Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ Не переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 1 5 6 (26284) У же потом Максим Горь- кий, подражая известно- му философу, выпустил книгу с похожим названием. Мысли в ней, действительно, оказались несвоевременными. Буревестник пролетарской ре- волюции – и вдруг усомнился в ее идеалах. Но как не пойти по пути классиков? На дворе конец де- кабря, долгожданный снег вы- пал, мороз ударил, а настроения совсем не новогодние. Их без- надежно испортил коронави- рус, смазавший общую картину праздника. У кого-то коварный недуг унес друга, у кого-то — близкого человека. Кто-то сам успел переболеть, пусть даже в легкой форме. Боль от не- восполнимых утрат усиливает в обществе апокалиптические настроения. Дескать, и прори- цательница Ванга что-то такое говорила и о конце света, и о страшной болезни, которая при- дет с Востока. ЗАДУМАВШИСЬ О ПРЕДСТОЯЩЕМ НОВОМ ГОДЕ, НЕОЖИДАННО ВСПОМНИЛ ФРИДРИХА НИЦШЕ, НАПИСАВШЕГО В 1870-Е ГОДЫ НЕСКОЛЬКО ОЧЕРКОВ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ». Сергей Кибальниченко, заместитель главного редактора «Липецкой газеты» СЕГОДНЯШНЕМУ ПОКОЛЕНИЮ РОССИЯН ДОСТАЛОСЬ БОГАТОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. ОНО И ПОЗВОЛИТ НАМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ. ВАЖНО ТОЛЬКО НЕ РАСКИСАТЬ, А ВЕРИТЬ В РОССИЮ, В ЕЕ ВСЕМИРНО- ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ. Ожидая конец времен Словом, размышления о предстоящем празднике грозят оказаться несвоевременными и едва ли не диссидентскими. Но раскисать нельзя, ведь еще святые отцы предупреждали, что уныние — тягчайший из грехов. Что же касается апокалиптиче- ских предчувствий, так возник- ли они не вчера и не на рубеже XIX—XX веков, когда философ Владимир Соловьев написал свою знаменитую «Краткую повесть об антихристе». И даже не в Гражданскую войну в Рос- сии, которую многие соотече- ственники восприняли сквозь библейские пророчества о кон- це времен. Вспомним хотя бы книгу Ивана Бунина «Окаянные дни», насквозь пронизанную апокалиптической символикой и гнетущим чувством безысход- ности. Пусть и утекло уже целое столетие, но в большой истори- ческой перспективе события тех лет кажутся нашим недавним прошлым. Если уж смотреть в корень, то предчувствия конца света овла- девали массами еще в античное время. Тогда же на- шлось и лекарство от этой болезни. Когда по Римской империи в очеред- ной раз поползли слухи о при- шествии антихриста, верующие спросили о них одного египет- ского старца. Тот спокойно от- ветил: «Даже если и наступили последние времена, я буду делать то, что и всегда: молиться и сла- вить Бога». Сегодня такой совет пригодится многим из нас. И не так уж важно, верит человек или нет. Слова египетского старца, переведенные на понятный атеи- сту язык, будут звучать примерно так: «Несмотря на коронавирус, двигайся к намеченной цели. Ра- ботай на совесть, приближая на- ступление лучших времен». Может, привести еще один пример из прошлого, взяв за образец дружбу между поэтом Вячеславом Ивановым и фи- лософом-юнгианцем Эмилием Метнером? Их знакомство на- чалось еще в дореволюционной России, а продолжилось уже в эмиграции. Друзья периодиче- ски обменивались письмами, в итоге их переписка растянулась на четверть века. Причем это были страшные годы, охватыва- ющие и Первую мировую вой- ну, и Октябрьскую революцию в России, и приход к власти фа- шистов в европейских странах. Несмотря на это, ни у Метнера, ни у Иванова читатель не найдет даже намека на грозные бури, сотрясавшие человечество в XX столетии. Утренняя заря Но этот пример, скорее, из разряда «послушай и сделай наоборот». Да и вряд ли в наш цифровой век можно пребывать в заоблачных далях, не замечая или стараясь не замечать проис- ходящего в мире. Мне намного ближе позиция столичного мецената Дмитрия Фьюче, который уже много лет вместе со своими еди- номышленниками из- дает серьезнуюфило- софскуюлитературу. Он знакомит отече- ственного читателя с книгами круп- нейших запад- ноевропейских мыслителей, качественно переведенны- ми на рус- ский язык. В октя- бре, когда новая вол- н а ко р о - н а в и р у с а покатилась по миру, Дмитрий Фьюче анон- сировал интересный культуро- логический проект «Утренняя заря». Его название восходит к книге Фридриха Ницше, глав- ной темой которой стал глубо- кий кризис европейской культу- ры. В этой программной работе германский философ утверждал, что основополагающие ценно- сти, на которых держалась западная цивилизация, стреми- тельно теряют силу. В наши дни мы наблюдаем завершение этого болезненного процесса, пола- гает Дмитрий Фьюче. Главная же его мысль заключается в том, что высшая культура обязатель- но возродится, но не в Европе, а в России. Так что проект «Утрен- няя заря» призван заложить мировоззренческие основы но- вой цивилизации. Пусть кто-то скажет, что это лишь радужные мечты, которым предаются по-европейски об- разованные интеллектуалы. Но, позвольте, движение западников и славянофилов начиналось со споров в московских литератур- ных салонах. Но со временем эти жаркие дискуссии вылились в интересные философские, пуб- лицистические и богословские работы, оставившие глубокий след в русской культуре. Конечно, проект «Утренняя заря» требует отдельного разго- вора, к которому обязательно постараюсь вернуться в новом году. Сейчас важно обозначить главную мысль, ради которой был начат этот разговор. Пока одни уныло смотрят на жизнь, другие стараются заглянуть на несколько десятилетий вперед. Одни спешат похоронить Рос- сию, предрекая, что она не пере- живет вызванные эпидемией трудности. Другие полагаются на огромный, еще не израсходован- ный духовный потенциал нашей страны. Верят, что будущее мира связано с новой российской ци- вилизацией. С верой в Россию Теперь самое время вернуть- ся к «несвоевременныммыслям» о новом годе. Конечно, все мы хотим, чтобы и коронавирус, и порожденные им трудности на- всегда остались в прошлом. Как было бы хорошо в новогоднюю ночь прорваться в безоблачное будущее, оставив позади себя тяжелый груз проблем! С таки- ми пожеланиями каждый из нас обращается к друзьям и близким. Но хотелось бы, чтобы в об- щем хоре голосов была услыша- на и такая мысль. В новом году важно обрести еще и веру в Рос- сию. Многого для этого не тре- буется. Нужно хотя бы изредка брать в руки томик Достоевско- го, чтобы освежить в памяти его знаменитую Пушкинскую речь. А также не помешало бы време- нами заглядывать в сочинения Алексея Хомякова, Владимира Эрна и Семена Франка. А то ведь неловко как-то по- лучается. Сегодняшнему поко- лению россиян такое богатое культурное наследие досталось, а мы, едва столкнувшись с трудно- стями, порой раскисаем и впада- ем в уныние. Разве 100 лет назад нашим дедам и прадедам легче было, когда Октябрьская рево- люция перевернула вверх дном весь прежний уклад жизни? Но они находили в себе силы жить и работать. Вспомним Алексан- дра Блока, разочаровавшегося в идеалах Октября. В самые от- чаянные дни он обратился к на- следию Пушкина. В последнем своем стихотворении, которое справедливо считают его духов- ным завещанием, поэт писал: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! А разве в Великую Отече- ственную было легче? Тогда в военной мясорубке сгинуло це- лое поколение. Выстоять в те страшные годы помогла вера в Россию. Так что нынешние трудности кроются вовсе не в коронавирусе. Диагноз у нас другой: маловерие. Вот почему в наступающем году так важно живее ощутить духовную связь с тысячелетней культурой, поверить в себя и в своюстрану. Итогда никакие нам трудностине страшны. Одолееми эту, неизвестно откуда свалившу- юся на наши головы эпидемию. СНовым годом, дорогие дру- зья! РепродукцияАлексейХомяков. Автопортрет. 1842 ПОКА ОДНИ УНЫЛО СМОТРЯТ НА ЖИЗНЬ, ДРУГИЕ СТАРАЮТСЯ ЗАГЛЯНУТЬ НА НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ ВПЕРЕД. ОДНИ СЕТУЮТ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ДРУГИЕ СВЯЗЫВАЮТ БУДУЩЕЕ МИРА С НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. Философ Алексей Хомяков первым попытался осмыслить всемирно-историческую роль России

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz