Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24 №24(26152) Сергей Литаврин Мастерская ельчанина Юрия Ларькина напоминает лабораторию современного алхимика. На столе — газовая горелка, защитное стекло, пинцеты, шпатели, пробирки, склянки. Техника художественной обработки цветного стекла, в которой он работает, за рубежом называется lampworking. В России ей владеют единицы. ПОВЕЛИТЕЛЬ СТЕКЛА КОГДА ТЫ СЛУШАЕШЬ ДУШУ ЗАГОТОВКИ, ПОМОГАЯ ОБРЕСТИ ФОРМУ, КОТОРУЮ ОНА САМА ХОЧЕТ, СТЕКЛО НАПОЛНЯЕТСЯ ТЕПЛОТОЙ И СВЕТОМ. И, КОНЕЧНОЖЕ, ТЫ, РАБОТАЯ С НИМ, ТОЖЕ ДОЛЖЕН ВЛОЖИТЬ НЕМНОГО ТЕПЛА СВОЕГО СЕРДЦА Юрий Ларькин L ampwo r k i ng Ларькин освоил почти полвека на- зад. В начале семидесятых годов прошлого столетия он устроился на работу в стеколь- ный цех елецкого завода «Эль- та», выпускавшего кинескопы для телевизоров. А буквально че- рез год на заводе открылся уча- сток по изготовлению сувениров из дротового стекла, которое ис- пользовалось для производства электроламп в кинескопах. Душа требовала творчества —Попробовать себя на этом участке меня пригласил мой друг Вячеслав Стрельцов. Он и стал моим учителем. Вот это действи- тельно был настоящий мастер, — уважительно произносит Юрий Владимирович. Через некоторое время и сам Юрий стал признанным профес- сионалом своего дела. Ему впору было самому набирать учеников. Да только пришли девяностые, завод закрылся, и пришлось Ларькину на долгие годы оста- вить свое любимое занятие. Но все эти годы душа худож- ника требовала творчества. И однажды достал он из закромов стекло, которым завод в лихую годину расплачивался с работ- никами за неимением наличных денег, приобрел газовую горел- ку и нехитрые приспособления для работы со стеклом. И снова хрупкие цветные прутики стали превращаться в руках мастера в произведения искусства. Как прорастают эти крылья Свои уникальные работы Ларькин выставляет в «городах мастеров» на всевозможных фе- стивалях событийного туризма. Видя, какой интерес вызывают его стеклянные фигурки, осо- бенно у детей, народный умелец решил устроить выставки своих работ в елецких школах. Мастеров работы с дротовым стеклом осталось очень мало, по пальцам пересчитать можно. И каждый из них по-своему уникален, у каждого свой стиль, своя техника. — Может, кто-нибудь из ребят заинтересуется и решит научиться этому виду твор- чества, — говорит он. — А я с удовольствием передам им свои знания и умения. Хочется, чтобы народные традиции не пропа- дали. Мастеров работы с дротовым стеклом осталось очень мало, по пальцам пересчитать можно. И каждый из них по-своему уни- кален, у каждого свой стиль, своя техника. Сам Ларькин охарактеризовать свой стиль и объяснить, чем его работы отли- чаются от произведений других мастеров, затрудняется. Так что поневоле в памяти всплывают строки стихотворения Геннадия Шпаликова: Бывают крылья у художников, Портных и железнодорожников, Но лишь художники открыли, Как прорастают эти крылья. А прорастают они так —Из ничего, из ниоткуда. Нет объяснения у чуда, И я на это — не мастак! Больше всего Юрий Влади- мирович любит делать оленей и лошадей. Хотя для него не со- ставляет большого труда изгото- вить фигурки любого животно- го, причем с любым сочетанием цветов. Хоть аиста с младенцем, хоть разноцветного петушка, хоть Чебурашку... А во время московской Олимпиады 1980-го года умельцы «Эльты» десятка- ми делали олимпийского мишку, который шел на ура у иностран- ных туристов и болельщиков. Но при этом Ларькин отме- тил, что создает как бы абстракт- ные миниатюры. — В этом и заключается вся соль. Я пытался изготовить жи- вотных максимально похожими на оригинал, но они не смотре- лись, — поясняет он. — А когда ты слушаешь душу заготовки, помогая обрести форму, кото- рую она сама хочет, стекло на- полняется теплотой и светом. И, конечно же, ты, работая с ним, тоже должен вложить немного тепла своего сердца. Только тог­ да может получиться что-то на- стоящее. Юрий Васильевич признал- ся, что, садясь за работу, не знает, что в результате получится. Толь- ко решает, кого хочет сделать. — Беру стекла разных оттен- ков. Какие из них буду исполь- зовать, определяю в процессе работы. Поэтому каждая из фи- гурок уникальна, и повторить ее просто невозможно, — говорит он. Стекло не терпит суеты Процесс изготовления оче- редного шедевра на первый взгляд кажется очень простым. Мастер берет стеклянную тру- бочку, держит ее над пламе- нем горелки, а затем начинает медленно вращать дротик, изги- бать его и с помощью другой стеклянной палочки крепить к нему различного цвета детали. Но на самом деле занятие это не такое уж и легкое. В неопытных руках стекло может попросту треснуть, если хоть одно дви- жение будет неправильным или на несколько секунд остановить процесс. —Работая со стеклом, нужно быть очень сконцентрирован- ным, собранным и вниматель- ным, — говорит Юрий Влади- мирович, выбирая заготовку и разжигая горелку. — Стекло не терпит суеты и спешки. Когда я работаю, то словно отключаюсь от всего мира, все посторонние мысли уходят, остаются только чувства. Наблюдая за работой ма- стера, диву даешься, с какой уверенностью и изяществом он обращается с раскаленным до 600 градусов стеклом. Как буд- то это обычный пластилин, из которого он при помощи раз- личных приспособлений делает своих птах и зверушек. А сто- роннему наблюдателю процесса приходится только удивляться и восторгаться, когда на твоих гла- зах за несколько десятков минут обычная стеклянная палочка в руках мастера превращается в уникальную вещицу. — Это мой самый любимый момент, — говорит Юрий Вла- димирович, ставя на подставку еще пылающуюжаром лошадку. — За свою жизнь я сделал не- мало таких фигурок, но всякий раз радуешься, как будто у тебя вновь родился ребенок. Фото автора Самый «секретный» момент: мастер за работой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz