Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
выступает с мастер-классами в разных городах, дает открытые уроки и теперь сам ежегодно в жюри оценивает участников «Учителя года России» и других педагогических слетов и фести- валей. Победив в международном конкурсе для учителей по ис- пользованию интерактивной доски «Лучший урок SMART», в роли обр а з ов ательного консультанта он обучает этому педагогов из разных регионов страны. А в качестве награ- ды Овчинников получил тогда трэвел-грант на двухнедельную поездку в Англию для участия в образовательной выставке Bett Show. Всегда в тонусе Тепловский учитель стал обладателем гранта нацпроекта «Образование» и победителем конкурса «#iУчитель», который объединяет российских пре- подавателей, использующих в работе инновационные техно- логии. Участие в подобных со- стязаниях держит его в профес- сиональном тонусе, ведь каждый раз приходится бороться за по- беду с тысячами участников. Ученики Овчинникова тоже стремятся к победам, им покоря- ются региональные олимпиады. П роблемы с выбором профессии перед юным Алексеем не стояло, он продолжил учительскую дина- стию. Педагогами были бабушка с дедушкой по материнской ли- нии. Родители Василий Ивано- вич и Татьяна Николаевна пре- подавали математику в родном селе Теплое Данковского рай- она. Старший сын — круглый отличник—пошел по их стопам. Выбрал Елецкий пединститут — очень понравилась атмосфера старинного здания и студенче- ской жизни. Учитель широкого профиля Получив специальность «учитель математики и есте- ствознания в малокомплектной сельской школе», он, кроме ма- тематики, мог преподавать так- же физику, биологию, химию, географию. В родном селе обу- чал детей биологии и природове- дению, а затем и информатике. Год назад Алексей Овчинников перешел на математику. — У мамы был более стро- гий подход к преподаванию, у отца — мягкий. А мой — где-то посередине, — улыбаясь, расска- зывает педагог. Из Теплого в Англию Первую серьезную награду Алексей Овчинников получил в 2011 году — его назвали лучшим учителем России. Как поясняет Алексей Васильевич, участие в конкурсе для него было вызовом самому себе: — Хотел проверить соб- ственные силы. Но не гнался за победой, старался быть самим собой, вел уроки, как и в своей школе. После победы в конкурсе Алексею Овчинникову предла- гали остаться в Москве, были периоды, когда он работал в сто- лице. — Но я не видел мотивации оставаться там: те же парты, учебники, то же оборудова- ние, те же ЕГЭ и олимпиады. Не было смысла менять родную школу на похожую обстанов- ку и при этом других людей. Не хотелось становиться на пози- цию выпускника вуза и начи- нать все с нуля. Конечно, зар- платы в столичных школах и в глубинке сильно различаются, но здесь есть другие возможно- сти зарабатывать. Меня часто Алексей Овчинников, один из лучших учителей России, рассказал, почему не променял сельскую школу на столичную. Марина Полякова Образование ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 8 №32 (26160) БРОСИЛ ВЫЗОВ Педагог в селе — и друг, и психолог, и «мини-МФЦ» для всех жителей. К нему идут за поддержкой, советом, помощью в оформлении разных бумаг. Мастер-класс по использованию цифровых лабораторий на международной конференции в Москве приглашают проводить курсы повышения квалификации для учителей. Широко развивается онлайн-обучение, я организо- вываю вебинары, — рассказы- вает Алексей Васильевич. Овчинников стал одним из первых учителей в Липецкой области, кто научился рабо- тать с интерактивной доской — спонсорским подарком ему как победителю. Сейчас в теп- ловской школе уже пять интер- активных досок. Одна из них служит для обмена опытом с коллегами в формате видеокон- ференций. Почивать на лаврах после всероссийской победы Алексей Васильевич не стал. Ведет ак- тивную общественную жизнь и участвует в конкурсах, которые дают не только хорошее мате- риальное подспорье, но и опыт. Кроме того, тепловский учитель На всероссийский уровень пока не выходили, но все впереди, уверен педагог. Алексей Васильевич про- бовал себя и в индивидуальном предпринимательстве: в течение двух лет руководил онлайн-шко- лой подготовки к ЕГЭ. —Но со временем коллеги, с которыми сотрудничал, захоте- ли самостоятельности. А у меня пропала мотивация, — перечис- ляет причины, почему закрылась школа. —Если продолжать этим заниматься, пришлось бы бро- сить основную работу. Период индивидуального предприни- мательства тоже был вызовом самому себе — я попробовал, получилось, и поставил на этом точку. Сейчас он работает препода- вателем и методистом в онлайн- школе Skyeng. В прошлом году защитил кандидатскую диссер- тацию на тему «Педагогические условия организации дистан- ционного обучения учащихся в сельской школе». — То, о чем писал в диссер- тации, использую и на практике. Для села дистанционное обуче- ние — это перспективная фор- ма работы, если нет в филиале школы учителя. Я сам веду такие уроки, и они проходят успешно, — рассказывает педагог. Есть этот опыт и у тепловской школы — филиала баловнев- ской. Когда не было преподава- теля английского, оттуда велись дистанционные уроки. На них приезжали ребята и из соседних школ. Друг, психолог и «мини-МФЦ» Разница между препода- ванием в нулевые и сейчас существенная, признается пе- дагог. И дело не только в том, что раньше учить приходилось по книгам, а сейчас повсе- местно Интернет. Количество учеников в классе год от года уменьшается: их не 20, а всего шесть-семь. И это, конечно, беспокоит учителя. Кто-то, мо- жет, скажет: что ж в этом пло- хого — почти индивидуальное обучение. — В большом классе и учи- телю, и ученикам интереснее. А в малочисленном — наоборот. У детей ограниченный круг об- щения. Отсидеться за спиной товарищей не получится, но утомляемость сильно повыша- ется. Доказано: когда у ребен- ка есть периоды интенсивной работы и пассивной, это более продуктивно, чем если он весь урок в постоянном напряже- нии. В идеале в классе должно быть 15-20 человек. Тогда есть и соревновательный эффект, и можно использовать разные формы работы, — поясняет Ов- чинников. Педагог получил хрустального пеликана из рук Президента РФ Дмитрия Медведева (2011 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz