Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
Творчество ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 21 23 / 12 /20 МЕСТО ВСТРЕЧИ — «ПЕТРОВСКИЙ МОСТ» Когда 12 лет назад читатели раскрыли первый номер журнала «Петровский мост», его создатели сомневались: хватит ли им сил продолжить начатое? Теперь уже ясно: зря сомневались. Скоро в книжных киосках и на библиотечных полках появится 50-й номер «Моста». Исаак Розенфельд П ростенькое арифметиче- ское упражнение. Один номер—двести страниц. ятьдесят номеров — десять тысяч страниц прозы и стихов, публицистики и мемуаров, ре- цензий, историко-краеведческих и искусствоведческих очерков. И все эти тексты прошли через руки бессменного главного ре- дактора Игоря Безбородова. Ему мы и задали несколько вопро- сов в преддверии своеобразного юбилея журнала. О талантах и поклонниках — Петровский мост для про- винциального Липецка примерно то же, что Кузнецкий для москви- чей или Аничков для питерцев. И все-таки почему именно это назва- ние вынесено на обложку вашего издания? — Во-первых, не моего, а нашего. Журнал выпускается под эгидой Издательского дома «Липецкая газета». Среди его авторов немало сотрудников «Липецкой газеты». Во-вто- рых, мост — хороший символ. Петровский мост без кавычек соединяет берега протекающей через центр города реки. «Пет- ровский мост» в кавычках соеди- няет прошлое и современность, традиции классиков и опыт но- вого поколения пишущих. Ли- пецкая земля дала стране и миру Бунина, Пришвина, Замятина. Здесь жили предки Пушкина. Да и Козьма Прутков «родом» из этих мест. В общем, нам доста- лось богатое наследство. —Но оно ко многому обязыва- ет. Стыдно в такой ситуации зани- жать планку, давать зеленый свет графоманам. — Однажды ваш коллега спросил меня, строгий ли я ре- дактор. Стараюсь быть строгим. Но при том, разумеется, под- держиваю людей одаренных, особенно молодых. И не скрою, горжусь, что наши недавние де- бютанты публикуются в авто- ритетных московских изданиях, становятся лауреатами всерос- сийских премий. Я бы мог пере- числить десяток имен, известных далеко за пределами области. Вот в прошлом году «Золотое перо России» вручили Александру Пономареву. К слову, сам жур- нал удостоен «Серебряного пера России». — В ранней комедии Григория Горина есть такая реплика: в наше время люди много едят и мало чи- тают. Скажите откровенно, Игорь Николаевич, каково это — делать литературный журнал, понимая, что даже Толстого и Бунина сейчас мало кто читает? — Да, былые миллионные тиражи «толстяков», за подпи- ской на которые стояли в оче- редях ночи напролет, ужались до нескольких тысяч. Сегодня чуть ли не в каждом регионе свой журнал. Но суммарный их тираж составляет от силы деся- тую часть тиража «Нового мира» семидесятых-восьмидесятых годов. Тем не менее читатели остались. И у «Петровского мо- ста» пусть не многочисленный, но преданный круг друзей. Ни телеэкран, ни Интернет им пе- чатного слова не заменят. Неко- торые хранят полный комплект нашего журнала за все двенад- цать с половиной лет. — А что касается самих писа- телей? У них же теперь масса воз- можностей найти аудиторию и без журнальных публикаций. —Знаете, я не встречал среди авторов, популярных в Интерне- те, тех, кто не хотел бы увидеть свои произведения, как нынче выражаются, на бумажных но- сителях. Стихи, рассказ, повесть на журнальных страницах — весомое свидетельство, что ты настоящий писатель. —Тем не менее у «Петровского моста» существует ведь и интер- нет-версия? — Обязательно. Благодаря ей липчан могут читать в любом уголке страны. И заметьте, чи- тают. Как это было — Наши земляки долго меч- тали о собственном литературном журнале. В советские годы на все Черноземье был один журнал — воронежский «Подъем». И в него даже одаренному человеку часто не удавалось пробиться. Появ- ление «Петровского моста» в ка- кой-то мере оказалось неожидан- ным. — Он родился, что назы- вается, по инициативе сверху. Пригласил меня тогдашний ви- це-губернатор Петр Тихонович Горлов и говорит: мне скоро на пенсию и хотелось бы оставить о себе добрую память — жур- нал. — Я познакомился с Петром Тихоновичем, когда он еще рабо- тал в комсомоле. Помню, как мы тряслись с ним по проселочным дорогам в мотоцикле с коляской — я был пассажиром, он за рулем, — и говорили о его любимом Есе- нине. — Ну, вот. Решение было принято. Начинали по принци- пу «глаза боятся, а руки делают». Хотелось, чтобы журнал был и по содержанию, и по оформ- лению на достойном уровне. Региональный, но не провинци- альный. — Редакции столичных пери- одических изданий то и дело бьют тревогу: мы без средств, мы на грани закрытия. А вы в этом от- ношении, по-моему, более-менее спокойны. — Руководство области не бросает нас на произвол рыноч- ной судьбы. Мы получаем фи- нансовую помощь. Литературе сегодня трудно выживать, если это не детективы, не бульварные романы. Ее необходимо поддер- живать, чтобы не потерять окон- чательно. — А за эту поддержку от вас не требуют выполнения каких-то обязательств? — Обязательство одно — журнал должен выходить и при- влекать внимание читателей. За все годы мне «сверху» ни разу не давали указаний, не было никаких звонков. — В «Петровском мосту» пе- чатаются исключительно местные литераторы? — Сначала было так. Но те- перь приходят рукописи и из других областей. Приоритет по-прежнему за земляками, но интересную прозу и поэзию, условно выражаясь, «варягов», мы ни в коем случае не отвер- гаем. Тот же Пономарев и поэт Андрей Новиков объехали всю страну, добравшись аж до Юж- но-Сахалинска. Они привезли нам тексты своих товарищей по перу. И мы выпустили целевой номер, составленный из этих со- чинений. Сегодня иногородние авторы появляются практически в каждом номере «Петровского моста». — Ваша основная профессия — журналистика. Вы редактиро- вали «молодежку», межрегиональ- ную газету «Выбор» и так далее. Но вдруг возглавили литературный журнал. — Так сложилось. Я не пи- сал ни романов, ни поэм. Но в молодости занимался пародий- ным жанром. Причем довольно успешно. Мои пародии появ- лялись в «Литературке», в дру- гих центральных изданиях. Так что журнальная стезя для меня не такая уж случайная. Кроме того, редактор и писатель — на мой взгляд, разные вещи, одно далеко не всегда подразумевает другое. — Пародист высмеивает, вы- шучивает, передразнивает. Он по определению не может быть ла- сковым и нежным. А редактору, как я понимаю, полагается авто- ров холить и лелеять. —Мы этого вопроса уже ка- сались. Редактор должен быть чутким к слову, а не к тому, кто возомнил, будто он Пушкин или Толстой. Тут нужны принципи- альность и твердость. В конце концов, ради чего существуют и «Новый мир», и «Наш совре- менник», и липецкий «Петров- ский мост»? Ради сбережения и развития отечественной сло- весности. Интернет ее, призна- емся, нередко обесценивает. А мы храним. — Что ж, поздравляю вас с юбилейным номером! Спасибо за беседу. Фото Анатолия Евстропова Руководство области не бросает нас на произвол рыночной судьбы. Мы получаем финансовую помощь. Литературе сегодня трудно выживать, если это не детективы, не бульварные романы. Я НЕ ВСТРЕЧАЛ СРЕДИ АВТОРОВ, ПОПУЛЯРНЫХ В ИНТЕРНЕТЕ, ТЕХ, КТО НЕ ХОТЕЛ БЫ УВИДЕТЬ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК НЫНЧЕ ВЫРАЖАЮТСЯ, НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ. СТИХИ, РАССКАЗ, ПОВЕСТЬ НА ЖУРНАЛЬНЫХ СТРАНИЦАХ — ВЕСОМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ЧТО ТЫ НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ Игорь Безбородов У «Петровского моста» пусть не многочисленный, но преданный круг друзей. Ни телеэкран, ни Интернет им печатного слова не заменят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz