Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
КАК ЗАПОЛНИТЬ ВАКУУМ ПУСТОТОЙ Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 №21 (26149) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Е сли слегка напрячься и расшифро- вать ее текст, становится понятно: это про секс. Остальной репер- туар исполнительницы о том же и того же литературно-музыкального качества. «Мой мальчик такой подозрительный, он даже не умеет материться». «А если хочешь быть с хорошей девочкой, ты не по адресу». «Моему Люциферу одиноко, стою тут убиваю время. Совершить могу только преступление». Диагноз: премия «Грэмми» Вам за сорок? Тогда вряд ли вы зна- ете, кто это сочиняет и поет, конверти- руя свою депрессию, комплексы, фобии в смутные сумрачные хиты. Пусть вас просветят ваши дети или внуки. Весьма вероятно, они откроют глаза отстойным предкам. Восемнадцатилетняя амери- канка Билли Айлиш. У нее в наличии букет нервных заболеваний и премия «Грэмми» в нескольких номинациях. Она звезда «поколения зет». Ей с истериче- ским восторгом внимают тинейджеры со всего света. Подростки с диагнозами сегодня в тренде. Грета Тунберг кричит на прези- дентов, требуя спасать экологию. Билли Айлиш теснит Бейонсе и Леди Гагу. А фа- наты певицы радостно впускают к себе в дом, в жизнь, в душу ее Люцифера, то есть сатану, чтобы бедняге не было одиноко. У новых идолов нерусские имена. Од- нако это слабое утешение. Билли Айлиш обожают и в России. У нас ведь еще в девяностые возвели в культ все, что мо- лодо-зелено. Даже если оно вдобавок не- здорово, асоциально и пахнет марихуаной и серой. Кстати, только что вспыхнувшую звез- ду вымогли посмотреть не только в интер- нете. Телекамеры настойчиво снимали ее на вручении «Оскара». Билли пригласили наряду со всем голливудским бомондом. Правда, ее разноцветные пряди волос и фланелевая пижама сильно дисгармони- ровали с эксклюзивными вечерними пла- тьями красавиц с «фабрики снов». Про белую ворону Название нашумевшего в перестройку фильма «Легко ли быть молодым?» бы- стро ушло в народ и пережило популяр- ность самой картины. Ответ на вопрос подразумевался однозначный: молодым тяжелее всех. Они ищут себя, свои ори- ентиры. И у них есть полное право от- Барышня с расквашенным носом и сомнамбулическим взглядом, в мешковатом костюме безголосо бормочет не слишком внятные признания: У меня коленки в синяках от тебя, Не благодари меня и ни о чем не проси. Я делаю, что хочу и когда хочу, Моя душа так цинична. Телевизионщики не считают нужным демонстрировать положительные примеры. На ТВ востребованы отвязные мажоры, хайпожоры и барышни с разбитыми носами. Вот они, выходит, герои нашего времени. вергать все, что свято для старших. Даже не право, а обязанность. Им настойчиво подсказывают: вы должны начинать с нуля. Не связь, а разрыв поколений — гарантия самореализации. Кроме запи- си в свидетельстве о рождении, между вами и предками, что плохо разбираются в гаджетах, не тащатся от рэпа и запре- щают вам делать тату, нет ничего обще- го. Протестуйте! Бунтуйте! Чудите как угодно! Что вам нервные срывы мамаш и отцовские инфаркты? Вы имеете на это право, даже когда неправы. Так вот и соблазняют молодых уни- версальной отмазкой. А взрослым внуша- ют: с детками надо помягче, будьте с ними предупредительны и чутки, пусть иные из них и совершают подлости. Не затем ли, например, затевается телевизионное разбирательство: вот мальчик избил учи- тельницу, устроил в классе погром. Но вдруг у него были на то веские причины? Вдруг вина не на нем, а на училке? Пострадавшая педагогиня на теле- экране не вызывала особой симпатии, с нею что-то не так. То ли у нее случи- лось профессиональное выгорание. То ли она тридцать лет назад выбрала не ту профессию, поскольку, как Советник из шварцевской «Снежной королевы», с детства ненавидит детей. Но позволяет ли это старшекласснику поднимать руку на взрослого человека, женщину? Разве для школьника это не означает перейти красную черту? Но эксперты качали го- ловами: паренек, пожалуй, немножко ви- новат, но, пожалуй, и не виноват. Ему же так трудно! В одной из липецких школ эту ре- зонансную историю решили обсудить с учениками. И класс дружно постановил: мальчика следует пожалеть. Все повторя- ли превратившуюся в хэштег формулу: «мыжедети». Она сейчас, наряду с «легко ли быть молодым?», звучит как заповедь. Есть у меня знакомый — симпатич- ный, сообразительный второклассник. Мама велит ему сесть за уроки, а он ее шантажирует: «Будешь заставлять меня решать задачки, я знаю, куда позвонить. И тебя лишат родительских прав». Все то же самое: мыжедети. А на том диспуте в классе на- шлась-таки девочка, что пошла против всех. Мальчишку, сказала, необходимо судить. Боже, как на нее ополчились одноклассники! Да она иного и не жда- ла. Когда-то над нею начали издеваться, увидев среди ее учебников Молитво- слов. Потом за то, что предпочитает Хулио Иглесиаса рэперу Гнойному и Билли Айлиш. Полюбопытствовать бы не у авторов девиза «мыжедети», а у нее: легко ли быть белой вороной в стае милых черных и серых птичек? Про мажоров и хайпожоров Все больше слов, которые устарева- ют, обессмысливаются, меняют значе- ние. Вы часто слышите на федеральных каналах о чести, достоинстве, долге, совести, порядочности, сострадании? Нет, про денежные долги говорят без умолку. А вот насчет гражданского долга, профессионального долга, долга перед родителями… И уже не взрослые дяди и тети, а под- росток, школьник в ток-шоу требует под- твердить: он сын не своего папы-слеса- ря, а маминого начальника бизнесмена. Мальчику же нужна спортивная иномар- ка и чтобы непременно учиться за грани- цей. Но ДНК показывает: у бедняги не бизнесменские, а слесарские гены. И он с досадой машет рукой: эх, сорвалось! Ему не стыдно. Ему никого не жалко. Кроме себя, разумеется. Заметьте, господа. Он усвоил уроки публичных разбирательств с участи- ем звезд, которые подробно, со вкусом рассказывают, с кем они спали, с кем не спали, от кого у них могут быть дети, от кого — нет. Ему хочется оказаться в центре скандала, как взрослым афери- стам, что азартно доказывают: они вне- брачные сынки и дочки Высоцкого или Магомаева. Причем не все упирается в деньги, в наследство. Новое информационное пространство рождает почти бескорыст- ных хайпожоров. Их охотно пропаган- дируют каналы типа «Рен». Каких толь- ко экспериментов не проводят и над собой, и над окружающими, извините, идиоты, поддавшиеся соблазну, ничего не умея, получить минуту славы и гордо назвать пятизначное число просмотров своего блога. Они инсценируют, а то и провоцируют жестокие драки или взры- вают во дворе собственные машины. А недавно какой-то чудак выгуливал в супермаркете на поводке свою партнер- шу в трусах и лифчике. Телекомментаторы над ними посме- иваются. Но получается как в анекдоте, рассказанном в политическом ток-шоу. Родители идут в театр и наказывают де- тям: не ломайте мебель и не засовывайте кота в стиральную машину. А дети не- медленно вдохновляются: «Кота засунуть в стиралку? Да это же идея!» В эфире таких идей не счесть. Вам скучно, ребята? Хочется лайков и хайпа? Нечем заполнить вакуум в жизни? Так заполните одну пустоту другой. За кадром остаются те, что не го- нятся за дешевой популярностью, а находят себя в профессии, творчестве, волонтерском движении, к примеру. Социологи и психологи констатируют: телевизионщики не видят, точнее, не считают нужным демонстрировать по- ложительные примеры. На ТВ востре- бованы отвязные мажоры, хайпожоры и барышни с разбитыми носами. Вот они, выходит, герои нашего времени. Фото с сайта tvkultura.ru Кадр из фильма «Легко ли быть молодым?», 1986 год, режиссер Юрис Подниекс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz