Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Профессионалы 7 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 31 / 12 / 20 ТЕАТР СОЗДАЕТСЯ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА КУКОЛ ОЛЕГ ПОНОМАРЕВ, НА ДНЯХ ОТМЕТИВШИЙ 50-ЛЕТИЕ, ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНУ ВЫШЕЛ В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ. Ольга Шкатова Н ачинал в Липецком го- сударственном акаде- мическом театре имени Л.Н. Толстого. Стоял у истоков Липецкого муниципального на Соколе. Там появились его пер- вые режиссерские работы. Его путь в профессию, как у мно- гих молодых артистов, начался именно у новогодней елки. Семейный праздник —Для меня Новый год разде- лился на два этапа. В детстве это запах мандаринов и елки, мишу- ра, гирлянды, гости. Весело! Во взрослой жизни это грим, клей, детское ликование, звенящее в голове и после представления. Ты с детворой у елки. То ты живот- ное, тоДедМороз, тоБабаЯга. Ты понимаешь, что у людей празд- ник, а ты его создаешь, — делит- ся Олег Витальевич. — Сегодня, когда массовые мероприятия под запретом, мы не ушли от тради- ции и нарядили елку, чтобы со- здать праздничное настроение для взрослых зрителей, которые при- ходят на наши вечерние спектак- ли. За всю историю новогодних праздников мы впервые не устра- иваем представлений для детей. По общности интересов Начало актерской профес- сии в семье положил народный артист России Виталий Поно- марев. Глубокий драматический актер, он сыграл немало ролей в детском репертуаре и даже был признан лучшимКарлсоном Со- ветского Союза. — Конечно, и во мне, и в брате творческое начало от отца. Он настаивал на том, чтобы я не занимался актерской профес- сией. Но я вырос за кулисами, для меня театр — и дом, и семья. Это храм, в который ты можешь приходить как домой, — счита- ет режиссер. — То и дело появ- ляются реформаторы, которые хотят сделать из театра заурядное место отдыха. Но для этого есть торгово-развлекательные цен- тры. Там можно что-то смотреть, пить и кушать одновременно. Театр для другого: для воспита- ния души и духа. Не надо из него делать общепит. Театр создается единомышленниками, которые отдают ему все свои силы. Для них это не работа, а образ жизни. Вот почему театр не переделать по прихоти и не создать заново по щелчку. Не было бы «Ленко- ма», если бы Марк Анатольевич Захаров не вложил туда столько сил и не создал такую мощную труппу. Противоположный при- мер — антреприза. Артисты со- бираются ненадолго, быстрень- ко что-то ставят, едут по горо- дам, зарабатывают деньги. Но эта форма исчерпала себя в 90-е, когда многие ездили по стране с антрепризными спектаклями. ТЕАТР СОЗДАЕТСЯ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ, КОТОРЫЕ ОТДАЮТ ЕМУ ВСЕ СВОИ СИЛЫ. ДЛЯ НИХ ЭТО НЕ РАБОТА, А ОБРАЗ ЖИЗНИ. ВОТ ПОЧЕМУ ТЕАТР НЕ ПЕРЕДЕЛАТЬ ПО ПРИХОТИ И НЕ СОЗДАТЬ ЗАНОВО ПОЩЕЛЧКУ Олег Пономарев ПО МНЕНИЮ ОЛЕГА ПОНОМАРЕВА, НОВОЕ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ТОЛЬКО НА СВОБОДНОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. БЛАГОДАРЯ РЕЖИССЕРУ И ХУДОЖНИКУ ОНО ОБРАСТАЕТ ДЕКОРАЦИЯМИ, ОЖИВАЕТ ВМЕСТЕ С АКТЕРАМИ «Ханума» (сцена из спектакля), Ханума и Акоп в исполнении Валентины Бражник и Олега Пономарева Зрители приходили на имена, но качество постановок оставляло желать лучшего. Каторжная работа Когда почти полтора десятка лет назад Олег Витальевич воз- главил театр, в труппе практи- чески не было молодежи. По его предложению в Липецком об- ластном колледже искусств име- ни К.Н. Игумнова подготовили два выпуска артистов-куколь- ников, и большинство из них сейчас работает в театре. Столк- нувшись с нехваткой пьес, Олег Пономарев стал сотрудничать с местными писателями. —Сегодня труппа укомплек- тована и сбалансирована. В ней двадцать талантливых ак- теров, — рассуждает худрук. — Никому не запрещено уйти, потом снова вернуться. Но «демократия» хороша в меру. Если она идет на пользу театру и человек занимается творче- ством по-настоящему, мы ему рады: пожалуйста, делай, твори. Когда начинается «звездность», приходится прощаться. Такие решения даются непросто. Ху- дожественное руководство — это каторжная работа. Но есть режиссеры, у которых я учил- ся. Это Латушко Александр Николаевич, курс которого я окончил в Воронежской акаде- мии. Мне нравятся спектакли Иосифа Райхельгауза. Знаком- ство с театром кукол началось с Вадима Васильевича Жукова. С Владимиром Михайловичем Пахомовым я начинал как актер. Яков Михайлович Лившиц дал мне путевку в режиссуру. Сегодня Олег Пономарев ставит спектакли на сцене театра кукол и по-прежне- му играет в Липецком дра- матическом театре на Со- коле. В этом году по итогам конкурса профессиональ- ных театров «В зеркале сцены» е г о о тме т и - ли за лучшую мужскую роль в спектакле «Как боги» по пь есе Юрия Полякова. — Роль Гаврю- шина просто моя. В ней есть судьба человека, от кото- рого чего-то хотят, а он уже все отдал и бывшим, и настоя- щим, —размышляет Олег Витальевич. — Гаврюшин не хочет заново все начинать. В то же время он понимает, что новаторство и молодое бурление пройдут, и жизнь снова потечет по своим законам. Вместо послесловия Этот разговор сОлегомПоно- маревым состоялся за неделю до его юбилея. Нескольких дней до этого событияне дожилнародный артист России Виталий Понома- рев. Так сложилось, что свой путь в актерскую профессию и в ре- жиссуруОлегВитальевичначинал на одной сцене с отцом, талантли- вым и многогранным артистом, сыгравшимв театрахикинопочти сотню ролей. В сокольском теа- тре они часто вместе выходили на сцену. «Ханума», «Левша», «Лес», «СтрастипоПлатонову», «Чумана оба ваши дома», «Бешеные день- ги», «№ 13», «Часы с боем» — в этих спектаклях играли младший и старшийПономаревы. «Бабий бунт» в постановке сына стал бенефисом отца. В этом спектакле Виталий Васи- льевич играл деда Захара. Его и запомнят таким — хорохори- стым, с юмором и лукавинкой. Фото Павла Острякова Сцена из спектакля «Свадебная карусель»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz