даже математическую задачу можно решить разными вариантами, и школьник, бывает, применяет не классический вариант ре- шения, а свою версию. Иногда и учитель ошибается, нужно уметь признать свою ошибку, считает Овчинников, а не ста- вить себя незыблемым автори- тетом. В начале 2000-х был период, когда в селе жило много приез- жих семей. С некоторыми уче- никами отношения выстраива- лись не сразу. Кто-то пытался вывести учителя из равновесия. — Подросток из Казахстана постоянно провоцировал меня, вел себя вызывающе. Однажды невыносимо стало, я завел его в класс поговорить один на один, а он с таким страхом смотрит на меня, ивдруг слезы…Мне такжал- ко его стало. Я понял, что своим поведениемонстараетсязавоевать авторитет средировесников, само- утвердиться. Бывает, что у детей этозащитнаяреакция, иимнужно помочь решить проблемы, — де- литсяАлексейВасильевич. Учитель мужчина со своим подходом к обучению в школе — на вес золота. Как, впрочем, и в большинстве школ. Вот и здесь коллектив преимущественно женский, из мужчин только ма- тематик и учитель физкультуры. —Женский и мужской взгляд на педагогику очень различается. Женский — материнский, опе- кающий, а мужской — более ав- торитетный, отцовский. Иногда приходится спорить друг с дру- гом, но до серьезных конфликтов в коллективе не доходит. Нехват- ка мужчин в школе отражается и на детях. Они тянутся к муж- чинам-учителям, ведь во многих семьях нет отцов. У мальчиков должен быть образец правильно- го мужского поведения. Раньше в школе было больше молодых учителей, и у подростков иногда возникало стремление вступить в конфликт с мужчинами-учите- лями, показать свою значимость, доказать, что уже не ребенок. Больше всего проблемных си- туаций доставалось нашему учи- телю физкультуры, но он моло- дец, справлялся, — рассказывает Алексей Васильевич. Десять приседаний за крепкое словцо Есть в обществ е такая проблема, как повсеместная ма- терщина. Особенно режет слух, когда ругаются школьники. — Конечно, от учеников нередко приходится слышать нехорошие слова. Я запрещаю употреблять их. Наказание сразу — десять приседаний и извинение! А когда слышу ар- гумент, что это «литературное слово, посмотрите, вот в книж- ке напечатано», отшучиваюсь: «Попробуйте так высказаться на литературе». Сам я мат не приемлю. И в родительской, и в моей семье нецензурная лек- сика всегда была табу, я даже сленга стараюсь избегать, — рассказывает Алексей Васи- льевич. — А чтобы правильно воспитывать детей, нужно не только поощрение, но и аде- кватное наказание. Ребенок должен понимать, что хорошо и плохо, — тогда вырабатывается правильная система ценностей. Иногда ненормативной лекси- кой дети просто проверяют ре- акцию учителя. Не для галочки А вот куча всевозможной от- четности в школе очень тяготит, признается Овчинников. Или указания, которые совершенно не рассчитаны на реалии сель- ских школ. Акции и классные часы для галочки утомляют и ре- бят, и учителей. Не остается вре- мени на действительно интерес- ные вещи. При этом желания уйти из школы у него никогда не возникало. — Поработав образователь- ным консультантом в Моск- ве, я понял, что совсем скоро мне станет скучно без детей, — рассказывает учитель. — Все мои ученики становятся род- ными. Они растут на глазах, меняются, развиваются, разле- таются кто куда. А ведь у сель- ских школьников стартовые возможности гораздо скромнее, чем у городских. Но несмотря на это, наши выпускники по- ступают только на бюджетные места. Потом также самостоя- тельно устраиваются в жизни. Среди моих учеников — успеш- ные программисты, кандидаты наук, есть директор столичного техникума, сотрудники авиаци- онной и космической промыш- ленности. Многие приезжают в родную школу. Так радостно видеть их! Чувствуешь и свою причастность к их жизни. Фото Анатолия Евстропова, с сайтов kremlin.ru, vk.com Образование ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 9 18 / 03 /20 Педагог в селе — хочешь не хочешь — обязан стать и другом детям, и психологом, и «ми- ни-МФЦ» для всех жителей. К нему идут за поддержкой, сове- том, помощью в оформлении разных бумаг. А еще просят по- дать документы в вуз и уладить организационные моменты с поступлением. Особая роль учителя — в решении конфликтов. Бывает, что ссора между детьми обора- чивается враждой между роди- телями. — Дети уже помирились, все забыли, а взрослые продолжают подогревать обиду и снова втяги- вают в нее ребят. И тогда прихо- дится работать уже не с детьми, а с родителями, — рассказывает педагог. В глубинке знаешь каждого: его трудности, проблемы. Есть и неблагополучные семьи. Не раз бывали ситуации, когда Овчин- никовы брали учеников ночевать к себе домой. А когда отдыхать? Супруга Ольга Владимиров- на преподает русский язык в ба- ловневской школе. — Работа у нас продолжа- ется и вечерами, — улыбается математик. — Взять ту же про- верку тетрадей. Раньше этим в основном занималась только жена. Когда вел биологию, было гораздо проще, там нечасто приходилось это делать, а когда перешел на математику — еже- дневно. Двадцать четыре часа в сутки ты учитель, а учитывая, что у нас и детишкольники, всей се- мьей живем школьной жизнью. Большинство вопросов обсужда- ем и дома, вместе готовимся к мероприятиям. Работа и семья стали неразрывны. Даже хобби учителя связаны со школой. — Очень люблю командные игры — волейбол, баскетбол. Вечерами с ребятами играем в спортзале. В походы часто хо- дим со школьниками, в селе это проще организовать, чем в горо- де. Объединяем классы. Детям нравятся пешие и велосипедные походы. Способ разгрузить голову для математика — делать что- то по дому своими руками. Алексей Васильевич расска- зывает, что когда-то они купи- ли с женой полуразрушенные полдома и сами полностью отделали его. Из троих детей Овчинни- ковых продолжить учительскую династию пока собирается толь- ко одиннадцатиклассница Даша. Старший сынПавел стал студен- том Московского медицинско- го университета, а параллель- но преподает, самостоятельно зарабатывает себе на жизнь в столице. Младшая Аня — пер- воклашка. ВСЕ МОИ УЧЕНИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ. ОНИ РАСТУТ НА ГЛАЗАХ, МЕНЯЮТСЯ, РАЗВИВАЮТСЯ, РАЗЛЕТАЮТСЯ КТО КУДА. ЧУВСТВУЕШЬ И СВОЮПРИЧАСТНОСТЬ К ИХЖИЗНИ Алексей Овчинников САМОМУ СЕБЕ Учитель уверен, что игра в шахматы развивает у детей аналитическое и логическое мышление Алексей Овчинников ведет урок математики в тепловской школе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz