Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Автогид 25 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 04 / 03 / 20 С ДОРОГОЙ НЕ ШУТЯТ! НА ДОРОГЕ НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ — НАМ ТВЕРДЯТ С САМОГО ДЕТСТВА. ПОЧЕМУ ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАЮТ И ВОДИТЕЛИ, И ПЕШЕХОДЫ? Михаил Зарников Г од только начался, а за январь на дорогах области уже трое пешехо- дов получили смертельные травмы. Несмотря на постоянные напоминания о правилах дорожного движения, их неред- ко игнорируют. Все это, увы, происходит каждый день на наших глазах. Дойти живым До «зебры» без светофора всего несколько шагов, вдалеке подъезжающая машина начинает притормаживать. Води- тель машет мне рукой, предлагая пройти. Подожду. Протекторы заблокированных колес скребут по обледеневшему асфальту целый метр, транспорт встает у самого перехода. Можно идти. Пересекая ряд с пропустившей меня машиной, смотрю на соседний. А по нему без остановки проносится другой автомобиль. На миг встречаюсь глазами с изумленным води- телем. Стоящий перед «зеброй» транс- порт скрыл от него пешехода, но должен был насторожить… Иду дальше. Впереди — регулируемый переход. Время обеден- ное, на дороге час пик. Вот загорается зеленый свет для пешеходов, перед ними проносится «легковушка», затем люди начинают переходить дорогу. Обычное дело. Проходя мимо замерших автомоби- лей, вижу за рулем одного из них девуш- ку. Видно плохо: из-за руля с приборной панелью едва торчит голова, заслоненная смартфоном. Перейдя дорогу, оста- навливаюсь по- смотреть, как она тронется. Зеленый сиг- нал маши- нам. . . три Так переходить нельзя даже по «зебре» секунды, пять… Автоледи отводит взгляд от телефона, бросает его и резко давит на газ, с места разгоняя машину. От нее шарахается старичок с тростью, почти перешедший дорогу чуть дальше от «зе- бры». Тяжело пешеходу дойти из пункта А в пункт Б, если водителю закон не писан. Думай за двоих! Без этого умения за руль садиться не- льзя. Особенно зимой. Я веду автомобиль по одной из ожив- ленных улиц. Перед красным сигналом светофора останавливаюсь. Горожане переходят дорогу, стараясь не поскольз- нуться на запорошенной снегом ледяной корке. Для машин зажигается зеленый свет, сзади раздается гудок: кому-то не терпится рвануть дальше. Но трогаться рано. Передо мной отставший пешеход только заносит ногу на тротуар. Нельзя начинать движение и по правилам, и по чистой логике. Человек может споткнуть- ся — и под колеса. Путь свободен, нетер- пеливый автолюбитель объезжает меня и крутит пальцем у виска. Искренне желая хорошему человеку добра, еду дальше. На одной из второстепенных улочек во дворах к «зебре» подходит женщина. Она еще не надумала переходить. Роется в сумке одной рукой, машет другой, что- бы я проезжал. Постепенно подходит к дорожному полотну. Доброта без- граничная — «нарушай, мол, правила, я разрешаю!» А если другой автомобиль едет следом за мной? Может, она ви- дит, что машин больше нет, а мне про- ще проехать, чем ждать ее — подумают многие. Нет, не видит. Глаза ее бегают от сумки к дороге. Останавливаюсь, сзади скрипит тормозами выскочившее из дво- ра авто. Пока женщина идет мимо — еще раз смотрю по сторонам. Тут же следом пробегает парень в капюшоне, по сторо- нам не глядя. Вот и думай за них за всех! Не в смартфонах, а в головах За рулем пользоваться мобильным устройством без гарнитуры нельзя. Юри- дически это пока относится к смартфо- нам, но уже рассматривается поправка в Кодекс РФ об административных право- нарушениях, ограничивающая пользова- ние и планшетами. Кто только находит за рулем время на них? А пешеходу уткнувшись в смартфон ходить можно: он повышенной опасности не представляет. Таких людей с каждым годом все больше. Гаджеты — лишь об- стоятельства, способствующие ДТП, но не его причина — отмечают дорожные инспекторы. Причина — в голове. Психологи предупреждают: пользование умным устройством мешает мозгу оценивать источники опасности, а ведь некоторые люди и так плохо умеют распределять внимание на несколько внешних факто- ров. Так что в Интернете не стоит сидеть ни пешком, ни за рулем. За первый месяц года в области произошло 45 наездов на пешеходов. Девять — по их вине. Думать за двоих умеет не каждый автолюбитель, хотя правила для них постоянно ужесточа- ются. А пешеходы? Сколько их выска- кивает темными вечерами из дворов на плохо освещенные улицы, часто и в не- положенном месте? За это могут взыс- кать максимум 500 рублей. Но разве можно целиком перекладывать ответ- ственность за свою жизнь на водителя? Ни «зебры», ни штрафы бессмертия не дают! Фото Геннадия Логунова Инга Кокарева, заведующая отделением ГУЗ «Липецкая областная психоневрологическая больница», врач-психиатр, кандидат медицинских наук —Нарушение правил дорожного дви- жения может быть следствием защитной реакции психики человека. Усталость от информационных перегрузок и эмоцио- нального стресса приводит к истощению психических ресурсов. Человек переста- ет удерживать внимание на соблюдении правил и норм, пытается упростить реше- ние возникающей задачи и пойти по ко- роткому пути, экономя силы. Например, сократить путь, переходя дорогу в непо- ложенном месте, или паркуя автомобиль под запрещающим знаком. Данное поведение также может быть результатом так называемой приобре- тенной психопатии — «нравственного помешательства». Оно формируется из-за совокупности разных причин в течение жизни человека: например, неправиль- ного воспитания или злоупотребления алкоголем. В состоянии стресса или пере- грузок человек с такой особенностьюмо- жет утратить контроль над собой даже в простой ситуации, что на проезжей части легко приведет к несчастью. Незначительная часть ДТП спрово- цирована суицидальным поведением че- ловека, то есть намеренным действием с целью лишить себя жизни. Еще стоит заметить, что многим про- сто скучно следовать установленным пра- вилам. Такие люди хотят доказать себе и другим, что они свободны и ничто не может их ограничить. Они чувствуют себя умнее других, повышают самооценку, нарушая правила и гордясь тем, что их не поймали. К сожалению, рискуя порой не только своей жизнью. На своей волне Дойдет ли он домой?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz