Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 44 № 155 /26283/29 ДЕКАБРЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее – администрация), объединений работодателей Липецкой области (да- лее – работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее – профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2021 – 2023 годах. Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства. Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рассматривается сто- ронами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, располо- женных на территории области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объ- единением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Цен- тральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководите- лей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе. Обязательства сторон, включенные в данное Соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области. I. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Стороны совместно: 1.1. Способствуют реализации национальных проектов на территории области. Про- водят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпри- нимательской деятельности, увеличению объёма валового регионального продукта, укре- плению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области. 1.2. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, прини- мают участие в подготовке проектов документов по вопросам социально-экономического развития области, рассматривают социальные аспекты проекта бюджета в регионе на очередной год на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию соци- ально-трудовых отношений до их утверждения. 1.3. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящей реорганизацией и ликви- дацией организаций, осуществляющих деятельность на территории области, своевремен- но информируют социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих. 1.4. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-экономи- ческой деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различных от- раслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания. Администрация и работодатели: 1.5. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечествен- ных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению цифровизации, инновационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной про- дукции. 1.6. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот. 1.7. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития от- ечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок, имиджа области, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающе- го продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и тури- стического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов. 1.8. Осуществляют импортозамещающую аграрную и продовольственную политику, создают условия для развития на селе всех форм хозяйствования (агропромышленных холдингов, личных подсобных хозяйств, фермеров). 1.9. Реализуют государственную политику в сфере торговой деятельности, обеспе- чивают доступность товаров для населения, способствуют формированию справедливой конкурентной среды. 1.10. Содействуют созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффектив- ных производств, высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий, вводу высокопроизводитель- ных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест. 1.11. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития сферы потребительского рынка, предпри- нимательства. Способствуют развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путём расширения заготовительной деятельности, создания потребительских кооперати- вов, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках. Администрация: 1.12. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив раз- вития. Разрабатывает государственные программы области и организует их реализацию. 1.13. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агро- промышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функ- ционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства. 1.14. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сель- ского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реали- зацию государственных программ развития сельского хозяйства и кооперации. 1.15. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнёрских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями. 1.16. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транс- порта в пригородном сообщении. 1.17. Создаёт условия для развития и увеличения объёмов жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения до- ступности и снижения стоимости жилья. 1.18. Осуществляет меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, во- влечение его представителей в систему социального партнерства. 1.19. Проводит анализ социальной эффективности инвестиционных проектов, плани- руемых к реализации на территории региона, в том числе в части влияния на занятость населения (количество и профессионально-квалификационную структуру рабочих мест, среднюю заработную плату, социальный пакет работников) с привлечением сторон соци- ального партнерства. 1.20. Взаимодействует с органами местного самоуправления в развитии системы зе- мельных отношений на территории области. Работодатели: 1.21. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, организаций, обеспечивают их стабильную работу по увели- чению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования. Совместно с профсоюзными организациями проводят системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста производитель- ности труда. 1.22. Активно занимаются привлечением на предприятия инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 1.23. Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организа- цией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями. Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собствен- ности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представи- телей работников организации с правом голоса. 1.24. Беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам. 1.25. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов по обя- зательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Россий- ской Федерации и в Федеральную налоговую службу Российской Федерации. Профсоюзы: 1.26. Принимают участие в установленном порядке в работе региональных комиссий, общественных советов, иных органов, осуществляющих координацию деятельности по во- просам, затрагивающим социально-трудовые отношения. 1.27. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законода- тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обе- спечивают защиту интересов работников. 1.28. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюз- ным организациям, членам профсоюза, в том числе защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, её реорганизации. II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Стороны совместно: 2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, создания новых эффективных ра- бочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конку- рентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики. 2.2. Способствуют реализации мер, направленных на повышение качества и конкурен- тоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляют прогноз потребности организаций в подготовке квали- фицированных кадров для экономики области на средне и долгосрочную перспективу. 2.3. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабо- чих мест в сельском хозяйстве, в том числе через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе. 2.4. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экс- тренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобож- даемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий. 2.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряжённости в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При опре- делении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями: – ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; – сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: – 50 и более человек в течение 30 календарных дней; – 200 и более человек в течение 60 календарных дней; – 500 и более человек в течение 90 календарных дней. 2.6. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в кадрах и по- вышения качества образовательного процесса: – проводят работу по совершенствованию организационно-экономических механиз- мов регулирования системы профессионального образования региона; – участвуют в разработке системы взаимодействия организаций профессионального образования с работодателями. 2.7. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлече- ния иностранной рабочей силы в экономику региона. На заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в области рассматривают заявки работодателей в отношении объемов и профессионально-квали- фикационной структуры привлечения иностранной рабочей силы с участием представите- лей Профсоюзов и Работодателей. 2.8. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содей- ствия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при фор- мировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают: – отсутствие фактов массового высвобождения работников – граждан Российской Фе- дерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности; – наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счёт местных – повышение заработной платы работников бюджетной сферы и приближение ее к уровню средней заработной платы по области; – фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соответ- ствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; – обеспечение сохранения достигнутого соотношения уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, со среднемесячной заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячным доходом от тру- довой деятельности) в области; – компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учрежде- ний области в установленном законодательством порядке; – компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения; – материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успе- хи в учебе; – оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области. 3.15. Принимает меры по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики с учетом необходимости обеспечения индексации и повы- шения оплаты труда, в том числе на основе достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. 3.16. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публи- кацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по области и по основным социально-демографическим группам на- селения. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как соци- ального стандарта для поддержания жизненного уровня населения. 3.17. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в профес- сиональных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета. Работодатели и профсоюзы: 3.18. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действую- щие договоры и соглашения, предусматривая в них, в том числе: – возможность установления тарифной части заработной платы на уровне не ниже 65% от ее общего размера; – ежегодную индексацию заработной платы, в том числе задержанной, на уровне не ниже индекса потребительских цен в регионе, определяемого органом статистики (для работодателей-многотерриториальных предприятий – на уровне не ниже индекса потре- бительских цен по Российской Федерации), определяют механизм индексации; – при повышении производительности труда соответствующее повышение заработной платы; – размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других вы- плат, причитающихся работнику, выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом экономической возможности; – порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, полу- чающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не при- влекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день; – обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые, из средств организаций; – условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законода- тельства и пенсионного обеспечения работающих; – средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, питание; – безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья. Работодатели: 3.19. Во внебюджетном секторе экономики принимают меры по установлению разме- ра месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работни- ков, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профес- сиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже федерального минимального размера оплаты труда. 3.20. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда. 3.21. Обеспечивают своевременную и в полном объёме выплату заработной платы, оплату отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику в со- ответствии с действующим трудовым законодательством, соглашениями, коллективным и трудовыми договорами. Разрабатывают мероприятия, направленные на недопущение возникновения задолженности по заработной плате и скорейшую ликвидацию в случае ее возникновения. 3.22. Возмещают работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с за- держкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, неполученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполне- ния трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыпла- ченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем уста- новленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно. 3.23. Выплачивают выходное пособие при расторжении трудового договора по иници- ативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организа- ции из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, вве- денного по инициативе работодателя. 3.24. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. 3.25. Производят бесплатное удержание и перечисление на счет, указанный профсо- юзом, профсоюзных взносов в соответствии с заявлениями членов профсоюза. В случае неправомерной задержки перечисления профсоюзных взносов несут ответственность, предусмотренную статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. 3.26. Обеспечивают своевременное и достоверное предоставление сведений в терри- ториальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для назначе- ния застрахованным гражданам соответствующих видов пособий. 3.27. Принимают меры по доведению уровня средней заработной платы в организаци- ях до среднеотраслевого уровня в регионе. Профсоюзы: 3.28. Участвуют в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения. 3.29. Осуществляют профсоюзный контроль за своевременной и в полном объёме вы- платой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществля- ющих деятельность на территории области. 3.30. Проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах, в том числе через профсоюзные средства массовой информации, по вопросам пенсионного обеспечения работающих, трудового законодательства. IV. В ОБЛАСТИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Стороны совместно: 4.1. Признавая в настоящем соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государ- ственной политики в области охраны труда и экологической безопасности. 4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности. 4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, на- правленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных за- болеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. 4.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного над- зора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности. 4.5. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области. 4.6. В рамках своей компетенции принимают скоординированные меры по обеспече- нию соблюдения работодателями и работниками требований охраны труда, предупрежде- нию производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проверке усло- вий и охраны труда на рабочих местах. 4.7. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и эко- логической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения. 4.8. Проводят семинары, совещания, круглые столы и другие мероприятия по вопро- сам условий и охраны труда. Администрация: 4.9. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на терри- тории области, разрабатывает и реализует соответствующие государственные программы (подпрограммы). 4.10. Регулярно через средства массовой информации информирует население о со- стоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности. 4.11. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокуре- ния, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распро- странении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведению массовых спортивно-оздоровительных мероприятий. Работодатели: 4.12. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюде- нием работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, решают во- просы экологической безопасности в зоне расположения организаций. 4.13. Способствуют развитию оказанию медицинской помощи работникам по месту работы. Содействуют в проведении иммунизации работающих (в том числе трудовых ми- грантов) в объёме национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям (дифтерия, столбняк, корь, краснуха, грипп, вирусный гепатит В, коронавирусная инфекция и т. д.). 4.14. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на: – мероприятия по охране труда и окружающей среды; – проведение специальной оценки условий труда; – предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; – обеспечение работников льготным (бесплатным) питанием, сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной за- щиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; – отдых и оздоровление работающих и членов их семей; – обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей; – ежегодную вакцинацию сотрудников против гриппа; – проведение информационно-образовательных мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда «Узнай об этом на работе». 4.15. Содействуют медицинским организациям в привлечении работников к профилак- тическим обследованиям на ВИЧ-инфекцию. 4.16. Разрабатывают и реализуют программу «Нулевой травматизм» на предприятиях в рамках международного движения «Vision Zero». 4.17. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоу- стройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанно- стей в данной организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду. 4.18. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. 4.19. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на про- изводстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и усло- вий труда, снижению смертности от предотвратимых причин. 4.20. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы, подготовку, стажировку, проверку знаний требованиями охраны труда инструкторов по оказанию до- Областное трёхстороннее соглашение на 2021-2023 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области трудовых ресурсов, в том числе путём подготовки и переподготовки безработных граждан с учётом предложений муниципальных образований области; – соблюдение работодателями обязательств регионального соглашения о минималь- ной заработной плате. При этом обеспечивают социально-бытовые условия проживания иностранных работ- ников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. 2.9. Содействуют расширению объёма и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения, в том числе несовершенно- летних граждан в свободное от учёбы время, участвуют в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, вос- требованным на рынке труда. 2.10. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предостав- ляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, до- бивающихся высоких результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности. 2.11. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по инфор- мированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, про- фессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят соци- ологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости. 2.12. Осуществляют комплекс мероприятий, направленных на стимулирование рабо- тодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей. 2.13. Содействуют развитию практики наставничества в организациях. Администрация: 2.14. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости населе- ния. Реализует мероприятия по содействию занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учётом ситуации на рынке труда. 2.15. Содействует реализации политики подбора, подготовки и сохранения высококва- лифицированных кадров, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. 2.16. Принимает меры по укреплению учебной и материально-технической базы в уч- реждениях профессионального образования области. 2.17. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конку- рентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных уч- реждений, лиц предпенсионного возраста и др.). 2.18. В целях повышения престижа наиболее востребованных рабочих профессий и содействия повышению их квалификации предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства. 2.19. Способствует развитию системы профессиональных квалификаций в Липецкой области, включая создание центров оценки квалификации или экзаменационных площа- док, внедрение профессиональных стандартов на территории региона. Работодатели: 2.20. Не допускают массового высвобождения работников. Принимают меры по наи- более полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста. 2.21. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям про- изводства, а в сельскохозяйственном производстве – первоочередную возможность тру- доустройства из числа постоянно проживающего сельского населения. 2.22. Принимают меры при планируемом сокращении работников по их максимально- му обеспечению рабочими местами за счет перепрофилирования производства, переоб- учения, ведения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмо- тренных законодательством. 2.23. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве с целью увеличения доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников. Содействуют работникам, желающим повы- сить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специаль- ность, востребованную на предприятии и на рынке труда, предусматривают по условиям коллективного договора для данных лиц дополнительные гарантии и льготы. 2.24. В рамках национального проекта «Демография» активно направляют своих ра- ботников из числа лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на профессиональ- ное обучение и повышение квалификации по востребованным в экономике профессиям, навыкам и компетенциям с целью сохранения их занятости. 2.25. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными уч- реждениями: – предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной прак- тики; – обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам в размере не менее 10% от оклада (должностного оклада), ставки за- работной платы; – предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве; – определяют стипендиатов среди учащихся учреждений профессионального образо- вания и выплачивают им стипендию, установленную за счёт средств предприятий; – обеспечивают учащихся средствами индивидуальной защиты во время производ- ственной практики. 2.26. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками и не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера. Не допускают нелегальной и теневой занятости. 2.27. Проводят консультации физических лиц по трудоустройству на предприятия, в том числе иностранных граждан, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации, предусматривающим трудоустройство в приоритетном порядке граждан Рос- сийской Федерации. 2.28. В целях развития системы профессиональных квалификаций в Липецкой области активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, наименований квалифи- каций и требований к ним, оценочных средств, внедряют профессиональные стандарты на предприятии, направляют работников с их согласия для прохождения независимой оценки квалификаций в центры оценки квалификации, способствуют созданию центров оценки квалификации, экзаменационных центров и экзаменационных площадок в области. 2.29. При приеме на работу направляют работника в выборный орган первичной про- фсоюзной организации с целью информирования об ее деятельности. 2.30. В случае сокращения численности или штата работников организации не допу- скают одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в течение года после расторжения трудового договора с одним из членов семьи (за исклю- чением случаев добровольного согласия работников на увольнение и положений, установ- ленных коллективным договором). Работодатели и профсоюзы: 2.31. При разработке коллективных договоров предусматривают: – дополнительные гарантии для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до дости- жения им возраста трех лет; – оказание материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реор- ганизации, сокращения численности или штата работников организации; – меры материальной поддержки и социального обеспечения выпускников професси- ональных образовательных учреждений области при поступлении их на работу на предпри- ятие; – возможность для поиска нового места работы (при наличии просьбы) работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициати- ве работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день с сохранением средней зара- ботной платы; – недопущение сокращения работников предпенсионного возраста с нарушением требований действующего законодательства; установление дополнительных гарантий при сокращении для указанной категории; – запрет на увольнение работников – членов одной семьи в течение года по сокраще- нию численности или штата работников; – порядок направления сотрудников в центры оценки квалификаций для прохождения независимой оценки квалификации в центрах оценки квалификаций. Профсоюзы: 2.32. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, локальных нормативных актов, содержа- щих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе по вопросам приема и увольнения, предоставления гарантий и компенсаций, в связи с расторжением трудового договора. 2.33. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях по недопущению массового заключения срочных трудовых договоров. 2.34. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, в том числе безработным, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей. III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ Стороны совместно: 3.1. Согласились, что месячная заработная плата работника, полностью отработав- шего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате. 3.2. Согласились, что размер минимальной заработной платы не является ограничени- ем для реализации более высоких гарантий по оплате труда. 3.3. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно определяющих системы оплаты и условия стимулирования труда, данные положения закреплялись в коллективных договорах и соглашениях. 3.4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей. 3.5. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению измене- ний и дополнений в областное законодательство об оплате труда работников бюджетных учреждений. 3.6. Считают приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие направ- ления: – ежегодное повышение уровня реальной заработной платы работников; – максимальное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; – легализация трудовых отношений, снижение неформальной занятости, ликвидация «теневых» зарплат; – увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте; – системная организация нормирования труда. 3.7. Проводят мониторинг эффективности отраслевых систем оплаты труда работни- ков бюджетной сферы. 3.8. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования за- работной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Устанавливают тариф- ную часть заработной платы на уровне не ниже 65% от общего её размера. 3.9. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в области до уровня не менее трёхкратного размера прожиточного минимума, установленного в обла- сти на душу населения. 3.10. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной пла- те между организациями за счет её повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли. 3.11. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уров- ня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному всту- плению застрахованных лиц в правоотношения по дополнительному пенсионному страхо- ванию в целях увеличения размеров накопительной части трудовой пенсии. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения об- ласти. 3.12. Проводят консультации по следующим вопросам: – регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и до- ступности предоставляемых услуг; – поэтапное снижение регионального стандарта максимально допустимой доли рас- ходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. 3.13. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь по вопросам пенсионного, соци- ального страхования и иным вопросам в соответствии с действующим законодательством. Администрация: 3.14. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями области предусматривает средства на: Окончание на 45-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz