Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Переключая каналы 20 №29(26157) К акая-нибудь беззастенчивая Цым- балюк-Романовская появляется на экране регулярнее, чем в совет- ское время знатные доярки, передовые ткачихи или шахтеры-стахановцы. На днях меня заинтриговал очередной та- кой персонаж. Он возник ни больше, ни меньше как в аналитической программе «Постскриптум». Имя — Артем. Возраст — 22 года. Об- разование — кулинарный техникум. Не спешите, господа, хихикать. Он ничем не напоминает трогательного студента-ку- линара в исполнении молодого Хаза- нова. Он — коуч. Иначе сказать тренер, наставник, а для кого-то, может, и гуру. Тренирует мальчик не салаты крошить и не котлетыжарить, а сулит семинаристам мгновенный личностный рост. Сам кули- нар личностно очень вырос — месячный заработок у него под миллион. Коуч неуязвимый Турецкоподданому Остапу Бенде- ру были известны три десятка способов сравнительно честного отъема денег. Теперь их куда больше. И Артем нашел свой. Строить финансовые «пирамиды» или тырить деньги с карточек уголовно нака- зуемо. А за личностный рост в кутузку не угодишь. В УК и статьи-то такой нет. На- род сам захотел и согласился платить. Как выкликали когда-то ярмарочные скомо- рохи: дурачки, несите пятачки. И несут. Да не пятачки, а десятки и сотни тысяч. Мелькнули в «Постскриптуме» и дру- гие коучи, включая заезжих, загранич- ных. Коучей у нас, подозреваю, больше дворников и врачей. Последних-то как раз не хватает. А тренеры на каждомшагу. Чему угодно научат. Как соблазнить за пять минут скромную недотрогу, как взлететь сразу на верхнюю ступень ка- рьеры, как раскрутить блог в соцсетях. А главное, как приумножить банковский счет. У всех один и тот же набор мантр: верьте мне, верьте себе, шагайте к цели напролом и без оглядки. Коучи не предлагают какие-то знания. Они торгуют оптимизмом. Все возможно. Все достижимо. Время такое хорошее: умные добывают деньги не в поте лица. Пусть лохи вкалывают на заводе, в боль- нице, за баранкой фуры. В России нынче опять вся власть со- ветам. Как преуспеть, советуют на ма- стер-классах и тренингах. В телевизоре советует переквалифицировавшаяся в Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты К мошенникам, аферистам и провокаторам на ТВ питают неодолимую тягу. Как сказано у классика, влеченье – род недуга. Их так часто, так подробно разоблачают, что перестаешь понимать: то ли это прохвосты, то ли герои; то ли ими возмущаются, то ли восхищаются. Гребень волны оседлали пиарщики, маркетологи, те же коучи и блогеры. Вдруг открылось: без серьезного образования, без таланта вы все равно имеете шанс пробиться в топовые персоны. ОПТИМИЗМ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ шоуменши доктор Малышева. Советуют маги и астрологи. Они вещают в эфире и пишут книжки. В числе изданных за минувший год 115 тысяч названий книг гора литературы с перекликающимися заголовками: «Думай и богатей», «Думай как миллионер», «Думай как Друкер» (для справки: Друкер — американский миллионер). Лежат на полках и сочине- ния самого Дональда Трампа. Он тоже рад поделиться опытом на предмет биз- неса. Просвещают нас и касательно ком- фортного обустройства личной жизни: поможем выйти замуж за границу, дер- жать на коротком поводке мужа и обза- вестись любовником. Для всего разра- ботаны технологии. Технологии брака, безнаказанных измен, случайного или неслучайного секса. Вчера приметил в магазине на стенде под грифом «Лиде- ры продаж» новинку. Иностранная ли- тераторша обозначила тему лаконично и честно: «А тому ли я дала?» Прошу ре- дактора эту строчку не вычеркивать. В конце концов, книжка в респектабельных супермаркетах соседствует со сказками Андерсена, романами Тургенева и томи- ками Пушкина и Ахматовой. Цена этих полезных пособий нема- ленькая. Но что уж экономить, раз твердо решил быть счастливым на всех направ- лениях. Блогеры тоже плачут Кадры с рыдающей Екатериной Ди- денко десятки раз повторялись на разных каналах в разных передачах — «Человек и закон», «Центральное телевидение», «Док-ток» и так далее, 25-летняя женщи- на в одночасье овдовела на собственном дне рождения. Праздник оборвался вне- запно, страшно и нелепо. В белом тумане над бассейном, куда креативная компа- ния закинула 25 килограммов сухого льда, погибли муж Екатерины и несколько го- стей. Нам как будто остается ей только по- сочувствовать. Но к сочувствию против нашей воли примешивается что-то еще —недоумение и, стыдно признаться, раз- дражение. Чего ради веселье устроили в баньке? Зачем, плюнув на здравый смысл и предупреждение об опасности, затеяли дурацкий химический опыт, увиденный в каком-то американском ролике? Как Екатерине взбрело в голову выходить в соцсети прямо из приемной реанимации? Почему на утро она, обливаясь слезами, но не забыв о макияже, делилась с полу- тора миллионами подписчиков подроб- ностями случившегося? Испокон веков на Руси горе пережи- вали, зализывали раны — телесные, тем более, душевные — за плотно закрытыми дверями. Подлинное горе стыдливо. А тут все напоказ. Приятели Екатерины, которые, как и она, принадлежат к сообществу преуспе- вающих блогеров, отбиваются от этих вопросов. Вот уж такие мы люди, говорят. Так мы проводим время. Любим, чтобы было необычно, ошеломляло и собирало тысячи лайков. А сеанс в соцсетях, как футбольный матч, должен состояться при любой погоде. По существу, это совершенно новое явление. Ранее немыслимое, по крайней мере, с нынешнимразмахоми резонансом. Публичность как особая форма зависимо- сти.Между прочим, первыми симптомами этой пандемии были телепроекты типа «Минута славы». Жажда попасть в книгу рекордов, а заодно и разбогатеть, охвати- ла массу народа. Популярность — мерило самореализации. Математик, решающий теорему Ферма, актер, гениально сыграв- ший Гамлета, космонавт, что готовится к полету на Марс, не беспокоятся, будут ли их узнавать на улице и умолять об автогра- фе. В отличие от тех, кто поедает полцент- нера бургеров или ухитряется плюнуть на метр дальше, чем все плевавшие до того. Феномен этот — часть куда более масштабного процесса. Социологи свиде- тельствуют: накаченные силиконом уста рекламных блондинок глаголят истину. Бренд, символ, видимость благополу- чия ценятся выше реального продукта, товара. Слова и картинки производить доходнее, чем вещи, чем лечить, учить и выращивать пшеницу. Ничего, если бренд похож на бред, поскольку тебе вну- шают: владелец нового кроссовера стано- вится умнее и сильнее, а революционная помада меняет судьбу человечества. Гребень волны оседлали пиарщи- ки, маркетологи, те же коучи и блогеры. Вдруг открылось: без серьезного образо- вания, без таланта вы все равно имее- те шанс пробиться в топовые персоны. Выложите в TikTok, как пускает пузыри ваш младшенький, а старшенькая, пя- тиклассница, с макияжем стриптизерши эротично покачивает бедрами и пока от- сутствующей грудью. У рубрики «Дети-миллионеры» на ТВ завидный рейтинг. Комментаторы ими- тируют встревоженность: не вредит ли это психическому здоровью ребенка? На деле народу подсказывают: паразитируйте, ре- бята, на чем угодно. Какой дурак откажется от миллионов, плывущих в руки, по вся- ким там моральным соображениям! Зара- батывайте играя, а играя зарабатывайте. Этот кодекс поведения исповедуют и участники банного представления с ле- тальным исходом. Подружка госпожи Ди- денко то демонстрирует в соцсетях своего малыша, то знакомит аудиторию со свои- ми сексуальными предпочтениями. Поль- зователям она известна как «Ленка-из- вращенка». На обсуждении истории с бассейном стало ясно: она этим гордится. Да и сама Екатерина нечаянно прого- ворилась: не потерять бы ей подписчиков. Двоих-то детей без отца кормить надо. А ведет она как будто вполне благопри- стойный «аптечный блог», дает советы по самолечению. Но есть ли у нее, фарма- цевта, право подменять врача? Не честнее ли будет вместо того, чтобы валять дурака в блогах, работать в аптеке — ведь она этому училась? Вряд ли моя идея ее вдохновит. Ка- кая аптека, господа? Она привыкла к большим и легким деньгам, которые не снились не только фармацевтам, но и профессору медицины. И отвыкать не намерена. Фото с сайта freepik.com
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz