Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Национальные традиции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 № 29 (26157) Н ам не удалось застать дома стар- ших Велиевых — Гемналы и Мушкиназ (односельчане чаще называют их Николай и Мария) вместе с младшим сыном Зохрабом уехали на родину, в Азербайджан, искать невесту сыну. Нас встречали старший сын Эмна- лы и его жена Айдан. На чистом русском Слушая чистый русский язык, на котором совершенно без акцента гово- рит Эмналы Велиев, известный также как Эдуард Николаевич, поначалу даже забываешь, что он иностранец. Толь- ко колоритная восточная внешность напоминает об этом. Велиевы живут в Елец-Лозовке уже больше двадцати лет, Эмналы пошел здесь в первый класс. Теперь он признается, что русский язык знает гораздо лучше, чем родной азер- байджанский. — В 90-е годы в Азербайджане было тяжело найти работу, поэтому, чтобы про- кормить семью, отец поехал на заработки в Россию, —рассказывает Эмналы. —Мы его почти не видели, а потом родители приняли решение переезжать всем вме- сте. Когда мальчику было семь лет, Ве- лиевы покинули родное село Кемер- ли и переехали в Елец-Лозовку. Глава семьи занимался строительными ра- ботами и быстро заслужил репутацию первоклассного каменщика. Мушкиназ Гасановна вела домашнее и приусадеб- ное хозяйство. По окончании школы Эмналы посту- пил на спортивный факультет ЛГПУ. Сей- час он тренер-преподаватель по футболу детско-юношеской спортивной школы в Хлевном, выступает за команду «Факел» на областных соревнованиях. Один день и на всюжизнь Первый раз после отъезда Эмналы побывал в Азербайджане четыре года назад. Он, так же, как сейчас его брат, поехал туда вместе с родителями искать себе жену. — С Айдан меня познакомила моя тетя, — говорит Эмналы. — Сначала по- казала мне ее фотографию. Потом мы увиделись, понравились друг другу. И все решилось за один день. Я подарил Айдан кольцо, было небольшое застолье с родственниками, а потом я уехал в Рос- сию. Мы переписывались в мессенджере, а через месяц я снова приехал в Баку и мы сыграли свадьбу, после чего я привез Айдан в Россию. Никаких гражданских браков, прити- рок характеров. Короткое знакомство—и сразу свадьба. Современная азербайджанская сва- дьба, конечно, становится все ближе к типичной европейской. Наряды жениха и невесты ничем не отличаются от наших. Некоторые вековые традиции уже утра- чивают глубинный смысл, но соблюда- ются больше как некий ритуал, например роспись рук невесты узорами, которые наносятся хной. Интересно также, что как символ чистоты на белое платье невесты повязывается красный пояс. Мужчина обязательно приводит жену к себе в дом, жить с родней невесты недо- пустимо. Муж должен обеспечивать су- пругу и детей, жена — заниматься домом. Хотя в последнее время женщины тоже стали выходить на работу, особенно в го- родах. — В Азербайджане редко кто согла- шается отдать свою дочь замуж, если у жениха съемное жилье, — рассказывает Эмналы. — Все хотят быть уверенными, что женщина не останется на улице. Когда я выбирал невесту, мне понравилась одна девушка, но ее семья поставила невы- полнимые условия, заявив, что я должен вернуться в Азербайджан, найти работу, купить квартиру в центре Баку и машину. На это я согласиться не мог, потому что моя жизнь сейчас связана с Россией. Как украли невесту Интересно, что у некоторых азер байджанцев до сих пор в чести традиции, связанные с похищением невесты. Свою будущую жену когда-то «украл» отец Эм- налы. И уж совсем детективная история приключилась с его сестрой Джамилей. — Джамиле было шестнадцать лет, — говорит Эмналы. —Она поступила учить- ся в медицинский колледж в Липецке. Жила с подругой на съемной квартире. И вот однажды нам позвонили и сообщили, что Джамиля не пришла домой. Мы ис- кали ее три дня, подключили полицию, ФСБ. Похитители объявились только че- рез три дня. Шутки шутками, но в России такие «романтичные» обычаи могут привести к печальным последствиям. «Жениху» грозил серьезный срок, тем более что де- вушка была еще несовершеннолетняя. Ситуацию спасло только то, что Джамиля сама согласилась выйти замуж и просила никого не наказывать. Потом состоялась встреча с ней на посту ДПС в присутствии силовиков. Друзья и родственники жени- ха приехали на 15 машинах. — По существующей традиции отец не должен видеть дочь после кражи, — продолжает историюЭмналы. —Сначала должна приехать мать и убедиться, что с ней все в порядке. Слава Богу, в нашем случае все закончилось хорошо. Вскоре была свадьба, на которой присутствовали триста человек. Сейчас у Джамили уже двое детей, с мужем они живут без ссор. Но в Липецке был случай, когда одно- го нашего соотечественника посадили в тюрьму на 12 лет, потому что предпо- лагаемая невеста и ее родственники не согласились на брак. Сэмэни, пахлава и шекербура Как успел заметить Эмналы, побы- вав в Азербайджане, исконные народные обычаи там чтут в основном в деревнях. В крупных городах их постепенно вы- тесняет европейская культура. На улицах уже практически не встретишь женщин в национальных костюмах. Девушки ходят даже в рваных джинсах. — В нашей семье не так сильны рели- гиозные традиции, — говорит Эмналы. — Хотя мы и считаем себя мусульманами, но дома не молимся, Коран тоже не читаем. Но все основные праздники отмечаем. Всегда готовим сладкий стол к Наврузу, посвященному приходу весны. Приготовления к Наврузу начинаются еще за несколько недель до праздника, и первым делом принято вырастить сэмэни —непременный атрибут праздничного сто- ла.Поместнымповерьям, проросшаяпше- ница является символом весны и плодоро- дия, благополучия и достатка. Вырастить сэмэни не так уж сложно: зерна пшеницы нужноразложитьна блюдце ипокрыть тон- коймарлей, а затемрегулярноопрыскивать их водой. Уже через две недели сэмэни ра- дует своими зелеными ростками. К сладкому столу обязательно готовят пахлаву и шекербуру (белые печенья с перемолотыми грецкими орехами внутри в форме полумесяца). А еще у Велиевых сохранился обычай прыгать через костер, разожженный во дворе дома. Считается, что огонь защищает от темных сил, а все плохое сгорает в его пламени. Несчастья и беды всех членов семьи, перепрыгнувших через костер, уходят вместе с пеплом, ко- торый уносят далеко от дома. Особое место в культуре азербайд жанского народа занимает чаепитие. — Наш отец жить не может без чая, —рассказывает Эмналы. —Он пьет азер- байджанский чай вприкуску с твердым, как леденец, рафинадом. Вообще в Азер- байджане чай пьют много и с удоволь- ствием. Там практически на каждом углу чайхана. Это что-то вроде мужского клу- ба, где аксакалы с утра до вечера пьют чай и играют в нарды или в домино. В патриархальной азербайджанской культуре мужчинам везде почет и ува- жение. В каждой семье с нетерпением ждут наследника — продолжателя рода. У Велиевых он уже есть, два месяца назад у Эмналы и Айдан родился Алим, что озна- чает «ученый». Фото Геннадия Логунова Эмналы и Айдан нарядились для журналистов в азербайджанские народные костюмы ПУСТЬ НЕПРИЯТНОСТИ СТАНУТ ПЕПЛОМ Чайхана — любимое место времяпровождения азербайджанских аксакалов. В весенний праздник Навруз принято прыгать через костер. Эти и многие другие любопытные факты мы узнали, побывав в гостях у семьи Велиевых из села Елец-Лозовка Хлевенского района. Ольга Журавлева В Азербайджане до сих пор живы традиции, связанные с похищением невесты. Свою будущуюжену когда-то «украл» отец Эмналы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz