Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 21 № 151 /26279/18 ДЕКАБРЯ 2020 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Исполнители ос- новных мероприя- тий Подпрограммы Управление труда и занятости Липецкой области Управление здравоохранения Липецкой области Управление социальной защиты населения Липецкой области Этапы и сроки ре- ализации Подпро- граммы 2014 – 2024 годы Первый этап: 2014 – 2019 годы Второй этап: 2020 – 2024 годы Объемы и источни- ки финансирова- ния Подпрограммы Расходы по финансовому обеспечению Подпрограммы осуществляются за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий, предусмо- тренных Подпрограммой, в порядке, предусмотренном действующим зако- нодательством. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета соста- вит 134006,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. – 5765,0 тыс. руб.; 2015 г. – 18506,1 тыс. руб.; 2016 г. – 23345,8 тыс. руб.; 2017 г. – 17125,6 тыс. руб.; 2018 г. – 13233,4 тыс. руб.; 2019 г. – 11392,0 тыс. руб.; 2020 г. – 10912,0 тыс. руб.; 2021 г. – 8749,4 тыс. руб.; 2022 г. – 8293,6 тыс. руб.; 2023 г. – 8341,9 тыс. руб.; 2024 г. – 8341,9 тыс. руб. Также на реализацию мероприятий Подпрограммы привлекаются средства из федерального бюджета в виде субсидий областному бюджету на реали- зацию мероприятий, предусмотренных региональной программой пере- селения, включенной в Государственную программу, предоставляемых на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и администрацией Липецкой области о предоставлении субси- дии. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета со- ставит 241843,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. – 16993,5 тыс. руб.; 2015 г. – 10058,6 тыс. руб.; 2016 г. – 24095,4 тыс. руб.; 2017 г. – 19516,9 тыс. руб.; 2018 г. – 24624,0 тыс. руб.; 2019 г. – 28008,0 тыс. руб.; 2020 г. – 28008,0 тыс. руб.; 2021 г. – 21157,2 тыс. руб.; 2022 г. – 23035,4 тыс. руб.; 2023 г. – 23173,1 тыс. руб.; 2024 г. – 23173,1 тыс. руб. Общий объем финансирования составит 375849,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. – 22758,5 тыс. руб.; 2015 г. – 28564,7 тыс. руб.; 2016 г. – 47441,2 тыс. руб.; 2017 г. – 36642,5 тыс. руб.; 2018 г. – 37857,4 тыс. руб.; 2019 г. – 39400,0 тыс. руб.; 2020 г. – 38920,0 тыс. руб.; 2021 г. – 29906,6 тыс. руб.; 2022 г. – 31329,0 тыс. руб.; 2023 г. – 31515,0 тыс. руб.; 2024 г. – 31515,0 тыс. руб. Объемы финансирования Подпрограммы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном бюджете и областном бюджете на очередной финансовый год Основные показа- тели эффективно- сти Подпрограммы Первый этап (2014 – 2019 годы) 1. Количество участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область, человек. 2. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Под- программы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной про- граммы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и ока- занием содействия в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой ме- роприятий, %. 3. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоу- строенных при содействии службы занятости населения, от числа обратив- шихся трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, пересе- лившихся в Липецкую область в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. Второй этап (2020 – 2024 годы) 1. Численность участников Государственной программы, человек. 2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Липецкую область и поставленных на учет в УМВД России по Липецкой области, человек. 3. Количество информационных материалов в рамках реализации Подпро- граммы, ед. 4. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Под- программы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившим- ся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере рас- ходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограм- мой мероприятий, %. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имею- щих среднее профессиональное или высшее образование, %. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей в тру- доспособном возрасте, от общего числа участников Государственной про- граммы и членов их семей, %. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, тру- доустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, %. 8. Доля участников Государственной программы и членов их семей в воз- расте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. 9. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по оч- ной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа по- ступивших заявлений от указанной категории соотечественников, % Ожидаемые конеч- ные результаты ре- ализации Подпро- граммы Реализация Подпрограммы позволит обеспечить: Первый этап (2014 – 2019 годы) 1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотече- ственников на постоянное место жительства на территорию Липецкой об- ласти. 2. Вселение на территорию Липецкой области к концу 2019 года 12 000 участников Государственной программы (далее – УГП) или с членами их се- мей 28 800 человек (чел.), в том числе по годам: 2014 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2015 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2016 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2017 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2018 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2019 г. – 2000 УГП, 4800 чел. 3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов. 4. Привлечение в Липецкую область соотечественников в трудоспособном возрасте – ежегодно в количестве не менее 70% от общего числа участни- ков Государственной программы и членов их семей. Второй этап (2020 – 2024 годы) 1. Переселение к концу 2024 года на территорию Липецкой области 7 500 участников Государственной программы (УГП) или с членами их семей 15 000 человек (чел.), в том числе по годам: 2020 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2021 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2022 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2023 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2024 г. – 1500 УГП, 3000 чел. 2. Количество информационных материалов о Подпрограмме, размещен- ных в средствах массовой информации, составит 30 единиц, в том числе по годам: в 2020 году – 6 ед.; в 2021 году – 6 ед.; в 2022 году – 6 ед.; в 2023 году – 6 ед.; в 2024 году – 6 ед. 3. Доля расходов областного бюджета на реализацию мероприятий Под- программы, связанных с предоставлением мер поддержки переселившим- ся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере рас- ходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограм- мой мероприятий, составит 95%. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имею- щих среднее профессиональное или высшее образование составит не ме- нее 50% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудо- способном возрасте составит не менее 75% ежегодно в течение всего сро- ка реализации Подпрограммы. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, тру- доустроенных от числа обратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, к 2024 году бу- дет составлять 80% ежегодно в течение всего срока реализации Подпро- граммы. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в воз- расте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 65% ежегодно в течение всего срока ре- ализации Подпрограммы. 8. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государственной программы, получающих образование по оч- ной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, от общего числа по- ступивших заявлений от указанной категории соотечественников составит не менее 95% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы II. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы Выгодное географическое положение Липецкой области (далее – область) и на- личие значительного природно-ресурсного потенциала являются факторами, благо- приятствующими ее социально-экономическому развитию. Экономика области характеризуется динамичным поступательным развитием. Область имеет мощный трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и эконо- мический потенциал, который определяет перспективы ее развития. Индекс физического объема валового регионального продукта в 2019 году со- ставил 101,3%. Индекс промышленного производства за 2019 год составил 100,0%. Рост объема промышленного производства Липецкой области по итогам 11 месяцев 2019 года составил 2,4%. По производству продукции обрабатывающих производств на душу населения Липецкая область занимает 2 место в ЦФО и 3 место в РФ. В области создан благоприятный инвестиционный климат, позволяющий инве- сторам найти выгодные для себя возможности для размещения бизнеса. Инвестиции в основной капитал в 2019 году составили 155,038 млрд. руб. (111,8% к уровню 2018 года). Доля инвестиций в ВРП – 23,6% (РФ – 21,6%). Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводите- лей в декабре 2019 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 6,2 млрд. рублей, в январе – декабре 2019 года – 135,9 млрд. рублей. Индекс произ- водства продукции сельского хозяйства в январе – декабре 2019 года к январю – де- кабрю 2018 года составил 111,4%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году увеличилась на 9,7% по сравнению с 2018 годом и составила 34 742 руб. Реальная заработная плата в 2019 году в целом по области составила 104,5% к уровню 2018 года. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 8,7% (2018 год), по Российской Федерации – 12,6%. По данному показа- телю область занимает 4 место в ЦФО и 9 – в Российской Федерации. По предварительной оценке территориального органа Федеральной службы го- сударственной статистики по Липецкой области, среднедушевые денежные доходы населения за 2019 год (32 549 руб.) выросли на 8,5% к уровню 2018 года. Пенсии за 2019 год увеличились на 6,1% к 2018 году (14 245 руб.). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году увеличились на 2,7% по сравнению с 2018 годом. В области активно возводится социальная инфраструктура. Практически впервые в России в области создана и успешно реализуется мо- дель конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих пред- приятий, региона и страны в целом. Создание на территории области особых экономических зон федерального и ре- гионального уровня позволило решить проблему преодоления сложившейся моно- отраслевой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих произ- водств с высокой долей добавленной стоимости, а также способствует организации новых высокотехнологичных рабочих мест. Приоритетными видами деятельности являются: машиностроение, производство оборудования и компонентов, готовых металлических изделий, неметаллических ми- неральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий. За счет создания новых рабочих мест, в том числе в АО ОЭЗ ППТ «Липецк» (https://sezlipetsk.ru/) ежемесячно в областном банке вакансий содержится не менее 10 тысяч рабочих мест. В этой связи соотечественники имеют возможность трудоу- строиться в организациях региона, имеющих вакансии или рабочие места, при соот- ветствии определенным квалификационным требованиям. По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, численность постоянного населения области на 1 января 2020 года составила 1 139,5 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 4,6 тыс. человек; на 1 января 2019 года – 1 144,1 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 6,1 тыс. человек; на 1 января 2018 года – 1 150,2 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2016 годом на 6,0 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло из-за естественной убыли насе- ления: снижение числа родившихся, естественная убыль населения зафиксирована во всех муниципальных образованиях Липецкой области. В 2019 году число прибывших в Липецкую область составило 40 847 человек и по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 151 человек (0,4%). Число выбывших составило 39 013 человек, что на 2 394 человека, или на 5,8% меньше, чем в 2018 году. Миграционный прирост в 2019 году составил 1834 человека, или 16,1 человек на 10 000 населения. Наибольшее положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюда- ется с зарубежными странами – 3 285 человек, в том числе со странами СНГ – 3 269 человек. Положительный миграционный прирост в 2019 году обеспечил рост численности населения в Грязинском, Добринском, Краснинском и Липецком муниципальных районах. В январе – ноябре 2018 года число прибывших в Липецкую область составило 37 722 человек и по сравнению с соответствующим периодом 2017 года увеличилось на 1 378 человек. Число выбывших из Липецкой области составило 37 866 человек, что на 1 461 че- ловек, или на 4% больше аналогичного периода прошлого года. Миграционный прирост в январе – ноябре 2018 года составил – 144 человека, или – 1,4 человека на 10 000 населения. Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами – 2 259 человек, в том числе со странами СНГ – 2 210 чело- век. Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины, Узбекистана, Казахстана и Армении. В январе – ноябре 2017 года число прибывших в Липецкую область составило 36 344 человека и по сравнению с соответствующим периодом 2016 года уменьшилось на 1 592 человека. Число выбывших из Липецкой области составило 36 405 человек, что на 2 700 че- ловек, или на 8% больше аналогичного периода прошлого года. Миграционный прирост в январе – ноябре 2017 года составил – 61 человек, или – 0,6 человека на 10 000 населения. Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами – 2 149 человек, в том числе со странами СНГ – 2 058 чело- век. Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины и Казахстана. Таким образом, миграционный прирост за 2017 – 2019 годы частично компенси- ровал естественную убыль населения в Липецкой области. Благодаря эффективным мерам, принятым законодательно на федеральном уровне и дополненным региональными инициативами, в последние годы были соз- даны благоприятные условия для улучшения демографической ситуации в области. Среди прочих мер замедлению процесса убыли населения области может спо- собствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом. Численность рабочей силы в декабре 2017 г. составила 585,9 тыс. чел. или 50,9% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5% рабочей силы. Численность рабочей силы в декабре 2018 г. составила 606,3 тыс. чел. или 52,9% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% рабочей силы. Численность рабочей силы в декабре 2019 г. составила 600,0 тыс. чел. или 52,6% от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% рабочей силы. В 2018 году в области проживало 21,9 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 15 лет. За последние 2 года их численность уменьшилась на 2,5 тыс. чел. Прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста. По прогнозу к 2024 году она снизится на 10 тыс. человек или на 2% относительно уровня 2017 года. Основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов сви- детельствуют о том, что их воспроизводство уже сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. Увеличение в составе трудовых ресурсов лиц пенсионного возраста частично компенсирует сокращение трудоспособного населения, но с другой стороны, ухуд- шает качественный состав персонала на предприятиях. Данная ситуация создает определенную напряженность на рынке труда и может стать существенным ограни- чением для ускорения темпов экономического роста. Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смерт- ности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 72,46 лет), продолжается сокращение численности населения вследствие есте- ственной убыли. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и лишь частично компенсируют естественные потери на- селения. Наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет при- ведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к снижению качества потенциала трудовых ресурсов области. Область остается одним из регионов Российской Федерации с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы – 0,4% от экономически активного населения. Вместе с тем, снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума со- ставляет около 105 тыс. человек. За счет объединения усилий федерального бюджета в рамках программы устой- чивого развития сельских территорий и областного бюджета сделано много для по- вышения качества жизни на селе. Введено 10 Домов культуры и Центр культурного развития (пос. Лев-Толстой). Построено 18 детских садов. Сегодня в каждом муниципальном районе работают плавательные бассейны (22 бассейна), открыто 2 ледовых дворца (г. Задонск и г. Усмань). Открыты и введены в эксплуатацию 5 модульных фельдшерско-акушерских пун- кта в Данковском, Добринском, и Становлянском районах. Построен и введен в экс- плуатацию фельдшерско-акушерский пункт в с. Ильино Липецкого района. Начато строительство офиса врача практики в п. Новая Жизнь (Левобережный округ города Липецка). Завершение строительства и ввод в эксплуатацию планиру- ется в 2020 году. Привлечению и закреплению специалистов в медицинских организациях области способствуют успешно реализуемые в регионе меры социальной поддержки меди- цинских работников. Обеспеченность врачами в 2019 году составила 33,2 на 10 тыс. чел. населения (2018 год – 33,1). Доля молодых специалистов в общей численности врачей состави- ла 26,6% (2018 год – 27,0%). Всего в области работает 1 009 молодых специалистов. Первичная медицинская помощь организована на базе 32 медицинских органи- зациях по 75 врачебным специальностям. Функционируют 32 подразделения неот- ложной медицинской помощи. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций в 2019 году составила 33,6 тыс. посещений в смену. Первичная медико-санитарная помощь сельскому населению оказывается на базе 377 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), из которых 2 находятся в г. Ли- пецке, 66 отделений врача общей практики (из них 2 – в г. Липецке) и 22 врачебные амбулатории. Число посещений на амбулаторном приеме врачей и фельдшеров в 2019 году составило более 9,7 млн. случаев (2018 год – более 9,9 млн. случаев), в том числе на дому выполнено более 481 тыс. посещений. Специализированная медицинская помощь в области организована на базе 38 межмуниципальных центров по наиболее важным медицинским профилям: кардио- логическому, хирургическому, травматологическому, акушерско-гинекологическому и др. Высокотехнологичная – на базе 10 медицинских организаций по 17 профилям. В 2019 году в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи кон- сультации в федеральных и областных медицинских организациях получили 9 960 человек (118,5% к 2018 году), в том числе 600 детей. В соответствии с действующим законодательством в области гарантированы возможность получения образования, его общедоступность и бесплатность в соот- ветствии с федеральными государственными образовательными стандартами до- школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплат- ность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в государственных и муниципальных образовательных организациях. В Липецкой области все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в до- школьных образовательных организациях, доступность – 100%. Доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет по области со- ставила 81,3%, в 15 из 20 муниципальных образований обеспечена 100-процентная доступность. По данным региональной базы «Электронный детский сад» в 5 муници- палитетах имеются «актуальные» очередники, число детей, не обеспеченных места- ми, составило 1519 чел. Региональная система общего образования представлена 283 образовательны- ми организациями со 109 филиалами. Кроме того, в области функционируют 10 общеобразовательных организаций (интернатов), из них: 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья, осу- ществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным обще- образовательным программам, 1 – санаторная организация. В данных организациях создана материально-техническая база, подобраны со- ответствующие педагогические кадры, позволяющие осуществлять обучение, воспи- тание, реабилитацию и социализацию обучающихся. Образовательные организации работают в круглосуточном режиме. Обучающиеся находятся на полном государ- ственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечива- ются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Для обучающихся, не имеющих возможности посещать образовательные органи- зации, обучение организовано в Центре дистанционного образования детей-инвали- дов (далее – ЦДО). Для учащихся организованы автоматизированные рабочие места, которые под- ключены к сети Интернет. Обучение детей-инвалидов в ЦДО организовано по инди- видуальным учебным планам, согласованным с родителями и учитывающим интере- сы каждого ребенка. Сеть образовательных организаций дополнительного образования представлена 63 образовательными организациями дополнительного образования (60 муници- пальных и 3 областных), в которых обучается более 70 тысяч детей. Воспитанники образовательных организаций дополнительного образования занимаются различны- ми видами художественного, научно-технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской деятельностью. В области действуют 11 образовательных организаций высшего образования и 31 образовательная организация среднего профессионального образования, кото- рые готовят специалистов по широкому спектру востребованных в регионе профес- сий и специальностей. Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обе- спечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления. Поэтапная ликвидация второй смены и сокращение степени износа общеобразо- вательных организаций осуществляется в рамках реализации национального проек- та «Образование», участия в федеральных проектах Минпросвещения России, Мин- строя России, Минсельхоза России и предоставления субсидий местным бюджетам на капитальные ремонты и реконструкцию общеобразовательных организаций в рамках государственных программ Липецкой области. Инфраструктура детского отдыха и оздоровления в 2019 году представлена 565 детскими оздоровительными учреждениями, из них 17 загородных детских оздоро- вительных лагерей; 365 лагерей с дневным пребыванием; 122 палаточных лагерей; 58 лагерей труда и отдыха, включенных в областной реестр организаций отдыха де- тей и их оздоровления и 3 детских санатория. С помощью государственной поддержки за последние 5 лет более 600 семей улучшили свои условия проживания (из них 74% или 452 молодые семьи). Построено и приобретено 64 тыс. м ~ жилья в сельской местности (46 тыс. м ~ молодыми семья- ми). В Липецкой области по итогам 2019 года введено 1255,0 тыс. м ~ жилья. Населе- нием за счет собственных и заемных средств построено 876,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 79,1% от общего объема жилья. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области средняя цена 1 м ~ общей площади квартир на рынке жилья по состоянию на IV квартал 2019 года составляет: 42,8 тыс. рублей – вторичный рынок; 44,7 тыс. рублей – первичный рынок. В Липецкой области по итогам 2018 года введено 910,3 тыс. м ~ жилья, что со- ставляет 84% к уровню 2017 года. Населением возведено 657,1 тыс. м ~ , или 72,2% от общего объема. В расчете на душу населения построено 0,79 м ~ жилья. В 2017 году введено 1 083,6 тыс. м ~ жилья, что составляет 100,5% к уровню 2016 года. Населением возведено 811,4 тыс. м ~ , или 74,9% от общего объема. Государственная поддержка постоянно проживающих на территории Липецкой области граждан в приобретении и строительстве жилья осуществляется в рамках подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государствен- ной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жи- льем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», утвержденной постановле- нием администрации области от 13 декабря 2013 г. № 588, а также подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 – 2017 годы и на период до 2024 года» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сы- рья и продовольствия Липецкой области», утвержденной постановлением админи- страции области от 28 октября 2013 г. № 485, и в соответствии с Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 г. № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья». Участниками жилищных подпрограмм могут стать молодые семьи, молодые специалисты, работники учреждений бюджетной сферы, граждане, проживающие в сельской местности, получившие российское гражданство, и при наличии регистра- ции по месту жительства. Кроме того, согласно Закону Липецкой области от 7 сентября 2011 г. № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государствен- ной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей» гражданам, имеющим трех и более детей, однократно бесплатно предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собствен- ности, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного под- собного хозяйства, дачного строительства, огородничества. Участники жилищных подпрограмм имеют право на получение социальных вы- плат на приобретение или строительство жилья из федерального и областного бюд- жетов, которые могут использовать для оплаты части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья с учетом общей площади типового жилого помещения, опре- деляемой в зависимости от количества членов семьи. Данная социальная выплата может быть также использована для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья, и оплаты задолжен- ности по ипотечному кредиту (займу). Оставшаяся стоимость жилья оплачивается за счет собственных и/или заемных средств. Социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставля- ются согласно очередности по дате постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признания их участниками подпрограмм, и лимита средств, выделяемых из федерального и областного бюджета на эти цели. Обяза- тельными условиями участия в жилищных подпрограммах является наличие у при- обретателя жилья собственных средств для оплаты первоначального взноса, а также необходимой платежеспособности семьи для обеспечения возврата заемных (кре- дитных) средств. Кроме того, в целях стимулирования рождаемости участникам всех вышеуказан- ных подпрограмм за счет средств областного бюджета предоставляется социальная выплата при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка на по- гашение целевого займа (кредита), полученного на приобретение или строительство жилья после постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных усло- вий и признания участником одной из жилищных подпрограмм, в размере стоимости 18 м ~ общей площади жилья. Вывод: область динамично развивается. Темпы социально-экономического развития по ряду показателей опережают среднероссийские значения. В средне- срочной перспективе они значительно возрастут в связи с производственной дея- тельностью в особых экономических зонах федерального и регионального уровней, реализацией приоритетных национальных проектов, а также целого ряда крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Все это потребует привлечения значительного количества трудовых ресурсов. В то же время, существует ряд проблем. Имеется потребность в обеспеченности местами в дошкольных организациях детей до 3-х лет. В общеобразовательных ор- ганизациях 11% детей обучаются во вторую смену, что не соответствует санитарным нормам и уровню безопасности. Уровень и качество жизни сельских жителей отстают от уровня жизни городского населения. Сохраняются проблемы в развитии инженерной инфраструктуры, улуч- шении транспортной доступности. Текущая ситуация также свидетельствует о недостатке рабочих высокой квали- фикации по определенным профессиям: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля; в строительстве – каменщик, крановщик, машинист строительной техники и др. Не полностью обеспечены врачебными кадрами учреждения здравоохранения. На протяжении последних лет сохраняется пропорция потребности регионально- го рынка труда: 83% – рабочие профессии, 17% – специалисты. Миграционные процессы еще недостаточно влияют на изменение ситуации на рынке труда. Таким образом, существует реальная необходимость в привлечении дополни- тельной рабочей силы путем добровольного переселения в область соотечественни- ков, проживающих за рубежом. Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить им со- действие в трудоустройстве и обустройстве на территории области. Модернизация экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально- квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет местных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями соци- ально-экономического и демографического развития области. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской эконо- мики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации как в отдельных районах, так и в области. Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил: необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потреб- ности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда; возрастающую значимость решения социально-экономических проблем, возни- кающих при привлечении иностранной рабочей силы; необходимость усиления контроля за нелегальной миграцией с целью ее мини- мизации. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубе- жом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулиро- вание возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов. Прогноз изменения численности населения Липецкой области Таблица 1 Единица из- мерения 2020 год (факт) 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год Численность населения на начало года тыс. чел. 1139,5 1133,3 1127,9 1122,6 1117,2 Численность населения на начало года (с учетом привлечения участников Госпрограммы и членов их семей) тыс. чел. 1136,3 1133,9 1131,6 1129,2 В рамках действующего законодательства в Липецкой области предусмотрены мероприятия, направленные на работу с семьями и детьми, повышение рождаемо- сти, социально-экономическую поддержку семей с детьми, профилактику социаль- ного сиротства, социальную адаптацию, повышение качества социальной защиты и комплексной реабилитации инвалидов, укрепление материально-технической базы учреждений реабилитационной направленности и совершенствование их деятельно- сти, усиление социальной поддержки лиц старшего поколения и повышение качества их жизни, привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста, укрепление материально-технической базы организаций социального об- служивания. В регионе производятся все социальные выплаты, гарантированные федераль- ным и региональным законодательством. Основными рисками реализации Подпрограммы являются следующие: несоответствие имеющейся профессиональной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленной в анкете соотечественника; жилищная необустроенность соотечественников; возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополни- тельных гарантий и мер социальной поддержки; конкуренция в доступе к обеспечению жильем и прочим объектам инфраструкту- ры с гражданами Российской Федерации; рост межнациональной напряженности; выезд участников Государственной программы из территории вселения ранее, чем через три года. Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлека- тельности, развития малого и среднего предпринимательства и промышленного сельскохозяйственного производства область нуждается как в квалифицированных (высококвалифицированных) специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощу- щаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализа- ции на территории области инвестиционных проектов. Реализация Подпрограммы будет способствовать обеспечению экономики об- Продолжение на 22-й стр. Продолжение. Начало на 19–20-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz