Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Путешествие ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24 №21 (26149) «НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА» НА САДОВОЙ НАКАНУНЕ 80-ЛЕТИЯ СОДНЯ СМЕРТИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА КОРРЕСПОНДЕНТ «ЛГ» ПОБЫВАЛ В «НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЕ»№50 НА БОЛЬШОЙСАДОВОЙ ВМОСКВЕ. Александр Гришаев «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе- ляет эту квартиру», — в отчая- нии написал в своем дневнике в октябре 1923 годаМихаил Булга- ков. По иронии судьбы, которую автор «Мастера и Маргариты» несомненно бы оценил, в марте 2007 года столь нелюбимое писа- телем место стало первым госу- дарственным музеем, носящим его имя. Не ошибиться подъездом Впервые в этот двор-коло- дец с тремя чахлыми деревцами посередине я зашел в середи- не 80-х. В то время к шестому подъезду уже проложили тропу не только булгаковоманы, но и, как тогда говорили, «нефор- мальная молодежь». Стены подъезда от лестничных ступе- нек до потолка хиппи, панки, стиляги украсили рисунками и цитатами из «Мастера». Больше на то, что за дверью с № 50 на- ходится «та самая квартира», ничего не указывало. Теперь на доме не одна, а несколько мемориальных табли- чек и, как считают многие, два музея. На самом деле, первый, что сразу направо от выхода из арки, такого статуса не имеет. Так же, как и прямого отноше- ния к «нехорошей квартире». В культурно-просветитель- ском центре «Булгаковский дом» есть экспозиция, здесь проводят различные мероприятия, свя- занные с творчеством и жизнью Булгакова и организуют теат- ральные постановки. Государ- ственный же музей писателя на- ходится чуть дальше, в шестом подъезде. Возникающая порой путаница доставляет и «двум му- зеям», и посетителям некоторые неудобства. Для того чтобы оказаться за одной из дверей на четвертом этаже (а не пятом, как в рома- не), о визите нужно сообщить по домофону, нажав на панели кнопки 5 и 0. Лестница, как и много лет назад, пестрит яркими граффити и надписями. Причем не только цитатами героев рома- на. Автографы типа «Витя здесь был» и «Тамбов рулит!» также наличествуют. МЕЖДУ КАСТРЮЛЬ, ТАЗОВ, УТЮГОВ И УГОЛЬНЫХ САМОВАРОВ ОСОБНЯКОМ СТОИТ АТРИБУТ КОТА БЕГЕМОТА — КЕРОСИНОВЫЙ ПРИМУС. Обычный билет для инди- видуального осмотра стоит 200 рублей. Обилечивают в начале длинного коридора, по обе сто- роны которого несколько ком- нат. Одну из них с 1921 по 1924 год занимал Булгаков и его пер- вая жена Татьяна, в девичестве Лаппа. В остальных комнатах коммуналки в те годы жили еще восемь человек. В 1940 году, когда умер Булгаков, в соединенной с 41-й «нехорошей квартире» офи- циально проживало 34 человека. Примус, Аннушка и секретер с секретом Соседкой молодых супругов была и «числившаяся безработ- ной, на иждивении мужа», ко- торого никто не видел, Анна Го- рячева. Считается, что она стала прототипом героинь несколь- ких булгаковских произведений и, прежде всего, Аннушки-Чу- мы, разлившей подсолнечное масло на трамвайные рельсы и сорвавшей заседание в МОС- САЛИТе. Увеличенная копия фото- графии Горячевой, оригинал которой передал музею правнук Аннушки — адвокат, ныне про- живающий в Швейцарии, зани- мает одно из почетных мест на кухне коммуналки. Это квинт- эссенция духа «нехорошей квар- тиры» и, пожалуй, самое атмо- сферное для фанатов «Мастера и Маргариты» помещения му- зея. Собранные здесь предметы полуистлевшего быта прошло- го века были средой обитания героев книг Булгакова. Между кастрюль, тазов, утюгов и уголь- ных самоваров особняком стоит атрибут кота Бегемота —кероси- новый примус. Благодаря этому взрывоопасному агрегату, автор в конце романа «сжигает» столь ненавистную ему в реальности квартиру и весь дом на Садовой. Остальные пространства му- зея отведены под личные вещи писателя, издания его произве- дений и коллег-современников, Фагот и Бегемот встречают гостей во дворе дома № 10 на Большой Садовой фотографии и документы из семейного архива, переданные потомками и приобретенные музейщиками на аукционах и у коллекционеров. А так- же предметы мебели и быта из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке. В их числе старинный секретер с множеством потайных отделе- ний, который по приданию при- надлежал Гоголю. Владельцем массивного резного стола с дву- мя тумбами был дядя писателя, известный врач Покровский, у которого Булгаков позаимство- вал многие черты персонажа «Собачьего сердца» профессора Преображенского. Интересное решение нашли для разместившегося в одной из комнат интерактивного ма- кета дома №10. Заходишь чуть согнувшись внутрь и будто переносишься во времени, ока- завшись во дворе дома 20-х го- дов прошлого века. В н у т р и п р о - странства можно нажимать разные кнопки и опускать рычажки, «зажигая» окна отдельных квар- тир с появляющими- ся в них фотогра- фиями жителей. А в квартире № 52 поедет игрушеч- ный поезд — до революции в ней жил инже- нер-путеец. Напрасно вы без шпаги пришли Тем, кому, как и мне, хотелось бы в полной мере почувствовать атмосферу именно бессмертного ро- мана, придется уповать на свое воображение и знание первоисточника. Самому представить, в какой из комнат жил покойный Берлиоз или разбудили страдавшего от похме- лья Степу Лиходеева. Где мог стоять ка- мин, у которого на тигровой шкуре сидел, жмурясь на огонь, черный котище, а маленький рыжий жа- рил на длинной стальной шпаге куски мяса. Вспомнился музей Булга- ковых-Турбиных на Андреевском спуске Киева и необычная экс- позиция в особняке, второй этаж которого снимала семья Булга- ковых. Небольшая часть экспо- натов выделяется из подлинных предметов, которыми владели члены семьи тем, что они выкра- шены белой матовой краской. Оказалось, что это не существо- вавшие вещи, но описание кото- рых можно найти в романе «Бе- лая гвардия». Благодаря такому простому и гениальному реше- ниюреальные Булгаковыи герои романа «Белая гвардия» Турбины существуют как бы в единомпро- странстве. Ведь когда-то и сам писатель поселил в своей оби- тели любимых героев романа. В «нехорошей квартире», привле- кающей по большей части имен- но фанатов «Мастера и Марга- риты», всего таинственного и мистического, этого симбиоза, к моему большому сожалению, не оказалось. А как органично бы смотрелся висящей на крюке в прихожей бархатный берет с по- трепанным петушиным пером. Или сделанная из черепа чаша для вина на полке пусть даже бу- тафорского камина. Фото автора КОМУ ХОТЕЛОСЬ БЫ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ АТМОСФЕРУ ИМЕННО БЕССМЕРТНОГО РОМАНА, ПРИДЕТСЯ УПОВАТЬ НА СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ЗНАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz