Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2020 г. (г. Липецк)

 Сотрудники банка никогда не будут спраши- вать данные, поскольку сами ими располагают;  при сомнительных транзакциях кредитное учреждение может за- блокировать счет на двое суток;  угрозы уголовной ответственности за то, что кому-то сообщите о звонке, есть не что иное, как попытка мошенников закрепить эффект запуги- вания;  при получении любой подозрительной инфор- мации лучше прервать разговор, позвонить в банк (номер «горячей» линии кредитной органи- зации указан на обратной стороне карты) или зайти в его ближайшее отделе- ние;  если речь идет о близ- ком человеке, сначала свяжитесь с ним и уже потом совершайте де- нежные операции (если ситуация того требует);  звонки с незнакомых номеров продолжи- тельностью в несколько секунд — так называемый массовый обзвон, рас- считанный на тех, кто сам выйдет на связь;  на телефон желатель- но установить прило- жение — определитель номера, это позволит «отсекать» ненуж- ные звонки и тем самым избежать мошеннических действий. ВАЖНО ЗНАТЬ Безопасность ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28 № 1 5 0 (26278) Анна Ледовских — ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВАМ ЗВОНЯТ ИЗ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКА. ПО ВАШЕЙ КАРТЕ ПРОВЕДЕНА СОМНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, — БЕЗОБИДНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР С «ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ» БАНКА МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ДЕНЕГ. НО КАК ОГРАДИТЬ СЕБЯ ОТ МОШЕННИКОВ? ИНТЕРНЕТУ НУЖНА ГИГИЕНА О громный выбор, акции, доставка покупки прямо к порогу дома. Сегодня только ленивый не пользуется услугами онлайн-магазинов. А с учетом сложившейся ситуа- ции с коронавирусом Интернет стал лучшим другом потребите- ля, позволив не только свести к нулю контакты в торговых залах, но и ощутить все прелести ком- форта. Исчезнувший продавец В большинстве случаев «сделки» купли-продажи про- ходят гладко. Но не всегда. «Как только я произвел оплату, про- давец исчез. Где мне искать то- вар и этого человека?!» — такая ситуация кому-то покажется до боли знакомой. Поскольку сум- мы потерь небольшие, не все об- манутые граждане обращаются в полицию. — В настоящее время за- вершается расследование уго- ловного дела в отношении молодой липчанки, которая целый год «продавала» обувь с помощью аккаунта в одной из популярных социальных се- тей, — говорит старший опер- уполномоченный управления уголовного розыска УМВД РФ по Липецкой области Ев- гений Голосов. — На страни- це якобы интернет-магазина были представлены фотогра- фии различных моделей обуви. Люди, выбрав товар, вносили стопроцентную оплату. После чего мошенница блокирова- ла покупателей в социальной сети. Жертвами такой торгов- ли стали 24 человека из разных регионов страны. Увы, никто из них в поли- цию не обращался. В против- ном случае расследовать такие преступления было бы проще, а у граждан было больше шансов вернуть свои деньги. Поскольку дело раскрыли, все пострадав- шие получили средства обратно. А липчанке за подобное наруше- ние закона грозит до четырех лет условного срока. Злоумышленники постоянно придумывают новые способы легкой наживы. Так, продавая шубу на одном из популярных сайтов, липчанка Алена факти- чески сама за нее же и распла- тилась. — Откликнулся покупатель из другого региона, — расска- зывает девушка. — В переписке пообещал перевести деньги и попросил данные карты. Когда я ввела код подтверждения, со счета исчезло 20 тысяч рублей. О мошенничестве я слышала, но не думала, что это произойдет мгновенно и именно со мной. К тому же очень хотелось продать вещь, — признается пострадав- шая. Общероссийская проблема В случае с нашей следующей героиней Екатериной к эффек- ту внезапности добавилось чув- ство страха. Представившись сотрудником банка, звонивший сообщил, что на ее имя пыта- ются взять кредит в сумме 200 тысяч рублей. Чтобы остановить мошенников, Екатерине самой посоветовали оформить кредит. Далее все пошло по известному сценарию. — Я сообщила данные, а после того как назвала трехзначный номер, ука- занный на обратной сто- роне карты, мошенники сумели зайти в мой Лич- ный кабинет, — расска- зывает пострадавшая. — В считанные минуты от мо- его имени им одобрили кредит. Но день- ги перевести они не успели. К счастью, рядом находилось отделение банка. Я обратилась к специалистам, и они быстро заблокировали счет. Добрая часть всех мошенни- честв и краж в Интернете при- ходится на подобные преступ- ления. В полиции их называют общероссийской проблемой. Минимум контактов с жертвой, поставленная речь и убедитель- ный голос — путем несложных операций похищают сотни ты- сяч рублей. — Нередко такие правона- рушения совершаются с ис- пользованием IP-телефонии. Отследить преступную схему, которая приведет к конкретному счету, компьютеру и человеку, возможно, — комментирует Ев- гений Голосов. — Однако дело осложняется тем, что звонки зачастую совершаются с терри- тории других государств. Более того, новые технологии позво- ляют подменять телефонные но- мера. Вплоть до использования номеров участковых уполномо- ченных и других представителей органов внутренних дел. Надо учиться! Отрадно, что грамотному поведению в Интернете сейчас учат. Этому посвящен свод пра- вил под общим названием «Ки- бергигиена». Данное направле- ние не так давно появилось в Центре цифрового образования детей «IT-куб» Центра дополни- тельного образования Липец- кой области. Юные посетители проявляют к теме неподдельный интерес. Под руководством пе- дагога Артема Кузнецова ребята с пятого класса изучают азы ра- боты во Всемирной паутине. — Год от года мошенники становятся все изощреннее, — рассказывает АртемКузнецов. — Свою задачу вижу в том, чтобы вос- питыв ать гра- мотных пользо- вателей Интер- нета, которым не страшны хит- роумные уловки. Одним из популярных видов «добычи» личной информации в последнее время стали фишин- говые сайты (от англ. fishing — рыбная ловля) — ресурсы, практически полностью копи- рующие официальные страни- цы банков, платежных систем. Перейдя по ссылке, мы, сами того не подозревая, оставляем свои данные в руках злоумыш- ленников. Аналогичная история с получением сообщений о все- возможных выигрышах и акци- ях, уведомлений с просьбой про- голосовать за друга в опросе или перевести на его счет несколько тысяч рублей. А между тем су- ществует ряд простых правил, которые позволят минимизиро- вать риски онлайн-переводов, покупок, присутствия и обще- ния в социальных сетях. — Во-первых, я бы посове- товал усилить пароли, — гово- рит Артем Кузнецов. — Они не должны содержать дату и год ро- ждения. А ведь именно эти ком- бинации мы чаще всего исполь- зуем! Надежный пароль состоит из 8 – 12 символов, причем не только букв, но цифр и других знаков. Также рекомендуется как можно чаще менять пароли в разных ресурсах. Во-вторых, хорошим способом защитить аккаунт является двухфакторная аутентификация, когда запра- шиваются данные двух разных типов. Сначала это логин и пароль, а затем — специаль- ный код, который приходит по sms или электронной почте. В-третьих, если речь идет об устройствах общего пользова- ния, будьте внимательны — не сохраняйте пароли в браузере, чаще используйте режим «ин- когнито». Эти простые правила обезопасят от лишних потерь и переживаний. Фото из архива Артема Кузнецова ПО ДАННЫМ УМВД РОССИИ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ ЭТОГО ГОДА В РЕГИОНЕ ЗАФИКСИРОВАНО СВЫШЕ 2 , 3 ТЫСЯЧИ ИНТЕРНЕТ- ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОДОМ РАНЕЕ. Артем Кузнецов (слева) ведет занятия по кибергигиене

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz